Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:39, реферат
Современная концепция маркетинга прошла достаточно долгую эволюцию. Как особый подход к управлению производством и реализацией, она выделилась в начале ХХ века, когда формировалось крупномасштабное производство, резко обострилась конкуренция. Это стимулировало поиск и разработку новых подходов к управлению рыночной деятельностью фирм, стимулированию спроса на выпускаемую продукцию.
Эволюция и направления изменения парадигм в маркетинге
Современная концепция маркетинга прошла достаточно долгую эволюцию. Как особый подход к управлению производством и реализацией, она выделилась в начале ХХ века, когда формировалось крупномасштабное производство, резко обострилась конкуренция. Это стимулировало поиск и разработку новых подходов к управлению рыночной деятельностью фирм, стимулированию спроса на выпускаемую продукцию. Наиболее остро этот процесс проявлялся в Соединенных штатах. Американские экономисты того времени подчеркивали, что основная проблема для предпринимателей - анализ и организация сбыта. Сходные проблемы наблюдаются и в российской экономике конца 80-х, когда начались экономические реформы и появился значительный интерес к маркетингу.
Таким образом - изначально маркетинг увязывается главным образом лишь с реализацией товаров. В тоже время маркетинг выделился в самостоятельный учебный курс в ведущих университетах США - Мичиганском, Иллинойском, Гарвардском и др. Основное внимание при его изучении уделялось вопросам организации сбыта, торговли и рекламы. Однако в дальнейшем ограниченность такой трактовки стала очевидной. Значительную роль в этом сыграл и кризис 1929-1933 гг., после которого маркетинг окончательно утратил чисто сбытовую ориентацию. Он приобрел гораздо более комплексный характер, начал охватывать различные стороны функционирования фирм, превратившись в один из важнейших элементов их деятельности по разработке и продвижению продукции к потребителям, созданию условий для увеличения спроса на товары.
В 1926 году в США была организована Национальная ассоциация маркетинга и рекламы, на основе которой в дальнейшем было создано Американское общество маркетинга, переименованное в 1973 г. в Американскую ассоциацию маркетинга (АМА). Несколько позже подобные ассоциации и организации появились в странах Западной Европы и Японии. Стали возникать международные маркетинговые организации - Европейское общество исследования маркетинга и общественного мнения, Европейская академия маркетинга и т.д. В бывшем СССР в середине 70-х годов при Торгово-промышленной палате была образована секция маркетинга, а уже в ходе реформ в 1990 г. была создана Всесоюзная ассоциация маркетинга. В настоящее время в России действует Всероссийская ассоциация маркетинга (президент - проф. А.А. Браверман) и целый ряд региональных организаций, например, Балтийская ассоциация маркетинга в Санкт-Петербурге.
На первом этапе (20-е годы)
маркетинг рассматривался как сфера
прикладной экономики, практика сбытовой
деятельности. Все теоретические
исследования строились на анализе
и обобщении эмпирического
На втором этапе, в 30-40-е годы начинают появляться различные концепции маркетинга, различающиеся между собой подходом к пониманию предмета маркетинга. Здесь следует выделить распределительную, институциональную и функциональную концепции маркетинга.
Распределительная концепция маркетинга - отождествляет маркетинг с анализом механизма товародвижения.
Институциональная концепция маркетинга - исходит из предположения, что рынок представляет собой сферу, в которой проявляется коллективная деятельность социальных групп и организаций, поэтому теория рынка и маркетинга предполагает анализ поведения социальных групп, государств, различных организаций как коммерческого, так и некоммерческого характера
Функциональная концепция
маркетинга - дает понимание маркетинга
как комплекса функций
Развитие функциональной концепции привело в 50-х годах к трактовке маркетинга как рыночной концепции управления. Начался третий этап в эволюции маркетинга. Ориентация на рынок - основная идея маркетинга, как рыночной концепции управления.
Рассмотрение маркетинга
в качестве рыночной концепции управления
потребовало теоретических
Четвертый этап эволюции концепции
маркетинга (50-60-е годы) характеризуется
разработкой базовых основ
Пятый этап (конец 60-х годов
до настоящего времени) - это развитие
общей теории управленческого маркетинга.
Маркетинг представляет собой элемент
общекорпоративной системы
Изначально в 1970-е гг. роль маркетинга значительно снизилась по сравнению с 1960-ми гг., когда маркетинговая ориентация компании рассматривалась как неотъемлемый элемент роста прибыли на растущих рынках.
В 1970-е же годы преобладающими стали финансовые приоритеты в рамках перераспределения средств между корпоративными подразделениями. Маркетинг же и маркетинговое планирование ограничивались уровнем отдельных марок, а их стратегическая направленность, имевшая место в 1960-е гг., претерпела значительные изменения.
На рубеже 80-х годов
в экономике большинства
Между тем в 1980-е гг. развивавшаяся практика планирования и управления потребовала нового осмысления приоритетов и ориентиров самого процесса управления, «ломала» сложившуюся процедуру корпоративного стратегического планирования. Усиливавшееся конкурентное давление на развитых рынках требовало повышенного внимания производителей к качеству продукции, использованию новых материалов и технологий, гибкости и скорости реакции на изменения окружающей среды, индивидуализации предложения товаров и услуг.
На основе добровольного
и устойчивого сотрудничества целого
ряда хозяйствующих субъектов
Рассмотрение фирмы не
как отдельного хозяйственного звена,
а как субъекта хозяйственных
связей, партнера в сети взаимодействующих
на рынке организаций вызывает значительные
изменения в самой
Основными ориентирами маркетинговой
деятельности становятся: согласование
функционирования звеньев в сети
хозяйственных связей при сохранении
приоритетов конечного
К середине 80-х эволюция маркетинга на рынке привела к тому, что благополучие, как отдельных предприятий, фирм, так и государств, стало зависеть не только от уровня развития наиважнейших технологий, но и от того, насколько эффективно применяют сам маркетинг. В странах, где маркетинг достиг наиболее высокого уровня своего развития, темпы роста его инфраструктуры значительно выше, создаются и занимают свое место на рынке специализированные профессиональные компании, занимающиеся всем спектром вопросов, связанных с маркетинговой деятельностью предприятий. Совершенствуются технические средства маркетинга. А в результате использования его различных составляющих, повышается предпринимательская культура, культура самого маркетинга и его качество.
Интересной представляется
разработка немецких специалистов, в
которой анализируется эволюция
маркетинговой концепции
Таблица 1.1. Эволюция маркетинга
1900-1950 гг. |
Учение о товаре |
Ориентация на распределение, теория об экспорте и сбыте |
Сельскохозяйственное |
Наблюдение анализ покупок и продаж; расчет вероятности; потребительские панели |
1960 г. |
Учение о сбыте |
Организация продаж; развитие теории,
ориентированной на товар и его
функции; маркетинг как функция дистрибь |
Потребительский маркетинг |
Анализ мотивов, исследование операций, моделирование |
1970 г. |
Учение о приоритетной значимости маркетинга (маркетинг как рецепт) |
Ориентация на торговлю, сбыт и частично на потребителя. Господствующая теория - научные основы поведения и принятия решений |
Промышленный и |
Факторинг, дискриминантный анализ, математические методы, маркетинговые модели, анализ данных |
1980-1990 гг. |
Формирование учения о маркетинге как функции менеджмента. стратегический маркетинг, маркетинговая концепция управления |
Ориентации на конкурентов и экологию. Господствующая теория - ситуационный анализ. |
Промышленный и |
Позиционирование, кластерный анализ, типология потребителей, экспертные системы, причинно-следственный анализ. |
1990-2000 гг. |
Формирование учения о маркетинге как функции и инструментарии предпринимательства. |
Господствующая теория - теория рыночных сетей и взаимодействия, теория коммуникаций. Ориентация на социальный и экологический эффект. |
Промышленный и |
Позиционирование, кластерный анализ, типология потребителей, модели поведения потребителей и конкурентов, бенчмаркинг, теория игр. |
Информация о работе Эволюция и направления изменения парадигм в маркетинге