Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 22:16, контрольная работа
В общем смысле концепция часто понимается как система взглядов, способ представления тех или иных явлений в процессе организации и осуществления какой-либо деятельности. Нередко концепция рассматривается как система основных идей, общий замысел, идеология организации деятельности предприятия или отдельного предпринимателя, интегрированная целевая философия хозяйствования, склад мышления предпринимателя, направленность его действий.
Как видно, концепция предполагает научно обоснованную увязку таких ее компонентов, как идея, стратегия, инструментарий и цель.
Эволюция концепции маркетинга.
В общем
смысле концепция часто понимается
как система взглядов, способ представления
тех или иных явлений в процессе
организации и осуществления
какой-либо деятельности. Нередко концепция
рассматривается как система
основных идей, общий замысел, идеология
организации деятельности предприятия
или отдельного предпринимателя, интегрированная
целевая философия
Как видно,
концепция предполагает научно обоснованную
увязку таких ее компонентов, как
идея, стратегия, инструментарий и цель.
В этом контексте концепция маркетинга
представляет собой научно обоснованный
замысел (проект) организации деятельности
вообще и/или маркетинговой
Концепция маркетинга должна разрабатываться на основе стратегического анализа планируемой или осуществляемой деятельности предприятия. Разработка концепции маркетинга обычно включает следующие этапы:
- осуществление
стратегического анализа
- определение целей предприятия и целей маркетинговой деятельности;
- обоснование маркетинговой стратегии;
- выбор
инструментария маркетинговой
В зависимости от уровня развитости производства и спроса на предложенные товары концепция маркетинга претерпевала эволюционное развитие.
Изменения концепции маркетинга в основном определялись и определяются состоянием и взаимодействием в рыночном пространстве таких субъектов, как производитель (продавец), потребитель (покупатель) и государство (власти).
Мировая наука и практика в области маркетинга и предпринимательства обосновали и рекомендуют выделять следующие концепции в эволюции маркетинга: производственную, товарную, сбытовую, традиционного маркетинга, социально-этического маркетинга и маркетинга взаимодействия.
Таблица 1 :
Эволюция концепции маркетинга
Годы |
Концепция |
Ведущая идея |
Основной инструментарий |
Главная цель |
1860-1920 |
Производственная |
Произвожу то, что могу |
Себестоимость, производительность |
Совершенствование производства, рост продаж, максимизация прибыли |
1920-1930 |
Товарная |
Производство качественных товаров |
Товарная политика |
Совершенствование потребительских свойств товара |
1930-1950 |
Сбытовая |
Развитие сбытовой сети, каналов сбыта |
Сбытовая политика |
Интенсификация сбыта товаров за счет маркетинговых усилий по продвижению и продаже товаров |
1960-1980 |
Традиционного маркетинга |
Произвожу то, что нужно потребителю |
Комплекс маркетинга-микса, исследование потребителя |
Удовлетворение нужд потребностей целевых рынков |
1980-1995 |
Социально-этического маркетинга |
Произвожу то, что нужно потребителю, с учетом требований общества |
Комплекс маркетинга-микса, исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг |
Удовлетворение нужд потребностей целевых рынков при условии сбережения человеческих, материальных, энергетических и других ресурсов, охраны окружающей среды |
С 1995 г. по настоящее время |
Маркетинга взаимодействия |
Произвожу то, что удовлетворяет потребителей и партнеров по бизнесу |
Методы координации, интеграции и сетевого анализа, комплекс маркетинга-микса |
Удовлетворение потребностей потребителей,
интересов партнеров и |
Предложенная
классификация концепции
Производственная концепция ставит во главу угла производителя и увеличение объемов производства существующего ассортимента товаров. Эта концепция является изначальной, но и в настоящее время находит применение. В соответствии с ней при организации производства и реализации продукции используется известный принцип поведения потребителя — ориентация на товары, которые широко распространены и продаются по доступной цене.
Руководство предприятия в этом случае прилагает усилия для обеспечения большой серийности и продажи товара через разнообразные точки сбыта. Применение этой концепции имеет место, например, в следующих случаях:
1) когда основная часть реальных и потенциальных потребителей на рынке имеет ограниченный, небольшой доход;
2) когда
спрос на данный товар
3) когда
в условиях производства, особенно
новой продукции,
При использовании
этой концепции основной акцент падает
на производство. Главное — произвести,
а сбыть товар в условиях отсутствия
аналогичных товаров на рынке
— дело несложное. В связи с
этим эффективность деятельности предприятия
в основном определяется экономикой
производства (увеличить серийность,
снизить себестоимость, больше продать).
О потребителе не думают вообще,
рынок не исследуется, главное —
произвести дешевый товар с
Производственной
концепции маркетинга придерживался
в свое время Генри Форд (1863-1947),
создатель общества массового потребления
и социальных гарантий, автомобильный
король Америки. Талантливый инженер,
организатор производства и великолепный
предприниматель Г. Форд внес существенный
вклад в развитие концепции автомобилестроения.
Настоящим триумфом Г. Форда стало
внедрение автомобиля модели "Т".
Это был доступный по цене автомобиль
для многих тысяч "средних американцев".
Г. Форд благодаря своему новаторскому
чутью своевременно обнаружил потребности
развития американского общества в
конце XIX — начале XX в. Это был
этап бурного развития промышленности
США, который требовал развитой сети
доставки товаров на значительные расстояния
с помощью совершенных
За годы
производства модели "Т" (1908-1927) было
продано свыше 15 млн. автомобилей, легко
завоевавших потребительский
Производственная концепция и в настоящее время используется во многих странах. Использовалась она и в СССР, когда спрос на большинство товаров превышал предложение, когда необходимо было постоянно совершенствовать производство в целях увеличения объемов изготовления продукции.
В России
также все еще главенствует производственная
концепция маркетинга. Но низкий уровень
конкурентоспособности
Следует иметь в виду и то, что производственная концепция посильна не всем. Для того чтобы ее принять, надо обладать достаточно большим капиталом (в России это обеспечивало долгое время государство), авторитетом, имиджем предприятия и иметь развитой внутренний рынок для распродажи производимой продукции.
Товарная концепция концентрирует внимание на том, что потребитель всегда благоприятно отнесется к товару, если он хорошего качества и имеет умеренную цену. Потребитель заинтересован в таких товарах, знает о наличии изделий-аналогов и осуществляет свой выбор путем сравнения качества и цен на аналогичные товары других предпринимательских организаций. Достижение желаемого объема продажи и прибыли требует небольших затрат на маркетинговую деятельность.[2]
Этой
концепции придерживаются многие предприятия,
в том числе и некоммерческие.
Однако концепция товара не всегда
приносит успех, возможно проявление маркетинговой
близорукости. Это имеет место, когда
игнорируется необходимость изучения
покупательной способности
Деятельность,
основанная на сбытовой концепции, начинается
с имеющегося в распоряжении предприятия
товара. При этом главной задачей
является достижение объема продажи, необходимого
для получения прибыли за счет
различных мероприятий по стимулированию
сбыта. Таким образом, предполагается,
что потребители будут покупать
предлагаемые товары в достаточном
объеме лишь в том случае, если компанией
будут приложены определенные усилия
по продвижению товаров и
Эффективность концепции сбыта в течение длительного времени Ф. Котлер объясняет следующим:
- многие покупатели считают, что они в состоянии защищать свои интересы;
- покупатели,
не удовлетворенные покупкой, вскоре
забывают о своем чувстве
- покупатели,
недовольные покупкой, не очень
часто делятся своими
- покупатели, неудовлетворенные покупкой, едва ли будут обращаться с жалобой в общество, защищающее их интересы;
- всегда
имеется достаточно большое
Однако процесс интенсификации продаж уже произведенных товаров, навязывание покупки требует значительного внимания к наращиванию производства и совершенствованию товара. При этом из поля зрения обычно выпадают рынок и потребитель, что снижает эффективность концепции сбыта.
Традиционная маркетинговая
Маркетинговая концепция обязывает:
- производить то, что можно продать, вместо попыток продать то, что можно произвести;
- любить потребителя, а не свой товар;
- не продавать товары, а удовлетворять потребности;
- изучать
не производственные мощности, а
потребности рынка и
- увязывать
цели, требования потребителей и
ресурсные возможности
- адаптироваться к изменениям в структуре и характеристиках потребителей;
- оценивать
воздействия конкуренции,
- ориентироваться на долгосрочную перспективу и рассматривать потребности потребителей в широком плане.
Согласно концепции маркетинга продажа — это средство общения, коммуникации и изучения потребителей, и, если они не удовлетворены, необходимо менять общую политику, а не процесс продажи.
Предприятие планирует и координирует разработку маркетинговых программ, направленных на удовлетворение выявленных потребностей. Она получает прибыль посредством удовлетворения потребностей покупателей. В такой ситуации решение о том, что следует производить, принимается не предпринимательскими единицами, не правительством, а потребителями.[2]
Концепция социально-этического маркетинга — традиционная концепция маркетинга, которая учитывает потребности и интересы предприятия, однако не всякая компания и в настоящее время использует эту концепцию. Дело в том, что маркетинг на практике представляется чрезвычайно сложной задачей, при решении которой требуются большой объем плановых расчетов, подготовка кадров, значительные дополнительные затраты. Кроме того, существует сомнение не в практической пользе концепции маркетинга, а в правомерности и законности ее применения в отношении не потребителей и отдельных предпринимательских единиц, а всего общества, т.е. сомнение в том, способствует ли маркетинг удовлетворению индивидуальных потребностей и долговременным интересам общества; не приводит ли стремление предприятия к удовлетворению запросов потребителей к нежелательным последствиям в обществе. Очевидно, что опасения не лишены оснований. Достаточно отметить, что традиционная концепция маркетинга нацеливает на постоянное возбуждение потребностей и спроса, а это ведет не только к удовлетворению потребностей и желаний покупателей, но и к появлению стремления к неудержимому росту прибыли, что, как показывает практика, часто приводит к нарушению требований рациональности потребления, к нехватке сырьевых, энергетических ресурсов, растущему загрязнению окружающей среды. В целях рационализации потребления, гуманизации производства и экологической защищенности общества от нежелательных процессов производства появилась новая концепция, призванная заменить традиционную концепцию маркетинга. Новую концепцию Ф. Котлер назвал концепцией социально-этического маркетинга, которая предполагает достижение целей предприятия с учетом удовлетворения потребностей как отдельного потребителя, так и общества в целом. Обязательными условиями применения концепции социально-этического маркетинга являются: