Качество товара в системе маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Товарная политика занимает одно из ключевых мест в общей системе маркетинговой деятельности и предполагает меры по повышению конкурентоспособности выпускаемой фирмой продукции, прежде всего по улучшению ее качественных характеристик, соответствующих запросам конечных потребителей, созданию новых товаров, оптимизации их ассортимента, удлинению жизненного цикла. Главная задача производства и экономики в целом состоит в том, чтобы, используя интеллект и физическую рабочую силу людей, преобразовать природные сырьевые ресурсы в форму, пригодную для удовлетворения потребностей.

Файлы: 1 файл

курсач основа.docx

— 119.33 Кб (Скачать файл)

В условиях развитого  конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая и их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможности. Товар в маркетинговом понимании — «это не то, о чем подробно рассказывает инженер, а то, чего подспудно требует от него потребитель, — указывал американский маркетолог Теодор Левит». То, что требуется конкретному конечному потребителю в смысле свойств и особенностей товара, для производителя и продавца складывается в понятие «конкурентоспособность» продукта или то- вара, и задача производителя — добиться соответствующего запросам конкретного рынка и уровня конкурентоспособности конкретных потребителей. Это не обязательно должен быть самый высокий технически уровень или уровень мировых стандартов. Может быть ситуация, когда изделие, отвечающее с технической точки зрения мировым образцам, не находит активного сбыта на конкретном рынке, т.е. не имеет должной конкурентоспособности.

Превышение норм, стандартов и правил (если оно не вызвано повышением государственных  или иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но может снизить ее, поскольку ведет  к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности. Понятие «конкурентоспособность товара» — весьма емкое и многогранное и не может быть сведено только к технико-экономическим показателям изделия или техническому уровню товара.

Любой товар после  выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием.

Конкурентоспособность новых товаров должна быть долговременной и опережающей. Для этого необходимо обеспечить непрерывное и систематическое изучение конкурентоспособности товара в тесной привязке к фазам его жизненного цикла. Следует учитывать и тот факт, что выпуск предприятием нового продукта прежде, чем старый исчерпал свои возможности поддержания конкурентоспособности, экономически нецелесообразен.

Качество товара является основной составляющей конкурентоспособности товара, но не единственной. В соответствии с определением Международной организации по стандартизации (ИСО), качество — это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Конкурентоспособность товара в отличие от качества определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Конкурентоспособность товара — это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов-аналогов по степени удовлетворения запросов потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным.

Из определения  конкурентоспособности видно, что  одним из условий выбора товара потребителем являются затраты, которые будут связаны с приобретаемым товаром. Для многих видов товаров, особенно для технически сложных изделий, реализация полезного эффекта достигается в ходе их эксплуатации, что обычно связано для покупателя с дополнительными расходами. Таким образом, приобретая товар, покупатель несет расходы как по его приобретению, так и по потреблению. Общая сумма этих расходов составляет цену потребления.

Некорректно отождествлять  «конкурентоспособность» с «уровнем качества» и «техническим уровнем продукции». С позиции качества сравнимы лишь однородные товары. Группы продуктов классифицируются по показателям, характеризующим не только основные области их применения, но и существенные конструктивные и технологические особенности. Это значительно сужает рамки классификации. С позиции оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения берется конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, коль скоро они предоставляют иные возможности и способы удовлетворения одной и той же потребности.

Конкурентоспособность — важная рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка — его конкурентность. Качество — категория, присущая не только рыночной экономике. Конкурентоспособность носит более динамичный и изменчивый характер. При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры, действия конкурентов — производителей и конкурирующих товаров, колебания цен, на воздействие рекламы и т.д..

Конкурентоспособность — понятие относительное, четко  при- вязанное к конкретному рынку времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособость приобретает еще и индивидуальный оттенок. При определении качества продукта следует пытаться выделить наиболее предпочтительные для потребителя свойства товара. Не- обходимо иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требований конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом. Качество товара зависит от общественных потребностей и возможностей производства по их удовлетворению и определяется не- сколькими уровнями.

1. Соответствие  стандарту. Качество оценивается как соответствие либо несоответствие требованиям стандарта (или другого документа на изготовление продукции — технических условий, договора и т.п.).

2. Соответствие  использованию. Продукт должен  удовлетворять не только обязательным  требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.

3. Соответствие  фактическим требованиям рынка.  В идеальном варианте это означает  выполнение требований покупателей  о высоком качестве и низкой  цене товара.

4. Соответствие  латентным (скрытым, неочевидным) потребностям. Предпочтение покупателей получают товары, обладающие дополнительными к другим потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые у потребителей носили неявный, малоосознаваемый ими характер.

Качество включает множество компонентов. К ним  относятся технико-экономические  показатели качества продукции, а также  качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долго- вечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости — определяющие в этом ряду. Все большее значение приобретают такие свойства и характеристики, как экологические, эргономические, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические показатели связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и пр.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д. Важным критерием определения качества изделия и соответственно его конкурентоспособности является соответствие продукции обязательным стандартам качества. Факт несоответствия изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос возможности поставки и сводит на нет остальную работу по повышению качества продукции. Поэтому при планировании выхода на новый рынок следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе.

Большое значение приобретает обеспечение патентной  чистоты и патентной защиты товара. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной  на соответствующем рынке.

При оценке качества товара в зависимости от количества показателей, по которым принимается решение о качестве, применяют дифференциальный, комплексный или смешанный методы оценки.

Дифференциальный  метод оценки качества товаров основан  на использовании единичных показателей качества, при помощи которых определяется соответствие данного товара уровню базового образца в целом или по отдельным показателям. Комплексный метод основан на сопоставлении обобщающих показателей качества оцениваемого и базового образцов. При смешанном методе оценки единичные показатели качества сначала объединяются по группам свойств и для каждой группы рассчитывают групповой комплексный показатель качества, а затем групповые показатели оценивают дифференциальным методом.

Помимо качества конкурентоспособность включает в себя маркетинговую и коммерческую составляющие, что в совокупности представляет собой цену приобретения товара. Маркетинговая составляющая показывает преимущества или недостатки в уровне конкурентоспособности товара по характеру и качеству исследования рынков и запросов конечных потребителей, степени эффективности работы по продвижению товара на рынок, стимулированию продаж, рекламной деятельности, учету ЖЦТ, правильности выбора ценовой стратегии, рациональности формирования сбытовой сети и каналов товародвижения и пр.

Коммерческая  составляющая конкурентоспособности свидетельствует о качестве коммерческой работы по сравнению с фирмами-конкурентами и включает в себя уровень компетенции в подготовке и проведении переговоров и заключении торговой сделки, в выборе форм и методов поставки товара, определении условий контракта, в частности, цены товара, его качества, способов удовлетворения возможных рекламаций, согласовании условий и форм платежа, сроков и условий поставки товара, технического обслуживания и т.д..

Конкурентоспособность характеризуется также экономической  составляющей, показывающей выгодность или невыгодность данного товара с точки зрения расходов на его использование и утилизацию: количество и стоимость потребляемых сырья и материалов, топлива и энергии, расходы и сроки осуществления ремонтных работ и снабжения запасными частями, количество рабочих для обслуживания данного товара, расходы на их заработную плату и др.

Немаловажное  значение придается вопросам имиджа и престижа как фирмы, производящей товар, так и коммерческих и торговых специалистов фирмы, а также авторитету самой страны, где производится товар. Показателями престижности фирмы могут  служить степень признания на рынке и у потребителей авторитета ее товарного знака (за что они согласны платить дороже), доля данной фирмы в общем объеме продаж данного товара на данном рынке, динамика роста продаж и т.д. Престижность товара — это способность товара придавать его пользователю определенный социальный статус.

В целом все  вышеуказанные составляющие конкурентоспособности  образуют цену потребления товара, она не сводится только к цене, по которой покупатель приобретает  товар, а включает и такие понятия, как экономичность использования  товара в процессе эксплуатации, престижность его торговой марки и т.д.

Цена потребления  обычно больше продажной цены. Например, за весь срок службы автомобиля продажная  цена составляет 20% общих расходов, бытового холодильника — около 10%. Следовательно, наиболее конкурентоспособен не тот  товар, который предлагается по минимальной  цене на рынке, а тот, у которого цена потребления за весь срок его службы у потребителя минимальная. Поэтому  снижение прейскурантной цены даже в  значительных пределах может не быть существенным фактором конкурентоспособности, если отношение «продажная цена/цена потребления» находится в пределах 0,05—0,2.

 

2.3 Качество товара 

 

Качество - совокупность характерных  свойств, формы, внешнего  вида и  условий применения, которыми  должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.  Все эти элементы определяют требования к качеству изделия, которые конкретно воплощены  на этапе проектирования в технической  характеристике изделия, в конструкторской  документации, в технических условиях. Предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д.

Потребители ожидают от компаний-поставщиков  и наиболее высоко оценивают товары и услуги высокого качества. Но что  такое качество? Его определяют как  «пригодность для использования», «соответствие  требованиям», «отсутствие вариативности» и т.д. Мы будем использовать определение  Американского общества по контролю качества. Качество - это совокупность свойств и характеристик товаров  или услуг, имеющих отношение  к их способности удовлетворять  заявленные или подразумеваемые  потребности. Когда товар (услуга) удовлетворяет  или превосходит ожидания покупателя, мы говорим, что этот товар - качественный. Компания, которая удовлетворяет  большинство потребностей своих  покупателей, считается «качественной» компанией. Однако важно понимать различие между качеством соответствия и  качеством функционирования. Автомобиль марки «Lexus» обеспечивает потребителя более высоким в сравнении с автомашинами марки «Hyundai» качеством: он устойчивее, имеет более высокую скорость, долговечнее и т.д. Тем не менее соответствующее качество «Lexus», и «Hyundai» можно назвать одинаковым, поскольку все выпущенные автомобили предоставляют потребителям именно то качество, которое было декларировано.

Качество - ключ к созданию ценности и удовлетворению покупателя. Качество, как и маркетинг, должно быть делом каждого в компании. В компании, ориентированной на качество, у маркетологов есть две основные обязанности. Во-первых, они должны принимать участие в формировании стратегии и политики достижения тотального качества. Во-вторых, наряду с качеством производства они призваны обеспечить качество маркетинга. Каждая функция маркетинга - исследование рынка, обучение продажам, реклама, обслуживание заказчиков - должна выполняться в соответствии с наивысшими стандартами.

Информация о работе Качество товара в системе маркетинга