Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:06, реферат
Система государственного управления, как и всякое социально организованное образование, состоит из функционально объединенных связями подсистем (элементов), которые обладают специфическими свойствами, благодаря чему и находят свое место в структуре организации. Организационно-функциональная структура государственного управления представляет собой определенным образом организованный, функционально взаимосвязанный состав системообразующих элементов (структурных частей): государственные институты, обеспечивающие функционирование системы управления, в их вертикальной и горизонтальной зависимости, в организационном взаимодействии и
Важным принципом
На основе блока организационно-
Так, принцип разделения труда означает наделение соответствующего органа или должностного лица определенными конкретными правами и обязанностями, возложение на него ответственности за решение поставленных перед ним задач.
Принцип иерархичности означает ответственность нижестоящих структур управления перед вышестоящими, причем каждый служащий административной иерархии отвечает за весь доверенный ему участок работы и за деятельность подчиненных ему лиц. Таким образом, формируется скалярная (от лат. scalaris - ступенчатый) цепочка, звенья которой контролируются в иерархической последовательности и их деятельность оперативно корректируется вышестоящими структурами.
Принцип оптимального сочетания централизма и децентрализма позволяет избежать двух крайностей. С одной стороны, он позволяет избежать анархии, ставит определенные законом пределы «самодеятельности», что особенно актуально, например, в период становления федеративных отношений, когда власти субъектов федерации стремятся взять на себя несвойственные им полномочия. С другой стороны, он создает необходимые условия для развития здоровой инициативы на местах, гарантирует защиту законных прав нижестоящих структур.
Принцип сочетания федерального, регионального и местного управления достаточно сложен, и его специфика для каждой страны (не обязательно федерации) уникальна. Он является как бы оборотной стороной принципа разграничения предметов ведения и полномочий, обеспечивая единство при децентрализации управления, и тесно связан с принципом субсидиарности (от лат. subsidiarius - резервный, вспомогательный), предполагающим, в частности, решение возникающих вопросов управления на том уровне, где они возникают.
Принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью позволяет повысить уровень ответственности должностных лиц и вовлечь в выработку решений руководящих работников разного уровня.
Принцип единства распорядительства означает, что приказы и распоряжения для каждого конкретного работника исходят от одного начальника, что обеспечивает оперативность, ответственность, четкость, единство требований.
Принцип одного начальника непосредственно связан с предыдущим, и его специфика заключается в том, что каждый нижестоящий работник должен напрямую подчиняться, выполнять указания и докладывать одному вышестоящему должностному лицу.
Благодаря принципу делегирования полномочий удается разгрузить вышестоящего руководителя (вышестоящую инстанцию) от решения рутинных вопросов, которые возлагаются на подчиненных (нижестоящую инстанцию) и за которые последние несут ответственность.
Суть принципа диапазона управления заключается в том, что любой вышестоящий начальник несет ответственность за деятельность строго определенного числа подчиненных ему лиц.
Организационно-
К структурно-целевым принципам относятся: согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость и иерархия целей государственного управления; последовательность в достижении всей совокупности целей, когда достигнутые результаты становятся источником последующих целей; дифференциация управленческих функций государственных органов в соответствии с их местом и ролью в государственном управлении.
Структурно-функциональные принципы включают: правовое закрепление управленческих функций в компетенции соответствующих органов государственной власти; концентрацию управленческих функций и необходимых для этой цели ресурсов в руках компетентного органа в соответствии с интересами и потребностями объекта управления; комбинирование действий организационных структур для исключения дублирования и параллелизма в их работе и др.
Структурно-организационные при
Организация государственно-управленческой
деятельности подчиняется структурно-
Достижение целей
Впервые вопрос о частных принципах управления поставил известный американский ученый Гаррингтон Эмерсон. Он сформулировал их в книге «Двенадцать принципов производительности» (1912), это:
• точно поставленные идеалы или цели;
• здравый смысл;
• компетентная консультация;
• дисциплина;
• справедливое отношение к персоналу;
• быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;
• диспетчеризация;
• нормы и расписания;
• нормализация условий;
• нормирование операций;
• писаные стандартные инструкции;
• вознаграждение за производительность.
Эти принципы можно считать классическими. Они не утрачивают своего значения со временем.
Блок частных принципов принято делить на две группы.
1. Принципы, применяемые в различных подсистемах или сферах общества (экономической, социально-политической, духовной). Так, в экономической сфере применяются принципы экономического планирования, хозрасчета, распределения, маркетинга, ценообразования и т.д. Например, три принципа маркетинга (по Ф. Котлеру): отыщите потребности и удовлетворите их; производите то, что можете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете производить; любите клиента, а не товар. Планово-распределительная система полностью игнорировала эти принципы, что сделало наши товары практически неконкурентоспособными на мировом рынке. Даже временное отступление от этих принципов вызвало резкое ослабление позиций США на мировом автомобильном рынке в 1970-х гг. Одной из главных целей «рейганомики» было исправление создавшегося положения.
2. Принципы функционирования различных институтов, целенаправленной деятельности государства в какой-либо специфической сфере. Например, существуют принципы государственной службы, принципы подбора кадров, принципы обучения и воспитания и т.д.
В Федеральном законе «Об
основах государственной службы
Российской Федерации» перечислены 12
принципов организации и
К частным принципам
управления относятся и такие, которые
в равной мере могут быть применены
как в государственной
Дейл Карнеги разработал целую серию принципов (правил) общения людей между собой в самых разных сферах и ситуациях. Отметим лишь те, которые ближе всего подходят к рассматриваемой нами проблеме и «соблюдение которых позволяет действовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды»:
• начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника;
• указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно;
• сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника;
• задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать;
• дайте людям спасти свой престиж;
• выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех;
• будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу;
• создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать;
• прибегайте к поощрению;
• создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима;
• делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным;
• добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.
Как уже отмечалось, принципы государственного управления имеют одну характерную особенность. Будучи объективными по сути, они всегда реализуются через осознанную деятельность людей. Чем выше поднимается человек по служебной лестнице, тем важнее превращение принципов в его личное убеждение, жизненную позицию.
Показателен в этом отношении пример выдающегося американского ученого и государственного деятеля Бенджамина Франклина (1710-1790), который выработал для себя 13 принципов поведения в повседневной жизни и строго им следовал. Вот эти принципы: сдержанность, молчаливость, порядок, решительность, бережливость, деятельность, откровенность, справедливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, скромность. Каждую неделю он посвящал особое время упражнению в одной из этих добродетелей, чтобы ввести ее в привычку, и так много лет подряд.
Научно обоснованная постановка целей государственного управления исключительно важна, потому что именно они обусловливают формирование и функционирование определенного механизма управления, содержание и принципы, стиль управленческой деятельности, выбор ее форм, методов, средств и технологических приемов.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов ЮМ. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М., 1997.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 1997.
Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М., 1996. Гэйбрейт Джон К. Экономические теории и цели общества / Пер с англ. -М., 1976.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ.-М., 1994.
Кнорринг В.И. Искусство управления. - М., 1997. Общая теория управления: Курс лекций. - М., 1994.
Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления. Вып. 2. -М., 1994.
Информация о работе Кадровая политика в сфере государственного управления