Кадровая политика в сфере государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:06, реферат

Описание работы

Система государственного управления, как и всякое социально организованное образование, состоит из функционально объединенных связями подсистем (элементов), которые обладают специфическими свойствами, благодаря чему и находят свое место в структуре организации. Организационно-функциональная структура государственного управления представляет собой определенным образом организованный, функционально взаимосвязанный состав системообразующих элементов (структурных частей): государственные институты, обеспечивающие функционирование системы управления, в их вертикальной и горизонтальной зависимости, в организационном взаимодействии и

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 60.89 Кб (Скачать файл)

Важным принципом государственного управления, доказавшим, особенно в  период новой и новейшей истории, свое несомненное превосходство, является принцип эволюционизма. Он обеспечивает плавный, последовательный, планомерный, созидательный характер управления. На его основе управляемая система приводится в соответствие с новыми условиями, в ходе ее совершенствования удается избежать социальных и политических катаклизмов, хаоса и кризисов. Предсказать в деталях развитие социальных систем практически невозможно в силу их неравности и нелинейности, а также зависимости развития социальных процессов от статистических закономерностей. Даже при наличии хорошо спланированного курса в обществе возникают многочисленные случайные флуктуации (колебания), накопление которых приводит его в состояние бифуркации (от лат. bifurcus - раздвоенный), т.е. разветвления. В результате возникает многовариантность дальнейшего развития. Побеждает, как правило, тот вариант, для реализации которого имеется больше исторических шансов, причем это не означает, что он сам по себе наилучший. Следование принципу эволюционизма позволяет сохранить ранее достигнутое, присоединив к нему то, что содеяно на новом историческом этапе. В качестве примера можно привести традиционный английский консерватизм, который вовсе не помешал этой стране занять одно из лидирующих мест в мировом сообществе. Традиционно иную позицию занимали власти предержащие в России. Со времен Владимира Святого и по сей день утверждение нового начинается у нас с полного разрушения старого, что всякий раз лишает наше общество преемственности собственных исторических традиций.

На основе блока организационно-технологических принципов управления реализуется организационно-распорядительная и административно-исполнительная деятельность органов государственной власти. Среди этой группы принципов особое значение имеют принципы разделения труда, иерархичности, оптимального сочетания централизации и децентрализации, единоначалия, сочетания федерального, регионального и местного управления, конкретности, единства распорядительства, одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления, и т.д. Начало разработки данных принципов положено в трудах М. Вебера и А. Файоля. Они активно разрабатываются в теории и практике отечественного управления. Эти принципы не являются специфическими для государственного управления, но могут успешно в нем применяться.

Так, принцип разделения труда означает наделение соответствующего органа или должностного лица определенными конкретными правами и обязанностями, возложение на него ответственности за решение поставленных перед ним задач.

Принцип иерархичности означает ответственность нижестоящих структур управления перед вышестоящими, причем каждый служащий административной иерархии отвечает за весь доверенный ему участок работы и за деятельность подчиненных ему лиц. Таким образом, формируется скалярная (от лат. scalaris - ступенчатый) цепочка, звенья которой контролируются в иерархической последовательности и их деятельность оперативно корректируется вышестоящими структурами.

Принцип оптимального сочетания централизма и децентрализма позволяет избежать двух крайностей. С одной стороны, он позволяет избежать анархии, ставит определенные законом пределы «самодеятельности», что особенно актуально, например, в период становления федеративных отношений, когда власти субъектов федерации стремятся взять на себя несвойственные им полномочия. С другой стороны, он создает необходимые условия для развития здоровой инициативы на местах, гарантирует защиту законных прав нижестоящих структур.

Принцип сочетания федерального, регионального и местного управления достаточно сложен, и его специфика для каждой страны (не обязательно федерации) уникальна. Он является как бы оборотной стороной принципа разграничения предметов ведения и полномочий, обеспечивая единство при децентрализации управления, и тесно связан с принципом субсидиарности (от лат. subsidiarius - резервный, вспомогательный), предполагающим, в частности, решение возникающих вопросов управления на том уровне, где они возникают.

Принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью позволяет повысить уровень ответственности должностных лиц и вовлечь в выработку решений руководящих работников разного уровня.

Принцип единства распорядительства означает, что приказы и распоряжения для каждого конкретного работника исходят от одного начальника, что обеспечивает оперативность, ответственность, четкость, единство требований.

Принцип одного начальника непосредственно связан с предыдущим, и его специфика заключается в том, что каждый нижестоящий работник должен напрямую подчиняться, выполнять указания и докладывать одному вышестоящему должностному лицу.

Благодаря принципу делегирования полномочий удается разгрузить вышестоящего руководителя (вышестоящую инстанцию) от решения рутинных вопросов, которые возлагаются на подчиненных (нижестоящую инстанцию) и за которые последние несут ответственность.

Суть принципа диапазона управления заключается в том, что любой вышестоящий начальник несет ответственность за деятельность строго определенного числа подчиненных ему лиц.

Организационно-технологические  принципы, связанные с древом целей  государственного управления, можно  классифицировать в соответствии с  их назначением. Существуют методики, позволяющие объединить их по крайней мере в четыре группы: структурно-целевые, структурно-функциональные, структурно-организационные, структурно-процессуальные.

К структурно-целевым принципам относятся: согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость и иерархия целей государственного управления; последовательность в достижении всей совокупности целей, когда достигнутые результаты становятся источником последующих целей; дифференциация управленческих функций государственных органов в соответствии с их местом и ролью в государственном управлении.

Структурно-функциональные принципы включают: правовое закрепление управленческих функций в компетенции соответствующих органов государственной власти; концентрацию управленческих функций и необходимых для этой цели ресурсов в руках компетентного органа в соответствии с интересами и потребностями объекта управления; комбинирование действий организационных структур для исключения дублирования и параллелизма в их работе и др.

Структурно-организационные принципы предполагают: единство системы государственной власти, что при наличии принципа ее разделенности по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная) и по вертикали (федеральная, региональная) обеспечивает целостность, согласованность и последовательность процессов государственного управления; территориально-отраслевую обусловленность организационных структур; сочетание коллегиальности и единоначалия и др.

Организация государственно-управленческой деятельности подчиняется структурно-процессуальным принципам: соответствия элементов (методов, форм и стадий) управленческой деятельности органов государственной власти их функциям и организации; конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за ее результаты; стимулирования рациональной и эффективной управленческой деятельности.

Достижение целей государственного управления предполагает активизацию  человеческого фактора. Этому служат частные принципы управления. Превращение людей в «колесики и винтики», породившее всеобщую безответственность при всеобщей имитации социальной активности, привело советское общество к системному кризису, поразившему самую его сущность - человека. Однако в странах, достигших высокого уровня развития, была решена эта главная задача - активизация человеческого фактора и с помощью частных принципов достигались стратегические цели.

Впервые вопрос о частных  принципах управления поставил известный  американский ученый Гаррингтон Эмерсон. Он сформулировал их в книге «Двенадцать принципов производительности» (1912), это:

• точно поставленные идеалы или цели;

• здравый смысл;

• компетентная консультация;

• дисциплина;

• справедливое отношение  к персоналу;

• быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;

• диспетчеризация;

• нормы и расписания;

• нормализация условий;

• нормирование операций;

• писаные стандартные  инструкции;

• вознаграждение за производительность.

Эти принципы можно считать  классическими. Они не утрачивают своего значения со временем.

Блок частных принципов  принято делить на две группы.

1. Принципы, применяемые в различных подсистемах или сферах общества (экономической, социально-политической, духовной). Так, в экономической сфере применяются принципы экономического планирования, хозрасчета, распределения, маркетинга, ценообразования и т.д. Например, три принципа маркетинга (по Ф. Котлеру): отыщите потребности и удовлетворите их; производите то, что можете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете производить; любите клиента, а не товар. Планово-распределительная система полностью игнорировала эти принципы, что сделало наши товары практически неконкурентоспособными на мировом рынке. Даже временное отступление от этих принципов вызвало резкое ослабление позиций США на мировом автомобильном рынке в 1970-х гг. Одной из главных целей «рейганомики» было исправление создавшегося положения.

2. Принципы функционирования различных институтов, целенаправленной деятельности государства в какой-либо специфической сфере. Например, существуют принципы государственной службы, принципы подбора кадров, принципы обучения и воспитания и т.д.

В Федеральном законе «Об  основах государственной службы Российской Федерации» перечислены 12 принципов организации и действия государственной службы. В них отражена степень познания правовых явлений в сфере государственно-служебных отношений, представлений, которые составляют основу правовой доктрины о государственной службе в Российской Федерации.

К частным принципам  управления относятся и такие, которые  в равной мере могут быть применены  как в государственной деятельности, так и в деятельности коммерческих организаций. В них проявляются  как общецивилизационные, так и сугубо специфически-национальные подходы. Например, американская фирма по производству компьютеров «IBM» в управлении придерживается принципов уважения к личности, пожизненной занятости, равных возможностей для всех. Японская компания «Мицусита электрик» руководствуется семью принципами, в число которых входят: объективность, справедливость, сплоченность, благоустройство, скромность, гармония, оценка.

Дейл Карнеги разработал целую серию принципов (правил) общения людей между собой в самых разных сферах и ситуациях. Отметим лишь те, которые ближе всего подходят к рассматриваемой нами проблеме и «соблюдение которых позволяет действовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды»:

• начинайте с похвалы  и искреннего признания достоинств собеседника;

• указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно;

• сначала поговорите о собственных ошибках, а затем  уж критикуйте своего собеседника;

• задавайте собеседнику  вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать;

• дайте людям спасти свой престиж;

• выражайте людям одобрение  по поводу малейшей их удачи и отмечайте  каждый их успех;

• будьте чистосердечны  в своей оценке и щедры на похвалу;

• создавайте людям хорошую  репутацию, которую они будут  стараться оправдать;

• прибегайте к поощрению;

• создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима;

• делайте так, чтобы  то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным;

• добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

Как уже отмечалось, принципы государственного управления имеют  одну характерную особенность. Будучи объективными по сути, они всегда реализуются через осознанную деятельность людей. Чем выше поднимается человек по служебной лестнице, тем важнее превращение принципов в его личное убеждение, жизненную позицию.

Показателен в этом отношении  пример выдающегося американского  ученого и государственного деятеля Бенджамина Франклина (1710-1790), который выработал для себя 13 принципов поведения в повседневной жизни и строго им следовал. Вот эти принципы: сдержанность, молчаливость, порядок, решительность, бережливость, деятельность, откровенность, справедливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, скромность. Каждую неделю он посвящал особое время упражнению в одной из этих добродетелей, чтобы ввести ее в привычку, и так много лет подряд.

Научно обоснованная постановка целей государственного управления исключительно важна, потому что  именно они обусловливают формирование и функционирование определенного  механизма управления, содержание и  принципы, стиль управленческой деятельности, выбор ее форм, методов, средств и  технологических приемов.

 

 

 

 

 

 

                                                       Литература

Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов ЮМ. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М., 1997.

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 1997.

Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М., 1996. Гэйбрейт Джон К. Экономические теории и цели общества / Пер с англ. -М., 1976.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ.-М., 1994.

Кнорринг В.И. Искусство управления. - М., 1997. Общая теория управления: Курс лекций. - М., 1994.

Оптимизация структур и  механизмов федерального и регионального  управления. Вып. 2. -М., 1994.

Информация о работе Кадровая политика в сфере государственного управления