Кадровый менеджмент на современном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – рассмотреть особенности деятельности по управлению персоналом на различных стадиях жизненного цикла организации. Каждая организация проходит в своем развитии 4 стадии: формирование, интенсивный рост, стабилизация и кризис. Кроме того, организация может быть вовлечена в процесс поглощения другой организацией, или сама выступить инициатором поглощения какой-либо компании. В каждой из этих ситуаций менеджеры должны уметь правильно ориентироваться и правильно организовывать персонал.

Содержание работы

Введение. 3
Понятие кадрового менеджмента. 4
2.1. Задачи кадрового менеджмента на стадии формирования организации. 8
2.2. Формирование кадровой службы. 10
2.Кадровая политика. 13
2.1.Типы кадровой политики 14
2.2. Этапы построения кадровой политики 17
2.3. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия. 19
2.4. Условия разработки кадровой политики 20
3.1. Задачи управления на стадии интенсивного роста организации. 21
3.2. Трансляция корпоративной культуры в новые подразделения. 23
Управление персоналом в условиях быстрого роста на примере некоторых американских фирм. 27
Задачи кадрового менеджмента на стадии стабилизации. 29
4.2. Преодоление сопротивления изменениям. 30
5.1. Задачи организации в ситуации кризиса. 35
5.2. Преодоление кризиса в организации с помощью персонала. 39
VI. Кадровый менеджмент в процессе слияний и поглощений. 41
Заключение. 45
Список литературы. 46

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Управление персоналом».doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что такой  кадровой службы нет в 99,9 % вновь  создаваемых организаций. Слишком велик дефицит средств, слишком далеки «отцы – основатели» от формальной атмосферы и тех задач, которые необходимо решать в области работы с персоналом, чтобы создать такого рода подразделение.

Однако отсутствие осознания необходимости  кадровых мероприятий не отменяет их естественной реализации: в рамках бизнес-плана необходимо описать проект организационной структуры, рассчитать потребность в персонале, предоставить расчет изменения качественного и количественного состава предприятия. Необходимо рассчитать затраты , в том числе и на набор, обучение персонала, оплату труда. Для выбора места дислокации предприятия, разработки систем оплаты необходимо провести анализ рынка труда и рынка профессий. Для формирования кадрового состава важно сформулировать требования к будущим работникам, найти источники наименее затратного привлечения персонала и его адаптации.

Однако менее всего на стадии формирования обращается внимание на создание самой системы работы с  персоналом, формирование корпоративных  принципов, а просто системы работы с кадровой документацией.

Обычно осознание необходимости  кадровой формализации, определения  кадровой работы, создания систем хранения информации приходит много позже, в тот момент, когда количество информации превышает мыслимые объемы, когда что-то найти становится определенной проблемой, и когда, к сожалению, кадровая информация теряет свое свойство информации, с ней нельзя работать в период подготовки и оценки управленческих решений.

Основные задачи по управлению персоналом на данном этапе:

  • Подготовка организационного проекта:
  • проектирование организационной структуры;
  • расчет потребностей в персонале;
  • анализ кадровой ситуации  регионе;
  • разработка системы стимулирования труда.
  • Формирование кадрового состава:
  • анализ деятельности и формирование критериев отбора кандидатов;
  • определение сегмента рынка рабочей силы, из которой целесообразно проводить набор.

Разработка системы и принципов  кадровой работы.

  • формирование кадровой политики и плана кадровых мероприятий;
  • формирование самой  кадровой службы (организационной структуры, набор состава);
  • разработка систем сбора, хранения и использования кадровой информации.

2.2. Формирование кадровой службы.

 

Поскольку кадровая служба призвана обеспечить человеческую составляющую работы фирмы, что служит важной гарантией эффективности деятельности организации, то среди наиболее значимых ее задач можно отметить:

  • помощь фирме в достижении ее целей;
  • эффективное использование мастерства и возможностей работников;
  • обеспечение фирмы высококвалифицированными и заинтересованными служащими;
  • стремление к наиболее полному удовлетворению служащих своей работой, к их наиболее полному самовыражению;
  • развитие и поддержание на высоким уровне качества жизни, которое делает желанной работу в этой фирме;
  • связь управления персоналом со всеми служащими;
  • помощь в сохранении хорошего морального климата;
  • управление движением к взаимной выгоде индивидов, групп предприятий, общества.

Можно выделить две структуры управления персоналом в организации1.

Штабная структура – специалисты отделов по управлению персоналом, занимающиеся разработкой принципов работы с персоналом организации, конкретных программ и организацией кадровых мероприятий (менеджеры по персоналу).

Линейная структура – менеджеры-практики, реализующие конкретные функции работы с персоналом в ходе выполнения собственных управленческих функций (линейные менеджеры).

Для того, чтобы иметь возможность  реализовывать различные направления  кадровой работы на уровне конкретных подразделений, структуры управления персоналом создают разветвленную сеть.

Однако для вновь создаваемой  организации все это «великолепие»  широкого многообразия структур и подразделений пока недоступно.

Что надо учитывать при проектировании структуры управления персоналом в  первую очередь? Уровень, на котором предполагается реализовывать управление персоналом.

Либо это станет предметом заботы и учета на высшем корпоративном  уровне, и мы сможем говорить о корпоративном  управлении персоналом. Либо это будет вменено только в обязанность среднему уровню и тогда мы сможем говорить об организации работы с персоналом, которую будет проводить руководитель кадрового подразделения вместе с линейными менеджерами.

Либо в организации речь будет  идти об исполнительском уровне управления персоналом, что, как правило, выражается или в кадровой работе (документировании трудовых отношений), или в решении отдельных проблем (разрешения конфликтных ситуаций, наборе персонала), и тогда мы будем говорить об уровне исполнителей – сотрудников кадровых подразделений (как правило, отдела кадров в традиционном представлении).

Штат  службы управления персоналом. Даже в самых больших корпорациях непосредственно в службах управления персоналом работает не более 150 человек. В среднем 1 специалист приходится на 200 занятых.

Более точно количество сотрудников (Ч), необходимых для выполнения работ по комплектованию и учету кадров, можно рассчитать по формуле:

Ч = Т11 / Фп ,

Где

Т1 – суммарная трудоемкость затрат, рассчитанных по типовым нормам за год (квартал), ч;

К1 – численность персонала;

Фп – фонд оплаты труда.

Штат служб управления персоналом для некоторых типов предприятий  иллюстрирует таблица 1 (Приложение 2).

Следует учитывать, что существуют еще и национальные нормы расчета  соотношения числа сотрудников кадровых служб и персонала. Так, в России на одного сотрудника кадровой службы приходится 50 – 100 человек, в Германии – 130 – 150 чел., во Франции – 130, В США – 100, в Японии – 40 человек.

Основные задачи, решаемые службой  по управлению персоналом.

При характеристике в целом содержания деятельности служб по управлению персоналом выделяют следующие задачи2:

решение штабных проблем (набор, отбор, ориентация, оценка, дисциплина) – 33%;

компенсации и пособия – 28, 5%;

обучение, повышение квалификации – 1%;

трудовые отношения – 10% .

Приведем результаты сопоставительного анализа основных функций управления персоналом на крупных предприятиях США и ФРГ:

 

США

ФРГ

Наем и увольнение:

Анализ деятельности, разработка критериев оценки, прогноз изменения требований к кандидатам, отбор кандидатов с использованием широкого оценочного инструментария.

Обеспечение безопасных условий труда  и охраны здоровья:

Мед. Обследование, программы страхования, инспекция труда, эргономическая экспертиза.

Развитие персонала:

Подготовка, переподготовка – повышение  квалификации, связь с учебными заведениями, разработка плана карьеры.

Организация заработной платы и  компенсаций:

Разработка уровней и процедур выплат, установление персональных ставок почасовой оплаты труда, расчет фирменного пенсионного обеспечения, единовременные выплаты, перевод денежных средств в банки, организация стимулирующих финансовых программ.

Обеспечение трудовых отношений:

Изучение и подготовка контрактов по найму, соглашения между профсоюзами и администрацией, связь с общественностью и прессой, рассмотрение споров, конфликтов, анализ жалоб и предложений персонала.

Административная деятельность:

Применение на практике нормативных  документов в области организации и оплаты труда.

Трудоустройство:

Прием на работу, ознакомление с требованиями рабочего места и условиями работы, продвижения, увольнения.

Обеспечение благоприятных условий  труда и техники безопасности:

Инспекция труда, медицинское обследование,  эргономическая экспертиза.

Подготовка, переподготовка, повышение  квалификации:

Повышение квалификации, оценка потенциала персонала, определение путей продвижения персонала.

 Материальное стимулирование:

Весь комплекс вопросов по организации оплаты труда, разработка и совершенствование систем стимулирования, аттестация рабочих мест, изучение положения на рынке труда, разработка отдельных статей коллективного договора.

Соц. Вопросы.

Контакты с профсоюзами, содействие проведению общественных мероприятий, анализ и выявление причин соц. Напряж-сти.


2.Кадровая политика.

 

Политика организации — система  правил, в соответствии, с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему,

Кроме финансовой политики, внешнеэкономической, политики по отношению к конкурентами и т.д., любая организация разрабатывает и осуществляет кадровую политику.

Такай подход на Западе характерен для  крупных частных компаний и системы  государственной службы: именно в этих организациях наиболее последовательно реализуется принцип соответствия кадровой политики и стратегии развития организации (опыт государственной службы Канады, Германии).

Термин «кадровая политика»  имеет широкое и узкое толкование:

1.система правил и норм (которые  должны быть осознаны и определенным  образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами  отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение — заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации);.

2.набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознанных) во взаимоотношениях людей и организации: в этом смысле, например, слова "кадровая политика нашей фирмы состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием, могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса.

Кадровая стратегия (стратегия  управления персоналом) — специфический  набор основных принципов, правил и  целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.

2.1.Типы кадровой политики

 

Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания для их группировки.

Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:

  • пассивная;
  • реактивная;
  • превентивная;
  • активная.

Пассивная кадровая политика. Само представление о пассивной политике кажется алогичным. Однако мы можем встретиться с ситуацией, в которой руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза «кадровых потребностей» средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую; без попыток понять причины и возможные последствия.

Реактивная  кадровая политика. В русле этой политики руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи. Хотя в программах развития предприятия кадровые проблемы выделяются и рассматриваются специально, основные трудности возникают при среднесрочном прогнозировании.

Превентивная  кадровая политика. В подлинном смысле слова политика возникает лишь тогда, когда руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на нее. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций — разработка целевых кадровых программ.

Активная кадровая политика. Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике.

Но механизмы, которыми может пользоваться руководство в анализе ситуации, приводят к тому, что основания для прогноза и программ могут быть как рациональными (осознаваемыми), так и нерациональными (мало поддающимися алгоритмизации и описанию).

В соответствии с этим мы можем  выделить два подвида активной кадровой политики: рациональную и авантюристическую.

При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет  как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды, В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественной и количественной). Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.

Информация о работе Кадровый менеджмент на современном предприятии