Концепция «4Р» и планирование
маркетинга в кратком и ясном
изложении
Маркетинг начинается с изучения
покупателей, выявления их мотивов
и потребностей, а завершается
продажей продукции и удовлетворением
выявленных потребностей. В качестве
стержня любой маркетинговой
деятельности на рынке выступает
комплекс маркетинга.
Комплекс маркетинга (маркетинг-микс, маркетинговая смесь,
концепция «4Р») — это совокупность инструментов,
используемых в маркетинге для воздействия
на потребительский спрос. Он включает
в себя четыре основных элемента маркетинга.
Элемент I. Товар. Элемент «товар» (англ. product) включает
в себя следующие компоненты:
- Собственно товар — совокупность свойств товара, услуги или идеи, которые предлагаются для продажи. И здесь не так важно, какими качественными характеристиками обладает товар. Гораздо важнее, какие потребности покупателей и насколько эффективно он может удовлетворить. Пример: морально устаревшая, но технологически совершенная пишущая машинка Olivetti, уступающая самому примитивному компьютеру.
- Товарный знак — символ фирмы или товара, позиционированный в сознании потребителей. В маркетинге это искусственно созданный стереотип восприятия товара, но никак не утвержденный в установленном законом порядке логотип. Пример: различия в восприятии потребителями 90х годов товарных марок фирмы Pierre Cardin и фабрики «Большевичка».
- Упаковка — средство стимулирования покупателей и контрагентов. В маркетинге упаковка рассматривается не столько как средство обеспечения сохранности товара, сколько как дополнительный стимул для принятия потребителем решения о покупке, носитель адресного обращения. Примеры: упаковка «двойного назначения» или реклама на упаковке.
- Услуги — преимущества или удобства, предлагаемые на продажу или предоставляемые в связи с продажей товара. Здесь речь идет либо об услугах как таковых (транспорт, консалтинг, ремонт и т. п.), либо об услугах, предоставляемых в связи с продажей товара, но не связанных с ним напрямую. Примеры: бесплатный мешочек при покупке или бесплатная стоянка для автомобилей у магазина.
- Гарантия — степень соответствия товара своему назначению. Покупатель, приобретая товар, рассчитывает на его потребительские свойства. Если ожидания не оправдываются, товарная марка перестает пользоваться популярностью. Пример: чайник Scarlett должен кипятить воду и служить достаточно долго, а не только в течение 30-дневной гарантии.
- Сервисное обслуживание — гарантийное обслуживание, удовлетворяющее потребителей. В маркетинге это прежде всего средство поддержания имиджа товарной марки и борьбы за предпочтения потребителей, а не решение организационных вопросов ремонта. Пример: товары корпораций Samsung и LG в отличие от товаров корпорации Sony предусматривают трехлетнее бесплатное сервисное обслуживание.
Элемент II. Цена. Элемент «цена» (англ. price) включает
в себя следующие компоненты:
- Ценообразование — деятельность, связанная с установлением цены на товар. Ценообразование не проводится наобум. Здесь есть свои закономерности: дорогие товары требуют больших затрат на продвижение, а цена дешевых товаров сама является стимулом для покупки. Многое в ценообразовании зависит и от степени сегментной насыщенности рынка, деятельности конкурентов и от субъективного восприятия товаров потребителями.
- Скидка — снижение запрашиваемой цены на товар с целью стимулирования продаж. Общий принцип здесь: сначала следует «накидка», а затем скидка. В любом случае продавец ориентируется на базовую цену, ниже которой он не готов продавать, а покупатель — на воспринимаемую цену, которую видит на ценнике. Главный недостаток скидок — покупатели быстро привыкают к скидкам, воспринимая их как должное.
Элемент III. Сбыт. Элемент «сбыт», или «распределение»
(англ. place), включает
в себя два компонента.
- Каналы сбыта (товародвижения, распределения) — путь, который проходит товар от поставщика к конечному потребителю. Длина каналов определяется числом посредников на пути товара от поставщика к потребителю. Каналы сбыта обычно соответствуют отдельным сегментам потребительского рынка. Задача маркетинга заключается в подборе, организации и отслеживании эффективности (пропускной способности) каналов сбыта. Пример: пиво можно продавать на оптовых рынках, в специализированных отделах магазинов и через рестораны.
- Процесс сбыта — реальное движение товара от места производства к месту потребления. Сюда входят условия контракта: длительность (разовая сделка или долгосрочный контракт), доставка (самовывоз или транспорт поставщика), оплата (предоплата, отсрочка платежа, консигнация), размер партии, способ доставки (контейнер, почтовый вагон, автофургон, авиа) и т. д. Задача маркетинга заключается в оптимальном согласовании интересов всех участников каналов сбыта для достижения максимального экономического эффекта. Процесс сбыта обычно относят к сфере маркетинговой логистики.
Элемент IV. Коммуникации. Элемент «коммуникации», или «продвижение»
(англ. promotion), включает
в себя следующие компоненты.
- Реклама — оплаченное продавцом неличное продвижение товара или услуги. К маркетингу относится не вся рекламная деятельность в целом, а только процесс рекламного продвижения товара на рынке. Главное здесь — не технологии изготовления рекламы, а то, как она воздействует на показатели продаж товаров. Маркетинг занимается анализом рынка при разработке рекламной кампании, ее планированием и отслеживанием эффективности.
- Личные (прямые) продажи — продажа товаров посредством личного общения между продавцом и покупателями. Как минимум это подразумевает уровень обслуживания покупателей (предоставление информации о свойствах и преимуществах товара и др.). Как максимум это то, что у нас не совсем верно называется сетевым маркетингом (пищевые добавки, косметика). Задача маркетинга заключается в информационном обеспечении процесса взаимодействия с покупателями.
- Пропаганда — деятельность, направленная на формирование благоприятного имиджа фирмы или товарной марки. Основное отличие пропаганды от рекламы в маркетинге заключается в том, что пропаганда направлена на продвижение имиджа фирмы, а реклама — на продвижение имиджа товара. В целом пропаганда (PR, паблисити, связи с общественностью) подразумевает использование приемов, не подпадающих под действие Закона РФ «О рекламе» (акции, пресс-конференции, спонсорство и т. п.).
- Стимулирование продаж — любая иная деятельность, направленная на стимулирование работы персонала и контрагентов. Сюда входят меры морального и материального стимулирования, повышающие заинтересованность участников системы товародвижения в результатах продаж. Это могут быть премии, бесплатные путевки и Доска почета для торгового персонала или конкурс на лучшего дилера» для контрагентов.
Комплекс маркетинга — это стержень, на котором строятся
теория и практика маркетинга. Четыре
его элемента образуют основу для четырех
видов маркетинговой политики: товарной,
ценовой, сбытовой и коммуникативной.
И одновременно комплекс маркетинга —
простейший алгоритм разработки плана
маркетинга. Достаточно проанализировать
деятельность фирмы по каждому из его
компонентов, и большинство проблем найдет
свое решение.
Существует укоренившееся
мнение о том, что маркетинг направлен
на увеличение продажи товаров. Это
не совсем так.
Основная цель
маркетинга — обеспечение предсказуемости
результатов рыночной деятельности предприятия,
минимизация неопределенности и риска,
связанных с приобретением, производством
или продажей товаров.
Для достижения основной цели
маркетинга используется стратегический
подход, в рамках которого решаются
следующие задачи.
- Увязка текущей рентабельности с решением долгосрочных задач.
- Прогнозирование будущих изменений рынка.
- Альтернативное распределение ресурсов на приоритетных направлениях.
Формулировка целей и
задач маркетинговой деятельности,
выполнение условий ее реализации позволяют
приступить к планированию маркетинга.
Планирование
маркетинга
Планирование маркетинга
подразумевает наличие двух видов
взаимодополняющих документов: плана
маркетинга и программы маркетинга.
План маркетинга представляет собой документ, определяющий
маркетинговые цели, задачи и основные
стратегии при продвижении продукции
на потребительском рынке. Он носит рекомендательный
характер и входит в общий план работы
предприятия наряду с финансовым, производственным
и другими планами.
Программа маркетинга конкретизирует план маркетинга и представляет
собой документ, определяющий, кто, что,
когда, где и каким образом делает и за
что несет перед руководством персональную
ответственность.
Планирование маркетинга
подразумевает выбор стратегии
и тактики маркетинговой деятельности.
Стратегия маркетинга — это совокупность целей и задач маркетинга
по повышению конкурентоспособности продаж
через определение основных параметров
предложения на рынке.
Например, если перед маркетингом
поставлена задача вывода нового товара
на рынок, то стратегия будет связана
с обеспечением уникальности товара
в глазах потребителей по одному или
нескольким элементам комплекса
маркетинга (свойства, цена, распределение
и продвижение). Соответственно она
будет включать в себя товарную,
ценовую, сбытовую и коммуникативную
стратегии продвижения товара.
Тактика маркетинга — это совокупность мероприятий, направленных
на обеспечение конкурентоспособности
продаж в условиях текущего рыночного
спроса.
Разработка тактики маркетинга
подразумевает временные, количественные
или качественные критерии оценки ее
эффективности. Например, вывод нового
товара на рынок может оцениваться
по срокам завершения мероприятий, объемам
продаж и занятой доле рынка. Тактика
подразумевает решение текущих
проблем, встающих на пути реализации
маркетинговой стратегии (через
скидки, рекламу, ассортимент и т.
д.).
Любой план маркетинга ориентирован
на максимальную адаптацию к условиям
рынка и корректируется в зависимости
от изменения рыночных условий. Наиболее
«продвинутые» фирмы рассматривают
маркетинговые планы как прообраз
и основу общего плана.
Маркетинговое планирование предполагает реализацию ряда основополагающих
принципов.
- Принцип скользящего планирования — предусматривает корректировку плановых показателей в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры. К примеру, план может быть составлен на 2-3 года, но корректировки вносятся ежегодно по мере необходимости. Поэтому в маркетинговые планы включаются так называемые финансовые и ресурсные подушки — резервные фонды на случай непредвиденных обстоятельств.
- Принцип многовариантности — разработка сразу нескольких вариантов плана маркетинга (обычно два варианта — наихудший и оптимальный). Оптимальный план предусматривает своевременное достижение плановых показателей. Наихудший составляется на случай, если запланированные мероприятия «не сработают» и придется отыгрывать назад. Если же показатели будут гораздо лучше плановых, то придется кардинально перестраивать всю работу фирмы.
- Принцип дифференциации — подразумевает переориентацию маркетинга на обслуживание отдельных категорий клиентов, отобранных по какому-либо признаку. Дело в том, что товары (работы, услуги) не могут устраивать абсолютно всех потребителей сразу. Различия потенциальных покупателей всегда слишком велики (привычки, образ жизни, потребности, интересы и т. д.).
Следует понимать, что маркетинг
неразрывно связан не только со сбытом
продукции, но и с ее производством.
В задачи маркетинга входит определение
особенностей товара и масштабов
производства, а также анализ возможных
перспектив сбыта продукции.
Другими словами, решения
в области маркетинга предшествуют
решениям в области производства
и определения размеров капиталовложений.
Таким образом, современный маркетинг
включает в себя деятельность, направленную
на производство пользующейся спросом
продукции и приведение всех ресурсов
фирмы в соответствие с особенностями
рынка для получения максимальной
прибыли.