Конъюнктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.
Изучение конъюнктуры рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.

Файлы: 1 файл

маркетинг.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)
  • цель прогнозирования (получение информации о характере доминирующих тенденций (рост, снижение) и подробной картины предстоящих изменений в рыночной конъюнктуре);
  • временные рамки (краткосрочный прогноз - до 3 месяцев, среднесрочный от 3 месяцев до 2 лет, долгосрочный - свыше 2 лет). Чем меньше временной отрезок тем выше вероятность достоверности, прогноза);
  • необходимый уровень конкуренции (прогнозирование одного или группы товаров в рамках страны, региона, периода);
  • допустимый уровень погрешности;
  • характер исходных данных;
  • допустимый объем затрат на прогнозирование;
  • объем исходной информации;
  • простота в применении;
  • на какой стадии жизненного цикла находится товар.

При составлении  прогноза следует учитывать, что  он является относительно точной оценкой  эффекта и его не следует учитывать  в качества директивы. Слепое следование рекомендациям прогноза может значительно  снизить эффективность работы.

Все методы прогнозирования конъюнктуры рынка относят к одной из трех категорий:

1. Временные  ряды. Данные методы построены  на использовании информации  предшествующего периода для  оценки будущих результатов.

Выделяют несколько  видов этих методов:

  • классически временные ряды - декомпозиция;
  • скользящее среднее (значение);
  • сглаживание статистических данных по экономике;

2. Каузальные  модели. В основе этих методов  лежит предположение, что определенный  результат непосредственно зависит  от нескольких предсказуемых  факторов.

3. Оценочные методы, которые основаны на интуитивных оценках, мнениях, предложениях. К их числу относят:

  • экспертные оценки,
  • Дельфийский метод,
  • статистическую обработку индивидуальных оценок потребителей,
  • вероятностные модели,
  • имитационное моделирование,
  • технологические прогнозы.

При прогнозировании  общего спроса на какой-либо товар необходимо учитывать:

  1. изменение числа потенциальных покупателей;
  2. изменение потребностей потенциальных покупателей;
  3. изменение их покупательской способности.

Среди методов  прогнозирования конъюнктуры рынка отметим также способ главных индикаторов. Данный метод основан на выборе одного или двух наиболее значительных факторов, влияющих, на уровень сбыта продукции и прогнозирование этих факторов.

Дельфийский метод  основан на мнении (через опрос  ведущих специалистов) о перспективах развития тех или иных отраслей экономики. Анализ ответов (и в особенности изменений прогнозов под влиянием мнений оппонентов) дает интересные и надежные результаты.

Метод опроса собственных  служащих - наиболее уважаемая и полезная форма прогнозирования, которая заключается в опросе служащих соответствующих отделов о том, как по их мнению будет развиваться деятельность предприятия и какой эффект дадут те или иные планируемые мероприятия.

Прогнозирование конъюнктуры рынка позволяет осуществлять проактивное управление на предприятии.

  1. «Жизненный цикл товара»

Жизненный цикл товара — период времени, в течение которого товар обращается на рынке, начиная от момента выхода его на рынок и заканчивая его уходом с рынка [1] [2]. Одно из фундаментальных понятий концепции современного маркетинга [3][4].

Графики, характеризующие  изменение показателей в различные  фазы жизненного цикла. 1-Фаза выхода на рынок; 2-Рост; 3-Зрелость; 4-Упадок. А - продажи; B - прибыль.

Различные варианты кривой жизненного цикла товара: 2 - повторный цикл; 3 - "гребешковая" кривая

Согласно маркетинговой  концепции любой товар проходит жизненный цикл, то есть существует определённый период времени, когда  он присутствует на рынке. В типичном жизненном цикле товара выделяют четыре фазы, четыре этапа:

  1. Выведение товара на рынок. Первое появление товара на рынке. Характерным является небольшой рост объёмов продаж и соответственно прибыль минимальна или её вообще нет.
  2. Рост. Период быстрого роста объёма продаж, если товар принят рынком и спрос на него растёт. Прибыль также возрастает по мере увеличения объёма продаж.
  3. Зрелость. Объемы продаж значительны, но дальнейшего роста продаж не наблюдается. Прибыль на данном этапе стабилизировалась, так как дополнительных затрат для вывода товара на рынок не требуется.
  4. Упадок, уход с рынка. Для данной фазы жизненного цикла товара характерно значительное снижение объёмов продаж вплоть до полного падения спроса на данный товар. Прибыль резко снижается до нуля.

В некоторых случаях отдельные фазы делятся еще на несколько этапов для более подробной характеристики поведения товара и принятия решений, связанных с деятельностью на данном этапе. Например, первую фазу выведения товара на рынок можно разделить на два этапа: создание нового товара и вывод его на рынок.

Зависимость изменения  объёма продаж обычно изображают графически. По оси абсцисс откладывается время, а по оси ординат - объём продаж, измеряемый в стоимостном или натуральном выражении.

Понятие жизненного цикла применимо также для товарного класса (например, автомобили с бензиновым двигателем), разновидности товара (например, кабриолеты) или конкретной марки автомобиля (например, "Форд Фокус"). У товарных классов продолжительность жизненного цикла самая продолжительная, а разновидности товара имеют более короткий жизненный цикл. Продолжительность жизненного цикла конкретной марки зависит от того, насколько удачной и востребованной она оказалась, а также от того, как действуют конкуренты.

 Этап  зрелости

На стадии зрелости в связи с обострением конкуренции  рост продаж начинает прекращаться. Продукт привлекает все меньше новых покупателей; сохранение позиций товара на рынке зависит от повторных покупок. Более активное поведение конкурентов приводит к обострению ценовой конкуренции, снижению цен и операционных запасов. В результате прибыль сокращается. Этап зрелости обычно длится дольше других этапов и ставит менеджеров по маркетингу перед серьезными проблемами. Большинство товаров находится на этапе зрелости своего жизненного цикла, поэтому большинству менеджеров по маркетингу приходится иметь дело с товарами на этапе зрелости.

Замедление  роста продаж происходит за счет появления многих производителей и большого количества товара. В свою очередь, такое перенасыщение вызывает более жесткую конкуренцию. Конкуренты начинают снижать цены, увеличивать расходы на рекламу и стимулирование сбыта и увеличивать расходы на исследования и разработки с целью поиска лучших моделей товара. Эти действия приводят к падению прибыли. Конкуренты послабее выбывают из игры, и в конце концов в отрасли остаются только самые сильные. Хотя многие товары на этапе зрелости кажутся неизменными на протяжении длительного времени, наиболее удачные товары на самом деле претерпевают эволюцию с целью удовлетворения изменяющихся потребностей покупателей.

На стадии зрелости жизненного цикла могут быть, например, такие варианты стратегий :

- расширение рынка,

- модификация  товара,

- перепозиционирование  продукта.

Расширение  рынка может означать поиск новых  покупателей или новых применений товара.

Компания, прибегающая  к стратегии модификации товара пытается изменить такие свойства товара, как качество, технические характеристики или стиль, чтобы привлечь новых потребителей. Она может улучшить качество и производительность товара - продолжительность его использования, надежность, или, например, скорость, вкус. Или же она может добавить некоторые дополнительные характеристики, которые повлияют на полезность товара, его безопасность или удобство.

Перепозиционирование марки  предполагает возможность привлечь к ней новые сегменты рынка, что  может потребовать модификации  марки, но это не обязательно

Управление продукцией на этапе зрелости сводится к постоянному совершенствованию свойств товара. Широкий контакт с потребителем на протяжении всей жизни товара и до настоящего момента должен обеспечить фирме развернутое представление о потребностях покупателей в области эксплуатации продукта. На основе данной информации менеджер к настоящему моменту получит детальный анализ функции развертывания качества. Этот анализ впоследствии может быть использован фирмой в целях усовершенствования тех характеристик товара, которые обеспечивают самые важные их искомых выгод.

Кроме того, фирма должна изыскивать способы для повышения  нематериальной ценности товара. На большинстве рынков товара, находящегося в стадии зрелости, конкуренты подходят к технологическому пределу - они не могут больше повысить ценность товара для потребителей без того, чтобы не столкнуться с неприемлемыми для них затратами. Зачастую не только ведущий конкурент достигает этого уровня; все основные конкуренты имеют идентичные технические возможности и предлагают аналогичные качественные характеристики. А если же ни один из конкурентов не имеет четкого преимущества по издержкам, то на подобном рынке их прибыли снизятся до такого уровня, что прибыль будет едва покрывать затраты. Когда рынок достигает такой точки, фирма должна найти иной путь дифференциации своего товара, либо она будет вынуждена продолжать конкурентную борьбу в области издержек и цены. Кроме приложения усилий в области повышения качества товара, фирма может также усовершенствовать и нематериальные качества товара, такие как его внешний вид, гарантии и виды услуг. Именно обслуживание становится основным средством фирм-конкурентов для дифференциации своих материальных товаров.

Зрелые рынки также  требуют от конкурентов рационализации товарного ассортимента. Сегменты рынка обозначаются четче и становятся более стабильными. Изменения потребностей покупателя формируют несколько четко обозначенных сегментов рынка, которые требуют специфического предложения, отвечающего данным потребностям, и которые будут далее реализовываться специалистами. Более крупные фирмы могут также включить в свой ассортимент специфические товары, удовлетворяющие потребностям этих рыночных сегментов. 


Информация о работе Конъюнктура рынка