Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:09, курсовая работа
Конкуренция – общественная форма взаимодействия субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов [13, с. 86] Следовательно, конкуренция, прежде всего, есть состязание, сравнение экономических условий и результатов хозяйствующих субъектов и практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………1
1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО…………………………………………………….....4
1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции……………...…4
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли……………………...…..9
1.3 Виды конкурентного преимущества…………………………………...14
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ……………..17
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы……………………………………………………………………………17
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара….................................................................................................................21
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы……………………………………………………………………………27
3. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА (ПРОДУКЦИИ) И ФИРМЫ(ПРЕДПРИЯТИЯ)…………….34
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)………………...34
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности
фирмы(предприятия)………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...43
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции……………...…4
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли……………………...…..9
Заключение ……………………………………………………………..42
Список
литературы………………………………………………….
введение
Проблема качества в современных условиях является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной, оборонной и экологической безопасности, а конкурентоспособность – фактором экономической стабильности и устойчивого развития общества в условиях переходной и рыночной экономики.
Конкуренция – общественная форма взаимодействия субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов [13, с. 86] Следовательно, конкуренция, прежде всего, есть состязание, сравнение экономических условий и результатов хозяйствующих субъектов и практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.
Чтобы быть конкурентоспособным и отвечать требованиям рынка, каждому предприятию необходимо производить анализ своей деятельности путем расчета основных показателей, характеризующих рентабельность деятельности, платежеспособность предприятия, обеспеченность его собственными средствами и т.д.
В курсовой работе будут рассмотрены следующие главы:
Первая
глава полностью посвящается
определению сущности конкуренции,
методам сбора и анализа
Вторая глава раскроет нам
теоретические основы оценки
конкурентоспособности
В
третьей главе приведем расчеты
показателей
Цель курсовой работы
1. Конкуренция и конкурентное преимущество
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции
В современной экономической литературе - научной и учебно-методической- конкуренция рассматривается по традиционному стереотипу. Дается формулировка конкуренции, её содержание, подчеркивается ее важность для рыночной системы, затем следует анализ конкретных форм ее осуществления: совершенная и несовершенная. Последняя же в свою очередь анализируется в трех формах : монополистической, олигополии, чистой монополии.
Наибольший
вклад в фундаментальное
Термин «конкуренция» происходит от лат. сoncurrentia и означает соперничество, соревнование, состязание Другое его обоснование вытекает из французских слов соuril-бегать, сoncour-бега, соncourrence-совместные бега с соперником. Аналогично итальянское-соncorrere.
По
К.Марксу, конкуренция – это
И. Шумпетер считал, что конкуренция не что иное, как борьба, соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берет верх, побеждая старое: новые технологии, новые товары, новые формы организации производства, новые формы управления и т.д. [1, стр.195]
Следует отметить, что без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция, будучи главным элементом механизма рыночной системы, одновременно является некой средой, куда погружена данная система и вне которой она функционировать не может. Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех элементов рыночного механизма, объединяя в единое целое всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собою, навязывая им одну и ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех, правилам.[1,стр.196]
Конкуренция концентрирует в себе основные черты капитализма: частную собственность, свободу предпринимательства и выбора, личный интерес.
Характеризуется
конкуренция двумя
1.Наличием на рынке достаточно большого числа независимо действующих производителей и покупателей любого конкретного товара;
2. Свободой для производителей и покупателей вступать на рынок или покидать его.
Суть первой особенности заключается в том, что на рынке действуют тысячи покупателей и продавцов. Каждый из них производит столь ничтожную долю продукции или покупает ее, что разорение даже сотни производителей или их вступление в рынок происходит незаметно, то есть это никак не может повлиять на равновесную цену.
Вторая особенность предполагает, что никаких ограничений организационного и юридического характера не должно быть для увеличения или сокращения производства товара данного типа.
Сущность конкуренции, как и всякого другого явления, значительно полнее и четче проявляется в ее функциях. Рассмотрим их: [1,стр.200]
Первой, основной функцией, которая объединяет по сути все остальные функции, является регулирующая функция. Эта функция указывает товаропроизводителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве. Реализуется данная функция благодаря действию закона стоимости, через его механизм. Экономический закон, согласно которому товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производство труда, называется законом стоимости.
Аллокационная функция конкуренции выражается, прежде всего, в формировании совершенного рынка на всей территории страны, в рамках национального хозяйства. То есть конкуренция постепенно размещает в масштабе национального хозяйства – наиболее равномерно и эффективно – производственные силы.
Инновационная функция конкуренции проявляется, в общем, в финансировании и стимулировании НТП.
Адаптационная функция конкуренции реализуется в росте приспособляемости субъектов рынка к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, к разным ее аспектам. Эта среде в целом или подавляет субъектов рынка, или выдвигает их на передовые экономические высоты – в зависимости от их адаптационных способностей.[1]
Распределительная функция конкуренции особенна тем, что в основном реализуется в среде потребителей, как индивидуальных, так и производительных. Конкуренция проявляется в их борьбе за получение наибольшей суммы совокупных материальных благ и услуг, произведенных в национальном хозяйстве, при том на самых выгодных условиях.
Контролирующая функция конкуренции проявляется прежде всего в недопущении монополистического господства отдельных крупных предприятий на рынке.
Выделяют три вида конкурентного поведения: креативный, приспособленческий и обеспечивающий. При креативном виде конкуренции конкуренты направляют всю свою мощь и творческую энергию на создание каких-либо новых компонентов рынка, обеспечивающих им превосходство над соперниками (новые товары, новые технологи, новую организацию производства управления им и так далее). Этот вид конкуренции самый творческий, он созидательный и как никакой другой вид выражает все существо конкуренции. Именно он лежит в основе совершенной конкуренции.[1]
Приспособленческая конкуренция заключается в строгом слежении участников за инновациями и упреждением своих конкурентов в их внедрении. Она проявляется в копировании достижений рыночных соперников, но в более короткие сроки. Часто только одно слово, схема или расчет подсказывают конкуренту, более подготовленному, наилучшее решение проблемы.
Обеспечивающая конкуренция выражается в стремлении предпринимателя сохранить на длительную перспективу на достигнутые высокие позиции на рынке, например за счет повышения качества продукции, изменения ее ассортимента, дополнительного послепродажного обслуживания и так далее.[1, стр. 208]
Неценовая конкуренция более жесткая и разнолика по форме. Она выражается в изменении свойств продукции, создании субститутов, постоянном обновлении модной продукции и придании ей новых свойств и качеств, совершенствовании послепродажных услуг и т.д.
Очевидно,
при неценовой конкуренции
Недобросовестная конкуренция. В соответствии со ст. 10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, запрещены:
Исторически сама конкуренция развивалась от внутриотраслевой формы ее к межотраслевой. Имеется в виду, что внутриотраслевая конкуренция предшествует межотраслевой. Но межотраслевая конкуренция не отменяет внутриотраслевую, а существует рядом с ней и вместе с ней. Каждая из этих форм конкуренции выполняет свою функцию, и только вместе они реализуют все основные функции конкуренции в целом в рыночной системе.
Внутриотраслевая конкуренция – это борьба между предпринимателями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и реализации продукции, за деньги потребителя одних и тех же товаров. Именно эта форма конкуренции является исходным моментом во всем механизме рыночной системы.
Межотраслевая конкуренция наилучшим образом представляет суть капитала в целом как самовозрастающей стоимости. Межотраслевая конкуренция выполняет функцию регулирования пропорций в распределения капиталов между отраслями таким образом, что равновеликие капиталы независимо от скорости оборота и технического строения приносят равную среднюю прибыль[1].
Конкуренция
многогранна и многообразна, поэтому существует
множество других видов и форм конкуренции.
Некоторые из них: ценовая и неценовая,
внутриотраслевая и межотраслевая, добросовестная
и недобросовестная.
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли
Информационная революция охватила всю нашу экономику, и ни одна компания не может избежать ее влияния. Большинство менеджеров знают, что эта революция идет полным ходом, но, похоже, не вполне осознают ее значение. Руководство отдает себе отчет в том, что информационная технология больше не может быть исключительно компетенцией подразделений электронной обработки данных и информационных систем. Глядя на то, как конкуренты благодаря информации получают конкурентное преимущество, руководство осознает необходимость своего непосредственного участия в управлении новой технологией. Однако, оказываясь один на один с быстрыми изменениями, не знает, как ею управлять.[2]
Каждой компании необходимо продумать организацию системы сбора информации о конкурентах, позаботиться о ее эффективности. Каждый сотрудник компании должен не только понимать, обслуживать и стремиться удовлетворить покупателей – он должен быть заинтересован в получении информации о действиях конкурентов и передачи ее по инстанциям или в специально сформированную междисциплинированную команду. Для создания конкурентной системы наблюдения обычно приходится пройти четыре ступени:
- Создание системы. Первый шаг – определение жизненно важных видов конкурентной информации, установление ее источников и назначение руководителя системы.
-
Сбор данных. Данные собираются
на постоянной основе в «поле»
(торговый персонал, каналы распределения,
поставщики), поступают от сотрудников
конкурентов. Хотя
-
Оценка и анализ информации. Данные
проверяются на степень
-
Распространение информации и
ответы. Ключевая информация
Менеджеры компании с организованной системой наблюдения получают своевременную информацию о конкурентах из специальных бюллетеней, информационных листов и отчетов. Менеджеры могут также связаться с отделом наблюдения, когда им требуется помощь в оценке неожиданного шага конкурентов, необходима информация о слабых и сильных их сторонах или когда они хотят обсудить возможную реакцию конкурента на определенные шаги компании. В малых фирмах, не имеющих возможности создать службу наблюдения за конкурентами, должны быть назначены сотрудники, в обязанности которым вменяется анализ действий основных конкурентов так, чтобы любой менеджер, которому потребовалась соответствующая информация, мог в любой момент связаться с домашним экспертом. Хорошо организованная система наблюдения за действиями конкурентов облегчает задачу разработки конкурентной стратегии компании. Кроме того, весьма эффективным может оказаться анализ ощущаемой потребителем ценности, который позволяет выявить сильные и слабые стороны компании в сравнении с ее конкурентами.[2]
Определение целей конкурента, его сильных и слабых сторон – один из первых шагов на пути к построению адекватной модели его возможной реакции на предпринимаемые шаги (например, снижение цен, мероприятия по стимулированию сбыта или начало выпуска нового продукта). Кроме того, у каждого конкурента есть определенная философия бизнеса, культура компании и определенные убеждения, которыми она руководствуется. Большинство конкурентов подпадает под одно из четырех определений.
Для оценки реакции конкурентов Портер предлагает собирать следующую информацию:
1. О целях. С учетом данных о прошлых заявлениях и действиях конкурентов, какими могут оказаться их цели? Что будет означать для конкурентов неудача в достижении намеченных целей (так как относительная важность целей будет, по-видимому, определять выбор конкурентом используемых мер и контрмер)?
2. О текущих стратегиях. Обычно мы можем понять инвестиционные цели фирмы по ее действиям, в то время как ее маркетинговая стратегия будет отражать стратегии сегментирования, рекламы, ценообразования и продвижения товара. Мы можем также проанализировать прошлые стратегии конкурента чтобы попытаться выявить его характерные модели поведения. Однако поиск общих закономерностей в прошлых стратегиях может привести к ошибочным выводам, поскольку обычно он предполагает рациональность и согласованность их осуществления, что не всегда оказывается верным.
3. Об основных убеждениях. Представления конкурента о себе самом, об особенностях конкуренции и состоянии отрасли обычно формируют предпосылки для принятия им последующих решений.
4. О возможностях. Информация о возможностях вступления в конкурентную борьбу и осуществления ответных реакций является крайне необходимой, так как «готовность действовать» не всегда компенсирует недостаточность ресурсов.
Информация, которую имеет в виду Портер, не является легкодоступной. Поэтому он рекомендует искать так называемые «рыночные сигналы», хотя и этот способ представляет собой непростую проблему, когда конкуренты намеренно пытаются замаскировать свои действия, чтобы обмануть остальных участников рынка, Тем не менее Портер утверждает, что многое можно понять из публичных заявлений конкурентов и их высказываний о состоянии отрасли и о мотивах своих действий. Однако то, о чем говорят конкуренты, может иметь меньшее значение с точки зрения понимания их намерений по сравнению с информацией об их прошлых действиях. В общем случае история поведения конкурентов позволяет понять, относятся ли они к одной из следующих групп:
• Создатели новых товаров. Те, кто постоянно помнят о научно-техническом
развитии, обычно чаще других проявляют беспокойство, так как инновации конкурентов создают для их фирмы угрозу устаревания технологической базы.
• Умелые деятели рынка. В равной степени следует опасаться и тех конкурентов, чей успех основывается на глубоком понимании рынка и его тенденций.
• Преследователи лидера. Некоторые из таких фирм могут в меру своих возможностей добиваться неплохих успехов, однако обычно они не представ-ляют большой опасности.
• Плывущие по течению, Эти фирмы медленно дрейфуют под влиянием действия их внутренних сил, такой тип конкурентов нередко встречается среди крупных организаций, утративших правильную ориентацию.
•
Потенциалъные интервенты
из других отраслей.
Подобные фирмы могут намереваться выйти
на рынок с новыми товарами, созданными
на более совершенной технологической
базе. Их можно рассматривать в качестве
неумелых маркетеров, не способных всерьез
оценить потенциал своих технологических
возможностей с точки зрения достижения
большей эффективности производства,
чем у фирм, использующих старые технологии.
1.3 Виды конкурентного преимущества
Конкуренция означает борьбу с равными или более сильными соперниками. Но она не является единственным методом разрешения конфликтов между конкурентами. Существуют три способа разрешения конфликтов между соперничающими фирмами: правовой, посредством сотрудничества, посредством конкурентной борьбы.
Первый способ используется в тех случаях, когда фирма может прибегнуть к помощи закона для защиты своего рынка на том основании, что действия ее конкурента являются противоправными. Производители марочных товаров все чаще стремятся к использованию закона для защиты своих прибылей. Их приводят в ярость «товары-двойники», появляющиеся на полках супермаркетов. Они заявляют, что многие «собственные» марки магазинов пытаются использовать рекламу марок-лидеров, и на этом основании требуют запрещения продажи подобных имитаций. На практике оказывается, что закон способствует не столько разрешению, сколько стабилизации спорной ситуации. Разумеется, в суд обращаются не только производители товаров. Так как многие фирмы пытаются проверить границы применимости законов, то их конкуренты продолжают добиваться проверок их деятельности. Существуют также попытки снижения уровня конкуренции за счет ограничений импорта конкурентоспособных товаров.[3]
Второй способ используется чаще всего в ситуации, когда конкуренция становится «ожесточенной». Конкурентная борьба ведется фирмами для того, чтобы добиться победы и избежать поражения. Однако стремление к победе любой ценой может привести к тому, что фирма «окажется сравнительно лучшей», чем ее конкуренты, но не процветающей в полном смысле этого слова. Конкурентоспособность вовсе не означает биться до победного конца. Поэтому между конкурентами обычно устанавливается определенная форма сотрудничества. Для этого есть три основные причины: конкурентам необходимо осуществлять скоординированные действия, у конкурентов имеются общие интересы, дальнейшая борьба не стоит «пролитой крови». Так, авиакомпании договариваются о совместном использовании оборудования аэропортов даже в том случае, если имеют собственные терминалы. Если конкуренты принадлежат активно действующей торговой ассоциации, то конкуренция между ними будет, по-видимому, ожесточенной, так как членство в одной организации подразумевает прочную общность некоторых интересов и, возможно, даже осознание взаимной ответственности. Добровольное самоограничение является формой поведения, основанного на взаимодействии. И для него могут быть серьезные причины. Так, Haublein приветствовала появление на рынке новой фирмы, выпускающей коктейли в бутылках, по тем соображениям, что дополнительная реклама обещала привести к общему росту сбыта, способному покрыть издержки, связанные с обострением конкуренции. Присутствие нескольких конкурентов на рынке увеличило доверие покупателей к качеству нового продукта. Еще более известны способы сотрудничества нескольких универмагов в создании региональных торговых центров. Они объясняли свои действия тем, что привлекаемые совместными усилиями поток покупателей даст их бизнесу больше, чем работа по одиночке. Отношения между конкурентами можно назвать, как установления мира, основанного на интеграционных соглашениях. Фирмы принимают подобные соглашения, поскольку верят, что они приведут к такому увеличению объема рынка, которое пойдет на пользу всем его участникам.[3]
Мир может достигаться также на основе не выражаемых в открытой форме дистрибутивных соглашений, при которых «распределение пирога» отражает относительные возможности каждого из конкурентов. В этом случае устанавливается мир, основанный на силе. Обычно он существует в трех основных формах: равновесие, гегемонии и империи. В случае баланса сил не одна из фирм не является настолько могущественной, что ее соперники оказываются не в состоянии сохранить свою рыночную долю при атаке основного конкурента. В этих условиях, а также при наличии зрелого рынка фирмы примеряются со своими рыночными долями не потому, что они их полностью устраивают, а просто в силу своей неспособности изменить сложившуюся ситуацию. Если они начнут продвигать свои товары в агрессивной манере, то это вызовет аналогичные действия со стороны конкурентов, что приведет к росту издержек, увеличению числа переключений с марки на марку и не сможет обеспечить стабильного расширения рыночной доли. Лидерство возникает вследствие занятия одной из фирм доминирующего положения на рынке. Как и в любой другой группе, поведение фирм, сотрудничающих в условиях гегемонии или какой-либо другой формы сосуществования, происходит в соответствии с определенными нормами или правилами. Как и в спортивных играх, конкуренция в бизнесе также ограничивается подразумеваемыми нормами, например запрета на использования в рекламе умышленного принижения достоинств конкурирующей марки. Несоблюдение правил подразумевает их нарушение. Прямые конкуренты могут договориться не переманивать друг у друга сотрудников и открыто не выступать против роста расходов на рекламу одного из них. Чего фирмы действительно стараются избегать, так это оказаться в ловушке, в результате чего конфликт может представлять угрозу интересов всех конкурентов. Первоначально фирмы стремятся к максимизации прибыли, но затем, оказавшись в ловушке, они думают лишь о том, чтобы минимизировать прибыль или просто спасти свою репутацию. Именно эта опасность нередко используется в качестве аргумента против чрезмерной ориентации фирмы на ведение конкурентной борьбы. В случае возникновения империи лидирующая фирма старается поглотить своих соперников или добиться их абсолютного подчинения своему диктату. Такие подчиненные фирмы не просто вынуждены идти на компромисс, но полностью уступать нажиму более сильного конкурента из опасения, что он, к примеру, введет особые цены на их рынках. Законы большинства стран создаются с целью воспрепятствования созданию подобных империй.[3]
2. Теоретические и методическиеосновы оценки конкурентоспособности товара и фирмы
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы
Термин «конкурентоспособность»
В теории и практике зарубежного бизнеса еще не сформировано единое понятие конкурентоспособности и методов оценки уровня конкурентоспособности производителя. Разнообразие трактовок объясняется различным определением конкурентоспособности производителей на рынках различного масштаба (национальном, региональном, мировом), а также тем, какой субъект рассматривается производителем – фирма, отдельное предприятие, отрасль или экономика в целом.
Рыночная деятельность фирмы немыслима без участия в конкурентной борьбе, которая побуждает товаропроизводителя совершенствовать и обновлять свой товар, повышать его качество, т.е. делать конкурентоспособным.
Конкурентоспособность продукции — способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период[6, с. 127].
Конкурентоспособность характеризует способность продукции противостоять другой продукции того же назначения на определенном сегменте рынка. Эта способность определяется совокупностью потребительских свойств продукции, необходимых и достаточных для того, чтобы она в определенное время могла быть реализована по сопоставимым ценам на конкретном рынке наряду с продукцией, удовлетворяющей одинаковую с данной определенную потребность.
Как показывают исследования и опыт, преобладающую роль в оценке конкурентоспособности среди многочисленных факторов играют полезность продукции для потенциального покупателя и ее цена.
Полезность продукции — это ее потребительная стоимость или способность удовлетворить требования, предъявляемые к данному типу и виду продукции со стороны потребителя.
Значительное влияние на конкурентоспособность продукции оказывает и ее цена. Очевидно, что при равной полезности покупатель отдаст предпочтение продукции с более низкой ценой, но может приобрести и более дорогую, если она окажется для него более полезной.
Конкурентоспособность товара определяется по следующим показателям:
• актуальность
(своевременность) появления данного товара
на
конкретном рынке[7, с.263].
Конкурентоспособность продукции (товара) может проявиться лишь при условии формирования конкурентной среды, т.е. рынка, на котором независимые фирмы-продавцы свободно соперничают за право продавать свой товар независимому покупателю.
В маркетинге наряду с понятием «конкурентоспособность товара» используется и понятие «конкурентоспособность предприятия», под которым понимается способность фирмы предложить товар, удовлетворяющий требованиям покупателей, в нужном рынку количестве.
Конкурентоспособность предприятия можно рассматривать как уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно их использования конкурентами[6, с. 131].
Конкурентоспособность предприятия – его способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.
Конкурентоспособность фирмы определяется рядом показателей:
Конкурентного преимущества фирмы добиваются выбором сферы конкуренции, отличающейся от конкурентов, т.е. поиском новых способов, таких как:
В
сумме экономическая и
В экономической литературе выделяют различные методы изучения конкурентоспособности: с позиции сравнительных преимуществ; на базе теории равновесия; на базе теории эффективной конкуренции; на базе теории качества товара; матричные методы; индикаторный метод. В пунктах 2.2. и 2.3. данной главы будут рассмотрены несколько методик оценки конкурентоспособности продукции и фирмы.
2.2. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара
Существует множество методик оценки конкурентоспособности, применяемых в практике работы предприятий или предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки.
Методика 1
Определение
комплексного показателя конкурентоспособности
по методике М.Г.Долинской и И.А.
qi=Pi/Pi0*100%
qi=Pi0/Pi*100%
2.Из
формул (1.1) и (1.2) выбирается та, которая
соответствует улучшению
Imn=∑aiq i
Где n – число технических параметров, участвующих в оценке;
ai - вес i-го параметра в общем наборе;
qi – единичный показатель по i-му техническому параметру;
Imn – групповой показатель конкурентоспособности по потребительским параметрам не должен превышать 100%.
3.Расчет
уровня конкурентоспособности (
К= Imn(1)/Imn(2),
где Imn(1),Imn(2) – показатели конкурентоспособности для первого и второго товаров-конкурентов.
IK=Imn/C,
где С – групповой показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.
Достоинством указанной методики является комплексный подход при оценке конкурентоспособности, а недостатком – отсутствие учета степени значимости разных потребительских и экономических параметров. Кроме того, нецелесообразно выделять отдельно нормативные и технические показатели, так как это одна группа показателей. Нормативные показатели регламентируются стандартами или другими документами. В основном они представлены техническими требованиями, которые нормируются в особом разделе стандартов «Технические требования к качеству».
Эта методика из всех потребительских показателей учитывает только качество, но не учитывает другие основополагающие характеристики товаров, в частности, ассортиментную характеристику, что не позволяет использовать её для оценки конкурентоспособности межродовых, межгрупповых и межвидовых товаров-конкурентов. Однако, несмотря на указанные недостатки, эта методика дает более достоверные результаты.[14]
Методика 2.
Методика оценки интеграционного показателя уровня конкурентоспособности предложена О.Д.Андреевой и предусматривает следующие операции.
Цп=Ц1+Р2+С3+С4+С5+Р6+Р7+Р8
где Ц1 – цена рынка;
Р2 – расходы на транспортировку;
С3 – стоимость установки;
С4 – стоимость хранения;
С5 – стоимость технической информации и прочей документации;
Р6 – расходы по обслуживанию изделия;
Р7 – расходы на топливо и электроэнергию;
Р8 – расходы на ремонт;
О9 – оплата налогов, таможенных расходов и сборов;
С10 – стоимость страхования;
С11 – стоимость утилизации.
К=(Q+С)/ Цп,
где Q – качество товара;
С – качество послепродажного обслуживания или сервиса.
3.
Определение уровня
Все параметры, характеризующие уровень конкурентоспособности, О.Д.Андреева подразделяет на три группы: нормативные (патентная частота, соответствие стандартам и нормам), технические и экономические.
В приведенной методике расчета конкурентоспособности товаров остается неясным, как рассчитать качество послепродажного обслуживания при всем многообразии составляющих показателей. Многие из них не поддаются прямому измерению (например, эстетические показатели: внешний вид, мода, дизайн, новизна товара).
Методика 3
Для оценки конкурентоспособности с учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов численностью не менее 5 человек (один из руководителей или главный менеджер, конструктор, маркетолог, технолог, экономист).
Система баллов наглядно показывает, что каждому фактору конкурентоспособности эксперт может присвоить от 1 до 5 баллов. Весомость факторов равна от 4 (качество товара) до 1 (эксплуатационные затраты).
Конкурентоспособность товара, определенная экспертным путем по системе баллов, будет равна:
К = ( /n)/5*a ,
где Кт — конкурентоспособность товара (значение колеблется от 2 до 10); п — количество экспертов; Б — экспертная оценка i-м экспертом j-го фактора конкурентоспособности товара; аj — весомость j-го фактора (от 4 до 1); 5 — максимальная оценка фактора.[14]
Методика 4
Дифференциальный метод основан на использовании единичных параметров анализируемого товара и базы сравнения и их сопоставлении.
Если при оценке по техническим и экономическим характеристикам базовые значения установлены нормативно-технической документацией или договорами, то единичный показатель может быть меньше или равен 1.
В случае, когда анализируемый товар имеет характеристику, значение которой превышает потребности, указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество, единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 1 и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин: 1 или фактическое значение этого показателя.
При оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения: 1 или 0. Если анализируемый товар соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если нет, то показатель равен 0. Если технические параметры товара не имеют количественной оценки, для придания этим параметрам количественных характеристик используются экспертные методы оценки в баллах.
В
большинстве случаев
Методика 5
Комплексный метод оценки конкурентоспособности товара основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемого товара и образца.
Комплексный показатель по техническим параметрам представляет собой сумму произведений технических параметров и их весомостей. Для определения весомостей каждого технического параметра в общем наборе используют экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований. Этот комплексный показатель характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров. Чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей.
Расчет комплексного показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию товара.
Полные
затраты потребителя
2.3. Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы
Оценка конкурентной позиции фирмы на отраслевом рынке позволяет:
Достижение
поставленной цели возможно при наличии
оперативной и объективной
Методика 1. Матричный метод, базирующийся на матрице «Бостон- Консалтинг групп». По данной матрице наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке (производители товаров-«звезд»). Применение данного метода затруднено из- за практической сложности получения достоверной информации о деятельности конкурентов.[4]
Методика 2. Метод определения конкурентоспособности промышленного предприятия по показателям качества выпускаемых на предприятии товаров. Основой данного метода являются утверждения некоторых деятелей рынка, о том что конкурентоспособность предприятия определяется исключительно конкурентоспособностью его товаров. Главным недостатком данного метода является то, что он не затрагивает другие, не менее важные аспекты деятельности предприятия в условиях конкурентной борьбы за покупателя.
Методика 3. Методы измерения и оценки конкурентоспособности фирм основываются на оценке различных конкурентных преимуществ, используемых фирмами в своей маркетинговой стратегии: качество и цена товара, обслуживание потребителей, сроки исполнения заказа, имидж фирмы и др.. Строительные фирмы предлагают рынку в качестве товара услугу, т.е. лишь потенциальную возможность получения в будущем нового или восстановленного здания, сооружения.
Важнейшей характеристикой эффективности работы строительной фирмы на рынке является количество и объем заказов на производство работ, полученных в результате открытой конкурентной борьбы с другими фирмами. Наиболее общей характеристикой конкурентоспособности фирмы является коэффициент конкурентоспособности, определяемый количеством выигранных тендеров по отношению к общему количеству конкурентных случаев в каждом сегменте рынка строительных услуг за определенный период [11]:
Кki=Ri/Ni , (2.10)
где Кki — коэффициент конкурентоспособности i-ой фирмы;
Ri — количество тендеров, выигранных i-ой фирмой;
Ni — количество тендеров, в которых принимала участие i-ая фирма.
Объемы заказов, выставляемых на тендер, имеют разную величину, поэтому коэффициент конкурентоспособности целесообразно определять с учетом объемов подрядов, в денежном выражении:
Kkoi=∑Wij (j=1,r)/∑Wij (j=1,n) (2.11)
где Кij — коэффициент конкурентоспособности с учетом объема тендеров;
r — количество тендеров, выигранных i-ой фирмой;
n — общее количество тендеров, в которых принимала участие фирма;
Wij — объем j-го тендера.
Очевидно, что значения коэффициентов Кki и Кkoi могут совпасть в исключительно редких случаях, поскольку влияние такого фактора, как объем контракта, вносит существенные коррективы в расчет частоты выигранных тендеров. Коэффициент Кkoi в большей степени отражает реальные результаты фирмы в реализации рыночно ориентированной конкурентной политики. Он является подтверждением эффективности работы фирмы по завоеванию лидирующих позиций на данном сегменте рынка.
Однако для успешного управления конкурентоспособностью необходимо рассматривать оба коэффициента в различных сочетаниях. Если Кki>Кkoi это означает, что фирма более конкурентоспособна в борьбе за заказы, объем каждого из которых меньше среднего по данному сегменту рынка [11].
Обратное соотношение Кki<Кkoi свидетельствует о том, что фирма более конкурентоспособна в борьбе за заказы, объем которых больше среднего по данному сегменту рынка.
Приблизительное
равенство коэффициентов
В практике проведения тендеров, подряд получает фирма, предложившая наименьшую цену за оказание услуги по возведению объекта, либо выполнению работ. В связи с этим в дополнение к коэффициенту конкурентоспособности необходимо применять коэффициент ценового отклонения Vij, который отражает соотношение цен предложения i-ой фирмы и рыночной цены, установленной по результатам тендера. Так, если по j-ому объекту рыночная цена составляет роj, а цена предложения i-ой строительной фирмы — Pij, коэффициент Vij , отражающий превышение i-ой фирмой минимальной цены предложения, определяется по формуле [15]:
Vij=Pij/Po
Исследования, проведенные за рубежом, показывают, что :у многих участников тендера цены предложения не превышают значение коэффициента Vi j=1,2. Принимая во внимание, что в условиях сложившегося рынка цены на вес виды используемых в строительстве ресурсов отличаются незначительно, а доля прибыли в цене предложения относительно невелика, предложения от фирм с коэффициентом Vi j , превышающим 1,2, свидетельствуют об их низком интересе к получению подряда Коэффициент ценового отклонения определяется по каждому тендеру.
Методика 4. Метод, основанный на теории эффективной конкуренции, дает представление о конкурентоспособности предприятия, касаясь наиболее важных аспектов его деятельности. Согласно этому методу, наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов и ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. Метод построен на анализе четырех групп показателей конкурентоспособности предприятия:
1.Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности фирмы:
2. Показатели финансового положения организации:
Оценка конкурентной позиции предприятия требуется для:
В любом случае проведение оценки преследует цель определения положения фирмы на отраслевом рынке. Достижение этой цели возможно лишь при условии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности.[17]
Методика 5.
Оценка места компании в отрасли необходима для получения предварительной всесторонней оценки стратегического положения предприятия, а также для разработки перечня стратегических действий. Особенность использованного подхода, который обычно называют SWOT-анализом заключается в том, что акцепт делается на рассматриваемом предприятии, а конкурентное окружение и отрасль служат «фоном» исследования.
SWOT-анализ проводится в несколько этапов:
1)
изучение внешней среды
2)
анализ внутренней среды
Составленный таким образом «стратегический баланс» обладает ярко выраженной привязанностью к моменту проведения анализа, т.к. факторы внешней среды, как, впрочем, и внутренние факторы, подвержены изменениям. Внешние факторы, разумеется, изменяются более динамично, что свидетельствует в пользу регулярного проведения SWOT-анализа и, соответственно, обновления следующих из него выводов.
3)
сопоставление внешних
Таким образом, на третьем этапе проводится классификация и оценка следующих сочетаний агрегированных факторов внешней и внутренней среды:
- «возможности – сильные стороны» - определение ориентиров стратегического развития;
- «возможности
– слабые стороны» - определение
ориентиров внутренних
- «угрозы
– слабые стороны» - выделение
существенных ограничений
- «угрозы – сильные стороны» - выделение потенциала стратегических преимуществ.
Важная
составная часть анализа
Классификация возможностей и угроз проводится по следующей схеме. Сначала производится экспертная обработка факторов внешней среды по группам факторов. Затем каждый фактор оценивают по двум параметрам – степени его влияния на позицию предприятия и степени вероятности его проявления в определенном временном горизонте. Влияние факторов условно рассматривается как внешняя возможность или как угроза.
По результатам анализа внешней среды компания может составить перечень опасностей, которые ей необходимо преодолеть с наименьшими потерями, и возможностей, которые следует плодотворно использовать.
В
любом случае проведение оценки преследует
цель определения положения фирмы
на отраслевом рынке. Достижение этой
цели возможно лишь при условии оперативной
и объективной методики оценки конкурентоспособности.
3. Расчеты показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы(предприятия)
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)
Важнейшей характеристикой продукции является ее качество. Произвести оценку конкурентоспособности продукции можно по коэффициенту, учитывающему соотношение основных качественных характеристик продукции (потребительских свойств) и цен реализации по формуле:
Kij=(Ti / Tj)/(Цi/Цj), (3.1)
где Кij - коэффициент конкурентоспособности;
Ti и Tj - основные качественные характеристики продукции соответственно i-й и j-й фирм;
Цi и Цj - цены реализации продукции i-й и j-й фирм.
Очевидно, что если Кij> 1, то продукция
i-й фирмы по выбранному критерию качества
более конкурентоспособна. Показателей
качества может быть несколько. Поэтому
делаем расчет максимально возможного
количества коэффициентов (К). Если для
i-й фирмы более 50% значений К>1, то продукция
этой фирмы более конкурентоспособна.
Таблица 3.1 - Исходные данные для определения конкурентоспособности продукции кирпича строительного
Фирмы |
Показатели | |||||||
Цена, р./1000 шт. | Прочность, МПа | Водопог-лощение, % |
Масса, кг | |||||
марка 100 | марка 125 | марка 150 | марка 100 | марка
125 |
марка 150 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1.ОАО «Стойкерамика» | 2493,0 |
2593,0 |
2693,0 |
10,2 |
12,4 |
15 |
6,1 |
4,2 |
2.ОАО «ЗСМ-7» | 2493,0 | 2603,0 | 2713,0 | 9,1 | 12,1 | 14,2 | 5,8 | 4,2 |
3.«Кирпичный завод р.п. Маслянино» | 2503,0 |
2613,0 |
2683,0 |
9,5 |
12,8 |
15,1 |
5,7 |
4,3 |
4.ОАО «Черепановский ЗСМ» | 2513,0 |
2593,0 |
2703,0 |
9,8 |
12 |
13,7 |
6 |
4,4 |
Таблица 3.2 - Стандартные значения (принятые по ГОСТ 530-95) и рыночные цены
|
ОАО «Стройкерамика»
Марка 100
Прочность К=1,017 Водопоглощение К=0,977 Масса К=0,974
Марка 125
Прочность К=0,989 Водопоглощение К=0,977 Масса К=0,974
Марка 150
Прочность К=0,997
Водопоглощение К=0,977
Масса К= 0,974
ОАО «ЗСМ-7»
Марка 100
Прочность К=0,9
Водопоглощение К=0,964
Масса К=0,974
Марка 125
Прочность К=0,96
Водопоглощение К=0,964
Масса К=0,974
Марка 150
Прочность К=0,94
Водопоглощение К=0,964
Масса К=0,974
ЗАО «Кирпичный завод р. п. Маслянино»
Марка 100
Прочность К=0,943
Водопоглощение К=0,943
Масса К=0,993
Марка 125
Прочность К=1,01
Водопоглощение К=0,943
Масса К=0,993
Марка 150
Прочность К=1,01
Водопоглощение К=0,943
Масса К=0,993
ОАО «Черепановский ЗСМ»
Марка 100
Прочность К=0,969
Водопоглощение К=0,997
Масса К=0,974
Марка 125
Прочность К=0,96
Водопоглощение К=0,997
Масса К=0,974
Марка 150
Прочность К=0,91
Водопоглощение К=0,997
Масса К=0,974
Все результаты
расчётов сведены в таблицу 3.3
Таблица 3.3 - Результаты расчётов
Марка кирпича, критерии, оценки | ОАО «Стройкера-мика» | ОАО «ЗСМ-7» | ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино» | ОАО «Черепановский» |
Марка 100 | ||||
Прочность | 1,017 (+) | 0,9 (-) | 0,943 (-) | 0,969 (-) |
Водопоглощение | 0,977 (+) | 0,964 (+) | 0,943 (+) | 0,997 (+) |
Масса | 0,974 (+) | 0,974 (+) | 0,993 (+) | 0,974 (+) |
Марка 125 | ||||
Прочность | 0,989 (-) | 0,96 (-) | 1,01 (+) | 0,96 (-) |
Водопоглощение | 0,977 (+) | 0,964 (+) | 0,943 (+) | 0,997 (+) |
Масса | 0,974 (+) | 0,974 (+) | 0,993 (+) | 0,974 (+) |
Марка 150 | ||||
Прочность | 0,997 (-) | 0,94 (-) | 1,01 (+) | 0,91 (-) |
Водопоглощение | 0,977 (+) | 0,964 (+) | 0,943 (+) | 0,997 (+) |
Масса | 0,974 (+) | 0,974 (+) | 0,993 (-) | 0,974 (+) |
Вывод:
Если К2j<1 и К3j<1, то продукция j-й фирмы по водопоглощению и массе более конкурентоспособна. Если К1j> 1, то продукция j-й фирмы по прочности более конкурентоспособна. Если для j-й фирмы более 50% значений К>1, то продукция этой фирмы более конкурентоспособна.
В данном случае более конкурентоспособны
фирмы: ОАО «Стройкерамика» (77,8%) и ЗАО
«Кирпичный завод р. п. Маслянино» (77,8%),
а менее конкурентоспособны: ОАО «ЗСМ-7»
(66,7%) и ОАО «Черепановский ЗСМ» (66,7%).
фирмы(предприятия)
Таблица 3.4 - Исходные данные для расчета конкурентоспособности фирмы
Показатели | Фирма 1 | Фирма 2 | Фирма 3 | Фирма 4 |
|
91003 | 44003 | 9103 | 54003 |
|
9103 | 4593 | 1023 | 7563 |
|
50 | 60 | 1 | 40 |
4. Реклама, тыс. р. | 903 | 388 | 85 | 493 |
5. Размещение** | 0,4 | 0,3 | 0,8 | 0,1 |
6. Качество продукции*** | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
7. Собственный капитал, тыс. р. | 180093 | 86003 | 19003 | 145053 |
8. Дилерская сеть (система быта) | 4 | 5 | 3 | 4 |
9. Оборотные средства, тыс. р. | 200053 | 95263 | 23403 | 112023 |
10. Краткосрочные обязательства, тыс. р. | 210003 | 89003 | 21503 | 115093 |
11. Цена за единицу продаж, р. | 2580 | 2600 | 2630 | 2590 |
*- показатели имиджа или рейтинга приведены в процентах; при этом делаются допущения, что рейтинг всемирно известных фирм применяется за 100% до 0 (никому не известная или новая фирма).
** - показатели
размещения приведены
*** - показатели
качества приводятся также,
Цены
берутся за единицу продаж, а не
за единицу продукции, так как
это может быть определенный комплект,
объём и т. д. (например, 1000 шт.
условного кирпича).
Таблица 3.5 – Ранжировка значимости показателей
Показатели | Значение коэффициента весомости |
Цена | 0,15 |
Имидж | 0,05 |
Доля на рынке | 0,05 |
Качество продукции | 0,2 |
Реклама | 0,15 |
Дилерская сеть | 0,1 |
Размещение | 0,15 |
Объем продаж является показателем, с помощью которого может быть определена доля фирмы на рынке (доля может быть рассчитана через натуральные и стоимостные показатели).
Имидж (рейтинг) характеризует сложившееся общественное мнение о фирме и ее продукции.
Цена является важнейшим фактором конкурентоспособности, как продукции, так и фирмы в целом. При оценке конкурентоспособности, чем ниже цена (при прочих равных условиях), тем больше продаж может осуществить фирма.
Размещение следует рассматривать как географический фактор расположения производителя относительно потенциальных потребителей. Иногда этот фактор может стать решающим из-за высоких транспортных расходов. В зависимости от условий продаж могут резко возрасти цены на продукцию.
Качество характеризует конкурентоспособность продукции. Его оценка может быть комплексной (по целому ряду локальных критериев) и достаточно сложной. В наиболее полном виде качество оценивается отдельно. В то же время фирма, имеющая большие объемы продаж, высокий рейтинг, но уступающая в качестве продукции, со временем, безусловно, утрачивает свои конкурентные преимущества.
Реклама является составным элементом коммуникационной стратегии фирмы. В бюджете маркетинговой деятельности фирмы предусматриваются расходы на рекламную деятельность, которые относят к коммерческим расходам и включают в полную себестоимость продукции. Неоправданно высокие расходы на рекламу могут повлечь удорожание продукции. В то же время инициативность, активность и наступательность на рынке невозможны без регулярной подачи сведений о фирме и ее продукции для широкой контактной аудитории.
Дилерская
сеть, или система сбыта, отражает сложившуюся
систему распределения продукции фирмы.
При этом сбыт может быть самостоятельным,
через собственных агентов продаж, или
через посредников, т.е. с передачей прав
собственности на товар. Эффективная система
сбыта должна по мере возможности удешевлять
продвижение продукции и обеспечивать
полную полезность для потребителей.
Первый шаг:
Таблица 3.6
Показатели | Фирма 1 | Фирма 2 | Фирма 3 | Фирма 4 |
Доля на рынке | 0,46 | 0,22 | 0,05 | 0,27 |
Имидж, % | 50 | 60 | 1 | 40 |
Реклама, тыс. р. | 903 | 388 | 85 | 493 |
Размещение | 0,4 | 0,3 | 0,8 | 0,1 |
Качество продукции | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
Цена за единицу продаж, р. | 2580 | 2600 | 2630 | 2590 |
Дилерская сеть (система быта) | 4 | 5 | 3 | 4 |
Второй шаг:
Таблица 3.7
Показатели | Фирма 1 | Фирма 2 | Фирма 3 | Фирма 4 |
Доля на рынке | 1 | 0,47 | 0,1 | 0,59 |
Имидж, % | 0,83 | 1 | 0,02 | 0,67 |
Реклама, тыс. р. | 1 | 0,43 | 0,09 | 0,54 |
Размещение | 0,5 | 0,375 | 1 | 0,125 |
Качество продукции | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 1 |
Цена за единицу продаж, р. | 0,98 | 0,99 | 1 | 0,985 |
Дилерская сеть (система быта) | 0,8 | 1 | 0,6 | 0,8 |
Итого | 6,01 | 4,975 | 4,61 | 4,71 |
Общую сумму значений показателей по каждой фирме делим на их количество (в нашем случае их 7).
Полученное среднеарифметическое максимальное значение показывает наиболее конкурентоспособное предприятие. Среднеарифметические значения будут равны:
Фирма 1: 6,01/7=0,858
Фирма 2: 4,975/7=0,71
Фирма 3: 4,61/7=0,658
Фирма 4: 4,71/7=0,673
В нашем случае показатели фирмы распределились следующим образом:
1-ое место - Фирма 1;
2-ое место - Фирма 2;
3-тье место - Фирма 4;
4-ое место – Фирма 3.
Из расчетов видно, что наиболее конкурентоспособнее будет фирма с индексом j=1, так как у нее максимальное, то есть наилучшее значение.
Такой расчет приемлем, если все сравниваемые показатели равноценны по значимости.
Но
на разных этапах жизненного цикла
любого предприятия значимость отдельных
показателей может быть весьма различной.
Третий шаг:
Таблица 3.8
Показатели | Фирма 1 | Фирма 2 | Фирма 3 | Фирма 4 | Весовое значение |
Доля на рынке | 0,1 | 0,047 | 0,01 | 0,059 | 0,1 |
Имидж, % | 0,04 | 0,05 | 0,001 | 0,034 | 0,05 |
Реклама, тыс. р. | 0,018 | 0,15 | 0,009 | 0,018 | 0,15 |
Размещение | 0,1 | 0,08 | 0,15 | 0,025 | 0,15 |
Качество продукции | 0,18 | 0,16 | 0,18 | 0,2 | 0,2 |
Цена за единицу продаж, р. | 0,196 | 0,198 | 0,15 | 0,197 | 0,15 |
Дилерская сеть (система быта) | 0,08 | 0,1 | 0,06 | 0,08 | 0,1 |
Итого | 0,714 | 0,785 | 0,56 | 0,613 |
После этого показатели фирмы распределились следующим образом:
1-ое место - Фирма 2;
2-ое место - Фирма 1;
3-тье место - Фирма 3;
4-ое место – Фирма 4.
Лучшим стала Фирма 2, а Фирма 1 сменила свою позицию на вторую, Фирма 3 стала третьей, а Фирма 4 оказалась на последнем месте.
Фирма 2 имеет не самую большую долю рынка, но очень высокий имидж, по сравнению с другими фирмами. Плохое размещение компенсируется за счет грамотной сбытовой политики и высокого качества продукции. Именно поэтому эта фирма и явилась самой конкурентноспособной.
Фирма
1, занявшая второе место, занимает самую
большую долю на рынке и имеет
самые большие затраты на рекламу,
но всего этого оказалось недостаточно,
чтобы занять первое место.
Заключение
Оценка
уровня конкурентоспособности
По полученным результатами можно сделать вывод, что чем конкурентоспособнее продукция фирмы, тем у данной фирмы больше возможностей выдержать конкуренцию на рынке и получить наибольшую прибыль.
Исследование конкурентной среды требует от каждого предприятия систематического наблюдения за основными конкурентами, включая и потенциальных. Анализ такой информации, её профессиональная и целенаправленная интерпретация позволяют специалистам получить научное обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охарактеризовать конкурентное положение предприятия, его конкурентоспособность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособие / О.В. Аристов . – М.: Финстатинфорум, 1999. – 142 с.
2. Баликоев В.З. Краткий курс экономической теории: Учеб. – М.: Менеджер, 2005. – 328 с.
3. Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации : учебник / В.Н. Еремин. – М.: КНОРУС, 2006. – 656с.
4. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса / В.С. Ефремов. – М.: Финпресс, 1998. – 192 с.
5. Курс экономической теории: Учеб. для вузов / М.Н. Чепурин, С.Н. Ивашковский, Е.А. Киселева и др.; Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 5-е изд., доп. и перераб. – Киров: АСА, 2003. – 832 с.
6. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер . – СПб.: Питер, 1999. – 896 с.
7. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-М, 2001. – 222 с.
8. Маркетинг: методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 060800 и 072000 / составители Л.В.Заруева, Г.С. Вершинина.- Новосибирск, 2003.- 29 с.
9. Маркетинг: Учеб. пособие / Под. ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. – СПб.: Бизнес-пресса, 2001. – 512 с.
10. Международная конкурентность и её оценка / Под ред. В.Н. Завьялова, – М., 1996. – 96 с.
11. О'Шонесси Дж. Кокурентный маркетинг: стратегический подход: Пер. с англ. / Дж. О'Шонесси; Под ред. Д.О. Ямпольской. – СПб.: Питер, 2002. – 864 с.
12. Портер М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие / М.Э. Портер; Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2000. – 495 с.
14. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учеб. / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ЗАО "Бизнес-школа"; "Интел-Синтез", 2000. – 640с.
Министерство образования и науки РФ
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет
(СИБСТРИН)
Кафедра
менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему
“Конкуренция в отрасли”
Выполнила студентка: ______________________________ Болтовская В.В.
Специальность 060800 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)» группа 251
Руководитель
работы:_______________________
Работа защищена _____________________________ оценка ______________
Новосибирск 2010