Конкурентоспособность в маркетинге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 15:47, статья

Описание работы

Из курса экономической теории известно, что именно конкуренция является причиной экономического прогресса в рыночной экономике. Ценовой механизм этого процесса известен. Так, производитель, снижающий издержки производства, может снизить цену, сохранив прибыль на единицу товара. Благодаря этому он увеличивает объем продаж и получаемую прибыль до тех пор, пока другие производители также не снизят цену.

Файлы: 1 файл

Статья.docx

— 52.02 Кб (Скачать файл)

Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее считается рынок. В условиях чистой конкуренции (совершенной конкуренции) существует большое количество мелких участников, производящих стандартный (одинаковый) продукт, и отсутствуют барьеры для проникновения в отрасль, т.е. выпуска продукта любым желающим. Напротив, чистая монополия предполагает наличие одного участника в качестве продавца, уникальный продукт и разнообразные барьеры на пути проникновения в отрасль.

Чаше всего рынок в зависимости от его конкурентности делят на две разновидное и:

1.      рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции);

2.      рынок несовершенной конкуренции:

а.       монополистический рынок;

Ь       олигополистический рынок;

с.       рынок монополистической конкуренции.

В условиях совершенной конкуренции подразумевается, что прибыль равномерно распределяется между всеми участниками процесса производства-потребления. Теоретически тут возможно два варианта развития событий:

1. При неудовлетворенности спроса на рынке все участники пропорционально увеличивают объемы потребления (что маловероятно, поскольку неудовлетворенный спрос неизбежно компенсируется ростом цены и, следовательно, прибыли).

2. При удовлетворенности спроса на рынке (рыночном равновесии) технологическое развитие прекращается из-за нехватки прибыли (ее достаточность рассмотрена в варианте I) и отсутствия экономического стимула.

По большому счету плановая экономика – это и есть совершенная конкуренция в условиях ограничения частной собственности. Она объективно обуславливает стагнацию и застой экономики. Реальная конкуренция – это обратная сторона локального экономического кризиса. И именно кризис вызывает каждый раз новый виток экономического развития.

На рынке совершенной конкуренции полностью отсутствует возможность влияния участников на условия реализации продукции и цены. Такой рынок именуют свободным или чисто конкурентным.

Режим рынка совершенной конкуренции определяется следующими признаками:

а) количество продавцов и покупателей настолько велико, что никто из них не способен влиять на рыночные процессы, прежде всего на цены;

б) всеми продавцами предлагаются для продажи одинаковые, идентичные по свойствам товары и услуги, так называемый стандартизированный товар, который не предполагает индивидуальных характеристик, особых товарных знаков и марок;

в) все продавцы и покупатели обладают полным объемом рыночной информации (о ценах, товарах, спросе, предложении);

г) покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его в силу отсутствия каких- либо законодательных, финансовых, технологических ограничений, барьеров;

д) все материальные, финансовые и прочие ресурсы абсолютно мобильны, участники рынка могут свободно привлечь нужные ресурсы.

Таким образом, главным здесь является то, что цена практически не зависит от отдельных субъектов, она устанавливается целиком под воздействием спроса и предложения. Поэтому подобные рынки называют «рынками получателей цен».

Рынок совершенной конкуренции – это в значительной мере теоретическая абстракция, модель. Такого рынка в чистом виде нигде и никогда не существовало (наиболее близки к нему рынки сельскохозяйственной продукции и ценных бумаг). Следует различать понятия «конкурентный рынок» и «конкурентная борьба». Последняя означает способ активного поведения производителя или потребителя на рынке.

Конкурентная борьба ведется с целью воздействия на условия продаж. А, так как на рынке совершенной конкуренции условия продажи заданы, все его участники находятся в равноправном положении и никто не в состоянии повлиять на равновесную цену, то соревнование между ними возникает в стремлении продать больше товара по наиболее низкой цене при прочих равных условиях.

Большинство реально функционирующих рынков отличаются от идеальном модели совершенной конкуренции. Отдельные производители могут воздействовать на условия продаж. Поэтому все рынки несовершенной конкуренции называют «рынками делателей цен». Их отличительным признаком является степень монополизации.

На рынке монополистической конкуренции в значительной степени соблюдается принцип разнообразия товаров разных производителей. Если эти товары взаимозаменяемы, то рыночная конкуренция возникает и в условиях ограниченного количества продавцов (производителей) и переходит в конкуренцию между товарами.

Литература:

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1991.

2. Современный словарь иностранных  слов. – СПб.:  Дуэт, 1994.

3. Томпсон А.А.. Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. – М.: ЮНИТИ, 1998.

Опубликовано: Калужский М.Л. Конкурентоспособность в маркетинге / Одиннадцатые «Апрельские экономические чтения»: Межвуз. Сб. науч. тр. – Омск: ОмГУ, 2006. – С. 26-30. – ISBN 5-87367-012-9.


Информация о работе Конкурентоспособность в маркетинге