Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:07, реферат
Консультирование по вопросам управления, или управленческого консультирования, давно признано важной профессиональной службой, которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практическими задачами, а также усваивать чужой опыт. Сотни тысяч частных компаний и общественных организаций как в промышленно развитых странах, так и в менее развитых странах пользовались такими услугами, отдельно или в сочетании с повышением квалификации, изучением рынка и степени осуществимости предложений, разработкой систем, исследованиями с целью выработки мер, консультированием по профессиональным услугам.
ведение
Консультирование по вопросам управления, или управленческого консультирования, давно признано важной профессиональной службой, которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практическими задачами, а также усваивать чужой опыт. Сотни тысяч частных компаний и общественных организаций как в промышленно развитых странах, так и в менее развитых странах пользовались такими услугами, отдельно или в сочетании с повышением квалификации, изучением рынка и степени осуществимости предложений, разработкой систем, исследованиями с целью выработки мер, консультированием по профессиональным услугам.
Спрос на управленческие консультационные услуги в России, к сожалению, пока еще слабо развит. Это свидетельствует о несовершенных рыночных отношениях, отсутствии пока даже опыта осмысления его системной организации в виде значительных проектов.
На сегодняшний день становится
ясно, что важным условием модернизации
экономики РФ в новых социально-
- формирование оптимальных
научно-технических решений,
- сокращение финансовых
потерь, связанных с разработкой,
максимально эффективным
- масштабное и рациональное
введение инноваций во все
области деятельности, где они
могут приносить успех и
Застой в системе управления сегодня – это гарантия поражения в жесткой конкурентной борьбе не только в рамках отдельного государства, но и в условиях международных экономических отношений.
Выдержать конкурентную борьбу
сегодня – это означает предельно
активизировать научно-организованный
поиск и внедрение новой
Управленческое
Основой процессов активизации является:
- осуществление деятельности
по оказанию помощи
- предоставление практических, научно обоснованных советов тем бизнес организациям, которые попали в трудное финансовое положение.
1. КОНСАЛТИНГ В РОССИИ
Рынок управленческого консалтинга является одной из самых динамично развивающихся сфер отечественного бизнеса, хотя Россия и занимает одно из самых последних мест в мире по развитию консалтингового рынка. По итогам 2001г. объем рынка консалтинговых услуг чисто российских компаний составляет порядка 120 млн долларов, а с учетом компаний иностранного происхождения весь рынок консалтинговых услуг можно оценить примерно в 250-300 млн долларов.
Увеличению спроса на услуги консультантов способствует «омоложение» управленческих кадров, которые осознают необходимость освоения современных технологий управления и важность комплексного подхода к решению проблем. В противопоставление им старая команда руководителей обладает «производственным» мышлением и не понимают сути управленческого консалтинга.
Рост внимания акционеров к рыночной стоимости компании, а не только чистой прибыли, приводит к необходимости увеличения нематериальных активов, а именно развитию персонала, разработке стратегии, увеличению стоимости торговой марки и т.д.
2. КОНКУРЕНЦИЯ РОССИЙСКИХ И ЗАПАДНЫХ КОМПАНИЙ
На рынке управленческого
консультирования конкуренция между
иностранными и российскими компаниями
гораздо выше, чем на рынке аудиторских
услуг. Почему так происходит? Основными
потребителями аудиторских
Преимущества иностранных компаний |
Преимущества российских компаний |
1. Отлаженная технология управления проектами 2. Большая база знаний, глобальный опыт 3. Широкий набор услуг 4. Наличие методик и
практического опыта 5. Учет мировых тенденций развития бизнеса, технологий, конкретных отраслей промышленности 6. Помощь при взаимодействии
с иностранными партнерами, как
сопутствующий консалтингу 7. Доверие международному опыту в большей степени, чем отечественному |
1. Более глубокое знание специфики российского рынка и национального менталитета 2. Узкая специализация и отсюда практическая направленность консалтинга (до операционного уровня) 3. Большая гибкость в отношениях с клиентами 4. Более низкий уровень цен |
Недостатки иностранных компаний |
Недостатки российских компаний |
1. В ряде случаев уровень
консультантов не 2. Слабая ориентация на
специфичность клиента – |
1. Недостаточно проработанная
технология управления 2. Недостаток международного опыта и знаний в области управления 3. Слабая развитость бизнес- 4. Слабая узнаваемость бренда 5. Стремление к росту
объёма заказов в ущерб |
3. ЛИДИРУЮЩИЕ СЕГМЕНТЫ РЫНКА КОНСАЛТИНГА
управленческий консалтинг российский
Смена этапов экономического
подъема и спада, как правило,
приводит к перераспределению
Частично подтверждает вышесказанное регулярный анализ, проводимый РА «Эксперт». Наиболее востребованными видами консультационных услуг в 1-м полугодии 2002 г. стали:
· информационные технологии – 36,3% (рост по сравнению с 2001 г. составил 20%);
· услуги в области стратегического планирования и организационного развития – 12,6% (падение по сравнению с 2001 г. – 4,5%);
· услуги по оценке бизнеса – 11,9% (рост по сравнению с 2001 г. - 16%);
Структура российского рынка консалтинга все больше приближается к западной, где основными видами услуг являются стратегический, финансовый и IТ-консалтинг. По итогам прошлого года Россия очень близко подошла к европейскому уровню по доле на рынке услуг в области IT. Информационные технологии принесли более 30% дохода консалтинговым компаниям. Из них около 20% были получены от системной интеграции и других программных разработок и более 10% - от управленческого консультирования в области IT. В последнее время в области IТ-консалтинга наметилась тенденция к смещению акцента с системной интеграции на управленческое консультирование, что связано с увеличением объема консалтинговых услуг в ходе внедрения корпоративных информационных систем.
Наибольший спрос на стратегическое
планирование и организационное
развитие наблюдается в отраслях
с высокой конкуренцией. В условиях
конкуренции менеджмент предприятий
осознает необходимость иметь
Несмотря на то, что консалтинговый рынок активно развивается, у каждого сегмента есть свои специфические особенности:
1. Стратегическое планирование и организационное развитие.
Ситуация с сегментом
рынка стратегического
1. Оптимистический. После
спада возобновится спрос на
стратегическое
2. Пессимистический. Замедление
темпов экономического роста
заставляет руководителей
2. Оценка бизнеса
Разработка стратегии
приводит к сосредоточению сил и
внимания на одних направлениях деятельности
и на продаже других. Реструктуризация
может заключаться в
Интересно, что востребована
не только оценка недвижимого имущества,
сколько комплексная оценка всего
бизнеса. Это связано с внедрением
в последние 2–3 года в отечественную
практику концепции управления стоимостью,
в соответствии с которой рост
благосостояния акционеров измеряется
не объемом введенных мощностей,
количеством нанятых
IT-консалтинг
IT-консалтинг в России
не только является самым
Востребованность IT-консалтинга легко объяснима тем, что развивающимся компаниям критически важно научиться в комплексе решать проблему разработки стратегии бизнес-развития вместе со стратегией развития информатизации. Спрос на информационные услуги растет и приобретает специфический оттенок. Клиенты нуждаются во все усложняющихся решениях, отвечающих требованиям рынков, на которых они оперируют. Объемы затрат на информатизацию внутренних ресурсов реально осознаются высшим руководством.
Эффективное внедрение ИТ невозможно без постановки системы управления в компании, в части оптимизации бизнес-процессов, систем планирования, бюджетирования, контроллинга и т.д., а также требует подготовки персонала компании. Именно поэтому рост IT-консалтинга косвенно способствует росту рынка управленческого консалтинга, в том числе и сегмента услуг по управления персоналом.
Консалтинг в области управления персоналом
Спрос на консалтинговые услуги
в этой области на сегодняшний
день предъявляют не только промышленные
предприятия, но и финансовые, страховые
и рекламные компании, а также
крупные торговые холдинги. Со стороны
среднего и мелкого бизнеса возрос
спрос на услуги по оценке профессионально
важных качеств менеджеров, определению
потенциала управленцев. А крупному
промышленному бизнесу в
4. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Развитию рынка консалтинга также способствуют такие тенденции в экономике России, как:
· Увеличение платежеспособности клиентов
· Подъем экономики, характеризующийся:
o возрастанием конкуренции, вызывающей потребность в разработке стратегии, комплекса маркетинга и пр.
o перераспределением собственности, вызывающим потребность в реструктуризации
· Структурные преобразования в экономике
· Наличие сложных производственных и управленческих структур «советских времен», приводящих к увеличению издержек, усложнению взаимодействий и т.п.
· Глобализация – иностранным компаниям, приходящим на российский рынок абсолютно необходим консультант со знанием российской специфики
· Выход на мировой рынок отечественных компаний вызывающий необходимость привлечения консультантов, которые смогут помочь компании быть конкурентоспособной на международном рынке.
Обращение к услугам консультантов приносит российским предприятиям положительные результаты. Так, по данным Совета по антикризисным программам за три года только за счет общения с консультантами без дополнительного финансирования ситуация:
· улучшилась для 75% предприятий;
· не изменилась – для 20;
· ухудшилась – лишь для 5%.
Анализ структуры рынка консалтинговых услуг в России указывает на наличие следующих сегментов:
· индивидуальные частнопрактикующие консультанты;
· отделы консалтинга в кадровых или маркетинговых агентствах;
· мелкие консалтинговые фирмы (от 3 до 7 сотрудников);
· крупные российские консалтинговые компании (30 и более человек);
· западные консалтинговые компании с большим числом сотрудников (их представительства в России различаются по величине).
В помощь развитию консалтинговых компаний в России действует несколько ассоциаций консалтинга, таких как Ассоциация консультантов по экономике, Ассоциация консультантов по управлению и организационному развитию.
Заключение