Консьюмеризм в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 22:34, доклад

Описание работы

С тех пор, когда наиболее развитая часть мира перешла в постиндустриальную эру, доминирующей экономической доктриной, вне всякого сомнения, стал консьюмеризм.
Консьюмеризм – движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы.
В настоящее время термин приобретает второе значение – перепотребление. Потребление становится своего рода пагубной зависимостью. Для человека, страдающего такой зависимостью, товары теряют собственную значимость и становятся лишь символом причастности к некой общественной группе. Идея о возможности достижения социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовлетворение, нежели собственно продукт, который приобретается.

Файлы: 1 файл

консьюмеризм в россии и за рубежом.docx

— 30.98 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российский государственный социальный университет

Факультет социального страхования, экономики и социологии труда

 

 

 

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«консьюмеризм в россии и за рубежом»

 

 

 

 

 

Выполнил

Студент 2 курса ФССЭиСТ

МЕН-Д-1-2(Б)

Горбунов  Дмитрий

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2014

 

 

С тех пор, когда наиболее развитая часть мира перешла в постиндустриальную эру, доминирующей экономической доктриной, вне всякого сомнения, стал консьюмеризм.

Консьюмеризм – движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы.

В середине 60-х гг. в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большинстве стран.

В настоящее время термин приобретает второе значение – перепотребление. Потребление становится своего рода пагубной зависимостью. Для человека, страдающего такой зависимостью, товары теряют собственную значимость и становятся лишь символом причастности к некой общественной группе. Идея о возможности достижения социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовлетворение, нежели собственно продукт, который приобретается.

В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется изучению потребительского поведения, так как, покупая или не покупая те или иные товары, потребитель тем самым оказывает влияние на размер получаемой производителями и продавцами прибыли. А прибыль – это есть главный движущий мотив, лежащий в основе любого предпринимательства.

Однако в конечном итоге основной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. С достижением этой цели связаны две фундаментальные аксиомы: первая – потребности общества и индивидов безграничны, вторая – материальные ресурсы, необходимые для их удовлетворения, ограничены.

Значительная часть решений, связанных с данной проблемой, может быть найдена в консьюмеризме, среди основных функций которого являются обеспечение свободы выбора, регулирование макроэкономических процессов, защита интересов потребителей, их информирование и просвещение.

Однако в России эта проблема стала предметом научных исследований сравнительно недавно, а сам термин «консьюмеризм» появился в отечественных словарях лишь в начале 90-х годов. Принятие в 1992 году Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» можно рассматривать как факт вступления России в мировую систему консьюмеризма, а, следовательно, и признания ею «Руководящих принципов для защиты интересов потребителей», принятых ООН. 

Консьюмеризм, как общественное движение можно подразделить на три группы:

1. Группы, ориентирующиеся в первую очередь на потребителях, заинтересованные в росте сознания потребителей и доносящие до них информацию, позволяющую сделать более осознанный выбор;

2. Государство и  местные власти, руководствующиеся законодательством;

3. Бизнес, направленный на удовлетворение потребителей, в условиях конкуренции и саморегулирования.

В России создана многоуровневая система защиты прав потребителей.  Эта система включает органы контроля:

• Государственные контролирующие органы (Роспотребнадзор, Госпожнадзор и др.);

• Управления и отделы по качеству и защите прав потребителей при краевых областных республиканских правительствах и местных администрациях;

• Торгово-промышленная палата Российской Федерации;

• Правоохранительные органы;

• Общественные объединения граждан по защите прав потребителей, созданные на добровольных началах.

По мнению специалистов, основа эффективной бизнес-идеологии современных предприятий должна формироваться в сфере этики, высоких моральных стандартов и идеалов добра.

 

Консьюмеризм зародился и сформировался в США, а затем распространился по всему миру.

Его начало положила борьба с недоброкачественной продукцией и  антимонопольной политикой, а затем это переросло в борьбу за качество всех товаров в целом, в том числе продуктов питания и лекарств. В дальнейшем,  консьюмеризм распространился на недобросовестную рекламу, недостоверную информацию и маркировку.

Консьюмеризм является неотъемлемой частью маркетинга. Маркетинговая деятельность любой компании обязана учитывать права потребителей и нести ответственность в случае нарушения этих прав. Потребитель имеет право на безопасность, информированность, на выбор и право быть услышанным.  Эти права признаны на международном уровне.

 

 К сожалению, существует множество недобросовестных производителей,  указывающих недостоверную, либо неполную информацию о своей продукции.

Главным примером является состав продуктов питания. Некоторые компании идут на всяческие уловки, не указывая входящие в состав вредные консерванты, красители и прочие добавки, а также всячески маскируют вредные добавки, называя их «идентичными натуральным».

Но наиболее опасной является недобросовестная деятельность фармацевтических компаний, которые способны нанести в некоторых случаях наибольший вред, по сравнению с другой продукцией. Неполнота состава препаратов, либо замена дорогостоящих компонентов на более бюджетные способны причинить  наибольший вред потребителю, усугубив заболевание, либо вызвав негативные последствия приема препарата.

В современном мире все большее количество людей следят за выполнением своих потребительских прав. Люди начали интересоваться качеством покупаемой продукции, а также степенью ее безвредности для здоровья. В России за последнее время появилось множество передач, посвященных просвещению населения в области проверки качества приобретаемой продукции. Специалисты данной области активно предоставляют информацию о том, как потребитель может защитить и отстоять свои права, а также наказать нечестных производителей.

Чем более образованным становится наше общество, тем более важное место в нем занимает консьюмеризм. Существует мнение, что высокий уровень маркетинга может защитить компанию от влияния консьюмеризма, потому что честная и высокоуровневая маркетинговая концепция способна удовлетворить потребности покупателей, не посягая на их права. Для этого абсолютно все компании должны соблюдать следующие правила:

1. Обслуживание потребителей должно проходить на высшем уровне, достигая максимального удовлетворения их потребностей;

2. Производитель должен осознавать, что высокий уровень обслуживания способен принести достойное вознаграждение, выражающееся в росте количества потребителей, а также доходов и имиджа компании;

3. Квалификация компании должна постоянно повышаться для реализации достойной конкуренции.

 

 

 

Консьюмеризм – выгоды для потребителей и продавцов

К основным позитивным моментам, связанным с влиянием консьюмеризма на деятельность современных предприятий, можно отнести следующие:

– производители товаров и услуг имеют постоянный стимул для улучшения и модернизации своей продукции, повышения её качества;

– усилия компаний направляются на разработку всё более новой и современной продукции, расширение её ассортимента и номенклатуры;

– активное потребление и расширение рынков сбыта стимулирует производителей разрабатывать новые подходы к рекламным кампаниям, учитывать национальные и религиозные особенности и т.п.

Проблемы, порождаемые производственной деятельностью современных предприятий, вызывают определённые действия отдельных граждан и общества в целом, направленные на регулирование некоторых её морально-этических аспектов. Влияние общественных движений подталкивает субъектов хозяйственной деятельности в большей степени проявлять заботу об окружающей среде, а также более тщательно и продуманно организовывать свою маркетинговую деятельность вокруг потребителя.

В качестве заключения, можно сказать, что консьюмеризм является своеобразным защитным барьером между потребителями и недобросовестными производителями. Этот понятие способно существовать только в высокообразованном обществе, где люди интересуется тем, что они покупают и стремятся защитить себя от негативных последствий потребления продукции плохого качества. С каждым годом влияние и значимость консьюмеризма растет, что, безусловно, является хорошим показателем уровня заботы общества о своем здоровье и правах. В конечном итоге консьюмеризм вытеснит с рынка недоброкачественную продукцию, а вместе с ней и её производителей.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Интернет-ресурс: http://www.potrebitel.net/, Союз Потребителей Российской Федерации.
    2. Интернет-ресурс: http://student.zoomru.ru/, Студенту на заметку.

 

 


Информация о работе Консьюмеризм в России и за рубежом