Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 00:11, контрольная работа
1. Назовите базовые свойства потребления
2. перечислите основные социально-экономические характеристики общества потребления
3. Кому принадлежит психологическая теория экономического поведения? Назовите ее основные положения
4. Перечислите и кратко охарактеризуйте социальные эффекты потребительского поведения, описанные Х. Лейбенстайном
5. Назовите автора теории "ограниченной рациональности". В чем ее содержание?
1. Назовите базовые свойства потребления
определение
Потребление – использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага
базовые свойства
2. перечислите основные
3. Кому принадлежит
Психологическая экономическая теория Джорджа Катоны
Потребительские расходы делит на две категории:
4. Перечислите и кратко
описанные Х. Лейбенстайном
Концепция переменной рациональности Харви Лейбенстайна
Привлекательность блага определяется не только соображениями выгоды, но и социальными мотивами:
5. Назовите автора теории "ограниченной рациональности". В чем ее содержание?
Теория ограниченной рациональности Г. Саймон (Нобелевская премия 1978 г.)
6. Дайте определение
Трудовая теория стоимости (К.Маркс)
Любой предмет (товар) обладает
а) потребительной стоимостью (полезность, способность удовлетворять потребность человека)
б) меновой стоимостью (пропорция, определяющая обмен между различными потребительными стоимостями)
7. Перечислите функции денег, выделенные К. Марксом
Трудовая теория стоимости (К.Маркс)
Эквивалентный обмен – вещи обмениваются друг на друга (= количество труда обменивается на равное количество другого труда)
Деньги – всеобщий эквивалент
Функции денег:
8. Какие социальные функции денег называет Г.Зиммель?
философия:
9. Что включается в понятие "эстетической рефлексивности"? (С.Лэш, Дж.Урри)
10. Что производит "новая экономика"? (С.Лэш, Дж.Урри)
Скот Лэш и Джон Урри – авторы концепции конца организованного капитализма
На смену капитализму
Современная экономическая система производит не материальные объекты, а знаки:
11. Каким образом, согласно Ж.
Взаимные превращения стоимости
Потребительная стоимость à меновая стоимость
- Традиционный процесс товарного производства (политическая экономия)
Потребительная стоимость, меновая стоимость à знаковая стоимость (Знаковая (символическая) стоимость не выражается в цене)
- Процесс потребления
Потребительная стоимость àсимволический обмен
- Дар, подарок не обладает ни потребительной, ни меновой стоимостью, обладает символической стоимостью
Товар и знак последовательно отождествляются и подменяют друг друга, разрушая механизмы традиционного контроля смыслов, а затем и весь лежащий в основе культуры процесс означивания как технологии «символического производства». Такая трансформация знаков привела к тому, что универсальным языком обмена становится абстрактный код, аналогичный деньгам в качестве всеобщего эквивалента стоимости и получающий независимость от предметной материализации. Код обретает автономность в своей собственной сфере смыслов, независимой от объектов, и в исторической экстраполяции стимулирует зарождение и развитие капитализма, пользующегося именно возможностью разрыва и дистанцирования «означающего» от «означаемого» в присвоении реальной власти прибавочной стоимости.
12. Что является исторической
причиной социального
Неравенство – онтологическая характеристика любого типа общества, его развитие связано с возникновением разделения труда
Система признаков и критериев социального расслоения, а также социальная структура общества обозначается в социологии термином стратификация
Неравенство проявляется в доступе к таким благам, как образование, власть, престиж, информация, деньги и проч.
Потребительские возможности и практики также связаны со стратификационным делением общества
Формирование классов
– следствие процесса разделения труда
на исполнительский (физический) и управленческий,
со временем дифференцирующегося (умственный/физический,
квалифицированный/
Принадлежность к классу определяет вид деятельности человека
13. Перечислите социальные группы,
описанные М. Вебером, и
Разделение в обществе происходит не только на основании экономического положения.
Дифференциация происходит по трем основаниям:
Разделение на статусные группы не совпадает с разделением на классы
Основа классов –
Основа статусных групп, возникающих в общинах – разделяемое всеми количество социального престижа (почести). Собственность проявляет себя в качестве статусной характеристики (уважаемый человек), однако почесть обозначает любое качество, и статусная почесть не связана с классом
Партии – объединения людей по убеждениям
Статусная позиция определяется престижем. Люди, имеющие один и тот же уровень престижа, имеют и общий стиль жизни.
Статусный престиж порождает и статусные привилегии, касающиеся особых привычек, потребления и рода занятий (особая пища, ношение оружия, непрофессиональное занятие искусством)
14. Какую роль в обществе играет
стратификация, по мнению Т.
Возникновение престижа определяется принадлежностью индивида к родственной ячейке и степенью признания его личностных качеств, достижений, уважения, авторитета, власти.
Социальная стратификация способствует выдвижению и закреплению наиболее значимых для общества в целом образцов поведения.
Способы действия, важные для функционирования общества, наделяются наибольшим престижем.
Стратификация и стили жизни выполняют в обществе стимулирующую функцию.
15. Какие категории средних
Средний класс трансформируется по
мере развития «общества благосостояния»:
пополняется представителями
Средний класс неоднороден по составу, включает две категории:
16. Чем объясняется, по Э.
Четко выраженной границы не существует
Наблюдается интенсивная диффузия между старым и новым средним классом
Увеличивается «новый» средний класс за счет роста числа людей, источником дохода которых является не собственность, а профессиональные навыки
17. Перечислите основные понятия теории стиля жизни П.Бурдье
социальное пространство – не физическое, но пространство отношений. Это символическое пространство жизненных стилей и статусных групп, пронизанное систематизированным пересечением социальных связей между агентами
капитал – совокупность ресурсов и власти
габитус - ментальные структуры, через которые агенты воспринимают социальный мир, это система схем восприятия и оценивания
вкус – система классификации, вытекает из социальных условий социализации и наличного положения в обществе, служит маркером класса
стиль жизни - структурированная система позиций социального пространства, занимаемых индивидом, принадлежащим к определенной группе (классу) и его представления об этих объективно занимаемых позициях