Контрольная работа по "Маркетингу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 00:11, контрольная работа

Описание работы

1. Назовите базовые свойства потребления
2. перечислите основные социально-экономические характеристики общества потребления
3. Кому принадлежит психологическая теория экономического поведения? Назовите ее основные положения
4. Перечислите и кратко охарактеризуйте социальные эффекты потребительского поведения, описанные Х. Лейбенстайном
5. Назовите автора теории "ограниченной рациональности". В чем ее содержание?

Файлы: 1 файл

Ответы к контрольной с рекламой.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

1. Назовите базовые свойства  потребления

определение

Потребление – использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением  личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного  блага

базовые свойства

  1. Это деятельность, направленная на удовлетворение потребности (желания) – т.е. у нее есть мотив
  2. Объект потребления – вещь или услуга
  3. Субъект потребления – человек или группа людей
  4. Процесс потребления включает несколько этапов: выбор, приобретение, использование объекта
  5. Потребление практически всегда связано с выбором

 

2. перечислите основные социально-экономические  характеристики общества потребления

  • Социальная дифференциация основана не на праве собственности на производственные активы и разделении труда, а на потреблении
  • «Потребительская свобода» противопоставляется рутинному отчужденному труду и становится компенсацией за ограничение самореализации в производстве
  • Разнообразие видов товаров и услуг, полезные свойства которых дифференцируются все тоньше
  • Ускорение обновления товаров. Добротность и функциональность уступают место моде и стилю. Устаревание вещи запланировано в момент ее создания.
  • При кажущейся свободе выбора потребитель становится зависимым от  возрастающего предложения товаров и способов их продвижения (рекламы).
  • 
 Потребление становится элементом социального контроля, предписывающего определенные формы действия

3. Кому принадлежит психологическая  теория экономического поведения?  Назовите ее основные положения

Психологическая экономическая  теория Джорджа Катоны

Потребительские расходы делит  на две категории:

  • Обязательные (коммунальные платежи, покупка товаров первой необходимости и проч.) – зависят от размеров дохода, рутинное действие
  • Дискреционные – покупка товаров длительного пользования, сбережения, осуществляются под воздействием ряда психологических факторов, таких как мнения, ожидания, настроения, притязания.
  • Эти психологические факторы измеряются и суммируются как индекс потребительских настроений
  • Массовые волны оптимизма или пессимизма побуждают потребителей действовать вопреки разумным расчетам
  • Дискреционные расходы населения изменяются в зависимости не от текущего дохода, покупательной способности и удовлетворения спроса на товары длительного пользования, а от общественных настроений.
  • Ухудшаются потребительские настроения в периоды растущей безработицы (угроза остаться без заработка, лишиться побочных заработков)
  • Кризис провоцируют массовые пессимистические настроения. Выход из кризиса начинается тогда, когда оптимистические настроения усиливаются
  • Индекс потребительских настроений по методике Дж. Катоны: 5 показателей, опрос населения, Индекс от 0 до 99 интерпретируется как пессимистическая оценка (ситуация, по мнению населения, ухудшается). Индекс в 100 пунктов – индикатор состояния стагнации. В случае, когда население считает экономическое положение улучшающимся, индекс составляет от 101 до 200 пунктов

 

4. Перечислите и кратко охарактеризуйте  социальные эффекты потребительского  поведения, 

описанные Х. Лейбенстайном

Концепция переменной рациональности
Харви Лейбенстайна

Привлекательность блага определяется не только соображениями выгоды, но и  социальными мотивами:

  • Эффект присоединения к большинству. Спрос на товар возрастает в связи с тем, что его покупают другие люди
  • Эффект сноба. Человек отказывается от приобретения товара или услуги именно потому, что его покупают другие люди
  • Эффект Веблена. Привлекательность товара (услуги) не уменьшается, а возрастает с ростом его цены. При прочих равных выбор делается в пользу более дорогого товара.

 

5. Назовите автора теории "ограниченной рациональности". В чем ее содержание?

Теория ограниченной рациональности 
Г. Саймон (Нобелевская премия 1978 г.)

  • Человек ищет не оптимальное, а удовлетворительное решение. Поиск варианта решения задачи продолжается до тех пор, пока не будет найден первый приемлемый.
  • Человек – не максимизатор полезности, а «удовлетворенец»

 

6. Дайте определение потребительной  и меновой стоимости (К. Маркс)

Трудовая теория стоимости (К.Маркс)

Любой предмет (товар) обладает

а) потребительной стоимостью (полезность, способность удовлетворять потребность человека)

б) меновой стоимостью (пропорция, определяющая обмен между различными потребительными стоимостями)

 

7. Перечислите функции денег,  выделенные К. Марксом

Трудовая теория стоимости (К.Маркс)

Эквивалентный обмен – вещи обмениваются друг на друга (= количество труда обменивается на равное количество другого труда)

Деньги – всеобщий эквивалент

Функции денег:

  • Мера стоимости;
  • Средство обращения;
  • Образование сокровищ;
  • Средство платежа.

 

8. Какие социальные функции денег называет Г.Зиммель?

  • Деньги выполняют функцию упорядочивания вещей
  • Деньги необходимы для потребления (выступают выражением ценности)
  • С развитием общества возрастает символическая составляющая денег (бумажные деньги)
  • Деньги становятся социальным институтом
  • Деньги делают человека свободным от вещей, других людей, собственности.
  • НО: деньги превращают человека в объект купли-продажи.

философия:

  • Деньги свободны от каких-либо качеств,  обретают свое качество в количестве
  • Деньги – формальный критерий стоимости вещей, обезличивающий, уравнивающий людей и вещи между собой
  • Деньги – особая форма культуры, формальный посредник любых ценностных отношений

 

9. Что включается в понятие  "эстетической рефлексивности"? (С.Лэш, Дж.Урри)

  • Возрастает доля эстетической продукции на рынке
  • Эстетизация материальных объектов (дизайн влияет на стоимость блага)
  • Возрастает рефлексивность по отношению к окружающему миру
  • Человек освобождается от социального контроля, стремится к самоконтролю и саморефлексивности
  • На смену социальным структурам приходят информационные и коммуникативные структуры
  • Увеличивается значение выбора в потреблении (вкус освобождается от классовых предписаний, выбор все больше связывается с индивидуальностью)
  • Временные различия в потреблении между средним классом (накопление культурного капитала) и рабочего класса (расходование или проведение времени для потребления массовой культуры)
  • Эстетическая рефлексивность особенно ярко проявляется в потреблении в сфере туризма (созерцание достопримечательностей и ландшафта)
  • Развиваются новые сферы  экономики, связанные с эстетикой (отели, рестораны, художественные галереи и проч.), новые позиции на рынке труда (архитекторы, дизайнеры, декораторы и проч.)

 

10. Что производит "новая экономика"?  (С.Лэш, Дж.Урри)

Скот Лэш и Джон Урри – авторы концепции конца организованного капитализма

На смену капитализму классического  типа приходит новая экономика знаков.

Современная экономическая система  производит не материальные объекты, а  знаки:

  • Информационные товары, имеющие преимущественно когнитивное содержание
  • Постмодернистские товары, имеющие эстетическое содержание

 

11. Каким образом, согласно Ж.Бодрийяру,  формируется знаковая стоимость?

Взаимные превращения  стоимости

Потребительная стоимость à меновая стоимость

- Традиционный процесс товарного производства (политическая экономия)

Потребительная стоимость, меновая  стоимость à знаковая стоимость (Знаковая (символическая) стоимость не выражается в цене)

- Процесс потребления

Потребительная стоимость àсимволический обмен

- Дар, подарок не обладает ни потребительной, ни меновой стоимостью, обладает символической стоимостью

Товар и знак последовательно отождествляются и подменяют друг друга, разрушая механизмы традиционного контроля смыслов, а затем и весь лежащий в основе культуры процесс означивания как технологии «символического производства». Такая трансформация знаков привела к тому, что универсальным языком обмена становится абстрактный код, аналогичный деньгам в качестве всеобщего эквивалента стоимости и получающий независимость от предметной материализации. Код обретает автономность в своей собственной сфере смыслов, независимой от объектов, и в исторической экстраполяции стимулирует зарождение и развитие капитализма, пользующегося именно возможностью разрыва и дистанцирования «означающего» от «означаемого» в присвоении реальной власти прибавочной стоимости. 

 

12. Что является исторической  причиной социального неравенства?

Неравенство – онтологическая характеристика любого типа общества, его развитие связано с возникновением разделения труда

Система признаков и критериев  социального расслоения, а также  социальная структура общества обозначается в социологии термином стратификация

Неравенство проявляется в доступе  к таким благам, как образование, власть, престиж, информация, деньги и проч.

Потребительские возможности и  практики также связаны со стратификационным  делением общества

Формирование классов – следствие процесса разделения труда на исполнительский (физический) и управленческий, со временем дифференцирующегося (умственный/физический, квалифицированный/неквалифицированный, творческий/стереотипный).

Принадлежность к классу определяет вид деятельности человека

 

13. Перечислите социальные группы, описанные М. Вебером, и назовите  критерии их выделения.

Разделение в обществе происходит не только на основании экономического положения.

Дифференциация происходит по трем основаниям:

  • на основе экономического положения – на классы
  • на основе положения по отношению к власти – на партии
  • на основе престижа и стиля жизни – на статусные группы

Разделение на статусные группы не совпадает с разделением на классы

Основа классов – экономическое  неравенство

Основа статусных групп, возникающих  в общинах – разделяемое всеми  количество социального престижа (почести). Собственность проявляет себя в качестве статусной характеристики (уважаемый человек), однако почесть обозначает любое качество, и статусная почесть не связана с классом

Партии – объединения людей  по убеждениям

Статусная позиция определяется престижем. Люди, имеющие один и тот же уровень престижа, имеют и общий стиль жизни.

Статусный престиж порождает и статусные привилегии, касающиеся особых привычек, потребления и рода занятий (особая пища, ношение оружия, непрофессиональное занятие искусством)

 

14. Какую роль в обществе играет  стратификация, по мнению Т.Парсонса?

Возникновение престижа определяется принадлежностью индивида к родственной  ячейке и степенью признания его  личностных качеств, достижений, уважения, авторитета, власти.

Социальная стратификация способствует выдвижению и закреплению наиболее значимых для общества в целом образцов поведения.

Способы действия, важные для функционирования общества, наделяются наибольшим престижем.

Стратификация и стили жизни  выполняют в обществе  стимулирующую функцию.

 

15. Какие категории средних классов  выделяет Э.Гидденс?

Средний класс трансформируется по мере развития «общества благосостояния»: пополняется представителями массовых профессий (врачи, учителя, менеджеры, клерки)

Средний класс неоднороден по составу, включает две категории:

  • Старый средний класс. Мелкие предприниматели
  • Новый средний класс. Высокооплачиваемые наемные работники занятые в сфере интеллектуального труда. в нем выделяется два слоя: высший (менеджеры и специалисты в крупном бизнесе) и низшего (учителя, врачи, конторские служащие)

 

16. Чем объясняется, по Э.Гидденсу, прирост "нового среднего класса"?

Четко выраженной границы не существует

Наблюдается интенсивная диффузия между старым и новым средним  классом

Увеличивается «новый» средний класс за счет роста числа людей, источником дохода которых является не собственность, а профессиональные навыки

 

17. Перечислите основные понятия  теории стиля жизни П.Бурдье

социальное пространство – не физическое, но пространство отношений. Это символическое пространство жизненных стилей и статусных групп, пронизанное систематизированным пересечением социальных связей между агентами

капитал – совокупность ресурсов и власти

габитус - ментальные структуры, через которые агенты воспринимают социальный мир, это система схем восприятия и оценивания

вкус – система классификации, вытекает из социальных условий социализации и наличного положения в обществе, служит маркером класса

стиль жизни - структурированная система позиций социального пространства, занимаемых индивидом, принадлежащим к определенной группе (классу) и его представления об этих объективно занимаемых позициях

Информация о работе Контрольная работа по "Маркетингу"