Вопрос
8. Описание должности и формулировка
требований к кандидату (профиль
должности, перечень ключевых компетенций,
портрет «идеального» сотрудника)
Источник:
HR-портал
Профиль должности – это документ, который описывает саму
должность, биографические требования,
особенности корпоративной культуры,
функционал и ключевые компетенции, необходимые
для успешного выполнения всех функций
данной должности.
Составляющие профиля должности:
- Описание должности. Этот раздел включает в себя название и целевое назначение должности, название структурного подразделения, название руководителя и перечень подчинённых (если они есть у человека, занимающего данную должность).
- Биографические требования. Здесь фиксируются требования к полу, возрасту, образованию и опыту работы. Понятно, что фиксируются в том случае, если они – есть.
- Корпоративные ценности. Именно они и фиксируются в данном разделе. А ещё здесь фиксируются компетенции, которыми должен обладать сотрудник, чтобы воплощать в жизнь особенности корпоративной культуры. Согласитесь, если ориентация на клиента является частью корпоративной культуры, то у кандидата на должность должны быть компетенции, с помощью которых ориентация на клиента воплощается в жизнь. Например, это могут быть такие компетенции, как «понимание потребностей клиентов» и «построение долгосрочных отношений». Соответственно, в разделе «Корпоративные ценности» указываются корпоративные компетенции.
- Функциональные обязанности. В этом разделе фиксируется перечень функций, возложенных на сотрудника, занимающего данную позицию. И в этом же разделе указываются профессиональные ключевые компетенции, необходимые для успешного выполнения всех функций на данной должности. Если должность – управленческая, то в этом же разделе указываются управленческие компетенции – для управленческих функций. Так, например, управленческая функция «Планирование и контроль» потребует целого набора управленческих компетенций: умение формулировать цели и задачи, умение распределять цели и задачи между подчинёнными, умение контролировать и оценивать результаты работы, умение расставлять приоритеты, и так далее.
Профиль должности решает задачу стандартизации.
Профиль должности фиксирует
сами должности: их целевое назначение,
функционал, обязанности, зону ответственности,
необходимые компетенции, другие требования
к человеку, занимающему должность. Когда
каждая должность формализована и зафиксирована
в качестве стандарта, сразу решается
несколько проблем. Во-первых, HR-отдел
освобождается от необходимости «изобретать
велосипед» (описывать должность) каждый
раз, когда возникает потребность в подборе
нового специалиста. Во-вторых, сами сотрудники
получают чёткое описание своей должности,
функциональных обязанностей и зон ответственности.
В-третьих, наличие профиля позволяет
оперативно доучить тех сотрудников, которые
по своему уровню не дотягивают до требований
к занимаемой должности (или к должности,
на которую их планируется перевести).
Либо заменить их теми, кто дотягивает.
Профиль должности позволяет решать
следующие задачи:
- Подобрать персонал. Именно на профиль опирается человек, занимающийся подбором персонала в компании, либо рекрутинговое агентство, выполняющее подбор специалистов для компании.
- Оценить персонал. Благодаря модели компетенций и описанию функциональных обязанностей, входящим в профиль должности, компания получает возможность оценивать потенциал конкретного человека и его фактические результаты. Потенциал оценивают по наличию необходимых компетенций, и выполняет эту работу, как правило, HR-отдел. Результаты оценивают по фактической степени выполнения своих функций, и выполняет эту работу, как правило, непосредственный руководитель сотрудника.
- Построить комплексную систему развития персонала. Благодаря модели компетенций и результатам оценки компетенций персонала, HR-отдел получает уникальную возможность выстроить целостную систему развития сотрудников, с учётом их индивидуальных потребностей.
- Сформировать в компании кадровый резерв. Модель компетенций, результаты оценки персонала и система развития сотрудников позволяют сформировать в компании кадровый резерв. Кадровый резерв, в свою очередь, существенно снижает риски компании, связанные с человеческими ресурсами. И – обеспечивает платформу для системного развития компании.
- Ликвидировать функциональные конфликты. Профиль должности позволяет «закрыть» вопрос того, кто и за что отвечает. Что, в свою очередь, позволяет погасить значительную часть конфликтов в компании ещё в зародыше.
- Внедрить в компании справедливые ставки зарплат (грейды). Чёткое описание функциональных обязанностей, модель компетенций и результаты оценки позволяют внедрить в компании справедливые ставки зарплат (грейды, от англ. grade - ставка).
Кто должен разрабатывать профиль
должности? Профиль должности может
разработать либо HR-отдел, либо внешний
провайдер – компания, имеющая
экспертизу в сфере HR. Признаком
такой экспертизы являются успешные
проекты в сфере оценки и обучения
персонала, разработки модели ключевых
компетенций и опыт стратегических
сессий. Ключевым фактором успешной разработки
и внедрения профилей должности является
участие высшего, среднего и линейного
менеджмента в процессе разработки.
Процесс разработки профилей должностей
включает в себя такие этапы:
- Анализ корпоративной культуры компании. Выделение особенностей корпоративной культуры.
- Анализ, разработка, формализация и утверждение функциональных обязанностей, границ ответственности, особенностей деятельности каждого сотрудника.
- Разработка модели ключевых компетенций.
- Формулирование биографических требований.
- Создание, утверждение и внедрение профилей должности.