Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:22, контрольная работа
История развития маркетинга
Принципы маркетинга
Концепции маркетинга
Вопросы:
История развития маркетинга
Маркетинг – это результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи и методы развития производства и сбыта. Стимулирование продаж, реклама, методы связей с общественностью применялись еще в древнем Риме.
Известный политэконом Адам Смит еще во второй половине XVIII века в своем труде “Богатство общества” писал о том, что у производителя нет большей заботы, чем удовлетворение запросов потребителей.
По оценкам экономистов, время становления маркетинга относится к периоду, последовавшему за «великой депрессией», охватившей Запад в 1923 - 1933 гг.
Родиной современного маркетинга принято считать США. В середине XIX века маркетинг увязывался главным образом лишь с реализацией товаров: основное внимание уделялось вопросам организации сбыта, торговли и рекламы. Однако в дальнейшем ограниченность такой трактовки стала очевидной. Значительную роль в этом сыграл и кризис 1929- 1933 гг., после которого маркетинг окончательно утратил чисто сбытовую ориентацию. Вторая мировая война выступила катализатором развития тяжелой промышленности, что потребовало новых принципов и подходов к управлению производством. Развивается массовое производство, которое в условиях превышения платежеспособного спроса над имеющимся предложением на рынке («рынок продавца») способствовало реализации сбытовой политики и накоплению дальнейшего опыта в этой области маркетинга.
Но, уже начиная с 1948 г. маркетинг стал рассматриваться как осуществление и других видов хозяйственной деятельности, направляющих поток товаров и услуг от производителя к конечному или промежуточному потребителю.
В 1926 г. в США была организована Национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы, на основе которой в дальнейшем было создано Американское общество маркетинга, переименованное в 1973 г. в Американскую ассоциацию маркетинга (АМА), которая сегодня объединяет около 23 тысяч преподавателей, научных работников и представителей делового мира. Несколько позже подобные ассоциации и организации появились и в странах Западной Европы и Японии. Стали возникать международные организации - Европейское общество исследования маркетинга и общественного мнения (ЭСОМАР), Европейская академия маркетинга, Международная Федерация маркетинга (ИМФ).
Маркетинг прошел путь развития от ориентации на производство до ориентации на общество, на улучшение качества жизни. Основные этапы развития маркетинга представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 Этапы развития маркетинга
Принципы маркетинга
Принципы маркетинга – это основополагающие положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение.
Рассмотрим основные принципы маркетинга в целом и принципы маркетинга в России. Основные принципы маркетинга представлены в таблице 1.
Таблица 1 Основные принципы маркетинга
№ |
Принцип |
Сущность |
1 |
Исследование
рынка и экономической |
Исследованию и конъюнктурному анализу подлежат емкость рынка, доля, система ценообразования, ценовая динамика, потребительские свойства товара, каналы сбыта и стимулирование продаж; производственно-сбытовые возможности предприятия (товарный ассортимент, производственные мощности, система материально-технического обеспечения); научно-технический потенциал предприятия; квалификация кадрового состава; финансовых возможностей; условий деятельности сбытовой и коммерческой служб |
2 |
Сегментация рынка |
Выявление предприятием наиболее соответствующего своему профилю и возможностям сегмента рынка - выделение конкретной группы потребителей, в отношение которых будет проводиться интенсивная исследовательская работа по продвижению товаров |
3 |
Гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса |
Предполагает адаптивность и мобильность управления производственно-сбытовой деятельностью вне зависимости от меняющихся запросов конечных потребителей |
4 |
Инновации |
Подразумевает постоянное совершенствование, обновление товара, создание нового товара, разработку новых технологий и направлений, новые формы выхода на рынок, введение стимулирования и коммуникационной политики |
5 |
Планирование |
Предполагает построение производственно-сбытовой маркетинговой программы на основе рыночных и конъюнктурных прогнозов, что позволяет снизить уровень риска, гарантирует сбыт и стабильное развитие фирмы |
Основные принципы маркетинга в России представлены на рисунке 2.
Рисунок 1 Основные принципы маркетинга в России
Рисунок 2 Основные принципы маркетинга в России
Концепции маркетинга
Применительно к маркетингу концепция рассматривается с двух точек зрения:
Существует пять основных подходов, на основе которых организации ведут свою маркетинговую деятельность. Эти подходы представлены в таблице 2.
Таблица 2 Концепции маркетинга
№ |
Концепция |
Сущность |
1 |
Производственная концепция |
Данная концепция исходит из того, что спрос превышает предложение. При совершенствовании производства появляется возможность увеличить выпуск товаров и снизить их себестоимость, а значит и цену для потребителя, что в свою очередь приведет к увеличению спроса. |
2 |
Товарная концепция |
В основе лежит предположение о том, что потребитель всегда благожелательно отнесется к товару, если он имеет хорошее качество и продается по умеренной цене. Акцент делается на разработку новых моделей товаров, и модернизацию существующих, с целью улучшения качественных характеристик продукции. При этом предполагается, что потребитель заинтересован в таких товарах, знает о наличии изделий-аналогов и осуществляет свой выбор путем сравнения качества и цен на аналогичные товары других производителей. |
3 |
Сбытовая концепция |
Предполагает, что потребитель будет покупать любые товары, если компания активно их продвигает. Продвижение сводится к использованию агрессивных методов сбыта, активной рекламной политики и к использованию комплекса методов по стимулированию сбыта (скидки, уценки, выставки, лотереи и т.п.). Большую роль играет упаковка, которая используется производителем для придания своей продукции отличительных признаков от продукции конкурентов. |
4 |
Традиционная концепция маркетинга |
Деятельность
компании, в соответствии с концепцией
традиционного маркетинга, начинается
с выявления реальных и потенциальных
покупателей и их потребностей. Согласно
концепции традиционного |
5 |
Концепция социально-этического маркетинга |
Акцент делается
на комплексную маркетинговую |
6 |
Концепция маркетинга взаимодействия |
Акцент делается
на коммуникации, направленные на установление
долгосрочных отношений с покупателями
и партнерами в процессе коммерческого
и некоммерческого Основная идея маркетинга взаимодействия состоит в том, что объектом управления маркетингом становится не совокупное решение, а отношения (коммуникации) с покупателем и другими участниками процесса купли-продажи. |
Библиография