Контрольная работа по «Маркетингу»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:34, контрольная работа

Описание работы

Стратегии маркетинговой деятельности детализируют стратегии развития компании в целом, последние выявляются и анализируются в стратегическом планировании компании. Далее, из общих стратегий компании вытекают общие маркетинговые стратегии по отношению к конкретным рынкам: расширение существующих рынков; проникновение на новые рынки; поддержание уровня сбыта на существующих рынках; концентрация усилий на меньшем числе рынков;
уход с рынка.

Содержание работы

1. Виды маркетинговых стратегий
2. Система Public relations
3. Сегментирование рынка потребителей лекарственных средств

Файлы: 1 файл

готовая контрольная по Маркетингу.docx

— 68.05 Кб (Скачать файл)

Для профессиональной практики в сфере связей с общественностью  необходимы знания по искусству коммуникации, психологии, социальной психологии, социологии, политологии, экономике, основам менеджмента и этики. Нужны также технические знания и опыт изучения общественного мнения, анализа социальных проблем, связей со средствами информации, прямой переписки, институциональной рекламы, публикации материалов, создания кинолент (видеоклипов), организации специальных событий, подготовки докладов и презентаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Сегментирование рынка потребителей лекарственных средств

Осуществление успешной коммерческой деятельности в  рыночных условиях предполагает учет индивидуальных предпочтений различных  категорий покупателей. Занимаясь  предпринимательской деятельностью, необходимо ориентироваться на наиболее перспективные целевые рынки. Это  позволяет не распылять ресурсы, а сосредоточить их на удовлетворении потребностей избранных групп покупателей, обслуживание которых приносит предприятию  максимальную выгоду.

Максимальная  эффективность достигается за счет сегментации рынка.

Известно, что любой рынок состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга своими вкусами, желаниями, потребностями и мотивами совершения покупок. Поэтому производители  и представители сбытовых организаций  должны осознавать, что невозможно учесть такое разнообразие факторов, влияющих на принятие решения о покупке  предлагаемых товаров и услуг  в условиях конкуренции, если ориентироваться  на весь рынок.

Другой  крайностью может являться выпуск и  реализация ограниченного ассортимента товаров, рассчитанных на усредненного потребителя. Только отношение к  рынку как некоторой дифференцированной структуре в зависимости от групп  потребителей и потребительских  свойств товара может обеспечить успех в предпринимательской  деятельности.

Теория и практика маркетинга сформировали методы дифференцированного  подхода к изучению требований потребителя. Изучение мотивации потребителей предусматривает  ответы на следующие вопросы: кто, что, как, почему, когда и где покупает продукцию конкретной фирмы (предприятия) (табл.1).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Направления получения информации о существующих и потенциальных  потребителях

Вопросы исследования

Выходящая информация

Кого можно считать  реальными и потенциальными покупателями продукции?

Сегменты потребителей

Какова численность  каждого сегмента?

Количественные  показатели

Что покупается?

Объекты покупки

Почему покупается?

Цель покупки

Какие мотивы обусловливают  покупку?

Процесс принятия решений

Какие факторы влияют на решение сделать покупку?

Операции при  покупке 

Когда чаще всего  осуществляется покупка?

Время покупки

Где покупается?

Место покупки


Потребители лекарственных  средств не однородны. Они различаются  в зависимости от потребностей, запросов, достатка и др. Это учитывается  в стратегии сегментирования  рынка, согласно которой рынок сбыта рассматривается как дифференцированная общность, состоящая из отдельных групп потребителей (классов, сегментов). Старое правило торговли гласит: «Найди у своих бывших клиентов пять общих черт — и ты сможешь угадать следующего в уличной толпе». Важно точно проанализировать качественную и количественную структуру потребителей, т. е. определить их состав, разбить на типичные группы, иными словами, провести сегментирование и выявить основные черты реальных и потенциальных клиентов фирмы [5, 7].

При сегментировании  рынка можно получить группы потребителей более или менее однородные по интересующим характеристикам. Причем для каждой группы необходимо подобрать  наиболее оптимальную концепцию  сегментирования.

В целом потребителей фармацевтической продукции можно  классифицировать на основе приведенных на рис. 1 критериев сегментации на индивидуальных потребителей (амбулаторные больные) и на организации-потребители (лечебно-профилактические, санаторно-курортные, школьные и дошкольные учреждения, научно-исследовательские институты и т. п.). Характерно, что особое внимание при изучении категорий потребителей лекарственных средств уделяется структуре потребления готовых и экстемпоральных лекарств больными в амбулаторных условиях, сезонности и закономерностям использования лекарств в учреждениях.

 

 

 

 

Рис. 1. Основные подходы  к сегментации потребителей лекарственных  средств

Изучение потребителей предусматривает также сегментацию  по интенсивности потребления лекарственных  средств и последующую оценку количественного состава каждого  сегмента с выделением групп малоактивных, среднеактивных и активных потребителей. Каждый из сегментов требует соответствующей специфической маркетинговой программы. Предпосылкой применения этой стратегии являются различия между сегментами в области спроса.

На основе сегментации  строится типология потребителей. Если сегментация имеет цель — выявить  различия в поведении потребителей по отдельным признакам, то типология  призвана обнаружить скрытые сходства в потребительском поведении  и сгруппировать их по наиболее существенным признакам. Наиболее распространенной является типология потребителей с  учетом социально-экономических и  демографических характеристик. Получает также развитие эмпирическая типология  на основе психографического анализа поведения потребителя (консервативность или прогрессивность по отношению к новым товарам, интересы, представления об идеальном товаре и др.). Например, потребители, имеющие схожие социально-экономические и демографические характеристики, могут быть представлены как суперноваторы (модники), новаторы, приверженцы, консерваторы, суперконсерваторы [3].

Сегментация — это  не одномоментное действие, а постоянный процесс, требующий максимального  внимания. Главная цель сегментации  — поиск таких групп потребителей на рынке, которые предъявляют конкретные требования к определенному виду товаров, при этом их требования отличаются от требований других покупателей.

Сегментацию проводят несколькими способами:

по одному наиболее значимому признаку;

по двум важным признакам, например, по возрасту и полу или  по социальному положению и уровню доходов и т. д.;

по трем и более  признакам, строя простое либо сложнозависимое дерево сегментации.


На рис. 2 представлена сегментация посетителей аптечных учреждений по одному признаку — принадлежности приобретаемого лекарственного средства к определенной фармакотерапевтической группе. Результаты сегментации приведены  на основе обобщенных данных исследований потребительских предпочтений и  специально проведенных наблюдений в аптечных учреждениях г. Харькова. Поскольку исследования проходили в зимний период, то наибольший удельный вес покупок составили лекарственные средства, относящиеся к группе анальгетиков и антипиретиков (как правило, различные формы парацетамола и ацетилсалициловой кислоты), а также препараты, применяемые при кашле.

Рис. 2. Распределение  пациентов аптек г. Харькова в соответствии с группами приобретенных лекарственных средств (зимний период)

Сегментация потребителей по двум характеристикам представлена в табл. 2, в качестве критериев  сегментации выбраны пол и  возраст. Фактически половину посетителей  аптечных учреждений составили лица до 30 лет. Каждый третий — пациент  в возрасте от 31 до 45 лет. Хотя люди преклонного  возраста чаще всего нуждаются в  лекарственных средствах, однако контингент лиц старше 60 лет составил немногим выше 4%. Объясняется это тем, что  в холодное время года пожилые  люди чаще всего поручают покупку  своим молодым членам семьи, родственникам  и знакомым. Во всех возрастных группах  потребителей преобладают женщины.

Таблица 2. Сегментирование посетителей аптек  г. Харькова (зимний период)

Пол

Удельный  вес пациентов (%) в возрасте

В целом

до 20 лет

21–30 лет

31–45 лет

46–60 лет

старше 60 лет

женщины

8,0

26,4

16,8

9,2

2,7

63,1

мужчины

3,1

17,8

10,7

3,8

1,5

36,9

Всего

11,1

44,2

27,5

13,0

4,2

100,0


Простое дерево сегментации  дает общую картину потребителей, позволяет получить обобщенное представление  о рынке сбыта. Примеры такого способа сегментирования были представлены ранее для потребителей препаратов колдрекс и панадол (Провизор, № 22’99, с. 24), витаминных средств (Провизор, № 3’2000, с. 14), гомеопатических лекарственных средств (Провизор, № 4’2000, с. 16).

Сложное дерево сегментации  позволяет выявить взаимосвязи  в структуре потребителей. Фрагмент такого дерева сегментации на примере  потребителей лекарственных средств, применяемых при кашле, представлен  на рис. 3.

 
Рис. 3. Фрагмент сложного дерева сегментации  потребителей

Количество сегментов, полученных во время сегментирования  по нескольким переменным, рассчитывают по формуле (1):

S = A1 х A2 х ... х Аn (1)

где S — количество сегментов, на которые разбиваются  потребители при сегментации  по всем признакам одновременно; 
n — количество сегментационных признаков; 
A1, A2, Аn — количество сегментов, на которые разбиваются потребители в соответствии с первым, вторым, n-ным признаком сегментации.

Сегменты должны значительно отличаться друг от друга. Кроме того, сегмент должен быть достаточно большой, чтобы оправдать  особую стратегию маркетинга. Если существуют два или более потенциальных  рыночных сегмента, то целесообразно  выбрать тот, который создает  наибольшие возможности, учитывая при  этом, что наибольший сегмент не обязательно принесет прибыль, т. е. вполне вероятна сильная конкуренция  или высокая степень удовлетворенности  потребителей [1, 2, 6].

Основными критериями выбора сегмента, которые дают возможность  выявить перспективность того или  иного сегмента, являются: существенность, прибыльность, конкуренция, доступность  каналов сбыта, эффективность сбыта  товаров и др.

При концентрации усилий только на одном сегменте аптечные учреждения имеют возможность сконцентрировать свою деятельность и значительно  сэкономить финансовые затраты, однако эта стратегия связана с риском, так как затрагивается лишь один сегмент. Подобный подход привлекателен  для небольших и средних предприятий.

При работе, направленной на удовлетворение потребностей нескольких сегментов (недифференцированная стратегия  маркетинга), снижается риск предприятия, однако в этом случае затраты более  высокие. Такую стратегию используют чаще всего крупные предприятия.

Перед решением о  сегментировании необходимо проверить, превосходит ли дополнительная прибыль  затраты, связанные с дифференцированной обработкой рынка.

Долгосрочная специализация  на одном сегменте может привести к формированию определенного имиджа.

Для фармацевтических предприятий при выборе стратегии  маркетинга возникает вопрос, сколько  сегментов необходимо охватить в  своей деятельности — один, несколько  или все. Выбор зависит от имеющихся  ресурсов, экономического значения отдельных  сегментов и поведения конкурентов.

В мировой практике перспективным считается сегмент, который охватывает примерно 20% покупателей  рынка, приобретающих 80% продукции, прелагаемой фирмой. Выбор соответствующего сегмента (сегментов) обеспечивает рыночный успех фирмы.

 

 

Литература

Алешина И.М. Паблик Рилейшнз в менеджменте и маркетинге // Маркетинг. – 1997. - № 5. – С. 108 – 111.

Голубков Е.П. Маркетинговые  исследования: теория методология и  практика Учебник - М.: ДиС 2008. - 496 с. (3)

Журналы >Маркетинг в  России и за рубежом > №2 1999. Попов  Е.В. Сегментация рынка

Журнал "Маркетолог", № 7 за 2006 год. Возможности поведенческой сегментации в розничной торговле

Карпов В.Н. Выбор целевого рынка /Маркетинг. 1994. № 3. С.61–71.

Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1992. – 733 с.

 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент [Текст] / Ф. Котлер – СПб.: «ПИТЕР», 2001 – 380

Маркетинг в России и  за рубежом №4, 2001. Сегментация и  позиционирование. Голубков Е.П.

Орлова Т.М. Паблик Рилейшнз и реклама в маркетинге // Маркетинговые исследования в России. – 1996. - № 5. – С. 20 – 28.

Терещенко В. Маркетинг: новые  технологии в России [текст] / В. Терещенко. - СПб, 2001 – 412 с.

 

 


Информация о работе Контрольная работа по «Маркетингу»