Контрольная работа по "Основам энергосбережения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

Определить расход тепла на отопление здания и рассчитать экономию условного топлива за отопительный сезон, если полный наружный строительный объем здания Vн (м3), наружная температура tн ۫С, внутренняя tвн ۫С. Удельная отопительная характеристика здания при tн=-30 ۫С определяется:
q1о = а/6√Vн,
где а – постоянный коэффициент

Файлы: 1 файл

Основы энергосбережения.docrjynh.doc

— 70.76 Кб (Скачать файл)

Экономическое стимулирование может осуществляться как положительными воздействиями (льготы, субсидии, дотации, льготные тарифы и т. п.), так и отрицательными (экономические санкции, платежи за перерасход ЭР и др.). При сегодняшней экономической ситуации в Беларуси, естественной монополии государства в энергетическом секторе для реализации национальной политики энергосбережения активно изыскиваются и концентрируются источники финансирования. Особое значение имеют оптимально обоснованное соотношение источников финансирования, формирование их наилучшей внутренней структуры, обоснованное с учетом приоритетов распределение финансирования на задачи программ по энергосбережению.

Следует обратить внимание на существующую в нашей  стране государственную монополию  на энергопроизводство и энергоснабжение что не является оптимальным в условиях рыночного регулирования. Поэтому в настоящее время идет работа по реструктуризации энергетического сектора республики. При этом учитываются мировые тенденции ужесточения конкуренции в области энергоснабжения, либерализация энергетики ряда стран. Последнее означает, что потребители получают право сами выбирать себе поставщиков ЭР, что стимулирует дальнейшее энергосбережение и повышение уровня энергетического сервиса. Полигоном для отработки финансово-экономических механизмов энергосбережения, инструментом их распространения служат энергоэффективные зоны и проекты.

 

№4 Ценовое и тарифное регулирование  в области энергосбережения.

Ключевым звеном в экономическом механизме стимулирования энергосбережения является система тарифов на энергоносители. Общий принцип тарифообразования в условиях регулируемой рыночной экономики заключается в соответствии тарифов на энергоносители и цен на топливо для всех категорий потребителей (промышленность, транспорт, энергетика, сельское хозяйство, коммунально-бытовой сектор) фактическим затратам на производство и транспорт всех видов энергоносителей. С одной стороны, система тарифов служит важным элементом системы управления энергосбережением, с другой   средством государственного регулирования взаимоотношений поставщиков и потребителей энергии для реализации энергетической политики.

Тарифообразование. Термин «тарифы» происходит от арабского «тариф», что переводится как «обозначение», «определение» и означает систему ставок, по которым взимается плата за услуги производственного и потребительского назначения как за продукцию, которая относится к особого рода потребительской стоимости, доставляемой трудом, оказывающим услугу не только в вещественной форме, но прежде всего в форме деятельности.) Тарифы, в том числе на электрическую и тепловую энергию, воду, газ, являются разновидностью монопольной цены, отличаются от цен на вещественную продукцию относительно большей устойчивостью и более сложным дифференцированием ставок, в большей степени подвержены государственному регулированию. Тарифы, как и цены, представляют собой денежное выражение стоимости продукции и призваны возмещать сумму всех затрат предприятия на производство и продажу продукции, обеспечивая прибыль.

В Беларуси цены на энергоносители резко  возросли. Сложилась порочная практика перекрестного субсидирования на оплату за энергоносители, которая не стимулирует потребителей к эффективному энергоиспользованию. Суть се состоит в том, что промышленные предприятия при оплате за энергию вынуждены покрывать льготы, предоставленные населению и сельскому хозяйству. Сегодня жильцы оплачивают лишь 1/3 стоимости услуг по воде и теплоснабжению, 2/3 - по электроэнергии и 35% стоимости газа. В результате население не заинтересовано в учете и уменьшении расхода энергоносителей. Необоснованно высокие тарифы на энергоносители для промышленной группы потребителей приводят к тому, что многие из них создают альтернативные автономные источники энергии, уходя от перекрестного субсидирования. (Усугубляется положение  части промышленных потребителей, использующих энергию от централизованных источников. Увеличивается доля расходов на тепло в себестоимости производимой ими продукции, падает ее конкурентоспособность при увеличении цены.; Если до распада СССР доля энергетических затрат в себестоимости продукции составляла 5-7% то в настоящее время эта составляющая возросла до 20-40%.

Вследствие спада промышленного  производства и вынужденного отказа части потребителей из-за резкого роста тарифов от тепловой энергии, нагрузка Белорусской энергосистемы снизилась по электроэнергии на 25%) и по теплу - на 30%. Автономные энергоисточники (собственные котельные, электрообогрев и т. п.) менее эффективны, чем в энергосистеме, с худшими экологическими характеристиками. Структура цен толкает потребителей к нерациональному использованию электроэнергии на цели теплоснабжения.

При вынужденной  разгрузке ТЭЦ по теплу в энергосистеме  существенно уменьшается экономия топлива за счет теплофикации, что в итоге затрудняет решение государственных задач - снижения энергоемкости внутреннего валового продукта и уменьшения зависимости Беларуси от импорта ТЭР. Таким образом, экономически необоснованные энергетические тарифы приводят к негативным последствиям государственного масштаба. Необходим отказ от перекрестного субсидирования. Система тарифов должна создавать условия для эффективного использования энергоносителей всеми категориями потребителей. Существует оптимальный уровень тарифов на энергию, определяемый известными экономическими закономерностями и отвечающий балансу интересов государства в целом, отдельных производителей и потребителей энергии.

В настоящее  время для расчетов с потребителями  в Беларуси применяются одно- и двухставочные тарифы на электроэнергию. Одноставочные тарифы служат для расчетов с населением, учреждениями, организациями, маломощными промышленными потребителями с присоединенной мощностью до 750 кВт, с предприятиями сельского хозяйства и электрифицированным транспортом.  Размер платы определяется как произведение цены за единицу энергии на общее потребленное се количество за данный промежуток времени:

П=Тэ * Э,

где Тэ - тариф на электроэнергию, руб./кВтч,

Э - объем отпущенной электроэнергии, кВт-ч.

Количество  потребленной энергии учитывается  по счетчикам, установленным у потребителей.

Недостаток  одноставочного тарифа - экономическая незаинтересованность потребителей в выравнивании графика за счет снижения пиков нагрузки, что облегчило бы условия работы и улучшило экономические показатели энергосистемы.

Для расчетов с промышленными потребителями  с присоединенной мощностью 750 кВт  и выше применяется двухставочный тариф, состоящий из двух частей:

  • основной ставки за 1 кВт мощности, участвующей в максимуме нагрузки ЭС, 
  • дополнительной   ставки   за 1 КВт  1 КВт*ч потребленной энергии, как при расчетах по одноставочному тарифу.

Таким образом, сумма платы за потребленную электроэнергию при  двухставочном тарифе может быть представлена следующим выражением:

П = а * Рмх + Ь *Эпотр, руб., 

где а - ставка участия в максимуме нагрузки ЭС, руб./кВт,

Р х - заявленная мощность участия в максимуме ЭС, кВт,

Ь - ставка за 1 кВтч потребленной активной энергии, руб./кВтч,

Э - количество энергии, потребленной и учтенной по счетчику, кВт.

Ипользование двухставочного тарифа экономически поощряет потребителей к снижению присоединенной мощности и максимума нагрузки за счет уплотнения и выравнивания их графиков. А недостаток двухставочного тарифа состоит в том, что он усложняет расчеты с потребителем).

Применяемые тарифы на тепловую энергию по своему экономическому содержанию аналогичны тарифам на электрическую энергию. Они одноставочные и дифференцированы по энергосистемам (областям) и по качеству тепловой энергии, определяемому параметрами теплоносителя - давлением и температурой.

Одно- и двухставочные тарифы, весьма грубо отражая реальный процесс энергопотребления, не позволяют устранить противоречие между заинтересованностью ЭС продать как можно больше энергии для получения наибольшей прибыли, интересами потребителей в получении энергии в необходимое для них время по более низкой цене и интересами государства в целом по рациональному использованию национальных энергоресурсов и меньшим затратам на приобретение импортных.

С осени 1996 г. в нашей республике введены зонные тарифы по электроэнергии как альтернативные для промышленных предприятий, использовавших двухставочный тариф. Согласно этим тарифам (рис. 2), плата устанавливается только за потребленную энергию, но в зависимости от времени потребления в течение суток: для ночных часов тариф имеет

                                                                                    Зона «ПОЛУПИК»

Рисунок 2. График электропотребления за двое суток и зонные тарифы за электроэнергию.

коэффициент 0,6 относительно базовой ставки, для дневных, или часов полупика - 1,15, а для часов пика - 2,05. По сравнению с одноставочным и двухставочным тарифами зонный тариф более точно отражает реальный график энергопотребления и позволяет снизить суммарные энергозатраты ЭС и потребителей. Планируется осуществить переход на зонные тарифы большинства промышленных предприятий. Для этого необходима модернизация системы учета энергопотребления

Принципы  и  функции  тарифов  в условиях регулируемой рыночной экономики. В Республике Беларусь взят стратегический курс на создание регулируемой рыночной экономики. Так как государство обладает естественной монополией на энергоснабжение, то оно и устанавливает тарифы на энергию. При этом основными принципами являются следующие:

  • соответствие тарифов реальным затратам на получение и доставку ТЭР,
  • учет экономических интересов производителей и потребителей энергии,
  • создание условий для конкуренции между энергоснабжающими организациями, которая способствует снижению тарифов.

В этой связи  предстоит решить три основных аспекта  тарифной проблемы в Беларуси:

  • построить систему тарифов на энергоносители, соответствующую формирующимся рыночным отношениям в энергоснабжении, с механизмом адаптации ее к их изменениям,
  • осуществлять государственное регулирование тарифов,
  • устранить практику перекрестного субсидирования и обеспечить в сфере энергоснабжения социальную защиту низкооплачиваемых слоев населения.

Регулирующая  роль государства заключается в  создании конкурентной среды между  производителями энергии и стимулировании как производителей, так и потребителей энергии на энергосбережение.

/Государство, регулируя тарифы, управляет процессами централизации и децентрализации энергоснабжения путем выбора и допуска на рынок энергии альтернативных энергоисточников - конкурентов энергосистеме. Например, стоимость производства тепловой энергии на действующих котельных, новых котельных, построенных за счет средств потребителя, и новых котельных, построенных на заемные средства, различна и возрастает в порядке перечисления. Устанавливая ограничения тарифов на тепловую энергию для той или иной категории котельных, можно регулировать масштабы строительства новых котельных, закрытие существующих, рост централизации теплоснабжения от ЭС. Регулирование тарифов позволяет также предупредить массовое использование электроэнергии для целей теплоснабжения.

Существует критическое соотношение  тарифов на тепловую и электрическую энергию, которое не должно превышаться, так как потребителю становится выгодно использовать электроэнергию для отопления. Это недопустимо: КПД преобразования топлива в тепловую и электрическую энергию соответственно равен 85-93% и 30-39%, следовательно, будет происходить перерасход ПЭР в 2,5-3 раза при больших выбросах вредных веществ в атмосферу.

Устанавливая энергетические тарифы, государство может использовать их как мощный экономический инструмент для реализации своей энергетической политики. В зависимости от соотношения тарифов и стоимости производимой энергии энергоисточники оказываются конкуренто- или неконкурентоспособными на энергетическом рынке. Соотношение тарифов на тепловую и электрическую энергию, их внутренняя структура влияют на развитие комбинированного производства тепловой и электрической энергии, т. е. дальнейшее ускорение теплофикации в республике. Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую с ТЭЦ, дифференцированы по территории республики с учетом доли теплофикации по областям. Предлагается также дифференцировать их в зависимости от энергетической ценности тепловой энергии (давления отбираемого пара или температуры сетевой воды), чтобы стимулировать потребителей к снижению давления потребляемого пара и более глубокому использованию теплоты обратной сетевой воды.

Дифференциация тарифов на электроэнергию по зонам графика электрической нагрузки стимулирует потребителей к снижению потребления в период максимума нагрузки ЭС.

В статье 20 Закона «Об энергосбережении» записано: «В целях стимулирования рационального использования топливно-энергетических ресурсов осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, дифференцированных повремени суток и дням недели тарифов на эти виды энергии...» В качестве неотложной меры в Программе «Энергосбережение» ставится задача: «Привести в соответствие системы цен и тарифов на энергоносители фактическим затратам на производство и транспорт для всех категорий потребителей». Эта задача решается постепенно посредством государственного регулирования параллельно со стабилизацией экономической ситуации в республике при социальной защите малообеспеченных слоев населения.

 

№5 Экологические эффекты энергоснабжения.

Как правило, любое энергосберегающее решение  влечет за собой положительные экологические эффекты. Поэтому при принятии решений о целесообразности затрат на энергосберегающие мероприятия и определении их приоритетов необходимо производить количественную оценку экологических эффектов. Рассмотрим, в чем заключается значение энергосбережения для сохранения здоровья и среды обитания человека.

Информация о работе Контрольная работа по "Основам энергосбережения"