Критерии оценки эффективности систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:05, реферат

Описание работы

Выбор наилучшего варианта системы управления - это комплексная задача, решить которую можно только путем глубокого организационно-технического и социально-экономического анализа производства в целом. Следовательно, эффективность системы управления предприятием не может быть определена каким-то одним показателем. Необходимо разработать целую систему показателей, так как экономическая эффективность системы управления производством проявляется, главным образом, в косвенном, а не в прямом эффекте. Она сказывается в улучшении результатов работы предприятия благодаря более рациональной организации производственно-хозяйственной деятельности. Вместе с тем, повышение уровня организации системы управления создает благоприятные условия для повышения эффективности производства в целом при снижении удельных затрат на аппарат управления.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.21 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Критерии эффективности

При реализации систем управления весьма важным вопросом является выбор  критерия их эффективности. Под критерием эффективности понимается степень достижения целей системой управления.

На практике достаточно распространенной ошибкой является то, что не делают различия между целями системы управления и критериями ее эффективности. Цели системы управления определяют ее назначение и смысл функционирования и выражают точку зрения на то, для чего создается  эта система. В отличие от целей  критерии эффективности дают возможность  определить, хорошо или плохо работает система управления, успешно ли выполняет  свои функции. Цели и критерии эффективности  и их правильный выбор весьма важны  как для будущей системы управления, так и для вышестоящей системы, которой подчинена нижестоящая.

Как показывает практика, чем  выше уровень системы управления, тем сложнее формализовать ее цели и критерии эффективности. Это  связано с тем, что вышестоящие  системы приближаются к общенациональным и государственным интересам. Такая  система имеет большую размерность  и на нее влияют большое число  факторов, которые трудно поддаются  анализу и учету. Определение  целей и критериев эффективности  до настоящего времени является все еще творческим процессом, который зависит от опыта и интуиции специалистов, занимающихся вопросами создания систем управления и оценки их эффективности.

Критерии эффективности  при их выборе и определении должны удовлетворять следующим условиям:

    • реально измерять эффективность систем управления;
    • количественно отражать эффективность систем управления числом или набором чисел;
    • охватывать наибольшее количество результатов создаваемой системы управления;
    • отличаться простотой, но учитывать всю полноту результатов и затрат, связанных с созданием систем управления.

В настоящее время выделяют три типа критериев эффективности  систем управления: первого, второго  рода и многокритериальные.

Критерии  эффективности первого рода – степень достижения целей системой управления в заданной области. В том случае, если цель системы задана областью цели или точкой у*, то критерием эффективности первого рода является расстояние r, определяемое в метрике пространства Y. Цель считается достигнутой, если или , где В – наперед заданная малая величина.

Критерий  эффективности второго рода – оценка эффективности на некотором заданном пути достижения цели. Он определяется как некоторая функция при дополнительных ограничениях. Экстремальное значение f определяет наилучшую (в смысле f), траекторию движения системы к целям. С помощью такого критерия можно сравнивать и оценивать различные изменения состояний системы. Следует отметить, что критерий второго рода по отношению к критерию первого рода является вторичным, второстепенным, поскольку главное для системы управления является достижение целей.

Многокритериальные  оценки эффективности – независимые, самостоятельные критерии эффективности. Для многих сложных систем управления выбрать критерии эффективности первого и второго рода, представляющие собой скалярные критерии, не представляется возможным. В этом случае используются векторные критерии, обеспечивающие выбор функций управления, оптимальных по Парето. Множество функций управления, оптимальных по Парето, включают в себя фактически не сравнимые по скалярным критериям функции управления, то есть такие, о которых нельзя сказать, какие из них являются наилучшими.

В этом случае применяются  многокритериальные оценки эффективности  систем управления с выделением наиболее лучших и наименее эффективных функций  управления.

Исходя из основных достижений экономики, разработки методологии  создания систем управления, уровня развития СВТ, организационных процессов, программного, математического и других видов  обеспечения, критериями эффективности  создаваемых систем управления могут  в основном служить:

•    максимум чистого  дисконтированного дохода (прибыли);

•    максимум роста  объемов реализуемой продукции;

•    минимум себестоимости  продукции;

•    максимум внутренней нормы рентабельности;

•    минимум срока  окупаемости инвестиций и др.

В тех случаях, когда трудно отдать предпочтение какому-либо критерию, используют многокритериальный подход, с помощью которого определяют оптимальное  соотношение эффективности путей  и степени достижения системой цели. Необходимым условием возможности  использования многокритериального  подхода является измерение эффективности  пути в одинаковых единицах или наличие  способа приведения к этому условию.5

 

 

Глава 2. Критерии оценки эффективности систем управления

Критериями оценки эффективного управления является множественность  показателей, характеризующих результативность операционных систем или подсистем. Наиболее распространенными считаются  следующие показатели.

Экономические - прибыль, рентабельность, доход.

Комплексные - производительность труда, производительность работы системы управления.

Экономические показатели эффективности  являются наиболее понятными и активно  применяются там, где можно четко  измерить деятельность в денежном выражении. Обычно это производственная деятельность, где есть нормы расходования материалов, труда, времени, денежных средств. Однако весь результат деятельности было бы слишком упрощенно сводить только к экономическим показателям. В  условиях современного бизнеса предпочтительнее использовать комплексные показатели производительности.

Существует несколько  определений производительности:

производительность в  количественном выражении - это объем  выпуска, отнесенный к объему потребляемых ресурсов (М. Мескон);

производительность есть мера того, как распоряжаются конкретными  ресурсами для своевременного выполнения целей, выраженных через количество и качество (Феликс).

Производительность является результатом системного подхода  к определению и оценке входных  и выходных ресурсов, а также процесса их преобразования. Элементами этой системы  являются: форма организации труда, организационная структура, снабжение  организации, технология, состояние  внешней среды и т. д.

1. Эффективность  управления людьми (трудовыми ресурсами  организации)

Это один из самых важных и сложных показателей. Он является комплексным и включает в себя следующие этапы, которые необходимо оценивать:

    • Энергоемкость
    • Машиноемкость
    • Фондоемкость
    • Нормы выработки, ее рост и темпы
    • Коэффициент использования специалиста
    • Коэффициент использования АСУП
    • Коэффициент обеспечения ресурсами
    • Коэффициент (уровень) качества
    • Коэффициент бесперебойного обслуживания и т. д.

 

а) планирование трудовых ресурсов: оценка наличных ресурсов, оценка будущих  ресурсов и разработка программы  удовлетворения будущих потребностей в ресурсах. Для повышения эффективности  этого этапа необходимо разработать  график работ и определить их содержание;

б) набор персонала: заключается  в создании необходимого резерва  кандидатов на все должности и  специальности, из которого организация  отбирает затем работников.

в) отбор персонала: испытания, собеседования, оценка. Испытания с  применением методов моделирования  являются наиболее точными методами при отборе работников, однако стоимость  этих методов велика, поэтому необходимо отбирать то группы работников, ценность которых для организации велика, а с остальными проводить только собеседование. Оценка работника производится в соответствии с результатами его  работы (например, по должностным инструкциям), а затем соотносится со временем ее исполнения;

г) определение заработной платы и льгот, которые производятся по результатам оценки работника;

д) профориентация и адаптация  работника, так как организация - это общественная система, и новый  работник должен к ней приспособиться (принять условия и правила  существования организации);

е) обучение персонала. Эффективность  данного процесса оценивается не сразу. Вложение в обучение иногда еще  называют "инвестициями в будущее";

ж) результат оценка трудовой деятельности - повышение, понижение, увольнение - показатель общей эффективности  или неэффективности деятельности сотрудника. Иными словами, достигает  ли сотрудник поставленной перед  ним цели и с какими затратами.

2. Производственная эффективность  или эффективность операционной  системы

Производственный процесс  разбит на отдельные операции и является совокупностью этих операций. В данном случае термины "производство" и "операция" взаимозаменяемы. Эффективность  операций - это рыночная стоимость  произведенных результатов (товаров, услуг и т. д.), деленная на общую  величину затрат всех входящих ресурсов.

Рыночная стоимость результатов  работы организации зависит не только от стоимости ресурса, потраченного на его создание, но и от:

  • качества выпущенного;
  • состояния спроса на рынке;
  • состояния предложения на рынке;
  • гибкости (чуткости) организации к требованиям рынка. Общие затраты на создание результата зависят от следующих факторов:
  • закупочные цены сырья;
  • затраты на хранение и транспортировку;
  • затраты, связанные с неритмичностью поставки, пересортицей и другими неблагоприятными факторами;
  • затраты на оплату труда, стимулирующие премии и т. д.

3. Эффективность управления  операционными системами

Цель этой системы - обеспечение  экономически эффективной реализации целей организации. Уровень реализации целей и будет общим показателем  эффективности данной системы. К  ее элементам относятся:

  • процесс или параметр, которые должны быть выделены как объект управления;
  • обратная связь или процесс измерения результата, которая реализуется через эффективную систему контроля;
  • сравнение или система, определяющая отклонения результатов от стандартов; точность, скорость и невысокие затраты будут являться залогом эффективности этого этапа;
  • корректирующая и плановая системы, которые по результатам предыдущих этапов производят изменения деятельности организации в сторону повышения общего эффекта ее деятельности.

Для того чтобы оценить  уровень реализации целей, изначально определяют цели деятельности количественно. Например, часто встречаемая цель организации как достижение определенной отдачи на вложенный капитал. Уровень  достижения этой цели измеряется достаточно просто - сравнением планового (целевого) показателя и фактического. Если результаты равны или фактический больше планового, то система сработала  эффективно (цель достигнута). Если фактический  показатель отдачи ниже, чем планировали, то тогда необходимо определить, на каких этапах и в каких системах эффективность не была достигнута, а именно, какие подразделения  не выполнили своих целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Выбор наилучшего варианта системы управления - это комплексная задача, решить которую можно только путем глубокого  организационно-технического и социально-экономического анализа производства в целом. Следовательно, эффективность системы управления предприятием не может быть определена каким-то одним показателем. Необходимо разработать целую систему показателей, так как экономическая эффективность  системы управления производством  проявляется, главным образом, в  косвенном, а не в прямом эффекте. Она сказывается в улучшении  результатов работы предприятия  благодаря более рациональной организации  производственно-хозяйственной деятельности. Вместе с тем, повышение уровня организации  системы управления создает благоприятные  условия для повышения эффективности  производства в целом при снижении удельных затрат на аппарат управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А.-Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга – 2003.

2. Д. О. Ямпольская, М.  М. Зонис - Нева; Олма-Пресс- 2003.

3. Игнатьева А.В., Максимцов  М.М.- Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4. Алексеев С.И. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008.

5. Мухин В.И- Исследование систем управления: Учебник для вузов /В.И. Мухин — М.: Издательство «Экзамен», 2003.

6.  Сайфиева С.Н., Быкадоров M.A. -Тезисы докладов Седьмого Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий», Секция 2. ЦЭМИ РАН, апрель 2006.

1 Мухин В.И- Исследование систем управления: Учебник для вузов /В.И. Мухин — М.: Издательство «Экзамен», 2003.— с.52

2 Игнатьева А.В., Максимцов М.М.- Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. –с.5

Информация о работе Критерии оценки эффективности систем управления