Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 13:15, курсовая работа
Культура обслуживания – это организационная культура, направленная на обслуживание клиентов на основе выработки определенных правил, процедур, практических навыков и умений. Культура обслуживания диктуется политикой предприятия, поддерживается системой поощрений персонала обслуживания и рядом других мероприятий. Процесс обслуживания в магазине – это совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуги при реализации кулинарной продукции, кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и организации досуга.
Введение ...................................................................…………………………….......4
1 Значение культуры торговли в маркетинге торгового предприятия…………...6
1.1 Роль культуры торговли в формировании конкурентоспособности
торгового предприятия……………………………………………………………...6
1.2 Дополнительные услуги как фактор повышения культуры обслуживания...9
1.3 Условия достижения предприятием высокой культуры торговли
и обслуживания …………………………………………………………………….11
2 Организация сервиса и культуры торговли в ТКУП «Универмаг Беларусь»…13
2.1 Экономическая характеристика ТКУП «Универмаг Беларусь»……………...13
2.2 Профессиональная культура обслуживания покупателей…………………...16
3 Пути совершенствования культуры обслуживания в ТКУП «Универмаг
Беларусь»……………………………………………………………………………24
Заключение ............................................................………………………………....32
Список использованных источников ……………………………………..……....33
Приложение А. Ассортиментный перечень товаров для секции
"Электротовары" на 2011год……………………………………35
Приложение Б. Образец опросного листа………………………………………...38
Сегменты рынка, на которых работает универмаг «Беларусь»:
- жильцы близкорасположенных домов;
- малые производственные предприятия;
- офисы компаний;
- банки, финансовые компании;
Результаты SWOT - анализа (для сегментов рынка) представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - SWOT – анализ ТКУП «Универмаг Беларусь»
Потенциальные внутренние сильные стороны (S) |
Потенциальные внутренние слабости (W) |
1 |
2 |
Наличие квалифицированного персонала, имеющего опыт работы в данной области |
Малая популярность универмага |
Накопленный многолетний опыт работы на рынке розничной торговли |
Высокие издержки |
Системность подготовки и обучения персонала |
Недостаточно активная маркетинговая политика. |
Хорошие деловые связи с покупателями продукции и поставщиками |
|
Завоеванная доля рынка |
|
Высокое качество продукции, соответствующее европейскому уровню |
|
Положительная репутация у покупателей и авторитет |
|
Развитая дистрибьюция. |
|
Сильная система логистики (развитая система распределения; развитая система управления складскими запасами; высокий уровень сервиса) |
|
Высокая автоматизация бизнес процессов |
|
Стратегическое планирование деятельности компании и её развития |
|
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О) |
Потенциальные внешние угрозы (Т) |
Спрос на продукцию достаточно высок и стабилен |
Возрастающее конкурентное давление |
1 |
2 |
Сложившийся положительный имидж ТКУП «Универмаг Беларусь» у потребителей продукции. |
Присутствие на рынке давно известных, раскрученных брендов |
Гибкость в плане ассортиментной политики. Восприимчивость к пожеланиям по вопросам качества продукции и предложениям по совершенствованию упаковки. |
Агрессивная маркетинговая политика отечественных производителей и поставщиков иностранной продукции |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Выдвижение наиболее важных задач в области ценовой, сбытовой политики ТКУП «Универмаг Беларусь», определение генеральных направлений, повышения его деловой активности с использованием благоприятных внешних факторов и внутренних возможностей воздействия на покупателей (потребителей) и конкурентов составляют суть антикризисной стратегии маркетинга. Она осуществляется через стратегическое планирование, позволяющее привести в соответствие цели и возможности предприятия по их достижению. Процесс стратегического планирования состоит из выработки программы предприятия, формулирования его задач и целей, анализа хозяйственного портфеля и перспективного планирования роста организации.
Выявленные на основе анализа цели стратегического развития в первую очередь отражают направления деятельности по преодолению слабых и укреплению сильных конкурентных позиций предприятия. Поскольку составляющие стратегического потенциала непосредственно связаны со всеми видами ресурсов предприятия, расширение того или иного ресурса во взаимосвязи с другими позволит реализовать стратегические цели.
В современных условиях ТКУП «Универмаг Беларусь» заинтересован в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ему нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий.
Для примера рассмотрим ассортиментную политику секции «Электротовары».
Согласно Постановлению Министерства торговли от 24.01.03 г. "Об ассортиментных перечнях товаров для организаций розничной торговли" ассортиментные перечни разрабатываются в целях наполнения потребительского рынка Республики Беларусь товарами широкого ассортимента отечественного производства и наиболее полного удовлетворения покупательского спроса, выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития, защиты внутреннего рынка.
Составляет ассортиментный перечень для секции "Электротовары" товаровед. В обязательный ассортиментный перечень включаются товары, производимые на предприятиях промышленности Республики Беларусь, потребность в которых удовлетворяется не менее чем на 70%.
При изменении ситуации
на потребительском рынке
Так, в секции "Электротовары" УП "Универмаг Беларусь" в 2009году в ассортиментном перечне насчитывалось 68 наименований, в 2010 году - 79, а на 01.03.2011 - 101 изделие.
Ассортиментный перечень по секции "Электротовары" ТКУП "Универмага Беларусь" представлен в приложении А.
Анализ предпродажного и послепродажного сервиса.
По видам осуществления все работы в области обслуживания можно разделить на три группы:
1. Предпродажные (в основном информационное обслуживание покупателей и подготовка товаров к продаже);
К числу основных операций продажи товаров в универмаге «Беларусь» относятся:
- Ознакомление покупателя с реализуемым ассортиментом товаров;
- Формирование мотивации выбора товаров покупателем;
- Отбор выбранных товаров;
- Расчет за отобранные товары и получение покупки.
Подготовка товаров к продаже в универмаге «Беларусь» заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т. д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.
При распаковке товары освобождают от внешней транспортной тары, сортируют, то есть группируют по ассортиментным признакам (размер, фасон и т. д.), очищают от пыли, загрязнений, антикоррозионных смазочных веществ, устраняют их мелкие дефекты.
2. Работы по оказанию услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров (праздничная упаковка, доставка и т.д.);
Существенной платной услугой, предоставляемой покупателям, является доставка товара.
3. Послепродажный сервис (услуги, необходимые для обеспечения эффективной эксплуатации товаров, обмен дефектной продукции и т.д.).
Существенной платной услугой, предоставляемой покупателям является сборка товара. По желанию покупателя работники, занимающиеся сборкой, установят товар в нужном месте, быстро и качественно соберут его (например, кухонные гарнитуры, компьютерные столы) эта услуга создает максимальное удобство для покупателей и удовлетворяет потребности потребителей.
Обмен дефектной продукции осуществляется только при наличии кассового чека и (если имеется) сопутствующих документов на товар.
Для определения качества культуры торговли и сервиса в универмаге «Беларусь» была разработана анкета (Приложение Б) и проведен опрос потребителей. Было опрошено 50 человек в возрасте от 20 до 55 лет.
Некоторые результаты опроса представлены в таблицах 2.3-2.4.
Таблица 2.3 - Эмоциональное восприятие посетителями сотрудников секции "Электротовары"
Должность |
Результаты ответов |
Количество человек |
% |
продавец 6 разряда – 3чел, продавец 5 разряда – 2 чел, продавец 4 разряда – 2чел, кассир - 2чел. |
Уважение |
15 |
30 |
продавец 6 разряда – 3 чел, продавец 4 разряда – 2чел, продавец 3 разряда – 1 чел. |
Симпатия |
4 |
8 |
продавец 5 разряда – 2 чел, продавец 4 разряда – 1 чел, кассир – 2 чел |
Доверие |
13 |
26 |
продавец 3 разряда – 1 чел, продавец 2 разряда – 2 чел, продавец 1 разряда – 2 чел. |
Надежда |
7 |
14 |
продавец 1 разряда – 2 чел. |
Трудно сказать |
8 |
16 |
продавец 6 разряда |
Никаких чувств |
1 |
2 |
кассир |
Возмущение |
1 |
2 |
продавец 5 разряда |
Разочарование |
1 |
2 |
Итого: |
50 |
100 |
Примечание - Источник: собственная разработка.
Для любого руководителя крайне важна эмоциональная компонента во взаимоотношениях с посетителями. Наличие эмоционально положительного отношения к персоналу оказывает влияние на сам процесс покупки, его эффективность. В управленческой литературе выделяют пять ступеней влияния на людей. Началом этого процесса является положительно эмоциональный настрой персонала, а окончанием, - формирование доверительных отношений.
Таблица 2.4 - Удовлетворенность посетителей ассортиментом товаров в секции "Электротовары"
Результаты ответов |
Количество человек |
% |
Скорее удовлетворен |
35 |
70 |
Трудно сказать |
13 |
22 |
Скорее не удовлетворен |
2 |
8 |
50 |
100 |
Примечание - Источник: собственная разработка.
Рисунок 2.1 – Удовлетворенность посетителей ассортиментом товаров в секции "Электротовары"
Примечание - Источник: собственная разработка.
По данным таблицы видно, что ассортиментный перечень товаров устраивает посетителей, что, соответственно, ведет к большему числу покупок.
3 Пути совершенствования культуры обслуживания в ТКУП «Универмаг Беларусь»
За последнее время лишь несколько проблем в теории управления обсуждались так горячо, как вопрос о том, что является стимулом для работников на предприятиях общественного питания. Мотивация служащих в индустрии гостеприимства является одной из горячих точек, создающих для руководителей постоянные проблемы. До сих пор мотивация к труду и связанное с этим состояние морали в производственных отношениях являются важнейшими факторами успеха любой организации в сфере гостеприимства, в значительной степени зависимой от эффективных межличностных отношений работника и клиента.
Хотя качество культуры обслуживания и является в значительной степени субъективным и оценка её проводится с точки зрения критериев качества в ощущениях обслуживаемого, все хорошо известно, что неудовлетворенность клиента от обслуживания в ресторане или гостинице зависит от самого обслуживания.
Сущность культуры обслуживания, как показывают исследования, выражается в том, что главной причиной того, удостаивает ли своим посещением клиент предприятие обслуживания еще раз или нет, является хорошее или плохое обслуживание ему предоставленное. В первый раз покупателя можно завлечь хорошей рекламой, богатым интерьером или разнообразием ассортимента, но во второй раз он приходит благодаря профессиональной работе персонала и высокому качеству обслуживания, полученному ранее. Высокий уровень мотивации для качественной работы является, таким образом, желательным не просто с организационной точки зрения, но ввиду прямого и очевидного воздействия на клиентов и на их восприятие качественного обслуживания.
Перефразируя слова Теодора Левитта можно сказать: “... нам больше нужны целеустремленные и работоспособные служащие, чем нежели недотепы, взмокшие от натуги”.
Конечно, каждый руководитель мечтает о целеустремленных и работоспособных служащих, но достоен ли он их? Создал ли он такой характер производственных отношений и обстановку в целом, которые стимулировали бы такое поведение? Готов ли он, например, смотреть в глаза тому обстоятельству, что большинство служащих, участвуя в многосторонних межличностных контактах, относится к категории наименее оплачиваемых рабочих и служащих? И именно они отвечают за качество обслуживания, и то впечатление, которое складывается у гостей, - то самое, что является важнейшим в успехе ресторанного или гостиничного дела!
Информация о работе Культура торговли и сервис в магазине (на примере ТКУП «Универмаг Беларусь»)