Культурно-познавательный туризм Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование особенностей культурно-познавательного туризма в Западной Украине.
Задачи курсовой работы:
определить обеспечение развития культурно-познавательного туризма на Украине;
проанализировать статистику туристского потока на Западную Украину;
сравнить культурно-познавательный туризм с другими видами туризма на Западной Украине;
исследовать туристские программы на Западную Украину в туристских фирмах Москвы и Санкт-Петербурга;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕСТО КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА НА УКРАИНЕ 5
1.1. Обеспечение развития культурно-познавательного туризма на Украине: правовой аспект 5
1.2. Статистика туристского потока на Западную Украину 9
1.3. Сравнение культурно-познавательного туризма с другими видами туризма на Западной Украине 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ТУРОВ НА ЗАПАДНУЮ УКРАИНУ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ И УКРАИНСКОМ ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ 16
2.1. Содержание туристских программ на Западную Украину в фирмах Москвы и Санкт-Петербурга 16
2.2. Конкурентные преимущества туристских фирм Украины и России предлагающих культурно-познавательные туры 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 35

Файлы: 1 файл

Культурно-познавательный туризм Украина.docx

— 103.99 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг в туризме»

 

 

Выполнил:____________________________________________________

Студент_________ курса _______ спец.____________________________

Группа______________ № зачет. книжки___________________________

 

Подпись:_______________________________

 

Преподаватель:_________________________________________________

Должность:____________________________________________________

Оценка:__________________________ Дата:________________________

 

Подпись_______________________________________________________

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МЕСТО  КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА  НА УКРАИНЕ 5

1.1. Обеспечение  развития культурно-познавательного  туризма на Украине: правовой  аспект 5

1.2. Статистика  туристского потока на Западную Украину 9

1.3. Сравнение  культурно-познавательного туризма  с другими видами туризма на  Западной Украине 12

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ  КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ТУРОВ НА ЗАПАДНУЮ УКРАИНУ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ И УКРАИНСКОМ ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ 16

2.1. Содержание  туристских программ на Западную Украину в фирмах Москвы и Санкт-Петербурга 16

2.2. Конкурентные преимущества туристских фирм Украины и России предлагающих культурно-познавательные туры 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 35

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Международный туризм сегодня очень  быстро развивается. Он является активным источником поступлений иностранной  валюты и оказывает воздействие  на платежный баланс страны. Помимо влияния на  экономику многих стран международный туризм воздействует на их социальную и культурную среду, экологию. А последние, в свою очередь, влияют на туристов.

Представленная курсовая работа посвящена культурно-познавательному  туризму Западной Украины. Актуальность темы курсовой работы обоснована тем, что культурно-познавательный туризм – один из перспективных и востребованных сегментов внутреннего туристского рынка и является источником реализации активного и скрытого потенциала культурно-исторических центров Западной Украины, социально-экономического развития прилегающих к ним территорий.

На Западной Украине расположены  такие города, как Львов, Луцк, Ровно, Тернополь, Ивано-Франковск, Ужгород, Черновцы. Перечисленные города имеют огромный потенциал для развития культурно-познавательного туризма, это и памятники архитектуры и искусства, культурные достопримечательности, природно-климатические особенности.

Наличие прекрасных рекреационных  возможностей, наряду с историко-культурным многообразием дает право говорить об актуальности развития культурно-познавательного туризма и организации туристских  поездок на Западной Украине.

Для раскрытия темы курсовой работы целесообразно рассмотреть  не только рекреационный  и историко-культурный потенциал территории, но и проанализировать конкурентную среду, разнообразие и содержание предложений по культурно-познавательному туризму Западной Украины от отечественных и украинских туристских фирм, а также проанализировать спрос на туристские туры в Западную Украину.

Цель курсовой работы –  исследование особенностей культурно-познавательного  туризма в Западной Украине.

Задачи курсовой работы:

  • определить обеспечение развития культурно-познавательного туризма на Украине;
  • проанализировать статистику туристского потока на Западную Украину;
  • сравнить культурно-познавательный туризм с другими видами туризма на Западной Украине;
  • исследовать туристские программы на Западную Украину в туристских фирмах Москвы и Санкт-Петербурга;
  • выявить конкурентные преимущества на туристском рынке Украины и России, предлагающих культурно-познавательные туры.

Объект исследования курсовой работы – культурно-познавательный туризм Западной Украины.

Предмет исследования –  основа рекреационного  и историко-культурного потенциала Западной Украины, для анализа конкурентной среды, спроса, разнообразия  и содержание предложений по культурно-познавательному туризму Западной Украины.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МЕСТО КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА НА УКРАИНЕ

1.1. Обеспечение  развития культурно-познавательного  туризма на Украине: правовой аспект

 

 О  значении и роли культурно-познавательного  туризма сказано и написано  достаточно много. Среди наиболее  значимых его характеристик можно  выделить то, что он способствует  единению разных народов, познанию  новой культуры, обычаев, духовных  ценностей других стран, восстановлению  и сохранению объектов историко-культурного  назначения. Важно отметить, что  развитие такого туризма выполняет  функцию воспитания молодого  поколения, формирует чувство  причастности к истории, традициям,  культуре своих предшественников. Кроме этого культурно-познавательный  туризм — это и удовлетворение  потребностей в отдыхе, общении,  развлечении людей преклонного  возраста, которые подчас остаются  одинокими1.

Эти и  другие характеристики такого туризма  указывают на его высокую востребованность в обществе, тогда как реальное состояние дел этого сегмента туристского рынка остается весьма неутешительным, на что указывает анализ количества, содержания, качества и стоимости туристских маршрутов основной части регионов Украины, имеющих соответствующий историко-культурный потенциал. Косвенным доказательством этого можно считать и то, что при определении лучших направлений туризма в Украине за 2010 год, отсутствует даже соответствующая номинация по развитию культурно-познавательного туризма, а в основных тенденциях туристического рынка его участники не упоминают такой вид туризма2.

Среди причин сложившегося состояния такого туризма  можно назвать многие, на которые  неоднократно указывалось в литературе, но определяющим является отсутствие участия государства в его организации, что проявляется в ненадлежащем правовом обеспечении его функционирования.

В настоящее  время такое обеспечение культурно-познавательного  туризма осуществляется с учетом общих правовых положений: 1) о хозяйственной  деятельности (Хозяйственный кодекс Украины, Закон Украины «Об аренде государственного и коммунального  имущества» и др. нормативно-правовые акты хозяйственного законодательства); 2) о защите прав потребителей (Гражданский  кодекс Украины, Закон Украины «О защите прав потребителей» и др.); 3) о туризме (законы Украины «О туризме», «О курортах», Земельный, Лесной кодексы и др.).

Кроме этого определенное отношение к такому туризму имеют  законы Украины «О культуре», «Об  охране культурного наследия», «О временном  запрете приватизации достопримечательностей культурного наследия», «Об охране археологического наследия», «О природно-заповедном фонде» и др., которыми урегулированы  отдельные вопросы правового  режима объектов культурно-познавательного  туризма. 3

Соответствующее влияние  на правовое обеспечение такого туризма  оказывают программные документы, касающиеся сферы туризма, которые  регулярно принимаются органами государственной власти. Среди них: Стратегия развития туризма и  курортов, одобренная распоряжением  Кабинета Министров Украины от 6 августа 2008 г.4

В законодательстве Украины понятие культурно-познавательного  туризма отсутствует, также как  и в соответствующих законах  многих других стран. В литературе такой  туризм называют еще экскурсионным, среди признаков которого можно  выделить следующее: совмещение в себе отдыха с познанием; посещение страны (места) временного пребывания свыше 24 часов с познавательной целью; обязательное наличие экскурсионной программы 5; общее использование культурно-познавательных объектов и др.

Таким образом, с учетом вышеизложенного  и понятий туризма, закрепленных в законах ряда стран о туризме, можно уточнить понятие культурно-познавательного  туризма, как временного пребывания (путешествия) за пределами постоянного  места жительства от 24 часов до одного года (в Украине) сориентированного  на ознакомление с историко-культурными, природными и иными достопримечательностями  с целью отдыха и удовлетворения культурных потребностей без занятия  оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Имеющаяся в Украине правовая база осуществления  туризма только частично обеспечивает развитие рассматриваемого вида. При этом закрепления на уровне законодательства требуют такие вопросы его развития как: определение понятия этого туризма и видов; установление классификации его объектов, порядка их учета, использования и охраны; закрепление правового статуса субъектов, владеющих или использующих объекты культурно-познавательного туризма; определение системы органов государственной власти, ответственной за развитие такого туризма с закреплением за каждым из органов соответствующих полномочий; закрепление особенностей договорных отношений при организации этого туризма; введение ответственности за нарушение законодательства об организации, обеспечении и осуществлении такого туризма и др. 6

Отдельно  следует обратить внимание на необходимость  введения учета объектов культурно-познавательного  туризма, среди которых: памятники  культовой и гражданской архитектуры; памятники ландшафтной архитектуры; музеи, театры, выставочные залы; города с интересной историей; технические  комплексы и сооружения; памятники  археологии; сельские поселения; социально-культурный сервис; объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства.

В Украине  учет таких объектов отчасти предусмотрен в виде: во-первых, Государственного реестра недвижимых достопримечательностей Украины объектов культурного наследия национального значения7; во-вторых, Перечня достопримечательностей культурного наследия, не подлежащих приватизации8; в-третьих, учета объектов археологического наследия (ст. 8 Закона Украины «Об охране археологического наследия»)9; в-четвертых, Государственного кадастра территорий и объектов природно-заповедного фонда (разд. VIII Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины»10, Перечней территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного и местного значения в каждой области и т.д.

В то же время, как свидетельствует  практика, не все перечисленное ведется, а использование уже имеющихся  данных весьма затруднительно для организации  культурно-познавательного туризма, хотя Украина имеет значительный потенциал таких объектов.

Для решения ранее поставленных задач имеет значение и такое  средство регулирования как планирование, т.е. определение перспектив развития культурно-познавательного туризма  путем установления соответствующих  показателей, темпов, пропорций и  т.д. При этом во многих нормативно-правовых документах, касающихся этого вида туризма имеются нормы о необходимости программирования либо планирования. Например, с целью определения и обоснования мер по осуществлению рекреационной и иной деятельности, использования природных комплексов и объектов, которые предусматривается осуществить на протяжении пяти лет, а также стратегии развития объекта природно-заповедного фонда на десять лет должен разрабатываться проект организации территории объекта природно-заповедного фонда 11.

Еще одним средством обеспечения  развития культурно-познавательного  туризма является государственная  поддержка и ее законодательное  закрепление. Государственная поддержка  этого туризма является одним  из средств стимулирования такой деятельности для достижения экономических и социальных целей, в частности, для повышения роли и места такого туризма на внешнем и внутреннем туристском рынке. Такая поддержка имеет ряд особенностей, обусловленных тем, что она должна быть направлена в большей степени на объекты такого туризма, чем на субъекты туристской деятельности. Примером такой поддержки может быть временное освобождение, сроком на 10 лет, начиная с 1 января 2011г. от налогообложения прибыли субъектов хозяйственной деятельности, полученной от предоставления гостиничных услуг в гостиницах категорий «пять звезд», «четыре звезды» и «три звезды», в том числе вновь построенных или реконструированных либо в которых проведен капитальный ремонт или реставрация существующих строений и сооружений (п. а) п. 17 подразд. 4 разд. XX «Переходные положения Налогового кодекса Украины)12.

1.2. Статистика туристического потока на Западную Украину

 

Туризм играет одну из главных  ролей в развитии экономики Украины, обеспечивая значительную часть валового национального продукта. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет одним из важнейших ее секторов.

Туристская деятельность в Украине показала себя надежным видом экономики вопреки многим отрицательным факторам, таким, как политическая и экономическая нестабильность, однако спрос на туризм в регионах Украины остается стабильным. Такое положение можно объяснить следующими факторами:

  • большая часть населения имеет стабильные реальные доходы;
  • значительная часть населения регионов Украины предпочитает проводить отпуск в пределах своей страны или не очень далеко за рубежом;
  • наличие большого количества культурно — исторических памятников, созданных природой и человеком.

Информация о работе Культурно-познавательный туризм Украины