Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 14:45, реферат
Андреев С.Н., к. э. н., доцент кафедры маркетинга РЭА им. Г.В. Плеханова
В последние годы в Росcии наблюдается расширение проникновения элементов маркетинга в сферу некоммерческой деятельности. Очевидно, что такая практика не носит систематического целенаправленного характера, а скорее является результатом интуитивных эпизодических инициатив руководителей некоммерческих субъектов.
По нашему убеждению, сегодня уже назрела необходимость использ
Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект
Андреев С.Н., к. э. н., доцент кафедры маркетинга РЭА им. Г.В. Плеханова
В последние годы в Росcии наблюдается расширение проникновения элементов маркетинга в сферу некоммерческой деятельности. Очевидно, что такая практика не носит систематического целенаправленного характера, а скорее является результатом интуитивных эпизодических инициатив руководителей некоммерческих субъектов.
По нашему убеждению, сегодня уже
назрела необходимость
Теория и методология
За последнее десятилетие
Чаще всего под этими, по существу,
различными понятиями кроются
Многие работы сознательно ориентированы на конкретные направления некоммерческой деятельности (Шааф Ф. Спортивный маркетинг, 1998; Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг, 1995), не содержат целостной маркетинговой концепции, а лишь отдельные процедуры и инструменты.
Поскольку теоретико-методологические основы маркетинга в некоммерческой сфере в процессе своего становления уже достигли соответствующего этапа, мы считаем, что назрела необходимость наведения здесь порядка в основных понятиях и терминологии, подобного тому, который существует в классическом маркетинге.
Мы придерживаемся понятия некоммерческого маркетинга , когда речь идет о некоммерческой составляющей маркетинговой деятельности некоммерческих субъектов, результатом которой является достижение определенного социального эффекта . Понятие маркетинга некоммерческих субъектов включает как некоммерческую, так и коммерческую составляющую (нацеленную на достижение определенного экономического эффекта ) 1 .
Правомерность использования понятия «социальный маркетинг», как синонима маркетинговой деятельности в некоммерческой сфере и как названия соответствующей научной дисциплины, вызывает серьезные сомнения. Дело в том, что классический маркетинг в целом, а также все его отраслевые «ответвления» изначально имеют ярко выраженную социальную направленность. Она проявляется в том, что именно благодаря идеологии маркетинга удается разрешать одно из главных противоречий любого общества, использующего рыночную экономику: противоречие между интересами производителя (продавца), стремящегося большее количество продукции и дороже продать, и потребителя (покупателя), стремящегося дешевле купить наиболее качественный продукт. При этом один из главных постулатов маркетинга гласит, что, только удовлетворив спрос покупателя, продавец может заработать прибыль. Таким образом, классический маркетинг способствует разрешению указанного противоречия, выполняя важнейшую социальную функцию — приведение в соответствие противоречивых рыночных интересов продавцов и покупателей. Тогда возникает вопрос: корректно ли именовать «социальным» лишь маркетинг в некоммерческой сфере? Скорее всего, нет.
Правомерность использования понятия маркетинга некоммерческих организаций не вызывает сомнений, если речь идет только об этом виде некоммерческих субъектов. Но оно не охватывает такие субъекты, как физические лица, занимающиеся некоммерческой деятельностью, а потому не может являться синонимом понятия маркетинга некоммерческих субъектов , как это следует из контекста некоторых работ.
Такие понятия, как «маркетинг неприбыльных
организаций» и «маркетинг неприбыльной
сферы», по нашему мнению, не отличаются
исчерпывающей строгостью и однозначностью.
Мы уже писали о том, что по российскому
законодательству некоммерческие организации
наделены правом осуществления
В этой связи можно привести цитату из книги А.А. Бравермана: «Некоммерческие организации не ставят цели увеличения прибыли, для них нефинансовые цели столь же важны, сколь и финансовые цели…» (Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. — М.: ОАО «Издательство «Экономика», ТОО «КоМаркт Лтд.», 1997. — 639 с., с. 58).
Такая неточная, по нашему мнению, постановка
вопроса искажает суть проблемы. Многие
некоммерческие организации (если не большинство)
на практике занимаются предпринимательской
деятельностью, образуя самостоятельные
либо совместные коммерческие структуры.
И если они заинтересованы в развитии
и совершенствовании своей
В некоторых работах
Терминологические неточности можно
встретить и у А.П. Панкрухина,
который, говоря о маркетинге образовательных
услуг и продуктов (ОУП), пишет: «Между
тем субъектами маркетинга (курсив
наш. — А.С.) выступают все субъекты
рынка, а не только производители
и фирмы-посредники. Участниками
рыночных, а следовательно, и маркетинговых
отношений являются далеко не только
образовательные учреждения, но и
потребители (отдельные личности, предприятия
и организации), широкие круги
посредников (включая службы занятости,
биржи труда, органы регистрации, лицензирования
и аккредитации образовательных
учреждений и др.), а также общественные
институты и структуры, причастные
к продвижению ОУП на рынке….
…Особую роль среди субъектов
маркетинга ОУП играет личность учащегося,
студента, слушателя…» (Панкрухин А.П.
Маркетинг образовательных
Во-первых, следует отметить, что
участники рыночных отношений совсем
не обязательно автоматически
В работе «Маркетинговая деятельность в театральной сфере» ее авторы Н. Ваганова и В. Гордин выделяют два вида маркетинга — «социальный» и «прибыльный». По их мнению, объектом «социального» маркетинга являются органы государственной власти, спонсоры и часть публики, а «прибыльного» маркетинга — высокодоходная часть публики (Ваганова Н., Гордин В. Маркетинговая деятельность в театральной сфере // Известия СПбУЭФ. — 1995. № 1. љ— С. 69.). По нашему мнению, социальные функции маркетинга, на самом деле, реализуются и в том и другом случае. А если быть точным в терминологии, то некоммерческая составляющая маркетинга театра проявляется в создании и продвижении на рынок специфических художественных ценностей и достижении позитивной ответной реакции со стороны зрителей, общественности, СМИ и театральных критиков. Коммерческая составляющая нацелена, с одной стороны, на обеспечение финансирования и поддержки со стороны государства, спонсоров, меценатов и других жертвователей; с другой — на удовлетворение спроса зрителей и получение на этой основе целевой прибыли. Обе составляющие маркетинга, и коммерческая и некоммерческая, «работают» на завоевание театром определенного конкурентного положения на рынке.
Некоторые авторы, либо не владея теорией
классического маркетинга в достаточной
мере, либо неадекватно воспринимая
ее положения, допускают весьма существенные
теоретические просчеты. Так, например,
А.В. Решетников (Решетников А.В. Социальный
маркетинг и обязательное медицинское
страхование. — М.: Финансы и статистика,
1998. — 336 с.: ил.), выделяя «этапы проведения
социального маркетинга», упускает
из виду потребности и спрос
В заключение отметим, что деятельность
субъектов российской некоммерческой
сферы характеризуется слабой нацеленностью
на конкретные потребности, предпочтения
и спрос потребителей. В то же
время на эту деятельность возложены
особо важные социальные функции, а
на ее осуществление щедро
По нашему мнению, возможность решения
данной проблемы связана с развитием
и практическим использованием целостной
концепции маркетинга некоммерческих
субъектов. Интуитивные попытки
некоторых отечественных
Список литературы
Андреев С.Н. Основы концепции маркетинга некоммерческих субъектов// Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 5.
Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. — М.: ОАО «Издательство «Экономика», ТОО «КоМаркт Лтд.», 1997.
Ваганова Н., Гордин В. Маркетинговая деятельность в театральной сфере //Известия СПбУЭФ. — 1995. — № 1.
Гражданский кодекс РФ: Части первая и вторая. — М.: Издательская группа ИНФ. М-НОРМА, 1997.
Колегаева С. Влияние рыночных отношений на стратегии управления библиотекой// В кн.: Формирование рыночных отношений в библиотечном деле: Сб. научн. трудов РГБ/Сост. С. Колегаева, Т. Марченко; Ред. С. Петрова. — М.: РГБ, 1995.
Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. — М.: Интерпракс, 1995.
Решетников А.В. Социальный маркетинг и обязятельное медицинское страхование. — М.: Финансы и статистика. — 1998.
Шааф Фил. Спортивный маркетинг/Перевод с англ. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998.
Юрьева Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление: Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1998.
Kinnel M., Mac Dougall J. Marketing in the non-for-profit sector. — Butterworth Heinemann, 1997.
Kotler P., Andersen A.R. Strategic Marketing for non-profit organizations. — Printice Hall, 1996.
Kotler P., Roberto E.L. Social Marketing: Strategies for changing public behavior. 1989.