Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:29, дипломная работа
Таким образом, целью работы является разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры на примере Народного театра «Синяя птица».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
1. Изучить сущность и значение маркетинга в сфере культуры.
2. Изучить основы проведения маркетингового анализа.
3. Провести анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг исследуемого театра.
4. Разработать типологическую модель организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры на примере Народного театра «Синяя птица».
Введение
глава 1. Сущность и значение маркетинга в сфере культуры
1.1 Спрос и предложение на продукты культуры
1.2 Особенности маркетинга в сфере культуры
1.3 Функции и задачи маркетинга в учреждениях культуры
глава 2. Анализ маркетингового управления в учреждениях культуры на примере народного театра «Синяя птица»
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг
2.3 Проблема финансирования маркетинговой деятельности в сфере культуры
Глава 3. Разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры
3.1 Формирование гибкой организационной структуры службы маркетинга
3.2 Многофакторная модель разработки стратегии рыночного позиционирования театра
Заключение
Список использованной литературы
Во-первых, об информации и рекламе. Они не могут быть безадресными, нейтральными по своему содержанию. Прибегая к различным способам информирования населения (печать, радио, телевидение и т.п.), создатели услуг и посредники обеспечивают тем самым реальную аудиторию культурно-досуговых акций, групповых и индивидуальных услуг, заранее проектируют контингент потребителей.
Во-вторых, о создании и стабилизации общественных связей. Практика показывает: учреждения культуры функционируют тем успешнее, а их коммерческая деятельность тем результативнее, чем надежнее связи этих учреждений с общественными организациями и объединениями, чем шире круг их прямых или косвенных посредников. К числу таковых относятся члены культурно-массовых комиссий профсоюзных комитетов, общественные распространители билетов, работники прессы и т.п.
В-третьих, о сервисе в самом широком значении этого понятия. Сюда можно отнести: располагающий к общению и отдыху интерьер помещений; чуткое и заботливое отношение сотрудников к посетителям мероприятий; содействие в приобретении музыкального инструмента или его настройка и т.п. Все это способствует расширению круга клиентов, повышению спроса на различные услуги. Таковы в общих чертах задачи маркетинга в условиях культурной деятельности. Очевиден тот факт, что в сфере культурно-досуговой деятельности не все виды маркетинговых мероприятий, описанных выше, применяются «от и до», однако следует отметить, что наилучшие результаты получаются тогда, когда все связанные с маркетингом вопросы решаются в системе, комплексно.
Глава 2. Анализ маркетингового управления в учреждениях культуры на примере народного театра «Синяя птица»
2.1 Характеристика объекта исследования
Из истории театра
Народный театр «Синяя птица» ведет свою театральную деятельность на базе Тульского Областного Колледжа Культуры и Искусств.
В конце 90-х годов в
колледже появилась возможность
открыть специализацию «
Спектакли под руководством Л.П. Казаковой нашли отклик у молодежи города. Администрация колледжа, департамент культуры Тульской области поддержали начинания кружка, и в марте 2001 года студенческому театральному коллективу было присвоено звание «Народный театр». Художественно-постановочной частью заведует выпускница колледжа Л.А. Кирюхина.
Говоря о студенческом Народном театре «Синяя птица», стоит подчеркнуть не столько влияние театра на умы и сердца зрителей, это суждение бесспорно, а сколько влияние студенческого театра на формирование будущего специалиста. В рамках учебного процесса на уроках мастерства актера, режиссуры, студенты овладевают знаниями и умениями будущей профессии. Но народный театр расширяет эти возможности, вселяет в них уверенность, формирует стабильность в работе над ролью и художника в целом. На практике они видят модель народного театра, где наряду с творческими вопросами, необходимо решать и организационные, и финансовые, и воспитательные…
Театр для студентов
становится реальной проверкой готовности
к самостоятельной деятельности
Характеристика работы театра
В течение почти 8 лет Народный театр объединяет на своих концертах, как деловую элиту, так и городскую интеллигенцию, и детей и взрослых, являясь связующим звеном между самыми различными слоями общества.
Лицом театра является репертуар. В разные годы поставлены спектакли «Клетка» Л. Корсунского, «День рожденья Кота Леопольда» А.Хайта, «Приговор до рождения» Я. Головацкого, «Девочки и апрель» Т.Ян, «Я убил Лору П.» Ю. Максимовой, «Брат» А. Слаповского, «Русские люди» К. Симонова.
Спектакль «День рождения
кота Леопольда» был показан на V
Международных дельфийских
Каждый год в репертуаре театра 2-3 премьеры и десятки сыгранных спектаклей, концертные выступления, выезды в районы области, в школы и лицеи города.
Сезон 2006–2007 годов значительно расширил сферу деятельности театра «Синяя птица». Особое значение выступления «Синей птицы» приобрели в нынешнем сезоне – все места в зале были заполнены почти на каждом спектакле.
В таблице 4 приведены данные о количестве спектаклей, проведенных за 2007 год. Сотрудничество Народного театра с образовательными учреждениями города началось последние 3 года. Театр приезжает в школы и лицеи со своими постановками на праздники и юбилеи, проводятся совместные литературные и театральные вечера.
Таблица 4. Театральная деятельность Народного театра «Синяя птица» в 2007 году
Место проведения спектакля |
Количество спектаклей |
ТОККиИ |
29 |
Школы города |
7 |
Лицеи города |
7 |
Выезд в область |
10 |
Выезды в другие города |
3 |
Итого спектаклей в 2007 году |
56 |
Проведем анализ по оценке театральной деятельности Народного театра «Синяя птица». Будем проводить анализ по следующим показателям: посещаемость (% от заполнения зала), количество концертов, количество абонементов (для постоянных зрителей предыдущего года карта постоянного зрителя), имиджевая оценка. Для этого необходимо провести опрос зрителей, приходящих на спектакли «Синей птицы», по 10-бальной шкале. Результаты проведенного опроса приведены на рис. 7.
Рис. 7. Результаты опроса зрителей
Таким образом, средняя
оценка театра составляет 6 баллов. Результаты
анализа театральной
Таблица 5. Оценка театральной деятельности Народного театра «Синяя птица» в 2007 году
Характеристика |
Количественная оценка |
Посещаемость, % от заполнения зала |
73% |
Количество концертов, шт. |
56 |
Количество абонементов, шт. |
20 |
Имиджевая оценка (результаты опроса слушателей) |
6 |
Согласно истории
На рисунке 8 представлена динамика численности состава Народного театра.
Как видно из диаграммы наименьший состав театра зарегистрирован в 2004 году, количество участвующих в спектаклях было всего 20 человек.
Наибольшая численность театра за последние годы объясняется тем фактом, что театр приобретает все большую известность, о нем пишут в прессе и упоминают на телевидении. Тульские телеканалы ведут широкий обзор культурных мероприятий города и области.
Соответственно, те, кто
не знали о театре или недооценивали
уровень сценической
Рис. 8. Динамика численности состава Народного театра «Синяя птица».
Организационную структуру театра можно охарактеризовать как линейно-функциональную (рисунок 9).
Рис. 9. Организационная структура Народного театра «Синяя птица».
Линейно-функциональная структура представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.
Эти штабы могут:
· Ограничиваться центральными уровнями управления (штабы руководства);
· Находиться в нескольких уровнях управления;
· Образовывать штабную иерархию на всех уровнях управления.
Штабы на нескольких уровнях иерархии должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями.
Чем крупнее фирма и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами. Преимуществами и недостатками линейно-функциональной структуры можно назвать:
Преимущества:
· Возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников,
· Точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров),
· Способствует стандартизации, формализации и программированию процесса.
Недостатки:
· Затрудняет горизонтальное согласование,
· С трудом реагирует на изменение.
Народный театр «Синяя птица» в 2007 году продолжил деятельность по сбору средств на выполнение следующих программ:
- приобретение новых
сценических костюмов для
- повышение уровня
оплаты труда актерам и
- расширение гастрольной деятельности.
Руководитель Народного театра, как и весь театр, подчиняются директору колледжа. Директор колледжа помогает решать организационные вопросы, вопросы финансирования, размещения, выделения средств и ресурсов. Директору подчиняется общий персонал, который обслуживает не только театр, но и колледж. Это охранник, уборщица, кассир, гардеробщик.
Руководителю театра отводится самая сложная и ответственная роль в структуре управления театром. В его подчинении находится весь оставшийся состав театра: руководитель художественно-постановочной части, актеры, костюмер, декоратор. Он полностью занимается организацией: маркетингом, организационно - концертной деятельностью, всеми юридическими и экономическими вопросами, ведением бухгалтерии, продвижением спектаклей и их проведением, участвует наряду с остальным коллективом в создание творческих проектов и творческом планировании. Актеры, костюмер, декоратор также подчиняются художественному руководителю.
2.2 Анализ микросреды
маркетинга и потребителей
При разработке программы маркетинга необходимо учитывать интересы различных групп (отделов) внутри самой организации.
Маркетинг рассматривается как взаимосвязь составляющих: товар или услуга, цена, сбыт, реклама, персонал, процесс продажи, обслуживание продажи. Влияние этих составляющих на деятельность организации существенно зависит от того, на каком рынке работает предприятие: на рынке потребительских товаров, промышленных товаров или на рынке услуг.
В этом заключается анализ микросреды маркетинга.
Комплекс маркетинга – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка.
Одна из концепций комплекса маркетинга (4P) включает 4 составляющих:
· товар;
· цена;
· место;
· продвижение.
Товар (product) собственно то, что вы собираетесь предложить потребителю. Именно продукт вы потом будете рекламировать, он же является причиной, по которой вы затеяли бизнес. Нужно продумать и понять, в первую очередь для себя, зачем покупателю нужен ваш товар и чем он принципиально отличается от предложений конкурентов. Место (place) – или канал распределения. Ваш товар должен буквально пройти путь от изготовителей к потребителю. Все, кто будет в этом участвовать, и есть этот самый канал (самая простая и распространенная схема: изготовитель – оптовик розничный торговец – потребитель). Цена (price) – очень важно, чтобы цена вашего товара была продумана со всех точек зрения. В любом случае при ценообразовании следует учитывать не только издержки производства, но и ожидаемый уровень прибыли. Продвижение (promotion) – этот как раз то, с помощью чего потребитель сможет узнать о вашем товаре и осознать, как же плохо ему жилось до этого. По-другому это называется маркетинговая коммуникация. Это реклама, стимулирование сбыта, PR, прямой маркетинг, информация о товаре непосредственно в торговых точках и еще ряд позиций. Обо всем этом мы также будем писать подробнее.
Рассмотрим концепцию 4Р на примере Народного театра «Синяя птица».
Продукт
Товаром в нашем случае является репертуар театра. Спектакли, идущие на сцене «Народного театра», имеют разные жанры. Это и драмы, и трагедии, и комедии, и современные постановки.
Особенностью театра является то, что основные роли в театре исполняют студенты Тульского Областного Колледжа Культуры и Искусств. Соответственно, это чаще молодежные и современные постановки, пронизанные юношеской романтикой и амбициозностью.
Рассмотрим востребованность театральных услуг в нашем городе.
По степени нуждаемости в товаре или услуге выделяются следующие группы потребителей:
Øне особенно нужен - 10%;
Øнужен время от времени - 60%;
Øнужен постоянно - 30%.
По эмоциональному отношению к театру выделяются сегменты:
Øэнтузиаст - 45%;
Øположительное - 40%;
Øбезразличное - 10%;
Øнегативное - 2%;
Øвраждебное - 1%.
Место (place) – или канал распределения
В нашем случае каналами распределения спектаклей являются следующие величины:
- известность актеров, занятых в спектаклях,