Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 08:06, доклад
Здравоохранение изначально представляло собой одну из сфер деятельности, наиболее жестко регулируемых государством. Это связано с тем, что услуги и программы, реализуемые в системе здравоохранения, напрямую связаны со здоровьем и жизнью человека.
Кроме того, медицинские работники рассматривали свою работу как то, от чего население не сможет отказаться, даже если захочет, поэтому они не считали нужным вникать в проблемы экономики предприятия и ее оптимизации. Но в связи с охватившей общество рыночной эйфорией и внедрением рыночных отношений в здравоохранение, разница между медицинской помощью и медицинской услугой в общественном сознании целенаправленно стирается. Врач ставится на одну доску с парикмахером и другими представителями коммунально-бытовых услуг, чем попирается святость врачевания, его гуманизированная жизнесохраняющая, общесоциальная функция.
Здравоохранение изначально представляло собой одну из сфер деятельности, наиболее жестко регулируемых государством. Это связано с тем, что услуги и программы, реализуемые в системе здравоохранения, напрямую связаны со здоровьем и жизнью человека.
Кроме того, медицинские работники рассматривали свою работу как то, от чего население не сможет отказаться, даже если захочет, поэтому они не считали нужным вникать в проблемы экономики предприятия и ее оптимизации. Но в связи с охватившей общество рыночной эйфорией и внедрением рыночных отношений в здравоохранение, разница между медицинской помощью и медицинской услугой в общественном сознании целенаправленно стирается. Врач ставится на одну доску с парикмахером и другими представителями коммунально-бытовых услуг, чем попирается святость врачевания, его гуманизированная жизнесохраняющая, общесоциальная функция.
Изменения в экологии, психологии людей, состоянии общественного здоровья, макроэкономические тенденции не позволяют государству брать на себя полностью расходы по здравоохранению. Значительная часть как расходов, так и ответственности ложится на самих потребителей и страховые организации. При этом возникает свобода выбора, а значит - конкуренция, что обусловливает необходимость использования маркетинга.
Эффективность развития лечебно-профилактических учреждений как в капиталистических, так и в бывших социалистических странах оценивалась по показателям смертности пациентов, сроков их выздоровления, количества удачных операций, разработки новых, более совершенных методов лечения и т.д. Экономические показатели деятельности при этом практически не рассматривались. Поэтому учреждения здравоохранения не стремились сокращать расходы на оказываемые населению услуги, оптимизировать ценообразование и т.д.
Переход финансирования к частным лицам, некоммерческим организациям, страховым компаниям, ограниченные объемы государственного финансирования учреждений здравоохранения обусловили внедрение в систему управления здравоохранением принципов маркетинга с целью привлечения дополнительных потребителей услуг и инвесторов.
Другой предпосылкой к использованию маркетинга является научно-технический прогресс: появление новых промышленных, информационных технологий позволило значительно снизить стоимость многих ресурсов, используемых учреждениями здравоохранения. По статистике, в России медицинские услуги стали более доступны как в ценовом плане, так и с точки зрения информационной и территориальной доступности.
К XXI веку произошли значительные
изменения в мировоззрении
Маркетинг в здравоохранении возможен при следующих условиях:
- наличие рынка и конкуренции медицинских услуг (каждое ЛПУ должно быть аккредитовано и иметь лицензию на определенный вид деятельности),
- наличие рыночных отношений между ЛПУ и пациентами.
Он зависит от:
- формы финансирования здравоохранения,
- формы оплаты медицинских услуг,
- формы собственности.
Виды:
1. Маркетинг медицинских услуг. На него влияет:
- уровень общественного здоровья,
- структура демографических
- уровень образования, культуры,
- место жительства (превышает город),
- уровень доходов.
Он включает:
- изучение потребностей населени
- формирование и регулирование рынка медицинских услуг. Не только при болезни, но и для
создания имиджа здорового человека (мотивации здорового образа жизни).
- информирование населения о возможности предоставления медицинских услуг.
2. Маркетинг лекарственных препаратов.
Особенности:
- продукция производится в
- продукция не поставляется непосредственно потребителю,
- ценообразование прямо или косвенно определяется правительством,
- наличие большого количества конкурентов.
Потребление лекарственных средств зависит от:
- появления новых методов
ВОЗ основные лекарственные средства, в странах - национальные перечни;
- пола (у женщин больше), возраст
(80% всех обращений за сердечно-
- уровня общественного здоровья (структура заболеваемости, инвалидности и т.д.);
- времени года (сезонность), природно-климатических факторов,
- медицинского образования (по
данным авторов активно использ
лекарственной номенклатуры);
- рекламы. Должна быть
- политики возмещения стоимости лекарств;
- традиции.
3. Маркетинг медицинской техники.
- медицинская техника для исполь
крови, очковая оптика, тренажеры, средства реабилитации),
- техника для учреждений,
- техника частных врачей.
4. Маркетинг медицинских технолог
Медицинские технологии – это совокупность стандартизированных процессов логически завершающих определенное медицинское вмешательство, регламентированных директивными документами либо традициями. Медицинские технологии – это переливание крови, пересадка костного мозга, способы диагностики, лечения, реабилитации, технология получения лекарственных производств (важна стандартизация).
Маркетинг в этой области включает:
- сбор информации,
- стандартизацию (на ксг или протоколы лечения),
- рекламу,
- мероприятия по продвижению на медицинский рынок.
5. Маркетинг научных идей включает:
- патентно-информационные исследования,
- экспертизу,
- правовую защиту.
Наука - не ради науки, а для здравоохранения.