Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать подходы к определению маркетингового исследования и исследовать рынок макаронной продукции на примере России.
Задачи курсовой работы:
познакомиться с понятием маркетинговое исследование и его характеристиками;
проследить этапы маркетингового исследования;
выявить, какие службы занимаются проведением маркетинговых исследований;
дать общую характеристику маркетингового исследования, проходившего на рынке макаронной продукции в России.
Слово maccheroni (итал.) происходит от греческого корня «maсchar», что означает «счастливый». Насколько же этот «счастливый» продукт распространен и известен современному российскому покупателю?
В марте 1999 года независимым
исследовательским центром
Всего было опрошено 2000 человек в возрасте старше 18 лет (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Состав выборки по возрасту респондентов и уровню семейного дохода
1. ВОЗРАСТ |
МУЖЧИНЫ, % |
ЖЕНЩИНЫ, % |
ВСЕГО, % |
18 – 29 лет |
36240 |
36326 |
36389 |
30 – 39 лет |
36270 |
36267 |
36359 |
40 – 49 года |
36332 |
36301 |
36301 |
50 – 59 лет |
36292 |
36232 |
13.0 |
60 лет и старше |
36215 |
32.2 |
29.0 |
ВСЕГО |
100.0% |
100.0% |
100.0 |
2. УРОВЕНЬ ДОХОДА НА СЕМЬЮ |
МУЖЧИНЫ, % |
ЖЕНЩИНЫ, % |
ВСЕГО, % |
400 рублей и менее |
36383 |
36212 |
36297 |
401 – 800 рублей |
36272 |
28.0 |
36397 |
801 – 1500 рублей |
36278 |
36304 |
36186 |
1501 – 3000 рублей |
36236 |
36264 |
36326 |
3001 – 5000 рублей |
36284 |
36194 |
36344 |
Более 5000 рублей |
36193 |
0.5 |
36192 |
Отказ от ответа |
36263 |
36199 |
36170 |
ВСЕГО |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
После цели исследования
Поставленные задачи:
переход
В 1999 г. Россия вошла в пятерку основных производителей макаронных изделий, а в 2000 г. заняла 4-е место в мире по производству макаронных изделий (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Место России в мировом производстве макаронных изделий
В анкету вошли вопросы о покупке и знании марок различных пищевых продуктов, в том числе и макаронных изделий, для того, чтобы оценить потребительский рынок, существующий в России на данный момент (рис. 2.2).
Рис. 2.2 Периодичность покупки макаронных изделий
Как видно на рисунке 2.2, можно выделить 3 основных группы пищевых продуктов по частоте их употребления.
Как показали результаты исследования, макаронные изделия – это продукт, который неизменно остается в рационе российских потребителей. Начавшийся в августе экономический кризис не сказался на потреблении макаронных изделий: 91% опрошенных приобретают макаронные изделия с той или иной периодичностью.
Общее число потребителей макарон в настоящее время составляет 96% населения России старше 18 лет (т.е. из числа тех, кто не покупают макароны, только 4% не употребляют вообще этот продукт).
В среднем, макаронные изделия покупаются раз в три недели, однако, чем старше респонденты (60 и более лет) и чем ниже их доход (400 рублей и меньше), тем реже они покупают макаронные изделия: от «раз в 2-3 месяца» до «раза в полгода».
Наиболее часто макароны покупаются людьми среднего возраста (от 30 до 49 лет) с доходом от 400 рублей и выше. В целом, покупки макаронных изделий наиболее часто совершаются с периодичностью от «2-3 раз в месяц» до «1 раза в месяц» (рис. 2.3).
Рис. 2.3 Частота покупки макаронных изделий” (% от числа опрошенных)
Столь невысокая по сравнению с другими продуктами повседневного потребления, частота покупок макаронных изделий может быть объяснена довольно длительным сроком их хранения, ведь, как известно, макароны вполне можно отнести к разряду непортящихся продуктов – они могут храниться от одного года до трех и более лет.
Величина типичной покупки макаронных изделий – от 501 грамма до 1 килограмма (рис. 2.4). В данном случае на объем покупки приобретаемых макаронных изделий не влияют социально – демографические характеристики потребителей. Люди с низким и с высоким доходом, как правило, покупают одно и то же количество макаронных изделий – приблизительно одну-две стандартных упаковки.
Рис. 2.4 Количество макаронных изделий, покупаемое за один раз (% от числа покупающих макароны)
На рис. 2.5 продемонстрирована зависимость между объемом покупки макаронных изделий, совершаемой за один раз и частотой покупки. Можно отметить тенденцию уменьшения доли покупок макаронных изделий объемом 501-1000 грамм с уменьшением частоты покупки: если при частоте покупки макаронных изделий «раз в неделю и чаще» макаронные изделий объемом 501-1000 грамм покупает каждый второй человек, то среди тех, кто покупает макаронные изделия «раз в полгода» 501-1000 грамм за один раз покупает примерно один человек из десяти.
И наоборот, с уменьшением частоты покупки увеличивается доля тех, кто покупает макаронные изделия объемом «более 3 кг»: покупки такого объема составляют 3% от числа всех покупок в категории «раз в неделю и чаще» и почти половину (48%) в категории «раз в полгода».
Рис. 2.5 “Частота и количество макаронных изделий, покупаемое за один раз” (% от общего числа в каждой категории)
Самыми популярными местами покупки макаронных изделий являются продуктовый магазин, оптовый рынок и коммерческие павильоны (палатки) (рис. 2.6). Люди старше 65 лет чаще, чем люди других возрастных категорий, покупают макаронные изделия в продуктовых магазинах. Женщины несколько чаще, чем мужчины (27% и 21% соответственно) покупают макаронные изделия в коммерческих палатках и павильонах. Чем ниже уровень дохода респондентов, тем чаще они покупают макаронные изделия в продуктовых магазинах, и наоборот, тем реже на оптовых рынках.
На оптовых рынках, как правило, совершаются покупки большего, чем в продуктовых магазинах объема – от 1,6 до 2 кг макаронных изделий.
Рис. 2.6 Места покупки макаронных изделий (% от числа покупающих)
Несмотря на то, что макароны являются одним из самых распространенных и известных продуктов на российском рынке и существует достаточно широкий выбор различных марок макаронных изделий, 55% респондентов затруднилось назвать хотя бы одну марку макаронных изделий. Скорее всего, при покупке изделий такого рода, люди больше ориентируются на вид макаронных изделий, их упаковку и цену, а не на марку. Поэтому из общего числа респондентов, назвавших хотя бы одну марку макаронных изделий, наибольшее количество (80%) упомянули «спагетти» как название марки макаронных изделий. Также относительно часто упоминались марки «Макфа» и «Экстра» (рис. 2.7).
Рис. 2.7 Марки макаронных изделий (% от числа респондентов, назвавших хотя бы одну марку)
Как видно из рис. 2.8 наиболее популярными у отечественных потребителей являются российские и итальянские макаронные изделия. В категории «другие страны» можно выделить три страны: Германия (1% опрошенных предпочитают макаронные изделия этой страны и 0,5% обычно покупает/употребляют), Турция (1% опрошенных предпочитают и 1,2% регулярно употребляют), Польша (1,1% и 1% соответственно); остальные страны были названы менее чем 0,5% опрошенных.
Рис. 2.8 Страны-производители макаронных изделий (% от числа опрошенных)
По потреблению макаронных изделий на первом месте находится Италия — около 28 кг на душу населения в год. Россия занимает 14-е место – около 6 кг макаронных изделий на душу населения. Меньше всего макаронных изделий на душу населения приходится в Ирландии — потребление макаронных изделий не превышает 1 кг.
За последние 10 лет потребление макаронных изделий в России снизилось более чем на 20%. И на 2001 г. составляет около 960 000 тонн макаронных изделий (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Анализ объемов потребления макаронных изделий в России
Сейчас в Россию завозится порядка 15 000 т макаронных изделий. Основными странами-импортерами в 2000 г. были Италия (25%), Германия (10%), Бельгия (7%) и Казахстан (5%) (рис. 2.9) .
Рис.2.9 Анализ стран импортеров макаронных изделий в Россию
В заключении можно сказать что:
Ваши выводы?
Глава 3. перспективы развития рынка макаронной продукции в россии
заключение
В современно российской экономике значимость проблем маркетинговых исследований во многом определяется развитием торговых предприятий на потребительском рынке. Российские фирмы активно используют маркетинговые исследования, создают устойчивые конкурентные преимущества своей фирмы в сознании отечественных производителей. Сегодня в России маркетинговые исследования набирают всё большие обороты.
АПК
Маркетинговые исследования
объединяют сбор, обработку, анализ и
систематизацию информации о возникающих
в практике хозяйствующих субъектов
маркетинговых проблемах и
Главной задачей маркетолога является не просто обработка полученной информации для передачи заказчику в более удобном виде. Информация в маркетинге служит основой исследования, результатом которого становятся выводы и рекомендации, необходимые заказчику для принятия управленческих решений.
Таким образом, работа маркетолога всегда представляет собой анализ, исследование, проводимые в соответствии с заданием заказчика. Необходимая конечная их цель - четкие заключения по исследуемому кругу вопросов. Сами выводы и заключения, конечно, также могут рассматриваться как информация, однако это уже информация другого порядка и характера, нежели исходные сведения. Маркетинговая информация - это продукт их исследовательской переработки.
Фирма, обратившаяся с просьбой о проведении маркетинговых исследований, прежде всего заинтересована в получении и дальнейшем практическом применении рекомендаций маркетологов в связи с разрешением проблемных ситуаций, как уже известных, так и выявленных в ходе маркетинговой деятельности. Направленность маркетинговых исследований на решение конкретных узких задач определяет их прикладной характер, а их цель можно сформулировать как достижение заказчиком реального положительного экономического эффекта в хозяйственной деятельности вследствие использования результатов маркетинговых исследований. Поэтому обоснованным представляется мнение о том, что маркетинговые исследования являются прикладными, а в основе их лежит выявление или решение проблем.
Следовательно, в общем виде назначением маркетинговых исследований по заданию заказчика следует признать внедрение результатов исследований и рекомендаций специалистов-маркетологов в практику хозяйствования заказчика и на основе этого получение реального экономического эффекта. Эта стратегическая цель исследований должна учитываться уже при заключении договора о выполнении маркетинговых исследований.
Информация о работе Маркетинговые исследования макаронной продукции