Маркетинговые исследования макаронной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать подходы к определению маркетингового исследования и исследовать рынок макаронной продукции на примере России.
Задачи курсовой работы:
познакомиться с понятием маркетинговое исследование и его характеристиками;
проследить этапы маркетингового исследования;
выявить, какие службы занимаются проведением маркетинговых исследований;
дать общую характеристику маркетингового исследования, проходившего на рынке макаронной продукции в России.

Файлы: 1 файл

курсовая по АПК.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

 Слово maccheroni (итал.) происходит от греческого корня «maсchar», что означает «счастливый». Насколько же этот «счастливый» продукт распространен и известен современному российскому покупателю?

В марте 1999 года независимым  исследовательским центром РОМИР  был проведен очередной ежемесячный  опрос, направленный на изучение стиля  жизни и потребительских предпочтений россиян. Опрос осуществлялся по представительной выборке. Исследование проводилось в 130 населенных пунктах 40 областей Российской Федерации, выбранных случайно с вероятностью, пропорциональной количеству населения в каждом из регионов. Опрос происходил в больших и маленьких городах, селах и деревнях методом личного интервью на дому у респондента. Целью исследования является анализ рынка макаронных изделий.

Всего было опрошено 2000 человек  в возрасте старше 18 лет (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Состав выборки по возрасту респондентов и уровню семейного  дохода

1. ВОЗРАСТ

МУЖЧИНЫ, %

ЖЕНЩИНЫ, %

ВСЕГО, %

18 – 29 лет

36240

36326

36389

30 – 39 лет

36270

36267

36359

40 – 49 года

36332

36301

36301

50 – 59 лет

36292

36232

13.0

60 лет и старше

36215

32.2

29.0

ВСЕГО

100.0%

100.0%

100.0

2. УРОВЕНЬ ДОХОДА НА СЕМЬЮ

МУЖЧИНЫ, %

ЖЕНЩИНЫ, %

ВСЕГО, %

400 рублей и менее

36383

36212

36297

401 – 800 рублей

36272

28.0

36397

801 – 1500 рублей

36278

36304

36186

1501 – 3000 рублей

36236

36264

36326

3001 – 5000 рублей

36284

36194

36344

Более 5000 рублей

36193

0.5

36192

Отказ от ответа

36263

36199

36170

ВСЕГО

100.0

100.0

100.0


После цели исследования

Поставленные задачи:

    • выявление потребительских предпочтений в целом по России;
    • анализ потребления макаронных изделий в России;
    • анализ импорта макаронных изделий в РФ;
    • анализ объемов производства макаронных изделий в России;
    • анализ объемов производства макаронных изделий за рубежом

переход

В 1999 г. Россия вошла в  пятерку основных производителей макаронных изделий, а в 2000 г. заняла 4-е место в мире по производству макаронных изделий (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Место России в мировом производстве макаронных изделий

В анкету вошли вопросы о покупке и знании марок различных пищевых продуктов, в том числе и макаронных изделий, для того, чтобы оценить потребительский рынок, существующий в России на данный момент (рис. 2.2).

Рис. 2.2 Периодичность покупки макаронных изделий

Как видно на рисунке 2.2, можно выделить 3 основных группы пищевых продуктов по частоте их употребления.

    • Продукты повседневного спроса или жизненно-необходимые продукты, которые покупаются наиболее часто. В эту группу вошли хлеб, сахар, подсолнечное масло, крупы и макаронные изделия, яйца и молочные продукты.
    • Продукты, которые покупаются «время от времени». В эту группу вошли рыба, колбасные изделия, фрукты, сливочное масло, мясо и овощи.
    • Продукты, которые покупаются очень редко или практически не покупаются большинством опрошенных. В эту группу попали дорогие сорта рыб (семга, форель, осетрина), черная и красная икра, дорогие мясопродукты (окорок, ветчина, бекон, шейка) и дорогие колбасы.

Как показали результаты исследования, макаронные изделия –  это продукт, который неизменно  остается в рационе российских потребителей. Начавшийся в августе экономический  кризис не сказался на потреблении  макаронных изделий: 91% опрошенных приобретают макаронные изделия с той или иной периодичностью.

Общее число потребителей макарон в настоящее время  составляет 96% населения России старше 18 лет (т.е. из числа тех, кто не покупают макароны, только 4% не употребляют вообще этот продукт).

В среднем, макаронные изделия  покупаются раз в три недели, однако, чем старше респонденты (60 и более  лет) и чем ниже их доход (400 рублей и меньше), тем реже они покупают макаронные изделия: от «раз в 2-3 месяца»  до «раза в полгода».

Наиболее часто макароны покупаются людьми среднего возраста (от 30 до 49 лет) с доходом от 400 рублей и выше. В целом, покупки макаронных изделий наиболее часто совершаются  с периодичностью от «2-3 раз в  месяц» до «1 раза в месяц» (рис. 2.3).

Рис. 2.3 Частота покупки макаронных изделий” (% от числа опрошенных)

Столь невысокая по сравнению  с другими продуктами повседневного  потребления, частота покупок макаронных изделий может быть объяснена довольно длительным сроком их хранения, ведь, как известно, макароны вполне можно отнести к разряду непортящихся продуктов – они могут храниться от одного года до трех и более лет.

Величина типичной покупки макаронных изделий – от 501 грамма до 1 килограмма (рис. 2.4). В данном случае на объем покупки приобретаемых макаронных изделий не влияют социально – демографические характеристики потребителей. Люди с низким и с высоким доходом, как правило, покупают одно и то же количество макаронных изделий – приблизительно одну-две стандартных упаковки.

Рис. 2.4 Количество макаронных изделий, покупаемое за один раз (% от числа покупающих макароны)

На рис. 2.5 продемонстрирована зависимость между объемом покупки макаронных изделий, совершаемой за один раз и частотой покупки. Можно отметить тенденцию уменьшения доли покупок макаронных изделий объемом 501-1000 грамм с уменьшением частоты покупки: если при частоте покупки макаронных изделий «раз в неделю и чаще» макаронные изделий объемом 501-1000 грамм покупает каждый второй человек, то среди тех, кто покупает макаронные изделия «раз в полгода» 501-1000 грамм за один раз покупает примерно один человек из десяти.

И наоборот, с уменьшением  частоты покупки увеличивается  доля тех, кто покупает макаронные изделия  объемом «более 3 кг»: покупки такого объема составляют 3% от числа всех покупок в категории «раз в неделю и чаще» и почти половину (48%) в категории «раз в полгода».

Рис. 2.5 “Частота и количество макаронных изделий, покупаемое за один раз” (% от общего числа в каждой категории)

Самыми популярными  местами покупки макаронных изделий  являются продуктовый магазин, оптовый  рынок и коммерческие павильоны (палатки) (рис. 2.6). Люди старше 65 лет чаще, чем люди других возрастных категорий, покупают макаронные изделия в продуктовых магазинах. Женщины несколько чаще, чем мужчины (27% и 21% соответственно) покупают макаронные изделия в коммерческих палатках и павильонах. Чем ниже уровень дохода респондентов, тем чаще они покупают макаронные изделия в продуктовых магазинах, и наоборот, тем реже на оптовых рынках.

На оптовых рынках, как правило, совершаются покупки  большего, чем в продуктовых магазинах  объема – от 1,6 до 2 кг макаронных изделий.

Рис. 2.6 Места покупки макаронных изделий (% от числа покупающих)

Несмотря на то, что  макароны являются одним из самых  распространенных и известных продуктов на российском рынке и существует достаточно широкий выбор различных марок макаронных изделий, 55% респондентов затруднилось назвать хотя бы одну марку макаронных изделий. Скорее всего, при покупке изделий такого рода, люди больше ориентируются на вид макаронных изделий, их упаковку и цену, а не на марку. Поэтому из общего числа респондентов, назвавших хотя бы одну марку макаронных изделий, наибольшее количество (80%) упомянули «спагетти» как название марки макаронных изделий. Также относительно часто упоминались марки «Макфа» и «Экстра» (рис. 2.7).

Рис. 2.7 Марки макаронных изделий (% от числа респондентов, назвавших хотя бы одну марку)

Как видно из рис. 2.8 наиболее популярными у отечественных потребителей являются российские и итальянские макаронные изделия. В категории «другие страны» можно выделить три страны: Германия (1% опрошенных предпочитают макаронные изделия этой страны и 0,5% обычно покупает/употребляют), Турция (1% опрошенных предпочитают и 1,2% регулярно употребляют), Польша (1,1% и 1% соответственно); остальные страны были названы менее чем 0,5% опрошенных.

Рис. 2.8 Страны-производители макаронных изделий (% от числа опрошенных)

По потреблению макаронных изделий на первом месте находится  Италия — около 28 кг на душу населения  в год. Россия занимает 14-е место – около 6 кг макаронных изделий на душу населения. Меньше всего макаронных изделий на душу населения приходится в Ирландии — потребление макаронных изделий не превышает 1 кг.

За последние 10 лет  потребление макаронных изделий в России снизилось более чем на 20%. И на 2001 г. составляет около 960 000 тонн макаронных изделий (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Анализ объемов потребления  макаронных изделий в России

Сейчас в Россию завозится  порядка 15 000 т макаронных изделий. Основными  странами-импортерами в 2000 г. были Италия (25%), Германия (10%), Бельгия (7%) и Казахстан (5%) (рис. 2.9) .

Рис.2.9 Анализ стран импортеров макаронных изделий в Россию

В заключении можно сказать  что:

  • В последнее десятилетие в России отмечается падение спроса на макаронные изделия. Причиной послужило появление на рынке супов и вермишелей быстрого приготовления.
  • С 1996 г. наблюдается постоянный рост производства и импортные макароны постепенно замещаются отечественными.
  • Большинство российских потребителей покупают макаронные изделия, произведенные на старых фабриках, т.к. стоят они вдвое дешевле. Дорогие итальянские макароны может позволить себе лишь небольшая часть населения.
  • Рост рынка макаронных изделий не прогнозируется. Рынок стагнирует в количественном изменении, однако, на нем происходят серьезные структурные сдвиги. Идет постепенное замещение дешевой макаронной продукции на более дорогую [ ].
  • Экономический кризис прошлого года практически не сказался на такой товарной группе как макаронные изделия: частота потребление этого продукта не сократилась, макароны по прежнему относятся к продуктам регулярного спроса. Несмотря на большое многообразие зарубежных марок макаронных изделий, наибольшей популярностью у российских потребителей в настоящее время пользуются дешевые (по сравнению с импортными) и привычные российские макароны.

Ваши выводы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. перспективы развития рынка макаронной продукции в россии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заключение

 

В современно российской экономике значимость проблем маркетинговых  исследований во многом определяется развитием торговых предприятий на потребительском рынке. Российские фирмы активно используют маркетинговые исследования, создают устойчивые конкурентные преимущества своей фирмы в сознании отечественных производителей. Сегодня в России маркетинговые исследования  набирают всё большие обороты.

АПК

Маркетинговые исследования объединяют сбор, обработку, анализ и  систематизацию информации о возникающих  в практике хозяйствующих субъектов  маркетинговых проблемах и предназначены  для решения конкретных задач, стоящих  перед заказчиком.

Главной задачей маркетолога является не просто обработка полученной информации для передачи заказчику в более удобном виде. Информация в маркетинге служит основой исследования, результатом которого становятся выводы и рекомендации, необходимые заказчику для принятия управленческих решений.

Таким образом, работа маркетолога  всегда представляет собой анализ, исследование, проводимые в соответствии с заданием заказчика. Необходимая  конечная их цель - четкие заключения по исследуемому кругу вопросов. Сами выводы и заключения, конечно, также могут рассматриваться как информация, однако это уже информация другого порядка и характера, нежели исходные сведения. Маркетинговая информация - это продукт их исследовательской переработки.

Фирма, обратившаяся с  просьбой о проведении маркетинговых исследований, прежде всего заинтересована в получении и дальнейшем практическом применении рекомендаций маркетологов в связи с разрешением проблемных ситуаций, как уже известных, так и выявленных в ходе маркетинговой деятельности. Направленность маркетинговых исследований на решение конкретных узких задач определяет их прикладной характер, а их цель можно сформулировать как достижение заказчиком реального положительного экономического эффекта в хозяйственной деятельности вследствие использования результатов маркетинговых исследований. Поэтому обоснованным представляется мнение о том, что маркетинговые исследования являются прикладными, а в основе их лежит выявление или решение проблем.

Следовательно, в общем  виде назначением маркетинговых исследований по заданию заказчика следует признать внедрение результатов исследований и рекомендаций специалистов-маркетологов в практику хозяйствования заказчика и на основе этого получение реального экономического эффекта. Эта стратегическая цель исследований должна учитываться уже при заключении договора о выполнении маркетинговых исследований.

Информация о работе Маркетинговые исследования макаронной продукции