Маркетинговые исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:05, реферат

Описание работы

Сейчас широко распространено представление, что в современной экономике конкуренция постоянно развивается. В действительности же в нынешней экономике налицо тенденция не к развитию, а к угасанию конкуренции, сокращению числа ее субъектов и общего масштаба. Правда, эта тенденция находится в диалектическом взаимодействии с контртенденцией. Последняя связана с ужесточением конкурентной борьбы между мировыми экономическими центрами, государствами и транснациональными корпорациями, а также с сохранением некоторых анклавов конкурентных отношений, в том числе малого и среднего бизнеса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Конкурентная борьба внутри отрасли…………………............................5
Методы изучения фирм-конкурентов…………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...17

Файлы: 1 файл

марк.исследование.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

- определяются веса показателей;

- устанавливаются балльные оценки  по каждому показателю для  фирмы, проводящей исследования, и для ее конкурентов;

 

- определяется интегральный показатель, характеризующий конкурентоспособность  (продуктов, маркетинговой деятельности, фирмы в целом) фирм-конкурентов.

Таким образом, тщательное и многостороннее изучение деятельности фирм-конкурентов позволит фирме более грамотно разработать стратегию развития фирмы, направленную на дальнейшее процветание, расширение рынков сбыта, увеличение прибыли и числа клиентов и укреплению позиции на рынках товаров и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы изучения фирм-конкурентов

 

    Исследование  фирм-конкурентов, как правило,  производится или в целом по отрасли, или по отдельным сегментам рынка.

    Определение существующих и потенциальных конкурентов.

Выявление действующих и потенциальных  конкурентов  производится  обычно на основе одного из двух подходов:

     - первый связан  с  оценкой  потребностей,  удовлетворяемых  на  рынке с основными конкурирующими фирмами;

     - второй ориентируется на группировку конкурентов в соответствии  с применяемыми ими типами рыночных стратегии.

      Подход  с   точки   зрения   потребительского   спроса   имеет   целью

сгруппировать конкурирующие  фирмы  в  соответствии  с  типом  потребностей, которые удовлетворяет их продукция.

      Для  выявления наиболее важных конкурентов  и их  роли  на  рынке  сбыта компании используют методы ассоциативного опроса  потребителей,  выявляя,  с какими полезными качествами и условиями потребления  покупатель  ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента.

     В основе выявления конкурентов на базе группировок  по  типу  стратегии лежит их группировка в соответствии с ключевыми аспектами  их  ориентации  в производственно-сбытовой деятельности.

    К таким  аспектам относятся:

     - стратегия в области экспансии на рынке;

     - стратегия в области ценовой политики;

     - стратегия в области технологии и др.

    При выявлении  основных конкурентов в соответствии  с  типами  стратегий необходимо учитывать степень мобильности стратегий конкурентов  и  проводить всестороннее исследование перспектив эволюции стратегии конкурентов.

    Такие исследования  позволяют выявлять наиболее  опасных  конкурентов,  к которым чаще всего относятся:

     - фирмы,  склонные  к  рыночной  экспансии,  которые   действуют   на

       географически  сложных рынках;

     - фирмы, следующие стратегии диверсификации производства и работающие в данной и смежных отраслях;

     - крупные фирмы-покупатели продукции данной компании;

     - крупные поставщики  материалов,  сырья  и  оборудования  для  данной компании;

     - мелкие фирмы, которые  в  результате  поглощения  крупной  компанией становятся сильными конкурентами на рынке.

    При наличии   различий  в  реализуемых стратегиях  уровень конкуренции относительно снижается.

    Все перечисленные  факторы ставят  конкурирующие   фирмы  в  определенные условия функционирования, оказывают  существенное  влияние  на  конкурентные стратегии фирм.

    От  условий  конкуренции,  сложившихся   на   рынке,   будут   зависеть

предпринимаемые меры и, соответственно, ответная реакция конкурентов  на  эти меры,  осуществляемые  фирмами  для  достижения  собственного  конкурентного преимущества.  Таким  образом,  при  разработке  предприятиями   собственных конкурентных стратегий важно учитывать возможную реакцию  внешней  среды  на эти акции. Применительно к  промышленным  рынкам  можно  выделить  два  типа возможной реакции по инструментам ответной  реакции  и  два  типа  -  по  ее характеру.

    По инструментам  реакции выделяют, уже упомянутые, ценовые  и  неценовые методы.

    По типу  реакции  условно  можно   выделить  положительную  эластичность реакции  и  отрицательную  эластичность  реакции  в  зависимости  от   того, ответная реакция конкурента противоположна акции фирмы  или  аналогична  ей.

Как  показывают   исследования,   в   основном   преобладает   положительная эластичность.

    Так, при  увеличении цены основным конкурентом  274 фирмы  тоже  повышают свои цены, и лишь 2 снижают; при снижении цены основным конкурентом 40  фирм снижали ее, а 8 повышали, действия  остальных  не  носили  столь  выраженной зависимости.  Аналогичная  ситуация  складывается   и   при   снижении   или увеличении основным конкурентом расходов на продвижение товара.

    Конкуренция  в области способов продвижения  товаров  на  рынок  наиболее вероятна при следующих характеристиках рынка:

     > большая  дифференциация в издержках конкурирующих  фирм;

     > сильная  рыночная концентрация;

    > рыночная дифференциация;

     > быстрый  рост рынка.

    Ценовые методы  конкуренции более приоритетны  при высокой стандартизации продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Говоря о негативных методах  ведения  конкурентной  борьбы  необходимо отметить,  что  все-таки  пока  есть  конкуренция,  будет   существовать   и промышленный шпионаж, т.е. эти два  явления  связаны  между  собой,  нельзя, конечно,  отрицать  эффективность  промышленного   шпионажа,   например   он оказывает значительное влияние на развитие  военно-промышленного комплекса.

И все же, несмотря на эффективность  промышленного  шпионажа,  он  не  может заменить развития ни в отраслевых, государственных и  глобальных  масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если  все время  пользоваться  чужим,  похищенным,  то  при  этом  теряется  некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

       В  целом  же,  конкуренция  несет  меньше  негативных  моментов,   чем положительных;  конкуренция – значительно меньшее зло,  чем   монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

       Значение  конкуренции  для  самых  глубоких   основ   функционирования рыночной экономики огромно. Конкуренция стала неотъемлемой  частью  рыночной среды  и является   необходимым   условием   развития   предпринимательской деятельности. С переходом России  на  рыночные  методы  хозяйствования  роль конкуренции в экономической жизни общества значительно  возросла.  При  этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых  странах,  стало важной   задачей   государственного   регулирования   экономики.   Всё   это способствовало выделению конкуренции в  важный  фактор  маркетинговой  среды фирмы,  потребность  в  исследовании  и  анализе  которого  объясняется  его существенным  влиянием  на  хозяйственную   деятельность   любой   компании, функционирующей  на  рынке.  В  связи  с   этим,   проведение   исследования конкуренции является неотъемлемой задачей  службы  маркетинга  любой  фирмы.

Необходимость  и  важность  проведения  исследований  конкуренции  на  рынке отмечается  не  только  руководителями   отделов   маркетинга   предприятий, действующих на рынке, но и в научных трудах и теоретических  разработках  по маркетингу современных исследователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Гордеев В. Две тенденции в эволюции конкуренции//Мировая экономика и международные отношения: журнал – 2007- № 1, с. 42-48.
  2. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 453 с.
  3. Сысоева Е. Типология конкурентных стратегий предприятия//Предпринимательство: журнал – 2011 - № 2, с. 85-91.
  4. http://www.4p.ru/main/theory/3173/ Изучение конкурентов
  5. http://referatcollection.ru/39476.html/ Конкурентная борьба и основные методы изучения фирм-конкурентов.

Информация о работе Маркетинговые исследования