Маркетинговые технологии в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - не только определить роль и место маркетинга в туризме, но и назвать конкретные маркетинговые средства, применимые в туризме.
Задача курсовой работы – рассмотреть туризм, как специфическую форму торговли услугами, выявить, что способствует, а что мешает развитию туризма в России.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….….4

1.Туризм как специфическая форма торговли услугами…………………..…...6
1.1. Индустрия туризма и ее развитие в современных условиях…………..…..6
1.2. Технология индустрии туризма………………………………….………...12
2. Маркетинговые технологии в туризме………………………………………20
2.1. Понятие и роль маркетинга в туризме…………………………...………...20
2.2. Туристский спрос, его особенности и прогнозирование …………..…….21
2.3. Рыночный риск и проблемы в туризме………………………………..…..24
2.4. Сегментация туристских рынков.……………………………………….....27
2.5. Прогнозирование спроса на туристские услуги……………………..……28
Заключение…………………………………………………………………….…36
Список литературы………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Маркетинг туризма в России.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

10.Помимо того, активное участие  страны в международном туристическом  обмене приводит к притоку  иностранного капитала и, соответственно, увеличивает суммы налоговых  поступлений в казну.

11.Увеличение местного делового  оборота.

12.Общие структурные сдвиги в национальном производстве товаров и услуг (отток работников из традиционных сфер занятости и т.п.).

13.Создание экономического имиджа  страны за рубежом.

14.Упрощение визовых режимов.

15. Сохранение произведений искусства  и традиций.

16.Повышение общего образовательного  уровня.

Несмотря на то, что все эти факторы создают хорошую питательную среду для быстрого роста международного туризма и играют существенную роль в этом процессе, они являются второстепенными, так как для привлечения туристов государство должно обладать хорошим ресурсным потенциалом, который включает в себя туристско-рекреационные ресурсы, инфраструктуру, квалифицированные кадры и др. Именно ресурсный потенциал (вернее, то, что он в себя включает) является объектом для туристов.

Таким образом, можно составить классификацию факторов, которые существенно влияют на развитие туристкой индустрии:

- наличие туристско-рекреационных  ресурсов

- наличие развитой инфраструктуры  района

- наличие квалифицированных кадров

- государственная поддержка туризма

- демографические и социальные  факторы

- факторы риска

- политические и экономические  факторы

- научно-технический прогресс

- культура, традиции

В зависимости оттого, что именно привлекает туристов, и как они путешествуют, а также от многих других факторов можно составить классификацию по видам туризма:

По целям деятельности:

- курортный туризм с целью  отдыха и лечения

- экскурсионный туризм - знакомство с природными, историческими, культурными достопримечательностями

- научный туризм - знакомство с достижениями науки, техники, промышленности, сельского хозяйства, участие в конгрессах и симпозиумах

- деловой туризм - поездки для проведения деловых переговоров

- этнический туризм - посещение  родственников и исторической  родины

- религиозный /паломнический/ туризм - посещение религиозных мест, при особенностях религии (например, по Корану каждый мусульманин должен посетить Мекку)

- спортивный туризм - посещение глобальных спортивных мероприятий (Олимпиады и другие соревнования)

- учебный туризм - поездки с целью обучения

- экологический туризм - посещение национальных парков, заповедников и т.д.

- шоп-туризм -- поездки с коммерческими  целями Очень часто не выделяется  как отдельный вид туризма, что  в принципе неправильно. По определению ВТО, туристом считается любой человек, выехавший в другое место… и не занимающийся там оплачиваемой деятельностью.

По методу проведения:

- организованный - осуществляемый туристскими фирмами или добровольными общественными организациями. В свою очередь, делится на 3 группы:

- плановый - осуществляемый по заранее разработанному и согласованному с принимающей страной маршруту

самодеятельный - посещение данной страны без определенной согласованной программы

- независимый - группа туристов самостоятельно планирует и организует свою поездку и пребывание в стране, не прибегая к услугам туристических фирм или добровольных организаций своей или принимающей стране

- неорганизованный

По количеству участников поездки:

- групповой

- индивидуальный

- семейный

По возрасту:

- взрослый

- молодежный

- детский 

- смешанный

По использованию транспортных средств:

- автомобильный

- железнодорожный

- авиационный

- водный

- комбинированный

- с использованием др. средств

По географии путешествий:

- межконтинентальный

- международный

- региональный

- местный

- приграничный

Кроме того, туризм можно классифицировать по сезонности, продолжительности и другим факторам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Технология индустрии  туризма

 

Индустрия туризма - это комплексная организация производства туристского продукта. В индустрию туризма обычно включают туристские ресурсы и предприятия (организации, учреждения, частные лица и т.д.) предлагающие услуги туристам.

1) Туристские ресурсы

Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих:

* капитала;

* технологии;

* кадров;

* туристских ресурсов.

Это означает, что недостаточно имея капитал, купить технологию, нанять кадровую команду и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая - туристские ресурсы - является наиболее дешевой (в России нет федерального налога на туристские ресурсы), то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса. Если туризм связан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), то себестоимость туристского продукта резко возрастает.

Под ресурсами в широком смысле этого слова понимают:

* экономические;

* природные;

* культурно-исторические;

* трудовые:

* финансовые;

* социальные;

* производственные.

Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило, туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.

Туристские ресурсы, как правило, имеют следующие основные свойства:

* аттрактивность (привлекательность):

* климатические условия;

* доступность;

* степень изученности:

* экскурсионная значимость:

* пейзажные и видеоэкологические характеристики;

* социально-демографические характеристики:

* потенциальный запас;

* способ использования и др.

Данные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях.

Туристские ресурсы условно можно подразделить на две группы:

* природные:

* инфраструктурные.

Динамическое развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры, просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. - туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.

Несмотря на свою социально-гуманную роль, туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет:

* экологического просвещения:

* ограничения туристско-рекреационной  нагрузки на природные ресурсы;

* налогового регулирования и  т.д.

Интенсивное неконтролируемое посещение туристами уникальных термальных источников на Камчатке привело к изменению их температурного баланса, а в ряде случаев и к прекращению фонтанирования некоторых из них.

2) Участники международного туризма

Осуществление международных туристских операций предполагает определенные отношения между туристами - потребителями туристических услуг и туристическими фирмами - их производителями и реализаторами, а также отношение последних с различными организациями (банками, транспортными и страховыми компаниями и т.п.), обеспечивающими исполнение этого вида международных услуг.

В систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения, которые условно можно разделить на несколько категорий:

Предприятия, предоставляющие услуги по размещению:

- гостиницы, мотели, кемпинги

- пансионаты, частные квартиры  и дома

- туристке базы, дома отдыха, приюты

- другие средства размещения

Предприятия питания:

- рестораны, столовые

- кафе, бары

- другие 

Фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием:

- автопредприятия

- авиационные предприятия

- железнодорожные ведомства

- предприятия морского и речного  транспорта

1.Туристские фирмы по разработке  и реализации туристского продукта  Виды туристических компаний  будут рассмотрены далее.:

- туроператоры

- турагентства

- турагенты

- предприятия по реализации путевок, эти предприятия выделены отдельно, так как могут существовать в различных организационных формах. Сейчас практикуется создание “Магазинов путешествий”, которые не являются туристическими компаниями и не предоставляют туристских услуг, но занимаются реализацией путевок.

2. Рекламно-информационные туристские  учреждения:

- рекламные агентства

- информационные средства

3. Производственные туристские  предприятия:

- фабрики по производству туристкой  и гостиничной мебели

- предприятия по производству туристского снаряжения

- фабрики туристских сувениров  В некоторых странах (например, Египет) продажа сувениров приносит большие  доходы, соизмеримые с доходами  от непосредственного приема  туристов.

4. Предприятия торговли:

- магазины по реализации туристского снаряжения

- магазины по реализации туристских  сувениров

- пункты проката автомобилей  и других транспортных средств  и т.д.

5. Предприятия сферы досуга в  туризме:

- клубы (в том числе ночные)

- залы игровых автоматов

- аттракционные предприятия (аттракционы, Диснейлэнды, аквапарки и им подобные)

 

6. Учреждения самодеятельного туризма:

- туристские клубы

- альпинистские клубы и другие  узкоспециализированные клубы 

7. Органы управления туризмом:

- министерства по туризму (Мальта, Испания)

- комитеты и департаменты туризма (Россия)

- общественные туристские организации  и объединения

8. Учебные туристские заведения:

- высшие и средние специальные  учебные туристские заведения

- институты повышения квалификации  и переподготовки

- другие образовательные учреждения

9. Научные и проектные учреждения:

- научно-исследовательские туристские  институты и лаборатории

- институты по проектированию  туристских предприятий

- и т.д.

Здесь приведен далеко не полный перечень, так как туристскую индустрию формируют косвенно предприятия морского, речного, авиационного и других видов транспорта, коммунальные службы, а также еще огромное количество предприятий.

Осуществление международных туристских операций предполагает определенные отношения между туристами - потребителями туристических услуг и туристическими фирмами - их производителями и реализаторами, а также отношение последних с различными организациями (банками, транспортными и страховыми компаниями и т.п.), обеспечивающими исполнение этого вида международных услуг.

Система отношений этих главных субъектов международного туристического бизнеса представлена на Рис. 1.

Согласно определению Всемирной Туристической Организации (ВТО) турист--это гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки. Его взаимоотношения с туристической фирмой заключаются в приобретении туристической путевки - документа, подтверждающего факт передачи туристического продукта--права на тур, предназначенного для передачи туристу, а тур - это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Информация о работе Маркетинговые технологии в туризме