Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 20:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - не только определить роль и место маркетинга в туризме, но и назвать конкретные маркетинговые средства, применимые в туризме.
Задача курсовой работы – рассмотреть туризм, как специфическую форму торговли услугами, выявить, что способствует, а что мешает развитию туризма в России.
Введение ……………………………………………………………………….….4
1.Туризм как специфическая форма торговли услугами…………………..…...6
1.1. Индустрия туризма и ее развитие в современных условиях…………..…..6
1.2. Технология индустрии туризма………………………………….………...12
2. Маркетинговые технологии в туризме………………………………………20
2.1. Понятие и роль маркетинга в туризме…………………………...………...20
2.2. Туристский спрос, его особенности и прогнозирование …………..…….21
2.3. Рыночный риск и проблемы в туризме………………………………..…..24
2.4. Сегментация туристских рынков.……………………………………….....27
2.5. Прогнозирование спроса на туристские услуги……………………..……28
Заключение…………………………………………………………………….…36
Список литературы………………………………………………………………39
10.Помимо того, активное участие
страны в международном
11.Увеличение местного
12.Общие структурные сдвиги в национальном производстве товаров и услуг (отток работников из традиционных сфер занятости и т.п.).
13.Создание экономического
14.Упрощение визовых режимов.
15. Сохранение произведений
16.Повышение общего
Несмотря на то, что все эти факторы создают хорошую питательную среду для быстрого роста международного туризма и играют существенную роль в этом процессе, они являются второстепенными, так как для привлечения туристов государство должно обладать хорошим ресурсным потенциалом, который включает в себя туристско-рекреационные ресурсы, инфраструктуру, квалифицированные кадры и др. Именно ресурсный потенциал (вернее, то, что он в себя включает) является объектом для туристов.
Таким образом, можно составить классификацию факторов, которые существенно влияют на развитие туристкой индустрии:
- наличие туристско-
- наличие развитой
- наличие квалифицированных
- государственная поддержка туризма
- демографические и социальные факторы
- факторы риска
- политические и экономические факторы
- научно-технический прогресс
- культура, традиции
В зависимости оттого, что именно привлекает туристов, и как они путешествуют, а также от многих других факторов можно составить классификацию по видам туризма:
По целям деятельности:
- курортный туризм с целью отдыха и лечения
- экскурсионный туризм - знакомство с природными, историческими, культурными достопримечательностями
- научный туризм - знакомство с достижениями науки, техники, промышленности, сельского хозяйства, участие в конгрессах и симпозиумах
- деловой туризм - поездки для проведения деловых переговоров
- этнический туризм - посещение родственников и исторической родины
- религиозный /паломнический/ туризм - посещение религиозных мест, при особенностях религии (например, по Корану каждый мусульманин должен посетить Мекку)
- спортивный туризм - посещение глобальных спортивных мероприятий (Олимпиады и другие соревнования)
- учебный туризм - поездки с целью обучения
- экологический туризм - посещение национальных парков, заповедников и т.д.
- шоп-туризм -- поездки с коммерческими
целями Очень часто не
По методу проведения:
- организованный - осуществляемый туристскими фирмами или добровольными общественными организациями. В свою очередь, делится на 3 группы:
- плановый - осуществляемый по заранее разработанному и согласованному с принимающей страной маршруту
самодеятельный - посещение данной страны без определенной согласованной программы
- независимый - группа туристов самостоятельно планирует и организует свою поездку и пребывание в стране, не прибегая к услугам туристических фирм или добровольных организаций своей или принимающей стране
- неорганизованный
По количеству участников поездки:
- групповой
- индивидуальный
- семейный
По возрасту:
- взрослый
- молодежный
- детский
- смешанный
По использованию транспортных средств:
- автомобильный
- железнодорожный
- авиационный
- водный
- комбинированный
- с использованием др. средств
По географии путешествий:
- межконтинентальный
- международный
- региональный
- местный
- приграничный
Кроме того, туризм можно классифицировать по сезонности, продолжительности и другим факторам.
1.2. Технология индустрии туризма
Индустрия туризма - это комплексная организация производства туристского продукта. В индустрию туризма обычно включают туристские ресурсы и предприятия (организации, учреждения, частные лица и т.д.) предлагающие услуги туристам.
1) Туристские ресурсы
Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих:
* капитала;
* технологии;
* кадров;
* туристских ресурсов.
Это означает, что недостаточно имея капитал, купить технологию, нанять кадровую команду и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая - туристские ресурсы - является наиболее дешевой (в России нет федерального налога на туристские ресурсы), то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса. Если туризм связан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), то себестоимость туристского продукта резко возрастает.
Под ресурсами в широком смысле этого слова понимают:
* экономические;
* природные;
* культурно-исторические;
* трудовые:
* финансовые;
* социальные;
* производственные.
Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило, туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.
Туристские ресурсы, как правило, имеют следующие основные свойства:
* аттрактивность (привлекательность):
* климатические условия;
* доступность;
* степень изученности:
* экскурсионная значимость:
* пейзажные и видеоэкологические характеристики;
* социально-демографические
* потенциальный запас;
* способ использования и др.
Данные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях.
Туристские ресурсы условно можно подразделить на две группы:
* природные:
* инфраструктурные.
Динамическое развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры, просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. - туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.
Несмотря на свою социально-гуманную роль, туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет:
* экологического просвещения:
* ограничения туристско-
* налогового регулирования и т.д.
Интенсивное неконтролируемое посещение туристами уникальных термальных источников на Камчатке привело к изменению их температурного баланса, а в ряде случаев и к прекращению фонтанирования некоторых из них.
2) Участники международного
Осуществление международных туристских операций предполагает определенные отношения между туристами - потребителями туристических услуг и туристическими фирмами - их производителями и реализаторами, а также отношение последних с различными организациями (банками, транспортными и страховыми компаниями и т.п.), обеспечивающими исполнение этого вида международных услуг.
В систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения, которые условно можно разделить на несколько категорий:
Предприятия, предоставляющие услуги по размещению:
- гостиницы, мотели, кемпинги
- пансионаты, частные квартиры и дома
- туристке базы, дома отдыха, приюты
- другие средства размещения
Предприятия питания:
- рестораны, столовые
- кафе, бары
- другие
Фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием:
- автопредприятия
- авиационные предприятия
- железнодорожные ведомства
- предприятия морского и
1.Туристские фирмы по
- туроператоры
- турагентства
- турагенты
- предприятия по реализации путевок, эти предприятия выделены отдельно, так как могут существовать в различных организационных формах. Сейчас практикуется создание “Магазинов путешествий”, которые не являются туристическими компаниями и не предоставляют туристских услуг, но занимаются реализацией путевок.
2. Рекламно-информационные
- рекламные агентства
- информационные средства
3. Производственные туристские предприятия:
- фабрики по производству
- предприятия по производству туристского снаряжения
- фабрики туристских сувениров
В некоторых странах (например, Египет)
продажа сувениров приносит
4. Предприятия торговли:
- магазины по реализации туристского снаряжения
- магазины по реализации
- пункты проката автомобилей и других транспортных средств и т.д.
5. Предприятия сферы досуга в туризме:
- клубы (в том числе ночные)
- залы игровых автоматов
- аттракционные предприятия (аттракционы, Диснейлэнды, аквапарки и им подобные)
6. Учреждения самодеятельного
- туристские клубы
- альпинистские клубы и другие узкоспециализированные клубы
7. Органы управления туризмом:
- министерства по туризму (Мальта, Испания)
- комитеты и департаменты
- общественные туристские
8. Учебные туристские заведения:
- высшие и средние специальные учебные туристские заведения
- институты повышения
- другие образовательные учреждения
9. Научные и проектные
- научно-исследовательские
- институты по проектированию туристских предприятий
- и т.д.
Здесь приведен далеко не полный перечень, так как туристскую индустрию формируют косвенно предприятия морского, речного, авиационного и других видов транспорта, коммунальные службы, а также еще огромное количество предприятий.
Осуществление международных туристских операций предполагает определенные отношения между туристами - потребителями туристических услуг и туристическими фирмами - их производителями и реализаторами, а также отношение последних с различными организациями (банками, транспортными и страховыми компаниями и т.п.), обеспечивающими исполнение этого вида международных услуг.
Система отношений этих главных субъектов международного туристического бизнеса представлена на Рис. 1.
Согласно определению Всемирной Туристической Организации (ВТО) турист--это гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки. Его взаимоотношения с туристической фирмой заключаются в приобретении туристической путевки - документа, подтверждающего факт передачи туристического продукта--права на тур, предназначенного для передачи туристу, а тур - это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.