Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 13:17, реферат
При анализе рынка необходимо, прежде всего, определить само понятие «Рынок», из каких составных частей или «сегментов» он состоит, по каким основным направлениям ведется изучение этого рынка.
Под отраслью информационных технологий (ИТ) понимается совокупность трех сегментов:
предоставление услуг, связанных с использованием информационных технологий (включая услуги по выполнению бизнес-процессов предприятия);
разработка программного обеспечения;
производство и продажа ИТ-оборудования (персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и пр.).
МАРКЕТИНГОВЫЙ
АНАЛИЗ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
При анализе рынка необходимо, прежде всего, определить само понятие «Рынок», из каких составных частей или «сегментов» он состоит, по каким основным направлениям ведется изучение этого рынка.
Под отраслью информационных технологий (ИТ) понимается совокупность трех сегментов:
В маркетинге изучение состояния рынка ведется по следующим направлениям:
1. Расчет и анализ следующих показателей:
Количественной
характеристикой объема товарного рынка
является такой показатель как емкость
рынка, отражающая перспективный объем
сбыта на рынке всех его участников в денежном
и/или натуральном выражении, рассчитываемый
по формуле:
E - емкость рынка;
Ai- объем продаж i - го предприятия;
n- количество предприятий;
Исследование
емкости рынка связано с
Di- доля на рынке i - го предприятия;
Ai- объем предложения i - го предприятия;
E-
емкость рынка;
Доля рынка рассчитывается за определенный период (год) и позволяет определить роль фирмы на рынке.
Для определения динамики рынка рассчитывается показатель темпа роста рынка по формуле:
Tm - темп роста рынка;
Vm- объем рынка в конце базисного периода;
Vm1 - объем рынка в конце анализируемого периода;
t - длительность периода;
Если >1,4 то рынок находится в состоянии ускоренного роста, при изменении от 1,4 до 0,7 рынок находится в состоянии стагнации, если < 0,7, то ожидается кризис рынка.
Для определения степени концентрации рассчитывается Индекс рыночной концентрации Герфинделя – Гиршмана, который рассчитывается по формуле:
Di - доля хозяйствующего субъекта; (продавца на рассматриваемом рынке)
n - количество продавцов, действующих в географических границах рынка;
В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфинделя – Гиршмана выделяют три типа рынка;
1 тип
– высококонцентрированные
при 70% < GR < 100%; 2000 < HHI < 10 000;
2 тип – умеренно концентрированные рынки:
при 45% < GR < 70%; 1000 < HHI < 2000
3 тип – низкоконцентрированные рынки:
при GR < 45%; HHI < 1000
Структура рынка ИТ в РФ.
Рынок информационных технологий в Российской Федерации, состоит из таких сегментов, как ИТ – услуги, Программное обеспечение и Аппаратно – техническое обеспечение (оборудование).
Рис. 1 Структура
рынка ИТ
Рынок информационных технологий в Российской Федерации составляет всего 1,4% объема всего ВВП России, при этом в общей структуре российского рынка импортное аппаратно-технологическое обеспечение является самой обширной составляющей, в то время как рынок ИТ услуг составляет лишь 30%, а рынок программных продуктов 14% от общего объема. На экспорт в настоящее время приходится всего 14% объема российского рынка ИТ.
Для
сравнения, в США объем рынка
ИТ превышает 500 млрд. USD и составляет более
5% от ВВП. В других странах, имеющих
динамично развивающиеся отрасли ИТ, доля
экспорта преобладает в общей структуре
и составляет, например, 70% в Израиле и
80% в Индии.
Активным потребителем продукции ИТ услуг
в Российской Федерации является государство.
Как и в развитых странах, доля спроса со стороны государства в течение последних 5 лет на российском рынке ИТ достигала 30%, что стало существенным стимулом роста отрасли. Значительный объем спроса приходится на несколько крупных компаний, находящихся под контролем государства (ОАО "Газпром", РАО "Российские железные дороги", РАО "ЕЭС России", ОАО "Аэрофлот", ОАО "Связьинвест"). Активным источником спроса на рынке ИТ являются также предприятия финансовой и нефтегазовой отрасли, связи и торговли. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли значительно отстают по объемам расходов на ИТ.
Емкость рынка.
Объем покупок и продаж российского рынка информационных технологий составляет $3,3964 миллиарда, что составляет 28% (оборудование, ПО, ИТ-услуги) от всей ИКТ - отрасли. При этом среднегодовой рост инвестиций в ИТ со стороны компаний составляет в России 11%.
В ходе исследования проведенного издательским домом "Компьютерра" по заказу Минэкономразвития РФ в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия" (принятой 03.06.2004г.) выяснилось, что самой рентабельной из средних российских ИТ-предприятий по подотраслям являются отрасли ИТ-услуг (от 35% до 42%) и программного обеспечения (от 20% до 34%). Рентабельность же рынков продажи оборудования составляет 12% и 20%, соответственно.
Степень концентрации рынка.
По данным
CNEWS в рейтинге 100 крупнейших ИТ - компаний
по отраслевой специализации
рынка ИТ наблюдается рост количества
компаний в сфере ИТ – услуг, затем следует
Интеграция, на третьем месте в рейтинге,
по данным CNEWS, Разработка программного
обеспечения и последние две строчки занимают
сбытовая деятельность и производство
ПК.
Рис. 3 Отраслевая
специализация крупнейших ИТ – компаний
РФ
По географическому признаку в рейтинге крупнейший ИТ – компания по данным 1CNEWS силы распределены следующим образом:
Рис. 4 Концентрация рынка ИТ в РФ по географическому признаку
Таким образом, наблюдается тенденция явной концентрации рынка информационных технологий на европейской территории России, а именно в г. Москве. Связана эта тенденция прежде всего с основной концентрацией капитала в этой части РФ, развитостью информационных сетей, сосредоточение, которых опять таки приходиться на европейскую территорию России, а так же, одной из основных причин по которой рынок ИТ сконцентрирован в Москве и Санкт – Петербурге, является импорт высокотехнологичной продукции из Европы.
Для подсчета концентрации рынка информационных технологий в России по сравнению с общемировым уровнем, рассчитывается индекс Герфиндаля (Herfindall index), который вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли:
,
где S1,S2 – доли фирм на рынке, определяемые в процентах как отношение объема поставок фирмы к объему всего рынка
В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс Герфиндаля будет равен 10000. Для двух фирм с равными долями H = 502 + 502 = 5000, для 100 фирм с долей в 1% H = 100. Индекс Герфиндаля реагирует как на рыночную долю каждой фирмы, так и на количество фирм в отрасли.
1Данные http://www.cnews.ru/ - Журнал CNews — деловое издание, ориентированное на руководителей ИТ-департаментов и специалистов в области высоких технологий.
На основе
анализа 100 крупнейших ИТ компаний в
РФ, по данным SNEWS, данный индекс составляет
410,0301654 в 2007г., что говорит о низкой концентрации
рынка информационных технологий в Российской
Федерации по сравнению с общемировым
уровнем, но тем не менее в сравнении
с данными прошлых лет по стране 2007 год
отметился значительным ростом. Таким
образом в динамике концентрации рынка
ИТ в РФ при расчете индекса Герфиндаля
по сравнению с общемировым уровнем
наблюдается тенденция неустойчивого
роста. Что говорит о высокой конкуренции
на рынке ИТ в РФ и частичной его монополизации
крупными компаниями, сосредоточенных
в г. Москве.
Рис. 5 Динамика концентрации рынка ИТ в РФ
Факторы конкуренции.
Майкл Портер выделяет пять факторов определяющих внутреннюю привлекательность рынка или его сегмента с точки зрения долгосрочной прибыли компании: конкуренты, потенциальные участники рынка, товары – субституты, покупатели и поставщики. И каждый из них несет с собой потенциальную угрозу для компании – производителя.
Рис. 6 Пять
факторов, определяющих структурную привлекательность
сегмента
Барьеры на выходе
Барьеры на входе |
Рис. 7 Барьеры и уровень прибыли
Если барьеры на входе и выходе высоки, отрасль имеет высокий потенциал прибыли, однако повышается и степень риска, так как компании, дела которых идут вяло, остаются на рынке и вынуждены вести борьбу до конца. Когда барьеры низкие, фирмы без особых затрат в новую отрасль и покидают ее, их доходы в этом случае относительно невысоки, но стабильны. Худший случай – низкие барьеры на входе и высокие на выходе (хронический излишек производственных мощностей и низкие прибыли всех участников).
Информация о работе Маркетинговый анализ рынка информационных технологий