Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 09:47, курсовая работа
Объект исследования – план маркетинга.
Предмет исследования – методология разработки плана маркетинга на предприятии.
Цель исследования – выявить особенности организации и проведения разработки плана маркетинга на предприятии (на примере ООО "БЭСТ ГРУПП").
Задачи исследования:
1) Раскрыть содержание основных понятий и подходов по вопросу маркетингового планирования (сущность плана маркетинга, типология),
2) Рассмотреть структурные компоненты плана маркетинга на предприятии,
3) Описать технологию разработки плана маркетинга на предприятии,
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. План маркетинга как объекта исследования: теоретический обзор литературы
1.1 Обзор основных понятий и подходов по вопросу маркетингового планирования: понятие и типология планов маркетинга………………………………………………………5
1.2 Структурные компоненты плана маркетинга на предприятии……..……………………8
1.3 Разработка плана маркетинга на предприятии: этапы, технологии, методология анализа…………………………………………………………………………………………..12
Выводы……………………………………………………………………………………...…..14
Глава 2. Практическая часть: разработка плана маркетинга на предприятии на примере ООО "БЭСТ ГРУПП"
2.1 Характеристика организации: специализация, общеэкономические показатели, динамика развития……………………………………………………………………………..16
2.2 Анализ рынка, конкурентный анализ, SWOT-анализ…………………………………..19
2.3 Разработка плана маркетинга……………………………………………………………..22
Выводы………………………………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………………………..30
Из всех планов краткосрочные планы являются наиболее подробными. При необходимости в них в течение года вносятся коррективы.
1.2 Структурные
компоненты плана маркетинга
на предприятии
Как отмечает Е.П. Голубков, с точки
зрения формальной структуры планы
маркетинга могут состоять из следующих
разделов:
- аннотация для руководства,
- текущая маркетинговая ситуация,
- опасности и возможности,
- цели маркетинга,
- стратегии маркетинга,
- программы действий,
- бюджет маркетинга и контроль [11].
Раскроем сущность данных структурных компонентов плана маркетинга на предприятии.
1. Аннотация для руководства
- начальный раздел плана
2. Текущая маркетинговая ситуация - раздел плана маркетинга, который описывает целевой рынок и положение организации на нем. Включает следующие подразделы: описание рынка (до уровня главных рыночных сегментов), обзор продуктов (объем продаж, цены, уровень прибыльности), конкуренция (для главных конкурентов содержится информация относительно их стратегий в области продуктов, рыночной доли, цен, распределения и продвижения), распределение (тенденции изменения сбыта и развитие главных каналов распределения) [10].
3. Опасности и возможности
- раздел плана маркетинга, в котором
указываются главные опасности
и возможности, с которыми
4. Маркетинговые цели
характеризуют целевую
5. Маркетинговые стратегии
- главные направления
6. Программа действий (оперативно-календарный
план) иногда называемая просто
программой - детальная программа,
в которой показано, что должно
быть сделано, кто и когда
должен выполнять принятые
Обычно в программе кратко охарактеризованы также цели, на достижение которых направлены мероприятия программы. Другими словами, программа — это совокупность мероприятий, которые должны осуществить маркетинговые и другие службы организации, чтобы с помощью выбранных стратегий можно было достичь цели маркетингового плана [11].
7. Бюджет маркетинга - раздел
плана маркетинга, отражающий проектируемые
величины доходов, затрат и
прибыли. Величина дохода
8. Раздел "Контроль" характеризует
процедуры и методы контроля,
которые необходимо
Все указанные выше разделы
характеризуют как
Как правило, план маркетинга заключен в следующие разделы бизнес-плана:
1) краткое изложение проекта
(маркетинговое подкрепление
2) анализ рыночной ситуации
(оценка емкости рынка,
3) производственный план
(возможности рынка по
4) стратегический рыночный
план (стратегия и тактика
5) приложения (документы, необходимые для обоснования предпосылок, сделанных выше) [18].
По Е.П.Голубкову, годовой план маркетинга действует на уровне отдельных подразделений организации и функций маркетинга и включает в свой состав решение вопросов в следующих областях:
1. Маркетинговые исследования.
2. Продуктовая политика.
3. Ценовая политика.
4. Товарораспределительная политика.
5. Коммуникационная политика [11].
Рассматривая компоненты плана маркетинга на предприятии, Т.И. Глушакова употребляет понятие "пирамида планирования", в которую входят:
1. Цели бизнеса: какую сумму денег, каким образом и к какому сроку следует заработать.
2. Цели маркетинга: сколько,
какого именно товара, кому и
к какому сроку следует
3. Задачи функциональных (оперативных) планов маркетинга: кто, что, к какому сроку и с каким бюджетом будет выполнять, чтобы успешно продавать существующий товар и/или создать запланированный товар и его упаковку, сформировать на него цену, выбрать каналы распределения, разработать маркетинговые сообщения и довести их до целевых аудиторий, а также отследить степень эффективности воздействия сообщений и каналов их распространения, отследить продажи существующего товара и/или реакцию на первые пробы — при выводе нового товара и т.д.
4. Стратегии бизнеса. Подцель
каждого направления бизнеса
разрабатывается стратегия
- В производстве, например, стратегией увеличения прибыли может быть сокращение стоимости производства или модернизация оборудования.
- Стратегией НИОКР может
быть внедрение новых
- Стратегией финансирования может быть совершенствование системы отчетности или ставка на выигрыш от дополнительного бизнеса.
- Стратегии маркетинга
фокусируют на том, что может
быть сделано для содействия
достижению целей бизнеса, т.е.
По выражению В.М. Гончарука,
маркетинговые стратегии, по сути, -
"стратегии предприятия, детализированные
по областям деятельности предприятия,
рынкам (сегментам рынков), по времени"
[13]. Маркетинговые стратегии
Согласно Е.П.Голубкову, как стратегический, так и тактический планы маркетинговой деятельности могут включать следующие разделы:
- продуктовый план (что
и в какое время будет
- исследования и разработка новых продуктов;
- план сбыта - повышение
эффективности сбыта (
- план рекламной работы и стимулирования продаж;
- план функционирования
каналов распределения (тип и
число каналов, управление
- план цен, включая изменение цен в будущем;
- план маркетинговых
- план функционирования
физической системы
- план организации маркетинга
(совершенствование работы
Далее рассмотрим особенности процесса разработки плана маркетинга на предприятии.
1.3 Разработка
плана маркетинга на
Согласно В.В.Кеворкову и С.В.Леонтьеву
процедура разработки плана маркетинга
предприятия представляет собой поэтапную
технологию и состоит из следующих этапов
[18]:
Этап 1. Первоначальную информацию для построения плана деятельности на рынке можно почерпнуть из анализа фактической деятельности предприятия.
Данную работу проводит служба маркетинга.
Этап 2. Для формирования
стратегических установок, в том
числе для установления рыночных
целей, несомненно, будет полезна
информация о тенденциях продаж предприятия,
на каких сегментах рынка
Работы по целеполаганию проводятся на коллективном совещании руководства предприятия.
Этап 3. На совещании-семинаре генерируется список стратегических и тактических мероприятий для достижения поставленных целей.
Этап 4. Финансовым отделом разрабатывается
Проект финансового плана предприятия и бюджеты для подразделений и служб.
Этап 5. Проводится оценка затрат.
Суть его для рассматриваемого случая
маркетинговых мероприятий
-выбрать наиболее эффективные
мероприятия в рамках бюджета
(и соответственно
-пересмотреть бюджет в расходной и доходной части; -формировать новый расширенный список коммерческих и маркетинговых мероприятий.
Этап 6. В последних двух
случаях требуется
Этап 7. Исходя из разработанной
стратегии, необходимо сформировать ориентированную
на потребителя структуру
Этап 8. Результатом предыдущих этапов будет пакет мероприятий.
Далее необходимо назначить ответственных (с учетом усовершенствованной структуры управления и личностных качеств сотрудников) за реализацию мероприятий принятого плана, а также за сроки их выполнения.
Этап 9. Реализация намеченного плана маркетинга.
Его корректировка осуществляется с учетом возмущающих воздействий рынка [18].
В качестве предварительных
работ, которые необходимо проделать
любой организации перед
1) выявление ключевых
бизнес-процессов в
2) формирование стратегии
развития предприятия на
3) мероприятия по сбору
и анализу коммерческой
По выражению Т.И.Глушаковой, с
Информация о работе Маркетинг-план как результат комплексного исследования рынка