Массовая коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

1. Коммуникационный процесс - обмен информацией между двумя и боле людьми. Основная целькоммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.
...
5. Теория установления (навязывания) повестки дня возникла на основе исследований влияния коммуникаций на политическую социализацию (Э. Роджерс, Дж. Дюринг и др.).
6. Когнитивная (конструктивистская) теория обобщает многолетний эмпирический материал исследования массово-коммуникационной практики.

Файлы: 1 файл

массовые коммуникации 1.docx

— 24.69 Кб (Скачать файл)

1.

Коммуникационный процесс - обмен информацией между двумя и боле людьми. Основная целькоммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. 
 
Коммуникационный процесс состоит из 4 базовых элементов: 
 
1. Отправитель – лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее. 
 
2. Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов  
 
3. Канал – средство передачи информации 
 
4. Получатель – лицо, которому предназначена информация. 
 
Коммуникационный процесс состоит из следующих 4 этапов: 
 
1. Зарождение идеи. Обмен информации начинается с формулирование идеи и отбора информации. Руководитель решает какую значимую информацию сделать предметом обмена. Лейтмотив этапа: не начинайте говорить — не начав думать. 
 
2. Кодирование и выбор канала. Кодирование осуществляется с помощью слов, интонации, жестов в результате получается сообщение. 
 
Каналы: передача речи, письменный материал, электрические средства связи, электронная почта, видеоленты, одновременно ещё несколько каналов (например, устной и письменной). 
 
3. Передача — использование нескольких каналов для передачи сообщения получателю. Эта физическая передача информации. 
 
4. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Обмен информации будет эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, пробуждая действия, которых ждал от него отправитель.

Для этого существует механизм обратной связи, когда отправитель  и получатель меняются местами. 
 
Обратная связь повышает эффективность двухстороннего обмена информации, повышает уверенность в правильности понимания сообщений. 
 
Шум — это то, что искажает смысл. Источники шума — язык, различия в восприятии, различия в организационном статусе руководителя и подчиненного. 
 
На межличностные связи уходит 50-90 % времени менеджера. 
 
Преграды на пути межличностных коммуникаций: 
 
? преграды, обусловленные восприятием; 
 
? семантические барьеры; 
 
? невербальные преграды; 
 
? плохая обратная связь 
 
? неумение слушать 
 
Преграды в организационных коммуникациях: 
 
а) Искажение сообщений, которое возможно из-за: 
 
- затруднений в межличностных контактах; 
 
- искажение с целью изменения смысла в своих интересах; 
 
- вследствие фильтрации. Для ускорения движения информации различные сведения приходится суммировать, отсеивать одни, акцентировать на другие сообщения. 
 
б) Информационные перегрузки. Руководитель, поглощенный переработкой информации, не в состоянии реагировать на всю информацию, он отсеивает менее важную информацию, и это происходит в работе других работников. 
 
в) Неудовлетворительная структура организации. Чем больше уровней управления, тем больше вероятность информационных искажений.

 
 
Совершенствование организационных  преград предполагает 
 
• Регулирование информационных потоков. Руководитель должен определить потребность в информации как свою собственную, так и других руководителей, подчиненных. 
 
• Управленческие действия: встречи-семинары с подчиненными. 
 
• Системы обратной связи: перемещение людей из одной части организации в другую с целью обсуждения вопросов; опрос работников с целью выяснения, с какими проблемами они сталкиваются; получают ли необходимую информацию; открыт ли руководитель для предложений; информированы ли они о грядущих переменах. 
 
• Системы сбора предложений: ящик для предложений анонимных; анонимные телефонные звонки, ответы в информационном бюллетене; создание групп из руководителей и подчиненных. 
 
• Информационные бюллетени, публикации и видеозаписи с помощью современных средств. 
 
Вывод 
 
Каждый человек нуждается в связи, т.е. в разговоре, в общении и т.д. Посредством этого индивид доводит до другого информацию и ждет ответа. В организации процесс обмена информацией называется в основном коммуникацией. Именно процесс коммуникации оказывает основное влияние на результат работы организации

 

 

 

2))))))))

Если говорить про частные  теории массовой коммуникации, обобщающие результаты прежде всего психологических исследований массово-коммуникационной практики, то Ричард Харрис выделяет в качестве основных следующие.

1. Теория социального научения. Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии, ставящей во главу угла связь между стимулом и реакцией (S-R), и разрабатывался в основном в 60-70-е годы XX столетия Альбертом Бандурой и его коллегами.

Суть данной теории массовой коммуникации: мы усваиваем модели поведения, глядя, как окружающие ведут себя определенным образом, а затем имитируя их действия. Роль СМИ (или в нашем случае «героев» масс-медиа) приобретает значимость, когда данные субъекты становятся источниками научения. Однако прежде средства массовой информации любым способом должны привлечь к себе аудиторию, заставить человека думать о том или ином примере, модели поведения, амотивация должна опираться на внутреннее или внешнее подкрепление.

2. Теория культивирования. Как подход исследует то, как экстенсивное, многократное воздействие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени постепенно меняет наше представление о мире и социальной реальности. Основной вклад в развитие данной теории внесли Джордж Гербнер и его коллеги в 90-е годы.

Суть: основным результатом  деятельности масс-медиа можно считать чаще всегс унификацию, то есть направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло. Эта унификация осуществляется посредством «конструирования» реальности, формирования их представлений о реальном мире или, к примеру тендерных ролях через созданное на телеэкране. По такому же принципу происходит формирование политических установок, а нередко и выбор жизненного пути человеком. Когда этот сконструированный мир и реальность хорошо согласуются друг с другом, имеет место явление резонанса и эффект культивирования становится еще более заметным. В противоположном случае может возникнуть устойчивый психологический диссонанс с непредсказуемыми последствиями для человека.

3. Различные теории социализации  имеют много общего с теорией  культивирования, но акцентируют внимание прежде всего на том, как средства массово? информации, благодаря своему продолжительному воздействию, становятся источником наших знаний о мире и нашей роли в нем. СМИ — своеобразное окно через которое дети, к примеру, узнают о мире взрослых многое из того, что в прежние годы гораздо дольше оставалось для них тайной.

Суть: Дж. Мейровиц и Н. Поустмен (в 80-е годы), Ван Эвра (в 90-е) в результате проведенных исследований сделали выводы о том, что в век телевидения процесс социализации детей и юношества происходит намного динамичнее, чем в прежние годы и даже столетия. Причем если дети становятся похожими на взрослых то взрослые, в процессе развития с помощью СМИ различных технологий игрореализации представителей аудитории, нередко впадают в мир детства и нереализованных когда-то комплексов.

При посредстве наступательных масс-медиа может к тому же «сглаживаться» разность полов, разность статусных ролей (к примеру, «политик»-«обыватель») и т.д Г. Розенберг в конце 90-х годов также сделал важные выводы по поводу СМИ как источников национальной и культурной социализации, обнаружил факторы, динамизирующие данные процессы и препятствующие их развитию.

4. Теория использования и удовлетворения придает большое значение актив ной роли аудитории в принятии решений и определении целей при потреблении ею продукции СМИ. Дж.Г. Блумер в 70-е годы, А. Рубин в 80-е и 90-е сделали важные выводы о том, что характер воздействия СМИ частично зависит от того, кш человек их использует и какое удовлетворение он от них получает.

Суть: СМИ являются в большинстве случае не только источником новостей и развлечения. Они, например, позволяют человеку избавить себя от необходимости что-либо изучать. Или дают уход от реалий жизни в мир иллюзий и фантазий. Помогают приобщению (аффилиации — присоединению) к той или иной социальной группе, причем как реальной, так и той, к которой человек хотел бы принадлежать. Связь использования СМИ с особенностями характера и личности может взаимодействовать с причинами, заставляющими человека потреблять тот или иной вид медиапродукции. Обсуждение конкретных публикаций или телепрограмм может помочь объяснить психологические мотивы отдельных поступков человека.

5. Теория установления (навязывания) повестки дня возникла на основе исследований влияния коммуникаций на политическую социализацию (Э. Роджерс, Дж. Дюринг и др.).

Суть: навязывание повестки дня — это способность масс-медиа структурировать когнитивные возможности аудитории (прежде всего это усвоенные ей знания) и вносить изменения в уже существующие когнитивные возможности. Иначе говоря, формирование общественного отношения и интереса к важным вопросам с помощью информационных сообщений. СМИ, как было доказано многолетними исследованиями, хотя и не могут предопределить отношение аудитории к той или иной теме или проблеме, могут ранжировать эти темы и проблемы в сознании аудитории по степени важности. Так что медиа-повестка задает публичную повестку. Как образно выразился один из ученых: СМИ не обязательно должны говорить как нам следует думать, они скорее говорят о чём нам следует думать.

Первое направление психологических  исследований по данной проблематике: эффекты установления повестки дня (вывод — СМИ эффективно воздействуют на аудиторию только когда работают с «ненавязанными», повседневными по жизненному опыту социума проблемами и сюжетами). Второе направление исследований: становление медиа-повестки (как осуществляется отбор данного рода тем и проблем).

Трехполюсную модель, описывающую основные типы повесток дня и их взаимодействие между собой, построили Дж. Дюринг и Э. Роджерс: политическая повестка дня (ее устанавливает государство), медиаповестка (устанавливают СМИ, исходя из своих интересов), публичная повестка дня (формируется в общественном мнении под влиянием двух предыдущих и личного опыта аудитории и отдельных реципиентов). Дж. Кингдон рассматривал процесс установления политической повестки дня как результат конкуренции (на политической арене, на публичной арене и т.д.).

6. Когнитивная (конструктивистская) теория обобщает многолетний эмпирический материал исследования массово-коммуникационной практики.

Суть: важным общим когнитивным ее принципом является утверждение, что обработка информации носит конструктивный характер. То есть аудитория не просто кодирует, а потом воспроизводит информацию, полученную из СМИ. Скорее люди усваивают информацию, интерпретируя ее в соответствии с уже имеющимися у них знаниями, представлениями, а также контекстом, в котором получено сообщение.

Мы всегда активно осмысляем  то, что видим и слышим, и наши мысли становятся важной частью конструктивного  процесса познания (С. Хойер — 90-е годы). В процессе усвоения информации участвуют схемы (В. Бревер, Г. Накамура — 80-е): в отличие от стереотипа — это вербальная и невербальная информация плюс ментальная схема, основанная на прошлом опыте человека. Значительная часть содержания, как правило, культурно обусловлена.

 

 

 

4))))


Информация о работе Массовая коммуникация