Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:18, контрольная работа
Цель деятельности предприятия — удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.
В условиях рынка любое предприятие, фирма, занимаясь производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем.
Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций
Введение……………………………………………………………………….2
1. Предприятия и предпринимательство в условиях рыночной экономики …………………………….…………………………………………………….3
2. Цель функционирование предприятий……………………………………10
3.Механизмы функционирования предприятия, роль конкуренции в рыночной среде………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………...16
Список используемой литературы……………………………………….….
Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой.
Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы
собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или
оказываемых услуг является открытой экономической системой.
схематично изображенной на рис. 1, где:
блок 1 — предприятие, основной задачей которого является преобразование ресурсов;
блок 2 — ресурсы на входе — трудовые, материальные, финансовые;
блок 3 — ресурсы на выходе, т.е. преобразованные ресурсы — готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства;
блок 4 — социальная среда, с которой взаимодействует предприятие — государство, муниципальные органы, законодательство;
блок 5 — природная среда — потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды;
блок 6 — взаимосвязь с рынком, маркетинг, причем этот блок взаимодействует как на входе ресурсов, так и на выходе;
блок 7 — соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе образует экономическую работу на предприятии, экономику предприятия.
Рассмотрим схему рис. 1 более детально. Выше уже отмечено, что в условиях рынка предприятие решает две задачи — произвести продукцию и реализовать ее. В зависимости от решения этих задач оно будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить — какой ассортимент, в каком количестве — предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, т.е. заняться маркетингом. Причем маркетингом необходимо заниматься постоянно — как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции. Поэтому на схеме маркетинг показан до начала производства и после его окончания.
Рис.1 Рыночная модель предприятия.
Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает:
• характеристику
товаров: являются они товарами конечного
потребления или
• общую характеристику
рынка: большое или малое число
потребителей, способы покупки товаров,
отношение покупателей к
• каналы распространения
товаров: наличие посредников между
производителями и
• конкретное состояние
рынка: существует ли конкуренция между
производителями товаров и
• законодательные ограничения: существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности;
• уровни управленческой деятельности в области маркетинга: долговременные цели фирмы (на 10—15 лет), учитывающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития;
• финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей;
• перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами;
• оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям.
В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий:
• внедрение, требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточна;
• рост как результат признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу;
• зрелость характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия;
• насыщение: в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не происходит. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство;
• спад представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли.
Вернемся к блоку 2 на рис. 1. Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительной стоимости.
• сырье
и материалы • комплектующие
детали • топливо
и энергию • земельные ресурсы • вычислительные средства • здания • сооружения • оборудование • транспортные средства |
Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содержание такого понятия, как экономика предприятия. Для экономики предприятия безразличны в известной мере производимый продукт, избранная технология производства, состав и квалификационный уровень кадров. Единственное, что ее интересует, — это соотношение в использовании ресурсов, которое предполагает превышение доходной части над расходной (рентабельная работа предприятия), превышение расходной части над доходной (убыточная работа предприятия) и, наконец, равенство доходной и расходной частей (работа предприятия в условиях самоокупаемости).
Конкуренция - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае -- между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться).
Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны.
Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:
1. она способствует
развитию научно-технического п
2. она чутко реаᴦᴎҏует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;
3. в известной мере
выравнивает норму прибыли на
капитал и уровень заработной
платы во всех отраслях
К числу негативных сторон можно отнести:
1. придает бизнесу
определенную нестабильность, создает
условия для безработицы,
2. ведет к дифференциации
доходов и создает условия
для их несправедливого
3. ее следствием может быть ᴨȇрепроизводство товаров и недогрузка мощностей в ᴨȇриоды производственных спадов.
Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства
Заключение
На всех этапах развития экономики
основным звеном является предприятие.
Именно на предприятии осуществляется
производство продукции, оказываются
различного рода услуги, происходит непосредственная
связь работника со средствами производства.
Под самостоятельным
предприятием понимается производственная
единица, обладающая производственно-техническим
единством, организационно-
В условиях рынка любое предприятие,
фирма, занимаясь производственной или
иной деятельностью, является по существу
предпринимателем.
Под предпринимательством понимается
деятельность, осуществляемая частными
лицами, предприятиями или организациями
по производству, оказанию услуг или приобретению
и продаже товаров в обмен на другие товары
или деньги к взаимной выгоде заинтересованных
лиц или предприятий, организаций
Список литературы
1.В.Я. Горфинкель,
Г.П. Поляк, В.А. Швандер. «
2.Л.В. Прыкина. «Экономический
анализ предприятия». 2001г
3. Юданов А.В. Конкуренция: теория и практика.
М., 1996
4.Камаев В.Д. Экономическая теория,
10-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003
5. Лапустина М.Г. «Предпринимательство»,
ИНФРА-М, 2008
6. Никоноров С.М. «Проблемы предпринимательства
в современной России» 2005г.
7.http://bk-rf.ru |
8.http://5ka.su |
9.http://bk-rf.ru/20/178.html |
Информация о работе Механизмы функционирования предприятия, роль конкуренции в рыночной среде