Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:19, реферат
Не секрет, что розничные торговые сети, особенно крупные, сегодня испытывают большие трудности с персоналом. С одной стороны, сотрудники большинства магазинов не готовы к эффективным продажам (сказывается «совдеповское» воспитание, типичное для всех нас). С другой стороны, сами ритэйлеры зачастую не придают особого значения обучению и мотивации своих продавцов, считая их третьесортной «рабсилой», обучать которую невыгодно, т.к. торговый персонал большинства магазинов очень часто меняется. В то же время, хорошо обученный и мотивированный персонал — одна из важных составляющих успеха любой торговой точки. Поэтому в наших условиях мерчандайзер нередко вынужден учить торговый персонал магазина не только эффективному размещению товаров и рекламных материалов, но и культуре общения с покупателями.
Мерчандайзинг: обслуживание покупателей в торговом зале.
Все «технические»
привязки могут легко разорваться без
профессионального подхода к обслуживанию
покупателей в торговом зале.
Основное влияние на посетителя оказывают
именно сотрудники магазина. Имидж торгового
заведения, его способность удерживать
покупателей во многом зависят от знаний
и опыта, приветливости, внешнего вида
его работников. Какими привлекательными
не были бы ценовая политика и выкладка
товара в торговом зале, хамство и невоспитанность
продавцов нередко сводят на нет все усилия
мерчандайзеров.
Не секрет, что розничные торговые сети, особенно крупные, сегодня испытывают большие трудности с персоналом. С одной стороны, сотрудники большинства магазинов не готовы к эффективным продажам (сказывается «совдеповское» воспитание, типичное для всех нас). С другой стороны, сами ритэйлеры зачастую не придают особого значения обучению и мотивации своих продавцов, считая их третьесортной «рабсилой», обучать которую невыгодно, т.к. торговый персонал большинства магазинов очень часто меняется. В то же время, хорошо обученный и мотивированный персонал — одна из важных составляющих успеха любой торговой точки. Поэтому в наших условиях мерчандайзер нередко вынужден учить торговый персонал магазина не только эффективному размещению товаров и рекламных материалов, но и культуре общения с покупателями.
Обратите внимание! |
Факторы, которые способствуют увеличению количества продаж |
· Приятная внешность продавца. |
Искусство общения
с покупателем предполагает, что
каждый продавец должен заботиться о
том, чтобы впечатление, которое
он производит на окружающих, было хорошим.
Это впечатление определяется в
первую очередь внешним видом
продавца. Наверное, нет нужды подробно
останавливаться на том, что одежда
сотрудников магазина всегда должна
быть чистой, аккуратной, импозантной.
Для продавцов
Психологи составляют профессиональный
портрет работника торговли рядом психофизиологических
требований (см. табл.).
Обратите внимание! | |
Психофизиологические требования к работникам массовых торговых профессий | |
Психофизиологические качества |
Их основное применение |
1. Экстравертированность (общительность), любознательность, общий кругозор (в области политики, экономики, спорта и т.д.) и общая культура. |
Общение с покупателями, способность завязать и поддерживать интересный разговор, знание потребностей и мотивов покупок товаров |
2. Чувствительность зрения к различению формы, цвета, величины. Хорошая зрительная память. |
Работа с товарами: выкладка, упаковка, консультации покупателей. |
3. Хорошая слуховая память (на тембр, высоту звука и т. д) |
Определение качества некоторых товаров (например, аудиотехники или музыкальных инструментов) |
4. Состояние (не
ниже удовлетворительного) |
Устная реклама новых товаров, ориентация покупателя и т д. |
5. Способность сосредоточивать и распределять внимание, наблюдать |
Одновременное обслуживание нескольких покупателей, наблюдение за их поведением |
6. Оперативность
мышления. Способность четко выражать
свои мысли, подыскивать |
Демонстрация товаров и объяснение их свойств |
7. Умение быстро и точно считать |
Подсчет стоимости покупки |
8. Эмоциональная устойчивость (равновесие раздражительных и тормозных процессов) |
Обслуживание покупателей (в том числе при конфликтных ситуациях) |
9. Хладнокровие, выдержка |
Ликвидация конфликтных ситуации в условиях большой эмоциональной нагрузки и т. п. |
10. Скорость реакции, координация движений |
Работа на кассовом аппарате |
Общительность — основное профессиональное качество продавца. Однако она не должна переходить в навязчивость или угодливость. Хороший продавец не только умеет легко и непринужденно вступать в разговор с покупателем, но и способен активно управлять своими отрицательными эмоциями, т. е. подавлять раздражение, преодолевать смущение.
Еще хороший продавец должен обладать знаниями основ юриспруденции, психологии, товароведения, рекламы... Необходимо, чтобы он имел навыки работы в команде, знал моменты мерчандайзинга, определял поведение покупателя (что происходит в голове покупателя в тот момент, когда он подходит к полке, как рождается потребность и т. Д
Функции продавца при общении с покупателем
Обратите внимание! | |
Функции продавца |
Типичные высказывания |
1. Вопросительное поведение — выявить потребность покупателя: |
— Какой цвет вам больше
нравится? |
2. Пояснительное поведение: |
— Мне кажется, что вы
сомневаетесь в том, что... |
3. Помощь и поддержка: рассеять сомнения, побороть внутреннее сопротивление; если нужно — успокоить |
— На вашем месте я
бы не колебался... |
4. Позиция понимания: внимательно выслушивать, чтобы сказать в нужный момент: |
— Я вас прекрасно понимаю.
У моей племянницы (сестры, брата, подруги)
такие же проблемы. Они нашли такой
выход (предлагается подходящий товар)… |
Возможно, вы обратили внимание, что в перечне типичных высказываний из п.1 (Вопросительное поведение) отсутствует классическое «Что вас интересует?». И это не случайно. Продавцу нужно четко уяснить основное правило — покупатель должен вначале заинтересоваться товаром. То есть продавец обязан знать и чувствовать, когда покупатель нуждается в помощи, понимать, когда у него зафиксировался взгляд на определенном товаре (или когда он взял товар в руки), и только тогда подходить к нему.
Без четкой уверенности, что у клиента возник вопрос, к нему не следует подходить и предлагать свою помощь. Ведь многие посетители приходят в магазин «просто посмотреть»: увидеть новинки, прицениться, помечтать... У них нет намерения совершить покупку «здесь и сейчас». Им нужно предоставить возможность знакомиться с товарами самостоятельно и лишь в случае необходимости демонстрировать соответствующие образцы. Навязчивая фраза «Что вас интересует?», заданная с требовательно-нетерпеливыми интонациями в голосе, отпугнет этих людей от вашего магазина надолго. И в будущем, уже «созрев» для приобретения понравившегося товара, они вряд ли захотят снова придти туда, где навязчивые продавцы чуть ли не хватают за локти посетителей с требованием совершить покупку! Ничто так не вредит
Продавец должен знать, что в этом смысле женщины более «трудные» покупатели, чем мужчины. Они любят долго выбирать товар. Прежде чем сделать покупку, зайдут и в соседний магазин убедиться, что их выбор — наилучший из возможных. Тут торопить и уговаривать не следует. Другое дело — мужчины. Как правило они действуют спонтаннее: если в магазин зашел, то, значит, за покупкой; засомневался — значит ждет совета.
Четко чувствовать
клиента, его потребности и запросы,
уметь вовремя преподнести
Обратите внимание! | |
Некоторые психологические факторы и мотивы покупок. | |
Факторы |
Мотивы |
1. Материальные факторы |
Платежеспособность покупателя, уровень цен, объем предложения товаров, услуг |
2. Потребительские свойства товаров |
Технический уровень товара, возможности использования, индивидуальные особенности |
3. Сохранение здоровья |
Покупка спорттоваров, более качественных продуктов питания, следование нормам рационального питания и потребления |
4. Вкусы, привычки, навыки |
Факторы, связанные с возрастом, социальной средой, национальными особенностями, местом жительства, опытом, образованием, убеждениями, нормами поведения |
5. Подражание |
Неосознанное, слепое копирование какого-то знакомого, артиста, спортсмена и т. п. |
6. Подверженность влиянию моды |
Желание следовать господствующим массовым вкусам; отдача предпочтения определяемым ими фасонам, конструкциям, стилю оформления и т.д. |
7. Внушаемость |
Покупка товаров под влиянием мнения окружающих, под воздействием рекламы |
8. Престижность |
Потребность в определенном наборе «имиджевых» товаров, демонстрирующих (по мнению покупателя) высокий социальный статус |
9. Желание выделиться, привлечь внимание, понравится |
Стремление купить нечто особенное, что подчеркивало бы внешность или личные особенности покупателя , заставляло бы его выглядеть моложе своих лет и т.п. |
10. Стремление к удобству, облегчению домашнего труда и быта |
Приобретение удобной и простой в обращении бытовой техники; демисезонной одежды, которую можно носить в любое время, проч. |
11. Целесообразность, экономия |
Приобретение товара, который стоит недорого и будет долго служить. |
Процесс общения продавца с покупателем начинается с приветствия. Как правило, оно включает в себя и предложение услуг. Часто случается, что покупатель первым приветствует продавца, и в этом случае в ответе следует вежливо предложить свои услуги. Приветствие, обращенное к покупателю, во многом определяет его первое впечатление о магазине. Если это впечатление положительно, то создается приятная атмосфера, способствующая возникновению доверия. Ответная реакция покупателя будет благоприятной, если он наглядно убедится, что продавец внимателен к его интересам. Это вызывает у покупателя чувство симпатии, он становится более общительным.
«Доброе утро, день, вечер» — гораздо лучший вариант приветствия, чем сухое и нейтральное «здравствуйте». Ни в коем случае нельзя высокопарно произносить нечто вроде: «Позвольте приветствовать вас в стенах...» или: «Наша выдающаяся фирма рада видеть вас...» и т. п. В приветствиях такого типа изначально сквозит напыщенность и фальшь, что сразу настроит покупателя скорее отрицательно, чем положительно. Наилучший вариант — личностное представление: «Добрый день. Меня зовут Александра. Если Вам понадобится консультация — обращайтесь, пожалуйста». Больше на первом этапе не надо ничего говорить, если клиент сам не спросит. Самое главное, чтобы клиенту сразу дали понять, что его заметили и предложили услуги.
Информация о работе Мерчандайзинг: обслуживание покупателей в торговом зале