Мерчандайзинг - merchandising (англ.) - маркетинг в стенах магазина;
искусство торговать
Продукцию можно рекламировать
двадцать четыре часа в сутки - на улицах,
по телевидению, в Интернете. Однако
реклама не более чем провоцирует
процесс покупки. До 80% покупателей принимают
решение о покупке непосредственно в магазине
Основной задачей
мерчандайзера становится представление
товара в точке продаж так, чтобы
покупатель его лучше видел и
купил.
Задачи мерчандайзинга:
- Управление сбытом (эффективное представление товаров в магазине, привлечение внимания потребителей к новым товарам и специальным предложениям)
- Поддержание конкурентоспособности предприятия (обеспечение более полного удовлетворения потребностей покупателей, закрепление в сознании покупателей отличительного образа магазина и ассортимента товаров, создание обстановки, в которой посетители получали бы удовольствие от процесса совершения покупок)
- Совершенствование рекламно-коммуникационной политики (разработка программы маркетинговых коммуникаций, обеспечение покупателей необходимой информацией, совершенствование видов и способов применения рекламы)
- Совершенствование торгово-технологических процессов в магазине (более эффективное использование торговых площадей, обеспечение доступности товаров для покупателей в процессе выбора без участия продавцов-консультантов, сокращение периода адаптации покупателей в торговом зале)
- Выкладка товаров является одним из основных элементов системы мерчандайзинга. Очень часто внедрение мерчандайзинга начинают именно с контроля и анализа выкладки товара. Мерчандайзинг продукции так же важен, как разработка бренда товара, наружная реклама или проведение рекламных акций.
- Планограмма – это схема, по которой расставляется ассортимент торговой марки. Безусловно, у всех организаций подобные карты выкладки различаются, но все они основаны на общих принципах.
- Ассортиментная матрица — это полный перечень всех товарных позиций, утвержденных для продажи в конкретном магазине на определенный период времени с учетом требований ассортиментной политики компании и особенностей формата и расположения магазина.
Ассортиментный минимум — перечень товарных позиций, которые
должны постоянно присутствовать в конкретном
магазине (или во всех магазинах сети)
в любой период времени независимо от
сезона. Это — ядро ассортимента, его основа.
Он справедлив для всех магазинов сети.
Товары, входящие в ассортиментный минимум,
должны контролироваться мерчандайзерами
постоянно. Наличие дефицита по этим товарам
недопустимо.
Мерчандайзинг
базируется на четырех основных компонентах
маркетинга (правило четырех P)
- Объем запаса товара
должен обеспечивать уровень
запаса, который в 1,5 раза превышает
предполагаемые продажи за период
до следующей поставки.
- Продукция, фирменное торговое
оборудование, полки и рекламные
материалы должны содержаться в чистоте
и неповрежденном виде.
- Цена продукции должна
быть четко обозначена и хорошо
видна покупателю
- Ценник не должен закрывать
товар
- Информация на ценнике должна
быть видна с любой точки подхода к
товару
Отсутствие ценника в 95% случаев
отпугивает покупателя, он не купит
«бесценный» продукт.
- Правильное месторасположение
продуктов помогает максимально
охватить поток покупателей и задействовать
импульс при покупке
- Promotion – продвижение, реклама
- Для привлечения внимания, повышения
узнаваемости брендов, подчеркивания
их имиджа и, как следствие, увеличение
продаж продукцию должны сопровождать
рекламные материлы
Существует
несколько общих правил размещения
рекламных материалов. Они должны:
- Находиться непосредственно около выкладки указанного товара либо по ходу к ней
- Быть хорошо видны покупателю
- Быть актуальными
- Находиться в чистоте и целости
Рекламные
материалы:
- Дисплей/Стойка – вид дополнительной выкладки, когда товар располагается на специальной имиджевой конструкции из картона, пластика, дерева или металла.
- Торец – вид дополнительной выкладки товара, когда он располагается на торцевом полочном стеллаже.
- Паллета/Паллетная выкладка – вид дополнительной выкладки, при которой товар располагается на полу торгового зала на специальной паллетной конструкции или непосредственно на ящиках из-под продукции, как правило , оформленных паллетной обмоткой.
- Паллетная обмотка – лента из гофроматериала или винила с нанесенным повторяющимся изображением – логотипом, слоганом, названием торговой марки – для оформления паллеты из ящиков.
- Некхенгер – вид POS материала, представляющий собой полиграфическое изображение на плотной бумаге или картоне, которое вешается непосредственно на горлышко бутылки.
- Воблер – вид POS материала, представляющий собой полиграфическое изображение на плотной бумаге, картоне или пластике с приклеенной к нему двусторонним скотчем прозрачной пластмассовой полоской. Другой стороной эта полоска с помощью такого же скотча прикрепляется к любой вертикальной плоскости.
- Шелфтокер – вид POS материала, представляющий собой полиграфическое изображение на плотной бумаге, картоне или пластике , которое крепится к полке непосредственно под товаром и служит мини-вывеской, выделяющей продукт среди других
- Шелфорганайзер - вид POS материала, представляющий собой полиграфическое изображение на плотной бумаге, картоне или пластике в виде лотка на который ставится товар на полке.
- Шелфдивайдер - вид POS материала, представляющий собой полиграфическое изображение на плотной бумаге, картоне или пластике , которое располагается перпендикулярно полке, выделяя визуально товар или целую категорию.
В рекламной кампании
Coke Zero агентство Leo Burnett (Манила, Филиппины)
предложило интересную идею для выкладки
товара в магазине - перевернутую пирамиду
как подтверждение того, что невозможное
возможно.
А главное - креаторам
агентства удалось сохранить
функциональность выкладки при всей
ее невероятности. В результате такого
размещения продажи напитка в
супермаркетах-участниках акции выросли на 13%.
Результаты мерчандайзинга:
Для потребителя
- Легче ориентироваться в категории и выбрать необходимый продукт
- Как следствие, более легкий, удобный, приятный процесс покупки в целом
Для владельца
магазина
- Увеличение покупательского потока
- Проще управлять товарооборотом
- Увеличение продаж сопутствующих товаров
- Увеличение объема продаж и прибыли
Для производителя
- Привлечение внимания покупателя к товару
- Доведение до потребителя информации о свойствах и преимуществах товара
- Стимулирование желание потребителей выбрать и купить продвигаемый товар
- Формирование положительного имиджа компании у персонала торговой точки и покупателей
- Конкурентное преимущество
- Увеличение объемов продаж и прибыли