Место коммерческих банков в операциях денежного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы выступает определение роли коммерческих банков в развитии денежного рынка.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
разобраться в понятие денежной системы
определить формулировки «денежное обращение» и «денежный (финансовый) рынок»
разобрать денежно – кредитную политику и ее цели
установить специфику банка как предприятия
определить роль банков в привлечении инвестиций
выявить связь государства и коммерческих банков

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………….3
Глава I. Денежная система страны
1.1.Понятие денежной системы………………………………………….……5
1.2. Денежное обращение и денежный (финансовый) рынок………….……6
1.3. Денежно – кредитная политика и ее цели……………………………….9
Глава II. Место коммерческих банков в операциях денежного рынка
2.1 Специфика банка как предприятия……………………………………....15
2.2 Роль банков в привлечении инвестиций…………………………………17
2.3. Взаимодействие государства и коммерческих банков…………………22
Заключение…………………………………………………………………….30
Список используемой литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

ком банки.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

При повышении учетной ставки до такого уровня, когда она становится выше ставки межбанковского рынка, коммерческие банки сокращают заимствование средств у центрального банка. Это замедляет темпы роста или сокращает предложение денег. Повышение учетной ставки соответственно приводит к росту ставки процента на межбанковском рынке и “удорожает” кредит, предоставляемый экономическим субъектам.

Инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объемы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. Однако кризис 1929-1933 гг. показал, что обязательные резервы в этой роли оказались не эффективны. Для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательное резервирование является теперь одним из основных инструментов денежно-кредитной политики. Центральные банки могут применять его как ко всем инструментам кредитно-финансовой системы, так и выборочно. В настоящее время резервирование обязательно как для всех коммерческих банков, так и для других депозитных институтов. Центральные банки обычно устанавливают целый ряд норм обязательных резервов. В качестве критерия их дифференциации может быть выбран состав банковских резервов. Так, если целью является рост сбережений населения, то центральный банк может установить более низкие нормы для срочных депозитов и более высокие для депозитов до востребования.

В период инфляции центральный банк может повысить резервную норму. Обычно банки в ответ на это одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд. Понижение резервной нормы центральным банком переводит часть обязательных резервов в избыточное и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования, а значит, и предложение денег в стране.

При использовании такого инструмента денежно - кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных операций.

Наиболее важным инструментом контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке, которые центральный банк использует в качестве оперативного средства регулирования. Основным условием их применения является наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.

Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке - продаже ценных государственных бумаг коммерческим банком, населению. При этом объектом покупки - продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги. В процессе проведения операций на открытом рынке центральный банк воздействует прежде всего на величину денежной базы. При необходимости увеличить предложение денег центральный банк начинает покупать ценные бумаги.

Если необходимо сократить денежную массу, центральный банк продает ценные государственные бумаги коммерческим банкам, населению.

Для воздействия на денежную массу может быть использован и такой инструмент денежно - кредитной политики, как покупка - продажа центральным банком иностранной валюты. Такие операции, называемые интервенциями на валютном рынке, влияют прежде всего на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к уменьшению денежной базы и предложения денег.

Наряду с косвенными инструментами денежно - кредитного регулирования существуют и прямые методы контроля. В основном это лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование  кредитов. Административный контроль над процентной ставкой может осуществляться путем определения величины ссудного процента или его предельного значения, процентной ставки по депозитам и сберегательным вкладам. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии (кредитного потолка). Общие (совокупные) кредитные потолки устанавливаются в отношении общей суммы кредитов, предоставляемых банковским сектором. Для всех коммерческих банков устанавливаются одинаковые ограничения для темпов или объемов роста кредита. В некоторых случаях ограничивается кредит только для определенных секторов экономики. Выборочный кредитный контроль еще называют селективным. К селективным методам денежно - кредитного регулирования можно отнести также установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков, ограничение потребительского кредита, контроль за ипотечным кредитом.

Как известно, основными промежуточными целями денежно-кредитной политики являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определенных целей, ибо, как следует из анализа равновесия денежного рынка, каждой ставке процента соответствует определенная денежная масса и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать: ставку процента или объем денежной массы.

Различают виды денежно-кредитной политики в зависимости от ее конечных целей. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег” (политика кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег” (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля за приростом денежной массы, увеличении предложения денег.

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

 

Глава 2. Место коммерческих банков в операциях денежного рынка

 

2.1 Специфика банка как предприятия

 

В основе деятельности любого банка лежит идея его функционирования как специфического предприятия. Банки могут быть при этом самыми разнообразными.

Типы банков. По характеру выполняемых операций банки могут быть эмиссионными и коммерческими. В первом случае это означает, что продуктом банка является эмиссионное регулирование; подобная операция, как правило, возложена на центральные банки. Ими могут быть государственные (национальные, народные) банки, а также другие крупные банки, выполняющие по распоряжению законодательной власти операции по выпуску и изъятию денег из обращения. Главной задачей таких банков является укрепление позиций денежной единицы как внутри страны, так и за рубежом. Обычно эмиссионные банки не занимаются кредитованием народного хозяйства и населения; эта операция входит в компетенцию коммерческих банков, которые предоставляют самые разнообразные ссуды, как предприятиям, так и отдельным гражданам.

По срокам выдаваемых кредитов могут быть банки, предоставляющие преимущественно долгосрочные или краткосрочные ссуды. Задача таких банков — обеспечить на возвратной основе потребности заемщиков в дополнительных ресурсах, в которых они нуждаются в ходе своей коммерческой деятельности.

Банки можно классифицировать и по хозяйственному признаку — промышленные, торговые, сельскохозяйственные (с самой разнообразной комбинацией отраслей), внешнеторговые. В мировой практике выделяются также сберегательные, депозитные, инвестиционные, ипотечные банки, в основные задачи которых входит аккумуляция свободных денежных средств, привлечение депозитов (вкладов) и их использование преимущественно для кредитования других кредитных учреждений. В банковской системе отдельно могут быть представлены кредитные учреждения, выполняющие специальные задачи — различного рода инновационные банки, фонды специального назначения, общества взаимного кредита, ломбарды, кассы взаимопомощи.

По территориальному признаку банки делятся на местные (региональные) и обслуживающие потребности ряда регионов, страны в целом, международные. Разумеется, на практике трудно встретить тот или иной банк в чистом виде. Вряд ли найдется, к примеру, крупное кредитное учреждение, которое выдает только краткосрочные кредиты, только кредиты промышленным предприятиям, только клиентам отдельно взятого региона. В современном денежном хозяйстве скорее можно найти комбинацию выполняемых банком операций при сохранении, однако, главного направления их деятельности, что, собственно, и позволяет нам выделять отдельные их типы.

Среди критериев классификации кредитных учреждений следует особо выделить признак собственности. По характеру собственности банки могут быть государственные, акционерные, кооперативные, частные, муниципальные, смешанные. В банках государственного типа признак государственности с позиции собственности на банковский капитал является основополагающим. Исходным в деятельности таких банков является ее подчиненность государственным национальным интересам (например, поддержание стабильности денежного обращения через систему эмиссионных банков, финансирование программ развития тех или иных отраслей или регионов через государственную систему коммерческих банков). На базе государственной собственности в стране созданы различные отраслевые банки, учредителями которых стали отраслевые министерства и ведомства. Особенность данных банков состоит в том, что их стартовый капитал не единственный капитал, скорее он является акционерным, поскольку может включать в себя другие части, относящиеся к другим формам собственности. Это, однако, не мешает данным банкам оставаться государственными по характеру своей деятельности, поскольку они призваны, прежде всего, содействовать развитию предприятий соответствующей отрасли народного хозяйства.

Наиболее распространенная форма собственности в современном банковском деле — акционерная. Акционерами могут выступать самые разнообразные юридические и физические лица. Даже государственный банк, где преобладание государственной формы собственности является естественным, может включать в качестве своих учредителей другие юридические лица, например другие банки. Капитал такого государственного банка становится акционерным, однако, это не мешает ему обеспечивать реализацию национальных интересов.

Учредителем кооперативного банка является соответствующий союз кооперативов, пайщиками такого банка выступают кооперативы. Обычно это более мелкие банки, как по уставному капиталу, так и по масштабам деятельности. Совладельцами кооперативного банка могут быть не только кооперативы (как пайщики, так они в нем преобладают), но и другие лица, в том числе государственные предприятия.

В настоящее время разрешены частные, муниципальные и смешанные (с участием иностранного капитала) кредитные учреждения. Важно при этом, чтобы законодательство обеспечивало не только разнообразие типов банков, но и их равноправие. В любом случае необходимо, чтобы банк был автономным предприятием.

 

    1. Роль банков в привлечении инвестиций

 

Ситуация в экономике, сложившаяся к настоящему времени делает особенно актуальным вопрос об инвестициях. Признаки экономической стабилизации налицо. Падение ВВП и промышленного производства в целом существенно замедлилось. Сохраняются низкие темпы инфляции, укрепляются позиции национальной валюты. Однако продолжает оставаться неблагоприятной ситуация в инвестиционной сфере.

Следует подчеркнуть, что это сокращение произошло на фоне низкой инфляции, существенного снижение доходности государственных ценных бумаг. Сохранение тенденций инвестиционного спада не позволяет пока говорить о достаточности предпосылок перехода к устойчивому экономическому росту. Необходимо отметить, что в ряде отраслей наблюдающийся рост и оживление основанный на использовании имеющихся производственных мощностей, бывших хронически незагруженными на протяжении последних нескольких лет. Устойчивый же и долговременный рост может быть обеспечен только за счет введения новых мощностей и применения новых технологий, а это, в свою очередь, обязательно предполагает рост инвестиций в реальный сектор экономики.

Важную роль в повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического роста призваны сыграть банки. Однако в настоящее время банки еще не стали аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов, ни их эффективным оператором. Причины такого положения многообразны. Но, если говорить кратко, то неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере проявляется и в банковском секторе. Более того, ряд факторов, в целом благоприятных с точки зрения макроэкономики, оказывает на развитие кредитных организаций довольно противоречивое влияние. Так, существенное замедление темпов инфляции, падение доходности государственных ценных бумаг, порой отрицательная доходность валютного и фондового рынков приводят к ухудшению финансового положения кредитных организаций. Распространенная логика, что в таких условиях свободные финансовые ресурсы, а за ними и все банки устремятся в реальный сектор экономики, на практике дает сбой. Инвестиций по-прежнему нет. И пока нет оснований считать, что в ближайшее время они будут.

Во-первых, остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность. Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. В настоящее время кредитование промышленных предприятий, которое призвано, как правило, возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный характер и осуществляются или под контрольные экспортные поставки, или под готовую ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от этих вложений.

Информация о работе Место коммерческих банков в операциях денежного рынка