Метод научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 00:26, реферат

Описание работы

Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приёмов, операций. Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально- экономические, правовые и т.д.

Файлы: 1 файл

основы нир.docx

— 87.91 Кб (Скачать файл)

                МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  

 

                     Понятие метод (от греческого слова «методос» -- путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приёмов, операций. Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально- экономические, правовые и т.д.

  Метод - это способ достижения цели. Под методом исследования в науке понимается способ построения и обоснования научного знания (теоретического или прикладного) для достижения поставленной цели.

 

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающеесубъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путёмвоспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие -- только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) -- как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

 

Общие методы научных исследований делят на 3 группы:

• 1.Методы эмпирического исследования.

• 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на

теоретическом уровне исследования.

• 3.Методы теоретического исследования.

 

 

 

Среди научных методов, которые широко применяются

и в технических науках, можно выделить следующие:

 

Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения различают простое и включенное наблюдение.

Простое состоит в наблюдении со стороны, когда исследователь – постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых

Включённое характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу, её деятельность в качестве участника.

Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным.

Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и другими способами.

Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: -непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; -опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).

 Счёт – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства.

Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. В криминалистике измерение применяется для определения: расстояния между предметами; скорости движения транспортных средств, человека или иных объектов; длительности тех или иных явлений и процессов; температуры, размера, веса и т.п.

 Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.

 Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Обобщение – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса. Обобщение – это средство для образования новых научных понятий, формулирования законов и теорий.

 Формализация – отображение объекта или явления в знаковой форме кого-либо искусственного языка (математики, химии и т.д.) и обеспечение возможности исследовать реальные объекты и их свойства через формальное исследование соответствующих знаков.

  Аксиоматический метод – построение научной теории, при котором некоторые утверждения (аксиомы) принимают без доказательств и затем используют для получения остальных знаний по определённым логическим правилам. 

 Индукция – получение общего правила из единичных суждений, в которых отображены единичные предметы и явления.

Дедукция – это такая форма мышления, когда новое положение выводят логическим путём из предшествующих. Индукция и дедукция составляют две неразрывные стороны единого процесса познания, которые дополняют одна другую.

Аналогия – метод научного познания, посредством которого получают знание об исследуемых предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходные признаки с другими предметами и явлениями, более известными человеку.

 Моделирование – метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью (объектом), содержащей существенные черты оригинала.

Моделирование (физическое, аналоговое, математическое и т. д.) - изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), которая замещает оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.

Анализ — расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Синтез - соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.

Абстрагирование (идеализация) - мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и отношений изучаемого явления, предмета с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений (идеальный газ, идеально упругое изотропное однородное тело).

 Гипотетический метод включает в себя разработку научной гипотезы на основании изучения физической, химической и другой сущности исследуемого явления с помощью описанных ранее способов познания и затем формулирование гипотезы, составление расчётной схемы алгоритма (модели), её изучение, анализ, разработку теоретических положений.

Исторический метод заключается в исследовании возникновения и формирования объектов в хронологической последовательности, в результате чего получают дополнительные знания об изучаемом объекте (явлении) в процессе развития.

 Идеализация – это мысленное конструирование объектов, которые практически неосуществимы (например, идеальный газ, абсолютно твёрдое тело и т.п.). • Системные методы используют при исследовании сложных систем с многообразными связями, характеризуемыми как непрерывностью и детерминированностью, так и дискретностью и случайностью. При анализе явлений и процессов в сложных системах рассматривают большое количество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделить главное и исключить второстепенное.

 Ранжирование – усиление основных и ослабление второстепенных факторов, т.е. их размещение по определённым правилам в убывающей или возрастающей последовательности в зависимости от силы фактора.

 

 По мере того, как в ходе  исследования накапливается фактический  материал, возникает необходимость  в его систематизации.  Основные  методы, используемые при этой  работе, следующие:

классификация, системные методы, вероятностно-статистические методы:

 Классификация - разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным признаком (по одному или нескольким).

 Системные методы (исследование операций, теория массового обслуживания, теория управления, теория множеств, системный анализ и др.) - исследование сложных систем с многообразными связями и большим количеством одновременно влияющих факторов.

 Вероятностно-статистические методы — позволяют исследовать случайные, вероятностные (стохастические) процессы в условиях непрерывно меняющейся обстановки и выявлять определенные закономерности, связи, в которых каждому аргументу соответствует множество значений функций.

Научный метод условно подразделяют на методы, используемые на каждом уровне исследований: эмпирический, экспериментально-теоретический, теоретический и метатеоретический.

 

  • К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты и т. д. С помощью этих методов изучаются конкретные явления, на основе которых формируются научные гипотезы.
  • Методы экспериментально-теоретического уровня (эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, гипотетический, логический и исторические методы) помогают исследователю не только собрать факты, но проверить их, затем систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины, следствия.
  • Методы теоретического уровня (абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т. д.) позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения. На теоретическом уровне научное мышление освобождается от эмпирической описательности, создает теоретические обобщения.
  • С помощью методов метатеоретического уровня (диалектический метод и метод системного анализа) исследуются сами теории и разрабатываются пути их построения, обосновываются пути синтезирования нескольких теорий. Одна из основных задач данного уровня исследований - познание условий формализации научных теорий и выработка формализованных языков (метаязыков).

Теоретические исследования - метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней ко всё более конкретному её воспроизведению в теоретическом мышлении.

 • Определение знания в  качестве конкретного или абстрактного  — относительно и имеет смысл  лишь в сопоставлении двух  знаний, отнесённых к одной и  той же реальности. Например, знание, фиксированное в уравнении Клапейрона, о связи объёма, давления и температуры газа, является абстрактным по отношению к знанию, выраженному в уравнении Ван дер Ваальса, поскольку в последнем учитываются силы притяжения между молекулами, от которых мы отвлекаемся в уравнении Клапейрона. Получение всё более и более конкретного знания является целью исследования.

• При изучении целого, представимого как органическая система связей, первым шагом является выделение основной или исходной связи и её исследование при отвлечении — изоляции — этой связи от других существенных связей.

• Последующее исследование связей — конкретизация предмета изучения — проводится уже не изолированно, а с учётом результатов предшествующего анализа.

• Способ учёта и последовательность привлекаемых к анализу связей всегда определяются спецификой изучаемого предмета.

 

В методологических исследованиях до середины нашего столетия преобладал так называемый «стандартный подход», согласно которому в качестве исходной единицы методологического анализа выбиралась теория и ее взаимоотношение с опытом. Но затем выяснилось, что процессы функционирования, развития и трансформации теорий не могут быть адекватно описаны, если отвлечься от их взаимодействия.

Выяснилось также, что эмпирическое исследование сложным образом переплетено с развитием теорий и нельзя представить проверку теории фактами, не учитывая предшествующего влияния теоретических знаний на формирование опытных фактов науки. Но тогда проблема взаимодействия теории с опытом предстает как проблема взаимоотношения с эмпирией системы теорий, образующих научную дисциплину. В этой связи в качестве единицы методологического анализа уже не может быть взята отдельная теория и ее эмпирический базис. Такой единицей выступает научная дисциплина как сложное взаимодействие знаний эмпирического и теоретического уровня, связанная в своем развитии с интердисциплинарным окружением (другими научными дисциплинами).

Тогда анализ структуры научного исследования целесообразно начать с такого выяснения особенностей теоретического и эмпирического уровней научной дисциплины, при котором каждый из этих уровней рассматривается в качестве сложной системы, включающей разнообразие типов знания и порождающих их познавательных процедур.

 


Информация о работе Метод научного исследования