М.Ю.Портер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:34, реферат

Описание работы

Майкл Юджин Портер - американский экономист, ведущий специалист в области конкурентной стратегии, конкурентоспособности и экономического развития стран и регионов. Профессор Гарвардской Школы Бизнеса, где руководит программой, предназначенной для новых генеральных директоров крупных корпораций.

Содержание работы

Краткие биографические сведения 2
Карьера 3
Занимаемые должности, членство и учредительство 4
Награды и премии 5
Научные работы 6
Вклад в развитие науки 8
Заключение 12

Файлы: 1 файл

Портер Word.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Краткие биографические сведения

Майкл Юджин Портер - американский экономист, ведущий специалист в  области конкурентной стратегии, конкурентоспособности и экономического развития стран и регионов. Профессор Гарвардской Школы Бизнеса, где руководит программой, предназначенной для новых генеральных директоров крупных корпораций.  
Труды Майкла Портера признаны правительствами, корпорациями и представителями академических кругов во всем мире.  
Это яркий пример человека, который использовал все свои способности на 100%, умело расставляя в жизни приоритеты и цели, добиваясь их.

М.Портер родился 23 мая 1947 г. в Энн Арбор, штат Мичиган, в семье армейского офицера. 
В 1969-1977 гг. был резервистом армии США; получил звание капитана; 
В 1969 г. получил степень BSE в Принстонском университете, а затем степени магистра делового администрирования (1971) и доктора философии (1973) в Гарвардском университете, причем каждый этап своего обучения он завершал с отличием. Вскоре после защиты докторской диссертации он получил первую научную должность в Гарвардском университете, а в 1981 г., в возрасте тридцати четырех лет, стал профессором, и по настоящее время М. Портер продолжает работать в Гарварде. 
На протяжении всей научной карьеры М. Портер занимался изучением конкуренции, ее элементов и детерминант. Он был также консультантом многих ведущих компаний и советником правительств таких стран как Канада и Новая Зеландия.

В начале 1980-х гг. он стал членом созданной президентом Р. Рейганом Комиссии по проблемам конкуренции в промышленности.

 

Карьера

Основная область работы Майкла Портера - стратегия компании и соревнование. Он вообще признан отцом современной области стратегии, и его идеи преподаются в фактически каждой школе бизнеса в мире. Его работа также пересмотрела взгляды о конкурентоспособности, экономическое развитие, экономно несчастные городские сообщества, экологическая политика, и роль корпораций в обществе.

Портер был назначен Рональдом Рейганом Председателем Комиссии по промышленной конкурентоспособности при Президенте.  
Профессор работал в качестве ведущего советника у высшего руководства многих компаний, как в США, так и за рубежом. Вот далеко не полный список:

  • Shell,
  • Procter & Gamble,
  • Scott Miraсle-Gro,
  • Sysco DuPont Caterpillar – Голландия,
  • Semiconductor Manufacturing Company – Таиланд.

В настоящее время  является членом совета директоров двух публичных компаний: Thermo Fisher Scientific Corporation и Parametric Technology Corporation.

Также занимает пост старшего советника по стратегии Boston Red Sox, основной команды бейсбольной лиги. Консультировал многочисленные образовательные и  общественные организации в плане стратегического развития. Активно участвует в оказании помощи правительствам в Соединенных Штатах и за рубежом. Играет активную роль в американской экономической политике исполнительной власти, Конгресса, и международных организаций.

Занимаемые  должности, членство и учредительство

- В Исполнительном  комитете Совета по конкурентоспособности.  
- В частном секторе конкурентоспособности Американской организации, главных исполнительных директоров крупных корпораций, профсоюзов и университетов.  
- Председатель комиссии попечительского совета для присуждения ежегодной корпоративной премии министра торговли США. 
Профессор Портер был советником национальных лидеров во многих странах, оценивая их на конкурентоспособность. В их числе Армения, Колумбия, Ирландия, Никарагуа, Россия, Руанда, Саудовская Аравия, Сингапур, Тайвань и Великобритания. Лично возглавил основные исследования экономической стратегии правительства таких стран как: Канада, Индия, Казахстан, Ливия, Новая Зеландия, Португалия и Таиланд. 
В настоящее время руководит Центром преподавания и обучения им. К. Роланда Кристенсена.

Майкл Портер основал  три главных некоммерческих организации:

  • Инициатива для Конкурентоспособного Старого района города - ICIC в 1994, который обращается к экономическому развитию в несчастных городских сообществах;
  • Центр Эффективной Филантропии, которая создает строгие инструменты для того, чтобы измерить эффективность фонда;
  • FSG-социальные Советники по вопросам Воздействия, ведущая некоммерческая фирма стратегии служащие неправительственные организации, корпорации, и фонды в области создавания социальной стоимости. Он также в настоящее время служит на Совете попечителей Принстонского университета.

Награды и премии

1) 1973 год - Премия по  экономике Гарвардского университета  за исследования в области  промышленной организации.  
2) 1980 год - Премии Грэм и Додд от Финансовой аналитической организации.  
3) 1985 год - Премия Академии управления за книгу «Конкурентное преимущество». 
4) 1991 год - Премия Чарльза Parlin за выдающийся вклад в области стратегии и маркетинга от американской Ассоциации маркетинга. 
5) 1997 год - Лауреат премии Адама Смита, за исключительный вклад в профессиональную экономику предприятий от Национальной Ассоциации бизнес-экономистов. 
6) 2001 год - в Японии создана ежегодная премия имени Портера. Похожая премия была учреждена в 1951 году в честь Деминга за вклад и развитие в Японии качества в производстве. 
7) 2003 год - высшая награда от Академии управления за вклад в научное управление. 
8) 2005 год – почетный член Королевского общества в Эдинбурге. Также удостоен медали Дж. К. Гелбрейт от Американской экономики сельского хозяйства, отмечен властями Южной Каролины за оказание помощи и содействия в экономическом развитии.  
9) 2007 год – книга Портера «О здравоохранении» получает премию Гамильтона, как выдающийся труд. 
10) 2008 год – впервые в истории беспрецедентная премия от Департамента торговли США.

 
Получил шесть наград им. McKinsey (награда  в области маркетинга), в том  числе, впервые в истории награждения  первые четыре места были присуждены Портеру. Имеет почетные докторские степени в США и еще в девяти странах мира. Получил национальные награды в Испании и Никарагуа.

Научные работы

Монографии:

  • «Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов». 1980г.
  • «Конкретные примеры в конкурентной стратегии». 1982г.
  • «Конкурентное преимущество: создание и поддержка высокой производительности». 1985г.
  • «Конкуренция в глобальных отраслях». 1986г.
  • «Конкурентные преимущества наций». 1990г.
  • «Канада на распутье. Итоговый отчет: реальность новой конкурентной среды». 1991 г.
  • «Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран». 1993г.
  • «Что такое стратегия?». 1996г.
  • «Может ли Япония конкурировать?» М. Портер, Х. Такеучи, М. Сакакибара. 2000г.
  • «Переосмысление здравоохранения. Формирование цен на основе конкурса по результатам». 2006г.
  • «О конкуренции». 2008г.
  • «Пять конкурентных сил, которые формируют стратегию» - переработанное и дополненное издание. 2008г.
  • «Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость». 2008г.

Основные  статьи

  • «Как конкурентоспособные силы формируют стратегию», Обзор бизнеса Гарварда, март/апрель 1979.
  • «Конкурентоспособная Стратегия», Свободная пресса, Нью-Йорк,1980.
  • «Конкурентоспособное Преимущество», Свободная пресса, Нью-Йорк, 1985.
  • «Соревнование в Глобальных Отраслях промышленности», Пресса Гарвардской школы бизнеса, Бостон, 1986.
  • «От Конкурентоспособного Преимущества до Корпоративной стратегии», Harvard Business Review, Могут/Июнь 1987, стр. 43-59.
  • «Что является Стратегией», Harvard Business Review, декабрь 1996.
  • «На Соревновании, Бостоне: Гарвардская школа бизнеса», 1998.
  • «Конкурентоспособное Преимущество Стран», Свободная пресса, Нью-Йорк, 1990.
  • «К Динамической Теории Стратегии», Стратегический управленческий Журнал, 12 (Зимний Специальный выпуск), стр. 95-117.
  • «Насколько Промышленность Имеет значение, Действительно?» Стратегический управленческий Журнал, 18 (Летний Специальный выпуск), стр. 15-30.
  • «Стратегия и Интернет», Harvard Business Review, март 2001,стр. 62-78.
  • «Стратегия и Общество: Связь Между Конкурентоспособным Преимуществом и Корпоративной социальной ответственностью», Harvard Business Review, декабрь 2006, стр. 78-92.

В разные годы опубликовано 18 книг и более 125 статей. Книга «Конкурентная  стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов» была переиздана 63 раза, переведена на 19 языков.

 

Вклад в развитие науки

«Стратегия конкурентной борьбы, – пишет Портер, – это оборонительные или наступательные действия, направленные на достижение прочных позиций в отрасли, на успешное преодоление пяти конкурентных сил и тем самым на получение более высоких доходов от инвестиций.» Хотя Портер признает, что компании продемонстрировали много разных способов достижения этой цели, он настаивает на том, что превзойти другие фирмы можно всего лишь с помощью трех внутренне непротиворечивых и успешных стратегий. Вот эти типовые стратегии:

  • Минимизация издержек.
  • Дифференциация.
  • Концентрация. 

В работе Competitive Strategy (1980) М. Портер изложил новый революционный подход к стратегии предприятия. Отвергая применявшиеся в этой области подходы, М. Портер использовал для анализа процесса разработки стратегии законы микроэкономики. Первым шагом стало рассмотрение стратегии в качестве принципа, который мог бы применяться не только к отдельным компаниям, но и к целым секторам промышленности. Анализ стратегических требований различных отраслей позволил М. Портеру разработать первую из его моделей, так называемую модель пяти сил.  
Значение каждой из пяти сил может изменяться от отрасли к отрасли, однако, учитываемые вместе, они определяют значение долгосрочной прибыльности.

Пять сил Портера  включают в себя:

  • анализ угрозы появления продуктов-заменителей;
  • анализ угрозы появления новых игроков;
  • анализ рыночной власти поставщиков;
  • анализ рыночной власти потребителей;
  • анализ уровня конкурентной борьбы.

Концепция

Методикой выделяются пять сил, которые определяют уровень  конкуренции, и, следовательно, привлекательности ведения бизнеса в конкретной отрасли.

Привлекательность отрасли, в данном контексте, имеет отношение  к достаточной рентабельности отрасли. «Не привлекательной» отраслью является такая, в которой сочетание сил снижает рентабельность. Самой «не привлекательной», является отрасль, которая приближается к совершенной конкуренции.

Портер называет эти  силы «микросредой», противопоставляя ее большому количеству факторов, включенных в термин «макросреда». Макросреда состоит из тех сил, которые влияют на способность компании к обслуживанию собственных клиентов и получению прибыли. Изменение в любой из сил «микросреды» обычно требует, чтобы компания пересмотрела свое место в отрасли и на рынке. Достаточная привлекательность отрасли не означает, что любая компания в ней будет получать одинаковую прибыль. Компании должны так применять свои ключевые компетенции, бизнес-модели или сбытовые сети, чтобы получить прибыль больше, чем в среднем по отрасли. Хорошим примером является рынок пассажирских авиаперевозок. В отрасли, в которой рентабельность достаточно низкая, находятся компании, которые за счет уникальных бизнес-моделей, получают прибыль выше, чем в среднем по отрасли.

«Анализ пяти сил Портера» включает в себя три силы «горизонтальной» конкуренции: угроза появления продуктов-заменителей, угроза появления новых игроков, уровень конкурентной борьбы; и две силы «вертикальной» конкуренции: рыночная власть поставщиков и рыночная власть потребителей.

Анализ пяти сил Портера  является только частью всех стратегических моделей Портера. Остальными элементами являются «цепочка добавленной стоимости» и «типовые стратегии».

М. Портер ясно дает понять, что ни в одной отрасли не существует единственной наилучшей стратегии; в частности, в отраслях, которые он рассматривает в качестве примера — автомобиле- и судостроении — разные фирмы используют различные стратегии. Хотя в каждой отрасли действуют одни и те же пять конкурентных сил, реакции на них, как отмечалось выше, могут носить различный характер. 
М. Портер вводит концепцию ценностной цепочки. В сущности, ценностная цепочка учитывает все действия фирмы, которые приводят к увеличению ценности ее товара. Основными видами деятельности являются те, которые связаны с производством товара и его доставкой потребителю. Вспомогательные виды деятельности способствуют непосредственному увеличению ценности, как например, технологическое развитие или позволяют компании действовать более эффективно: “фирмы получают конкурентное преимущество за счет осознания новых направлений своей деятельности, новых процедур, новых технологий или новых исходных материалов” (1990: 41). М. Портер считает, что ценностная цепочка имеет исключительно важное значение, так как она показывает, что фирма представляет собой нечто большее, чем простой набор видов деятельности; все действия фирмы связаны друг с другом и благодаря этим взаимосвязям могут осуществляться необходимые компромиссы. Для того, чтобы успешно реагировать на внешние воздействия отрасли и обеспечить достижение конкурентных целей фирма должна решить, какие из этих видов деятельности должны быть оптимизированы. 
 
Суть международной стратегии состоит не в нахождении компромисса между концентрацией и дисперсностью, а в ослаблении или устранении противоречий между ними (1986: 35).

Привлекательность моделей М. Портера как раз и заключается в их простоте; он побуждает читателей использовать их в качестве отправной точки для изучения компромиссов и связей между различными элементами. При надлежащем использовании эти модели обеспечивают чрезвычайно гибкие возможности проведения анализа, который поможет прояснить ситуацию и определить генеральное направление движения (в особенности в рамках международной стратегии).

 

Заключение

Работы Майкла Портера предоставили фирмам эффективные методы анализа конкуренции и разработки стратегии как на внутренних, так и на международных рынках. Определив точку пересечения экономических и стратегических задач, М. Портер продемонстрировал возможности их совместного исследования, что позволило ему внести важный вклад в развитие нашего понимания стратегии и конкуренции.

Информация о работе М.Ю.Портер