Мотодология разработки управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:
- закрепить теоретические знания по дисциплине: «Методы принятия управленческих решений»;
- проанализировать процесс принятия управленческих решений менеджером на предприятии;
- предложить мероприятия по совершенствованию процесса принятия решений на предприятии.

Файлы: 1 файл

методы.docx

— 35.17 Кб (Скачать файл)

       К сожалению, на практике, процесс принятия управленческих решений проходит не гладко:

-под-этапы могут проходить не в такой очередности, они могут отрываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению;

-процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее;

-ограниченный объем информации  ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции;

-предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения;

-нет стремления к оптимальному  решению, если есть удовлетворяющее;

-участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения под-этапов;

-менеджеры различным  образом вмешиваются в структуру  и процесс принятия решений, влияя  таким образом, на их качество.

        Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение (ЛПР) с помощью определенных правил.

       Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме включает себя план (программу)действий по достижению поставленной цели.

       Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют седеющие признаки:

 -возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;

-наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;

-необходимость ролевого акта ЛПР при выборе решения, так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений.

    Соответственно  под управленческим решением (УР) понимается:

1) поиск и нахождение  наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий менеджера.

2) конечный результат постановки и выработки УР.

     Наибольший интерес представляет процесс принятия реализации решений как последовательная смена взаимоувязанных стадий, этапов различных действий менеджера, вскрывающая технологию мыслительных действий, поисков истины и анализа заблуждений, путей движения к цели и средств ее достижения. Только такой подход позволяет понять зафиксированный акт управленческого решения, источники его происхождения.

     К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести:

1) всестороннюю обоснованность решения;

2) своевременность;

3) необходимую полноту содержания;

4) полномочность;

5) согласовать с принятыми ранее решениями.

      Всесторонняя обоснованность решен чает, прежде всего, необходимость принятия е на баре максимально полной и достоверной информации. Однако только это о недостаточно. Оно должно охватывать весь спектр вопросов, всю полноту потребностей управляемой системы. Для этого необходимо знание особенностей, путей развития управляемой, управляющей систем и окружающей среды.

       Требуется  тщательный анализ ресурсного  обеспечения, научно-технических возможностей, целевых функций развития, экономических и социальных перспектив предприятия, региона, отрасли, национальной и мировой экономики. Всесторонняя обоснованность решений требует поиска новых форм и путей обработки научно-технической и социально-экономической информации, то есть формирования передового профессионального мышления, развития его аналитико-синтетических функций.

       Своенравность  управленческого решения означает, что принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности и задачи системы.

       Преждевременно принятое решение не находит подготовленной почвы для его реализации и развития и может дать импульсы развития негативных тенденций. Запоздалые решения не менее вредны для общества. Они не способствуют решению уже «перезревших» задач и еще более усугубляют и без того болезненные процессы.

         Необходимая полнота содержания  решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы деятельности, все направления развития.

         Важным требованием управленческого решения является полномочность (властность) решения-строгое соблюдение субъектом управления тех прав полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления. Сбалансированность прав и ответственности каждого   органа, каждого звена и каждого уровня управления- постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновением новых задач развития и отставанием от них системы регламентации н регулирования

          Согласованность с принятыми ранее решениями означает так же необходимость соблюдения четкой причинно-следовательнной связи

 

общественного развития. Она необходима для соблюдения традиций уважения к закону, постановлением, распоряжениям. На уровне отдельной фирмы она необходима для осуществления последовательной научно- технической, рыночной и социальной политики, четкого функционирования производственного аппарата.

         Согласованность с принятыми ранее решениями означают также необходимость соблюдения четкой причинно-следственной связи общественного развития. Если необходимо, должны отменяться принятые ранее решения, вступившие в противоречия с новыми условиями существования системы. Появление противоречащих друг другу решений есть, прежде всего, следствие плохого познания и понимания законов общественного развития, проявления низкого уровня управленческой культуры. Принятие УР требует высокого уровня профессионализма и наличия определенных социально-психических качеств личности, чем обладают не все специалисты, имеющие профессиональное образование, а всего лишь 5-10% из них.

          Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.

          Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

          При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует «шестое чувство», своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки. Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый, с поправкой на сегодняшний день выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако, здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.

          Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того менеджер при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее. Мощным фактором, активизирующим процесс принятия решения, выступают современные средства оргтехники, включая вычислительные сети. 
Это требует высокого уровня культуры в области математики и программирования, технологии использования технических средств. Однако процесс принятия решения, выбора конкретного варианта всегда будет иметь творческий характер, и зависеть от конкретной личности.

         Классификация УР необходима для определения общих и конкретно- специфических подходов к их разработке, реализации оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. УР могут быть классифицированы самыми разнообразными способами. Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации:

  1. по функциональному содержанию;

2) по характеру решаемых задач (сфере действия);

3) по иерархии управления;

4) по характеру организации разработки;

5) по характеру целей;

6) по причинам возникновения;

7) по исходным методам разработки;

8) по организационному  оформлению.

      УР могут быть классифицированы по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, например:

а) решения плановые;

б) организационные;

в) контролирующие;

г) прогнозирующие.

       Обычно такие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.

Другой принцип классификации связан с характером решаемых задач:

а) экономических;

б) организационных;

в) технологических;

г) технических;

д) экологических и прочих.

     Чаще всего УР связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.

     По уровням иерархии систем управления выделяют УР на уровне БС, на уровне подсистем: на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводится до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.

     В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие УР:

а) единоличные;

б) коллегиальные;

в) коллективные.

      Предпочтение способа организации выработки УР зависит от многих причин: компетентности менеджера, уровня квалификации коллектива, характера задач, ресурсов т.д.

     По характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как:

a) текущие (оперативные);

б) тактически;

в) стратегические;

По причинам возникновения УР делятся на:

а) ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;

б) по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;

в) программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;

г) инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;

 д) эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности работ сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).

      Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки УР. К их числу можно отнести:

 а) графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем).

б) математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков событий, ресурсов;

в) эврестические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.

по организационному оформлению УР делятся на:

а) жесткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;

б) ориентирующие, определяющие направление развития системы;

в) гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;

г) нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.

       Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет.

       В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные рискованные и осторожные решения. Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

           Импульсивные решения, авторы которых  легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются «с наскока», «рывками».

          Инертные решения-становятся результатом осторожного поиска. В наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальности, блеск, новаторство.

Информация о работе Мотодология разработки управленческих решений