Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:22, реферат

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Сущность налогов и их роль в экономике государства
Правовое значение объекта налогообложения
Принципы построения налоговой системы
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
. Структура налогообложения РФ
. Основные налоги, взимаемые в России
3. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности
Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Налоговая система.docx

— 36.52 Кб (Скачать файл)

Однако налоговая санкция  в виде штрафа не является единственной мерой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Так, ст.13 Закона РФ “Об основах налоговой  системы в Российской Федерации” предусматривает четыре вида санкций  за нарушение налогового законодательства. Это – взыскание всей суммы  сокрытого или заниженного дохода (прибыли), штраф, пеня, взыскание недоимки.

Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных  законом случаях несет ответственность  в виде:

а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли);

б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; за непредоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;

г) взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых – на имущество этих лиц.

Наиболее характерной  санкцией, применение которой и выражается рассматриваемый вид правовой ответственности, является взыскание недоимки по налогам (принудительное осуществление обязанности, невыполненной правонарушителем –  принудительное изъятие).

Термин “взыскание налога”  вписывается только в правовую конструкцию  института ответственности –  в случае неуплаты налога добровольно (наступает ответственность) взыскивается недоимка по налогу.

Принудительное изъятие  не уплаченных в срок сумм налогов, применяемых в бесспорном порядке  в отношении юридических лиц, можно назвать мерой налоговой  ответственности, понимая ответственность  в ее наиболее традиционном понимании, то есть как меру принуждения. Одновременно с взысканием недоимки налагается и штраф на лицо, совершившее правонарушение, то есть возлагается дополнительное обременение.

Взимание налога с правовой точки зрения следует расценивать  как обязанность государства  по сбору налога в целях защиты прав и законных интересов граждан. В случае добровольной уплаты налогоплательщиком налога он взимается государством, в случае же неуплаты его в срок, государством взыскивается недоимка по налогу. Следует также иметь в  виду, что обязанность по обеспечению  исполнения обязательства, как правило, лежит на должнике, а не на кредиторе, которым является государство, взимающее  налог.

Институт “обеспечение исполнения обязательств” является институтом гражданского права, который хотя и  предусматривает пеню в форме  неустойки как способ обеспечения  исполнения обязательств, но неустойка  в гражданских правоотношениях  традиционно применяется как  мера ответственности.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. отмечено, что  по смыслу ст. 57 Конституции РФ налоговое  обязательство состоит в обязанности  налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением  ущерба, понесенного государством в  результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в  срок в случае задержки уплаты налога.

Специфической мерой воздействия  налоговой ответственности является налоговый штраф, который налагается одновременно с взысканием недоимки. Эта санкция сходна с одноименной  мерой административной ответственности, но имеет и ряд особенностей. Она  применяется в соответствии с  действующим законодательством  без учета вины налогоплательщика  не только в отношении физических, но и юридических лиц. Штраф невозможно заменить иным взысканием. Наложение  штрафа, как и такая мера налоговой  ответственности, как взыскание  всей суммы сокрытого или заниженного  дохода, носит карательный характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно  повлияли на реализацию государством своих экономических функций  и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования  новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и  социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех  национальной реформы прежде всего  зависит от надежности государственных  гарантий свободы, обоснованности и  стабильности правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической  безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.

Особенность реформирования экономики в России такова, что  налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать  без соответствующего правового  обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных  прав и законных интересов каждого  налогоплательщика.


Информация о работе Налоговая политика