Общественное мнение: понятие, структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:31, реферат

Описание работы

Общественное мнение формируется как отражение объективно происходящих процессов с одной стороны, а с другой – является результатом целенаправленного воздействия, реализуемого через различные коммуникационные каналы, в первую очередь - через СМИ. Данный механизм формирования общественного мнения позволяет с помощью целенаправленного влияния моделировать общественное мнение относительно различных событий и общественных деятелей, а так же при определенных обстоятельствах – манипулировать общественным мнением для достижения необходимого результата.
Целью данной работы является изучить общественность, общественное мнение, рассмотрение структур и функций общественного мнения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Содержание общественного мнения и его структура……………………………5
2. Функции общественного мнения………………………………………………….9
3. Связи с общественностью………………………………………………………..11
4. Управление общественным мнением……………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 35.32 Кб (Скачать файл)

Итак, общественное мнение - это состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям, фактам действительности. Оно выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях. В зависимости от содержания высказываний этот феномен выражается в оценочных, аналитических и конструктивных суждениях, в зависимости от знака высказываний - в позитивных или негативных вариантах.

В поле зрения общественного мнения попадают лишь те проблемы, события, которые вызывают общественный интерес, отличаются актуальностью и дискуссионностью.

В качестве субъекта общественного мнения выступают классы, группы, слои населения. Формирование общественного мнения может быть стихийным и сознательным.

Оно может содержать в себе правильные и иллюзорные представления о действительности. Набирает силу и мировое общественное мнение, предмет которого - глобальные вопросы сохранения жизни на Земле.

 

3. Связи с общественностью.

Связи с общественностью являются дисциплиной, которая соединяет в себе как социологические, так и экономические аспекты. Основная задача СО заключается в налаживании отношений между различными аудиториями, зачастую противоположными по своим интересам и задачам. Следует отметить, что СО не просто исследует явления и их общественную природу, но и создает методы, позволяющие скорректировать ситуацию в зависимости от намеченных целей.

Сегодня предметом связей с общественностью как науки являются:

· особая область деятельности (поведение людей в реальных социально-экономических процессах);

· коммуникационные процессы (принятие решений в сфере коммуникативного пространства, социально-психологическая деятельность);

· функции менеджера по связям с общественностью (создатель концепции управления коммуникативной сферой, инициатор, организатор, эксперт, консультант, принимающий решения);

 

· структура его профессиональных качеств (коммуникативность, лидерство, ответственность, гибкость мышления, высокая общая культура).

Целью связей с общественностью как науки является разработка и применение на практике различных подходов и методов, обеспечивающих установление взаимоотношений между различными социальными группами, основанных на информированности и, как следствие, доверии.

Термин "связи с общественностью" является точной калькой с английского "public relations". В основе данного словосочетания находится слово "отношения". Соответственно в современной теории и практике под "связями с общественностью" понимается процесс установления доверительных взаимоотношений на основании своевременного и полного информирования. Сегодня связи с общественностью предполагают в первую очередь налаживание каналов коммуникации, по которым пойдет сообщение, подготовку сообщения с точки зрения целевой аудитории. Связи с общественностью предполагают, прежде всего, последовательную долгосрочную работу, нацеленную на создание и поддержание репутации компании или отдельно взятого человека как социально ответственного, т. е. исходящего из интересов общества, а не своих личных.

В современной практике связи с общественностью иногда путают с понятиями "пропаганда" и "реклама". Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Пропаганда не предполагает ведения двустороннего диалога, учета мнения оппонента. Пропаганда - всегда давление, навязывание определенной точки зрения, в то время как связи с общественностью направлены на вовлечение оппонента в конструктивный диалог, в ходе которого стороны приходят к какому-либо мнению.

Таким образом, деятельность по связям с общественностью необходима в следующих случаях:

· Установление и поддержание внешних общественных отношений и коммуникаций.

· Развитие внутрикорпоративных отношений.

 

· Создание имиджа компании, поддержка и сохранение ее репутации.

· Увеличение спроса за счет возрастания степени осведомленности.

· Разработка и реализация системы антикризисных коммуникаций.

· Поиск оптимальных выходов из конфликтных ситуаций, решение конфликтов с минимальными потерями.

· Создание и продвижение имиджа конкретного лица.

· Развитие корпоративных отношений.

· Продвижение компании в условиях сильной конкуренции.

 

4. Управление общественным мнением.

Управление общественным мнением включает в свое содержание его изучение и процесс формирования. Общественное мнение постоянно находится в поле зрения специалистов сферы public relations. Специалисты public relations управляют общественным мнением. В середине прошлого века американский PR-мен Фред Палмер сформулировал: «Функция специалистов public relations – помогать людям конструктивно относиться к силе общественного мнения».

В теории PR выделяют три наиболее распространенных типа PR -    исследований:

·        Социологические исследования. Их задача состоит в выяснении установок и мнений людей по поводу определенных субъектов.

·        Коммуникационный аудит. Его задача состоит в осмыслении проблем, возникающих при коммуникации  между руководством организаций и целевыми группами общественности.

·        Неформальные исследования. К ним относится накопление фактов, анализы различных информационных материалов и другие, то есть методы, не требующие непосредственного вмешательства в работу объектов исследования.

Главным понятием, имеющим отношение к процессу формирования общественного мнения, является понятие установки. Применительно к формированию общественного мнения установка является устойчивой склонностью людей определенным образом воспринимать объект, проблему. То есть установка выражает внутреннюю позицию человека, его взгляды, ценностные ориентиры по отношению к событиям, фактам, людям, идеям.

В процессе формирования общественного мнения важно учитывать два взаимосвязанных явления, имеющих отношение к индивидуальным установкам. Это ориентация и коориентация.

Индивидуальные ориентации содержат в себе восприятие индивидом проблем или объектов в определенных обстоятельствах. Когда же ориентации двух и более индивидов направлены как на одни и те же проблемы или объекты, так и друг на друга, то эти индивиды пребывают в состоянии «коориентации».

Коориентация предусматривает внутриличностные и межличностные аспекты коммуникативных действий. Внутриличностный аспект предполагает совпадение точек зрения участвующих в коммуникативном процессе людей по какому-либо вопросу.

В межличностном аспекте коммуникации коориентация предполагает точность в понимании позиции друг друга по отношению к рассматриваемой проблеме.

Индивидуальные ориентации, лежащие в основе установки, обусловливаются и формируются у каждого индивида под влиянием ряда факторов, которые следует учитывать в процессе управления общественным мнением. К факторам относятся:

1.     Личностные – физические и психологические особенности индивида, включая рост, вес, возраст и социальный статус.

2.     Культурные – окружение и жизненный уклад конкретного района или географической местности .

3.     Образовательные – уровень и качество образования индивида.

4.     Семейные – происхождение людей.

5.     Религиозные – система верований в бога или сверхъестественные силы.

6.     Социально-классовые – положение в обществе.

7.     Национальные, расовые – этническая или расовая принадлежность, происхождение человека все сильнее влияют на формирование его установок.

В процессе влияния на установки в контексте управления общественным мнением важно учитывать направленность установок. По этому признаку различают установки трех видов: положительные, отрицательные, нейтральные (отсутствие установки).

В основе понимания механизмов взаимодействия с людьми с различными установками в процессе формирования общественного мнения лежит теория когнитивного диссонанса, разработанная Л. Фестингером. Из теории когнитивного диссонанса следует, что в процессе формирования общественного мнения легче всего повлиять на людей с неопределенными установками.

Основным направлением влияния на установки людей является мотивированная коммуникация. Через систему мотивации личности можно добиться определенных целей в процессе формирования ее установок. В основе мотивации как совокупности мотивов, побуждающих к достижению цели, прежде всего, лежат потребности личности.

В процессе формирования общественного мнения важно учитывать не только психологические закономерности, но и современные технологии воздействия на общественное сознание, которые возникают в информационном обществе. Такие технологии сегодня получили название мета технологий. Метатехнологии становятся неотъемлемой частью информационного общества, базу которого составляют современные информационные технологии, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций. В настоящее время обе эти составляющие включает всемирная компьютерная сеть Интернет.

Следовательно, опираясь на социально-психологические и другие закономерности формирования общественного мнения, специалисты по public relations разрабатывают программы, ищут методы и средства детального изучения общественного мнения различных групп общественности.

 

Заключение

Общественное мнение является главным предметом PR-воздействия на общественность.

Общественное мнение – это коллективное оценочное суждение группы общественности по поводу социально значимых проблем.

Эффективное управление общественным мнением возможно на основе знаний об объекте управления. То есть на знаниях о содержании общественного мнения, его структуре и механизмах формирования.

Таким образом, основу содержания общественного мнения составляют события, процессы, явления, факты и они являются объектом общественного мнения. А социальные группы, отражающие эти события, процессы, явления, факты – субъектами общественного мнения.

В структуре общественного мнения выделяют три основных компонента: рациональный, эмоциональный и волевой.

Важнейшую содержательную характеристику общественного мнения составляют его функции. Выделяют следующее функции: аксиологическая (оценочная); регулятивно-воспитательная; нормативная; аналитическая; консультативная; экспрессивная; директивная.

В процессе управления общественным мнением необходимо учитывать следующие его характеристики: направленность; интенсивность; стабильность; информационную насыщенность; социальную поддержку.

Управление общественным мнением включает в свое содержание его изучение и процесс формирования. Выделяют три типа PR-исследований: социологические исследования; коммуникационный аудит; неформальные исследования.

Главным понятием в процессе формирования общественного мнения является понятие установки. В управлении общественным мнением необходимо учитывать направленность установок.

 

Следовательно, в управлении общественным мнением необходимо учитывать социально-психологические, технологические факторы, которые помогут специалистам по public relations в изучении общественного мнения различных групп общественности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.                   Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью. СПб.: Питер, 2005.

2.                   Липман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т.В. Борчуновой; ред. перевода К.А. Левинсон, И.В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.

3.                   Система государственного и муниципального управления: Уч. / под ред. Г.В. Атаманчука. - М.: Издательство РАГС 2005 - 488с.;

4.                   www.wikipedia.ru 

2

 



Информация о работе Общественное мнение: понятие, структура и функции