Обзор рынка растительного масла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:16, реферат

Описание работы

Подорожание нефтяных котировок приводит к росту цен на растительные масла. Масло подсолнечника не стало исключением, хотя его в биотопливо не перерабатывают. Рост цен в 2011 году достиг 15 грн за литр против 9,5 грн в сентябре 2010 года. Правительство пригрозило экспортерам остановкой поставок, если те не снизят цены на подсолнечное масло внутри страны. Растительные масла – важнейшие пищевые продукты. Их питательная ценность определяется высоким содержанием триглицеридов высших жирных кислот, фосфатидов, стеринов, токоферолов.

Файлы: 1 файл

Обзор рынка растительного масла.docx

— 865.73 Кб (Скачать файл)

Обзор рынка  растительного масла

Подорожание нефтяных котировок приводит к росту цен  на растительные масла. Масло подсолнечника  не стало исключением, хотя его в  биотопливо не перерабатывают. Рост цен в 2011 году достиг 15 грн за литр против 9,5 грн в сентябре 2010 года. Правительство пригрозило экспортерам остановкой поставок, если те не снизят цены на подсолнечное масло внутри страны.

РЫНОК

Растительные масла  – важнейшие пищевые продукты. Их питательная ценность определяется высоким содержанием триглицеридов высших жирных кислот, фосфатидов, стеринов, токоферолов.

Производство растительных масел осуществляется на предприятиях масложировой промышленности. Масложировая промышленность также производит маргарин, майонез, глицерин, мыла и моющие средства на жировой основе, олифы и некоторые  другие продукты, при производстве которых используются растительные масла в качестве сырья. Растительные масла получают из семян или плодов растений путем отжима или экстрагирования. Различают масла растительные высыхающие (льняное, конопляное), полувысыхающие (подсолнечное, хлопковое) и невысыхающие (касторовое, кокосовое). Сырьем для производства растительных масел являются семечки подсолнечника, соя, оливки, кукуруза и другие растения.

Производство растительного  масла в Украине является мощной отраслью агропромышленного комплекса, которая объединяет производителей семян и масложировой продукции. В основном эта отрасль ориентирована  на производство подсолнечного масла  и продуктов, связанных с ним. В общем объеме производства масличных  культур в Украине подсолнечник занимает более 90%, а в структуре  посевных площадей – не менее 10%. Ежегодный  валовый сбор постоянно увеличивается. Страна занимает третье место в мировом рейтинге после Аргентины и России, обеспечивая от 7 до 12% мирового производства подсолнечника.

Семена подсолнечника  как один из ликвидных видов продукции  долгое время использовались как  способ платежей сельскохозяйственными  предприятиями. Не удивительно, что  посевные площади под подсолнечником увеличиваются. Подсолнечник – культура выгодная, он способен дать прибыль  до 89%. Он меньше зависит от погодных условий, хотя дождливое лето снижает  содержание масла в семечке. Если в конце 80-х годов урожайность  подсолнечника в нашей стране была на уровне европейских стран, то сейчас наблюдается ежегодный спад урожайности, в среднем на 7% в  год. Это происходит по двум причинам: нарушение агротехнологии и истощение земель (по причине нарушения агротехнологии).

Независимые в условиях рыночной экономики фермеры сеют подсолнечник с нарушением всех агротехнических  норм. Сажать подсолнечник на одном  и том же месте можно только раз в шесть-семь лет. В последние  годы урожайность подсолнечника  существенно снизилась. Это связано  в основном с материальными возможностями  сельскохозяйственных производителей. Внесение удобрений сократилось  в несколько раз, и сегодня  урожай подсолнечника получают исключительно  за счет природных ресурсов.

В потреблении растительных масел в Украине преобладает  подсолнечное масло, которое используется населением как один из основных продуктов  питания, а также выступает в  качестве сырья для получения  различной продукции (майонеза, консервов и др.). Следует отметить, что 90% населения Украины отдают предпочтение именно подсолнечному маслу. Еще в советское время большинство украинцев привыкли к нерафинированному маслу желтого, почти оранжевого оттенка с запахом жареных семечек. Эту традицию поддерживает и украинский ГОСТ, серьезно отличающийся от мирового стандарта: два важнейших показателя – кислотное и перекисное число в Украине выше в несколько раз.

В настоящее время  жители крупных городов предпочитают покупать рафинированное масло, которое  не имеет ни вкуса, ни запаха. В регионах с низкой покупательной способностью населения большей популярностью  пользуется нерафинированное, то есть неочищенное масло из семян подсолнечника, производимое на местных предприятиях. Предпочтение, которое в провинции  отдают нерафинированному маслу, легко  объясняется его дешевизной.

Основным сектором продаж растительных масел является промышленность, на втором месте –  розничная торговля, на третьем –  НоRеСа. Промышленность потребляет в больших объемах соевое, пальмовое, кокосовое, рапсовое масла. Розничная торговля в основном сбывает оливковое и подсолнечное масла.

Основным видом  масел на украинском рынке остается подсолнечное, составляющее порядка 70% всего оборота рынка, на втором месте  – пальмовое масло с долей  порядка 20% от общего объема продаж. Все  остальные виды растительных масел  суммарно занимают 10% рынка.

ПРОИЗВОДСТВО

Уникальные природно-климатические  условия Украины позволяют выращивать подсолнечник практически на всей территории страны (кроме Волынской, Львовской  и Ровенской областей). Но наиболее благоприятны земли степной зоны, куда входит Крымская АР, Херсонская, Одесская, Запорожская, Николаевская, Луганская, Донецкая, Днепропетровская и Кировоградская области. Подсолнечник требует определенного  количества солнечных дней в году для того, чтобы произошел ферментативный процесс образования масла в  семенах. В дождливое лето в семенах  подсолнечника увеличивается содержание крахмала. Наибольшие посевные площади  в Украине занимают гибриды «Одесский-122, 123, 128, 249, 504». Маслянистость харьковских  сортов составляет 52-55%, одесских и запорожских  – 50-52%.

Объем производства подсолнечного масла в Украине  в период с 2005 по 2010 год вырос в  два раза – с 1,7 до 3,8 млн тонн соответственно. Постоянная тенденция к наращиванию объема производства продукта имела место с 2005 по 2007 год (39% и 10% соответственно). В 2008 году по отношению к 2007-му данный показатель сократился до уровня 2006 года. В 2009-м наблюдался значительный прирост объема производства украинского подсолнечного масла, темп которого достиг 38%. Прирост производства продукта в 2010 году по сравнению с 2009-м был менее значительным и составил всего 7%.

 

Предприятия масложировой отрасли Украины можно разделить  на три категории. К первой категории  относятся предприятия, производящие растительное масло: масложировые и  маслоэкстракционные комбинаты. Ко второй категории относятся мелкие производители растительного масла  в компаниях, для которых производство растительного масла не является основным видом деятельности. Эти  перерабатывающие предприятия более  зависимы от ситуации на внутреннем рынке, так как на них налажено производство мелких партий растительного масла, и они используются для нужд сельского  населения. Украина – чуть ли не единственная страна в мире, где  население отдает предпочтение нерафинированному  подсолнечному маслу и не только потому, что оно дешевле. Считается, что неочищенное масло полезнее и лучше усваивается организмом. Кроме того, оно имеет душистый запах. В последнее время наметилась тенденция к увеличению доли бутилированного и рафинированного подсолнечного масла. Сельскохозяйственные предприятия используют для переработки семечки собственные маслобойки с целью получения наличных средств для текущих расчетов. Мелкие производители производят до 30% от общего объема подсолнечного масла.

Третью категорию  составляют производители масложировой продукции – маргариновые заводы, мыловаренные комбинаты.

Продукция, полученная в результате переработки семян  масличных культур, подразделяется следующим образом:

·  продукты первичной переработки: растительное масло и шрот;

·  продукты более глубокой переработки: майонез, маргарин, мыло, жиры кондитерские, олифы;

·  косточковая крошка, полученная после переработки плодовых косточек, подсолнечная мука и белковые кислоты.

Украинская масложировая отрасль представлена предприятиями, которые входят в ассоциацию «Укролияпром», а также крупными компаниями «Каргилл», «Топфер», «Сантрейд», «КМТ», «Бунге». Все компании работают на базе крупных украинских заводов. В настоящее время в секторе работают 17 крупных предприятий. Существующие мощности масложировых предприятий Украины позволяют в год перерабатывать до 4 млн тонн семян масличных культур (как правило, подсолнечника и рапса). При этом можно получить 1,5 млн тонн подсолнечного масла, 380 тыс. тонн маргарина, 105 тыс. тонн майонеза.

ЭКСПОРТ

Объем экспорта подсолнечного  масла за пределы Украины в 2005 году составил 0,9 млн тонн. В 2010 году он составил уже 2,9 млн тонн, то есть вырос практически в три раза. В 2006-м данный показатель продемонстрировал существенный прирост по отношению к 2005 году, темп которого достиг 90%. В 2007 году прирост показателя продолжился, но с гораздо меньшей интенсивностью, составив около 20% по сравнению с 2006 годом. В 2008 году по отношению к 2007-му в связи с сокращением объема производства подсолнечного масла его экспорт снизился на 31%. С возобновлением прироста производства продукта отмечается и прирост его экспорта, темп которого в 2009 году составил 75%, а в 2010-м – 15%.

 

Украина экспортирует подсолнечное масло в 90 стран мира. Среди основных направлений экспорта продукции можно выделить Индию, Египет, Нидерланды. Достаточно значительные объемы подсолнечного масла направляются также в Турцию, Испанию, Италию и  Россию.

 

Совокупная доля других стран-импортеров украинской продукции  составляет 35% в общем объеме экспорта, но при этом удельный вес каждой из них в 2010 году не превышал 4% в данном показателе.

ИМПОРТ

Объем импорта оливкового масла в 2005 году составил 1,232 тонны. В 2006 году динамика данного показателя характеризовалась стремительным  сокращением: в сравнении с 2005 годом  его значение сократилось практически  на 90%, составив всего 130 тыс. л. Однако начиная с 2007 года наблюдается практически неизменная тенденция к ежегодному увеличению объема импорта оливкового масла. Исключением стал 2009 год, когда данный показатель сократился по отношению к значению 2008 года на 8,5%. Объем импорта оливкового масла в 2010 году составил 1,353 тонны, практически сравнявшись со значением 2005 года.

 

Основным поставщиком  оливкового масла на территорию Украины  в 2010 году была Испания, доля которой  в общем объеме импорта продукции  составила 62%. На втором и третьем  местах в рейтинге поставщиков находятся  Греция и Италия (18% и 14% соответственно).

 

Совокупная доля других стран-поставщиков, которыми являются Турция, Тунис, Ливан и Германия, составляет всего 6% в общем объеме импорта оливкового масла.

ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ

Как известно, в  последнее время в Украине  наблюдается существенный рост цен  на подсолнечное масло. Украинские компании, занимающиеся производством подсолнечного  масла, взяли на себя обязательства  уменьшить объемы экспорта и направить  свой товар для реализации на внутреннем рынке страны. Данные меры производители  предприняли под угрозой введения ограничений экспорта, близких к  действующему квотированию в торговле зерном. На заседании совета директоров ассоциации переработчиков «Укролияпром» участники подписали меморандум, в котором выразили свою готовность ежемесячно сокращать экспорт на 5%, а высвободившуюся долю произведенной продукции направить на отечественный рынок. В таком случае существенное увеличение предложения на рынке приведет к снижению цены на масло в розничной сети.

Еще одним способом борьбы с повышением цен на подсолнечное масло, по мнению украинских чиновников, могло оказаться введение квот. Отметим, что за последние 4 месяца цена на масло возросла почти на 60%. Так, в сентябре 2010 года литр стоил 9,5 грн на прилавках магазинов, а в феврале 2011 года цена за литр достигла 15 грн. Согласно требованию, выдвинутому правительством, стоимость трети подсолнечного масла производства украинских предприятий должна составлять 8-9 грн/л. Только после достижения таких показателей цены на внутреннем рынке предприятия могут получить разрешение на свободный экспорт.

Основные участники  производства в свою очередь утверждают, что при существующих сейчас объемах  производства, которые значительно  превышают внутреннюю потребность, как-либо ограничивать вывоз – это  абсурд. По информации, полученной от участников рынка, рост цены в основном вызван подорожанием сырья, а именно подсолнечника. Плюс существенно влияют накрутки цены в розничной торговле. Так, в сентябре подсолнечник стоил 3 тыс. грн за тонну, а на данный момент его цена на рынке составляет уже больше 4,5 тыс. грн. К тому же производство масла, как и в прошлых сезонах, существенно превышает внутреннюю потребность страны, а запасы семян подсолнечника гораздо больше, чем были в прошлом году на этот момент. На 1 января в Украине запасы подсолнечника насчитывали 4,6 млн тонн. Этого достаточно для производства 2 млн тонн масла.

Однако эксперты поясняют, что подорожание подсолнечного  масла в Украине обусловлено  его низкими запасами в мире, в  частности, запасы данного вида масла  ниже, чем запасы соевого и пальмового масел. Согласно январскому прогнозу Минсельхоза  США (USDA), запасы подсолнечного масла  в 2010/11 маркетинговом году (МГ) снизятся на 36% по сравнению с прошлым МГ – с 1,267 млн тонн до 808 тыс. тонн. Также удорожанию подсолнечного масла способствовало стремительное развитие экономик Китая и Индии. «Когда Индия и Китай импортируют больше соевых бобов и соевого масла, цены на бирже в Чикаго и Париже растут не только на сою, но и на все масличные культуры, включая подсолнечник», – поясняют эксперты.

Как изменятся цены на подсолнечное масло в Украине  в ближайшие месяцы, будет во многом зависеть от тенденций на мировом  рынке. В частности, от объемов предложения  других масличных культур. Так, если США решат производить больше сои и меньше кукурузы, при этом в США, Аргентине и Бразилии (крупнейшие производители сои) будет хороший  урожай масличных, цены на подсолнечник будут иметь небольшой потенциал  роста вследствие увеличения предложения  сои. Если же запасы соевых бобов и  соевого масла в мире снизятся, цены на соевое, пальмовое, рапсовое и  подсолнечное масла будут расти  и дальше. В связи с этим для  украинских производителей подсолнечника  и подсолнечного масла хранятся хорошие ценовые перспективы.


Информация о работе Обзор рынка растительного масла