Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:16, реферат
Подорожание нефтяных котировок приводит к росту цен на растительные масла. Масло подсолнечника не стало исключением, хотя его в биотопливо не перерабатывают. Рост цен в 2011 году достиг 15 грн за литр против 9,5 грн в сентябре 2010 года. Правительство пригрозило экспортерам остановкой поставок, если те не снизят цены на подсолнечное масло внутри страны. Растительные масла – важнейшие пищевые продукты. Их питательная ценность определяется высоким содержанием триглицеридов высших жирных кислот, фосфатидов, стеринов, токоферолов.
Обзор рынка растительного масла
Подорожание нефтяных котировок приводит к росту цен на растительные масла. Масло подсолнечника не стало исключением, хотя его в биотопливо не перерабатывают. Рост цен в 2011 году достиг 15 грн за литр против 9,5 грн в сентябре 2010 года. Правительство пригрозило экспортерам остановкой поставок, если те не снизят цены на подсолнечное масло внутри страны.
РЫНОК
Растительные масла
– важнейшие пищевые продукты.
Их питательная ценность определяется
высоким содержанием
Производство растительных масел осуществляется на предприятиях масложировой промышленности. Масложировая промышленность также производит маргарин, майонез, глицерин, мыла и моющие средства на жировой основе, олифы и некоторые другие продукты, при производстве которых используются растительные масла в качестве сырья. Растительные масла получают из семян или плодов растений путем отжима или экстрагирования. Различают масла растительные высыхающие (льняное, конопляное), полувысыхающие (подсолнечное, хлопковое) и невысыхающие (касторовое, кокосовое). Сырьем для производства растительных масел являются семечки подсолнечника, соя, оливки, кукуруза и другие растения.
Производство растительного масла в Украине является мощной отраслью агропромышленного комплекса, которая объединяет производителей семян и масложировой продукции. В основном эта отрасль ориентирована на производство подсолнечного масла и продуктов, связанных с ним. В общем объеме производства масличных культур в Украине подсолнечник занимает более 90%, а в структуре посевных площадей – не менее 10%. Ежегодный валовый сбор постоянно увеличивается. Страна занимает третье место в мировом рейтинге после Аргентины и России, обеспечивая от 7 до 12% мирового производства подсолнечника.
Семена подсолнечника как один из ликвидных видов продукции долгое время использовались как способ платежей сельскохозяйственными предприятиями. Не удивительно, что посевные площади под подсолнечником увеличиваются. Подсолнечник – культура выгодная, он способен дать прибыль до 89%. Он меньше зависит от погодных условий, хотя дождливое лето снижает содержание масла в семечке. Если в конце 80-х годов урожайность подсолнечника в нашей стране была на уровне европейских стран, то сейчас наблюдается ежегодный спад урожайности, в среднем на 7% в год. Это происходит по двум причинам: нарушение агротехнологии и истощение земель (по причине нарушения агротехнологии).
Независимые в условиях рыночной экономики фермеры сеют подсолнечник с нарушением всех агротехнических норм. Сажать подсолнечник на одном и том же месте можно только раз в шесть-семь лет. В последние годы урожайность подсолнечника существенно снизилась. Это связано в основном с материальными возможностями сельскохозяйственных производителей. Внесение удобрений сократилось в несколько раз, и сегодня урожай подсолнечника получают исключительно за счет природных ресурсов.
В потреблении растительных масел в Украине преобладает подсолнечное масло, которое используется населением как один из основных продуктов питания, а также выступает в качестве сырья для получения различной продукции (майонеза, консервов и др.). Следует отметить, что 90% населения Украины отдают предпочтение именно подсолнечному маслу. Еще в советское время большинство украинцев привыкли к нерафинированному маслу желтого, почти оранжевого оттенка с запахом жареных семечек. Эту традицию поддерживает и украинский ГОСТ, серьезно отличающийся от мирового стандарта: два важнейших показателя – кислотное и перекисное число в Украине выше в несколько раз.
В настоящее время
жители крупных городов предпочитают
покупать рафинированное масло, которое
не имеет ни вкуса, ни запаха. В регионах
с низкой покупательной способностью
населения большей
Основным сектором продаж растительных масел является промышленность, на втором месте – розничная торговля, на третьем – НоRеСа. Промышленность потребляет в больших объемах соевое, пальмовое, кокосовое, рапсовое масла. Розничная торговля в основном сбывает оливковое и подсолнечное масла.
Основным видом масел на украинском рынке остается подсолнечное, составляющее порядка 70% всего оборота рынка, на втором месте – пальмовое масло с долей порядка 20% от общего объема продаж. Все остальные виды растительных масел суммарно занимают 10% рынка.
ПРОИЗВОДСТВО
Уникальные природно-
Объем производства подсолнечного масла в Украине в период с 2005 по 2010 год вырос в два раза – с 1,7 до 3,8 млн тонн соответственно. Постоянная тенденция к наращиванию объема производства продукта имела место с 2005 по 2007 год (39% и 10% соответственно). В 2008 году по отношению к 2007-му данный показатель сократился до уровня 2006 года. В 2009-м наблюдался значительный прирост объема производства украинского подсолнечного масла, темп которого достиг 38%. Прирост производства продукта в 2010 году по сравнению с 2009-м был менее значительным и составил всего 7%.
Предприятия масложировой
отрасли Украины можно
Третью категорию составляют производители масложировой продукции – маргариновые заводы, мыловаренные комбинаты.
Продукция, полученная в результате переработки семян масличных культур, подразделяется следующим образом:
· продукты первичной переработки: растительное масло и шрот;
· продукты более глубокой переработки: майонез, маргарин, мыло, жиры кондитерские, олифы;
· косточковая крошка, полученная после переработки плодовых косточек, подсолнечная мука и белковые кислоты.
Украинская масложировая отрасль представлена предприятиями, которые входят в ассоциацию «Укролияпром», а также крупными компаниями «Каргилл», «Топфер», «Сантрейд», «КМТ», «Бунге». Все компании работают на базе крупных украинских заводов. В настоящее время в секторе работают 17 крупных предприятий. Существующие мощности масложировых предприятий Украины позволяют в год перерабатывать до 4 млн тонн семян масличных культур (как правило, подсолнечника и рапса). При этом можно получить 1,5 млн тонн подсолнечного масла, 380 тыс. тонн маргарина, 105 тыс. тонн майонеза.
ЭКСПОРТ
Объем экспорта подсолнечного масла за пределы Украины в 2005 году составил 0,9 млн тонн. В 2010 году он составил уже 2,9 млн тонн, то есть вырос практически в три раза. В 2006-м данный показатель продемонстрировал существенный прирост по отношению к 2005 году, темп которого достиг 90%. В 2007 году прирост показателя продолжился, но с гораздо меньшей интенсивностью, составив около 20% по сравнению с 2006 годом. В 2008 году по отношению к 2007-му в связи с сокращением объема производства подсолнечного масла его экспорт снизился на 31%. С возобновлением прироста производства продукта отмечается и прирост его экспорта, темп которого в 2009 году составил 75%, а в 2010-м – 15%.
Украина экспортирует
подсолнечное масло в 90 стран мира.
Среди основных направлений экспорта
продукции можно выделить Индию,
Египет, Нидерланды. Достаточно значительные
объемы подсолнечного масла
Совокупная доля других стран-импортеров украинской продукции составляет 35% в общем объеме экспорта, но при этом удельный вес каждой из них в 2010 году не превышал 4% в данном показателе.
ИМПОРТ
Объем импорта оливкового
масла в 2005 году составил 1,232 тонны.
В 2006 году динамика данного показателя
характеризовалась
Основным поставщиком оливкового масла на территорию Украины в 2010 году была Испания, доля которой в общем объеме импорта продукции составила 62%. На втором и третьем местах в рейтинге поставщиков находятся Греция и Италия (18% и 14% соответственно).
Совокупная доля других стран-поставщиков, которыми являются Турция, Тунис, Ливан и Германия, составляет всего 6% в общем объеме импорта оливкового масла.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Как известно, в
последнее время в Украине
наблюдается существенный рост цен
на подсолнечное масло. Украинские компании,
занимающиеся производством подсолнечного
масла, взяли на себя обязательства
уменьшить объемы экспорта и направить
свой товар для реализации на внутреннем
рынке страны. Данные меры производители
предприняли под угрозой
Еще одним способом борьбы с повышением цен на подсолнечное масло, по мнению украинских чиновников, могло оказаться введение квот. Отметим, что за последние 4 месяца цена на масло возросла почти на 60%. Так, в сентябре 2010 года литр стоил 9,5 грн на прилавках магазинов, а в феврале 2011 года цена за литр достигла 15 грн. Согласно требованию, выдвинутому правительством, стоимость трети подсолнечного масла производства украинских предприятий должна составлять 8-9 грн/л. Только после достижения таких показателей цены на внутреннем рынке предприятия могут получить разрешение на свободный экспорт.
Основные участники производства в свою очередь утверждают, что при существующих сейчас объемах производства, которые значительно превышают внутреннюю потребность, как-либо ограничивать вывоз – это абсурд. По информации, полученной от участников рынка, рост цены в основном вызван подорожанием сырья, а именно подсолнечника. Плюс существенно влияют накрутки цены в розничной торговле. Так, в сентябре подсолнечник стоил 3 тыс. грн за тонну, а на данный момент его цена на рынке составляет уже больше 4,5 тыс. грн. К тому же производство масла, как и в прошлых сезонах, существенно превышает внутреннюю потребность страны, а запасы семян подсолнечника гораздо больше, чем были в прошлом году на этот момент. На 1 января в Украине запасы подсолнечника насчитывали 4,6 млн тонн. Этого достаточно для производства 2 млн тонн масла.
Однако эксперты поясняют, что подорожание подсолнечного масла в Украине обусловлено его низкими запасами в мире, в частности, запасы данного вида масла ниже, чем запасы соевого и пальмового масел. Согласно январскому прогнозу Минсельхоза США (USDA), запасы подсолнечного масла в 2010/11 маркетинговом году (МГ) снизятся на 36% по сравнению с прошлым МГ – с 1,267 млн тонн до 808 тыс. тонн. Также удорожанию подсолнечного масла способствовало стремительное развитие экономик Китая и Индии. «Когда Индия и Китай импортируют больше соевых бобов и соевого масла, цены на бирже в Чикаго и Париже растут не только на сою, но и на все масличные культуры, включая подсолнечник», – поясняют эксперты.
Как изменятся цены
на подсолнечное масло в Украине
в ближайшие месяцы, будет во многом
зависеть от тенденций на мировом
рынке. В частности, от объемов предложения
других масличных культур. Так, если
США решат производить больше
сои и меньше кукурузы, при этом
в США, Аргентине и Бразилии (крупнейшие
производители сои) будет хороший
урожай масличных, цены на подсолнечник
будут иметь небольшой