Оценка конкурентных преимуществ региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 18:18, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрены концептуальные основы конкурентных преимуществ и конкурентоспособности регионов. Выделены элементы системы обеспечения конкурентоспособности региона. Прослежена зависимость конкурентных преимуществ региона от его социально-экономического потенциала. Разработан комплексный алгоритм реализации и наращивания конкурентных преимуществ региона. Дана оценка потенциально значимых конкурентных позиций Еврейской автономной области, мобилизация которых позволит отсталому региону перейти к устойчивому экономическому росту.

Файлы: 1 файл

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕГИОНА.docx

— 33.50 Кб (Скачать файл)

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕГИОНА 
Рассмотрены концептуальные основы конкурентных преимуществ и конкурентоспособности регионов. Выделены элементы системы обеспечения конкурентоспособности региона. Прослежена зависимость конкурентных преимуществ региона от его социально-экономического потенциала. Разработан комплексный алгоритм реализации и наращивания конкурентных преимуществ региона. Дана оценка потенциально значимых конкурентных позиций Еврейской автономной области, мобилизация которых позволит отсталому региону перейти к устойчивому экономическому росту. 
Ключевые слова: регион как субъект конкурентного взаимодействия, конкурентоспособность региона, конкурентные преимущества региона, конкурентные позиции региона, социально-экономический потенциал региона. 
Регионы России на современном этапе экономического развития являются субъектами управления, где непосредственно реализуются поставленные перед обществом цели и задачи. 
Региональная статистика отражает абсолютные и относительные показатели социальноэкономического развития, их динамику и место в национальной экономике, но не даёт прямого ответа относительно «конкурентных преимуществ», «конкурентных позиций», «конкурентоспособности» региона. В отечественной экономической науке эти экономические категории относятся к числу слабо разработанных, а несколько лет назад эти термины отсутствовали вообще. В то же время приобретение региональными системами экономической самостоятельности в условиях рынка вызывает необходимость переоценки положения и функций каждого региона в системе координат экономического пространства, в котором предстоит принимать управленческие решения, обеспечивающие их устойчивое развитие. 
До сих пор в экономической науке не предложено эффективных методов формирования конкурентных преимуществ регионов, учитывающих региональную специфику и закладывающих основу наращивания потенциала их экономического роста, что в значительной мере обусловливает сохраняющуюся низкую инвестиционную привлекательность большинства регионов России. В тоже время эффективное использование конкурентных преимуществ региональными властями предполагает решение большого комплекса практических проблем, связанных с динамикой факторов конкурентоспособности, выявлением и систематизацией конкурентных пре- 
БД КОРСУНСКИИ А.С. ГОЛИК 
Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия 
e-mail: terraecon@mail.ru 
имуществ, увязкой их с ресурсными возможностями региона в рамках сценариев социальноэкономического развития, разработкой механизма реализации конкурентных преимуществ. 
В условиях перехода федерального центра к политике многополюсного развития с ориентацией на наиболее развитые субъекты Российской Федерации, миссией которых является агрегирование новой каркасной структуры пространственной организации экономики страны, возможности получения отсталыми регионами ресурсов централизованной поддержки ставятся в зависимость от эффективности разрабатываемой ими стратегии развития, ключевой составляющей которой является повышение уровня конкурентоспособности. Таким регионам (субъектам Федерации), в том числе Еврейской автономной области (далее ЕЛО)1 по существу, предстоит заново определить своё место и роль в общеэкономическом пространстве, пересмотрев систему приоритетов и сконцентрировав усилия на тех направлениях, где возможно повышение уровня конкурентоспособности. Поэтому понимание межрегиональной конкуренции в активизации тонуса хозяйственной жизни России и овладение методами укрепления конкурентных позиций становятся всё более актуальными для правительств регионов2. 
Рабочая гипотеза нашей публикации состоит в том, что в условиях перехода России к стратегии поляризованного развития регионов, когда перспективы проблемных (дотационных) регионов по получению дополнительной поддержки со стороны Федерального центра ставятся в зависимость от эффективности разрабатываемой ими стратегии развития, ключевой позицией является повышение конкурентоспособности региона на основе реализации региональных конкурентных преимуществ. 
Ответим, прежде всего, на вопрос: «может ли конкурировать российский регион?». Было бы слишком тривиальным утверждение о том, что конкурентоспособность не бывает без конкуренции и для обеспечения конкурентоспособности регион должен участвовать в конкуренции. Заметим, что в ходе реформ понятие «конкурирующий регион» вызывает неудобство, неприятие в научных и политических кругах. Такое отношение вызвано как политическими событиями в российской действительности, так и наследием, сложившимся в виде стереотипов, среди которых конкуренция между регионами воспринималась как перетягивание материальных и финансовых ресурсов. Прежние централизованные, распределительные методы и механизмы утвердили осознание полной зависимости региональной политики от решений центра, что во многом проявляется и сейчас, так как продолжает преобладать теоретическая догма об общности интересов регионов одной страны. Нередко указывается, что регион не может выполнять самостоятельную роль в экономике, поскольку является частью страны и не может вести отдельную экономическую политику. 
Если понимать регион как территорию, то понятие конкуренции к территории может быть применимо весьма условно, поскольку территория обладает определёнными постоянными физическими характеристиками и не может их изменить в ответ на динамику рыночных условий, что составляет суть конкурентного процесса. В нашем случае речь идет не о территории, а о регионе — экономическом агенте, субъекте конкурентного взаимодействия, в процессе которого происходит открытие новых возможностей регионального развития. По нашему мнению, регион в современных условиях является экономическим субъектом, который может вести самостоятельную политику, применять экономические инструменты для улучшения своих конкурентных позиций, выходить на мировой рынок в качестве участника мировых конкурентных процессов. 
1 ЕЛО образована 7 мая 1934г. и расположена в очень выгодном экономико-географическом положении на юге Дальнего Востока. Площадь территории составляет 36,3 тыс.км2, плотность населения — 5,1 чел. на 1км2. В настоящее время население — 185,6 тыс. человек или около 2,7% от населения Дальневосточного Федерального округа (далее ДФО). Две трети населения проживает в городской местности. Протяженность территории области с севера на юг — 220 км, с запада на восток — 330 км. На юге, на протяжении почти 550 км, ЕЛО граничит по р.Амур с Китайской народной республикой, на севере и востоке — с Хабаровским краем, на западе — с Амурской областью. Территория области покрыта развитой сетью транспортных путей, основу которых составляют участки Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, а также отличается в лучшую сторону от других регионов Дальнего Востока густотой автомобильных дорог. ЕЛО располагает богатыми природными ресурсами, прежде всего, лесными, водными, земельными, топливными, рудами металлов, сырьём для строительной индустрии, рекреационными ресурсами. 
2 Корсунский, Б.Л., Леонов, С.Н. Управление развитием проблемного региона / Б.Л. Корсунский, С.Н. Леонов. - Хабаровск: РИОТИП, 2006. — 276 с. 
Вместе с тем очевидно, регионы не являются полностью самостоятельными и независимыми от центра субъектами хозяйствования (впрочем, как и функционирование фирм во многом зависит от государства). Поэтому, на наш взгляд, задача заключается в создании условий эффективной межрегиональной конкуренции, обеспечивающих стимулирование регионов как экономических субъектов к конкуренции. 
С переходом к рынку региональные системы наделяются функциями экономически самостоятельных субъектов рыночных отношений, важнейшими из которых являются: а) согласование и защита интересов региона внутри страны и за рубежом; б) усиление конкурентных позиций региона путем научной подготовки территории с целью привлечения инвесторов и совершенствование экономической структуры; в) создание условий, благоприятствующих развитию в регионе малого и среднего бизнеса, а также стабилизации и расширению производственных возможностей государственной и муниципальной собственности; г) создание системы региональных льгот и гарантий, инвестиционной привлекательности региона для деятельности предпринимательских, коммерческих структур и инвесторов; д) наращивание внешнеэкономического потенциала и расширение торгово-экономических связей региона. 
Существует множество определений понятия «конкурентоспособность» региона. Мы будем исходить из определения, что конкурентоспособность региональной экономики — это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования — устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения, обеспечивать производство товаров и услуг в условиях эффективного использования существующих факторов производства (социально-экономического потенциала), задействование существующих и создание новых конкурентных преимуществ, сохранение (повышение) уровня и качества жизни при соблюдении международных экологических стандартов (рис. 1)3. 
Рис.1. Механизм формирования конкурентоспособности региона 
Ключевым звеном, на наш взгляд, в системе обеспечения конкурентоспособности является выявление и мобилизация конкурентных преимуществ, которые определяются не только уровнем факторов и ресурсов, но и спецификой регионального развития. 
Конкурентные преимущества региона — это более выгодные позиции региона в конкурентном взаимодействии с другими регионами. Эффективное использование и реализация конкурентных преимуществ региона в условиях нарастания межрегиональной и международной конкуренции является важной предпосылкой улучшения качественных показателей экономического роста, ориентированного на достижение стратегических интересов населения конкретной территории. 
3 Меркушев, В.В. Интегральная оценка конкурентоспособности регионов. — Нр: // БорББесге-taty.narod.ru 
Таким образом, конкурентоспособность региона выражает совокупность множественных отношений по поводу экономического развития региона во взаимодействии с другими регионами. Как характеристика потенциальных и реализованных конкурентных возможностей региона в сфере соревновательных взаимоотношений между регионами, термин конкурентоспособность региона, безусловно, имеет право на существование в качестве экономической категории, отражающей позиции региона как субъекта конкуренции. 
Формирование конкурентоспособности региона представляет собой динамичный процесс создания, поддержания и наращивания конкурентных преимуществ региона в межрегиональных отношениях. Следовательно, конкурентоспособность региона — это экономическая категория, выражающая отношение взаимодействия системы производительных сил территории, хозяйственных отношений и институциональной формы протекания названных процессов, осуществляющихся как синергетический эффект такого взаимодействия4. 
По нашему мнению, ясное представление о постоянном воспроизводственном процессе региональной системы, взаимодействии и взаимопроникновении конкурентных преимуществ и конкурентоспособности региона даёт разработанный авторами комплексный механизм реализации и наращивания конкурентных преимуществ и повышения уровня конкурентоспособности региона в алгоритмизированной системе стратегического управления социальноэкономическим развитием территории (рис. 2). 
Выявление 
потенциальных 
конкурентных 
преимуществ 
Анализ и оценка социально-экономического потенциала и положения региона 
Конкурентные преимущества региона 
Выбор наиболее эффективных конкурентных преимуществ + 
Разработка концепции развития региона 
XX 
Прогноз развития внутриотраслевой и межрегиональной конкуренции 
Разработка стратегии развития региона 11 
Выявление стратегических направлений развития региона 
XX 
Разработка мероприятий по реализации конкурентных преимуществ 
Разработка комплексных и целевых программ развития территорий, бизнес-планов организаций, принятие управленческих решений 
ХХ~ — 
Разработка и реализация приоритетных инвестиционных проектов 
XX 
Инновационная модель функционирования экономики региона 
Формирование инструментов механизма реализации конкурентных преимуществ 
Организационный Социально-экономический Институциональный 
механизм механизм механизм 
Цели стратегического управления развитием региона 
Л I 
Реализация, мониторинг, контроль 
и 
Да 
Нет 
Цель достигнута 
Л 

© 

и 
о 
а 
н 
и 
о 

*© 
о 
и 
о 

и 
о 
н 

о 
а 

© 
Рис. 2. Комплексный механизм реализации и наращивания конкурентных преимуществ и повышения уровня конкурентоспособности региона в алгоритмизированной системе стратегического управления социально-экономическим развитием региона 
4 Шнипер, Р.И. Конкурентные позиции регионов и их оценка / Р.И. Шнипер / / Регион: экономика и социология. - 1995. - № 1. - С. 3-24. 
В рыночной среде конкурентные преимущества трансформируются в конкурентные позиции. Под конкурентными позициями региона мы понимаем совокупность конкурентных преимуществ, детерминированных факторами и условиями, создающими региону благоприятное положение на соответствующем конкурентном поле (рынках товаров, услуг, капиталов, инвестиций). Это индикаторы, оценивающие совокупность природных, социально-экономических, научно-образовательных, технических, информационных, культурных и институциональных условий, сложившихся в регионе, отличающих его от других регионов и определяющих долгосрочные перспективы развития в интересах населения. 
Конкурентные позиции региона возрастут, если будут отвечать качественным характеристикам устойчивости, надежности, стабильности, привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов. 
Конкурентные преимущества и позиции региона, стабильное развитие региональной экономики находятся в прямой зависимости от наличия соответствующего социально-экономического потенциала. Соответственно, конкурентоспособность региона есть его способность реализовывать имеющийся экономический потенциал (финансовый, производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой и др.). 
По нашему мнению, в современных условиях необходимо отходить от сложившихся традиционных схем оценки социально-экономического потенциала региона, учитывая, что формирование рынка и цивилизованных рыночных отношений во многом определяются организационно-управленческими решениями, тем, что все частные потенциалы взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, развивая сложившиеся и создавая новые конкурентные преимущества регионального развития. Структуру и характер взаимодействия частных показателей социально-экономического потенциала представим схематично (рис. 3). 
Таким образом, социально-экономический потенциал региона нам представляется в виде иерархической системы, состоящей из подсистем — потенциалов различно- 
го порядка, относимых к определенному уровню в зависимости от структуры и влияния на потенциалы другого уровня, что позволяет выявлять сравнительные и реальные конкурентные преимущества региона. 
Вместе с тем социально-экономический потенциал региона, неравномерность в наделенности ресурсами и хозяйственном развитии, индивидуальность социальных и природных условий, сложившихся на отдельных территориях, значительно лучше, чем просто сравнение социально-экономических потенциалов по отдельным блокам объясняют диспропорциональность развития различных территориально-административных образований. В тоже время сравнительные характеристики агрегатных показателей социально-экономических потенциалов в совокупности со сравнительными характеристиками хозяйствующих в регионах единиц определяют конкурентные преимущества той или иной территории. А в целом система таких сравнительных показателей описывает конкурентную среду в пространственном аспекте. 
Рассмотренные нами отдельные концептуальные основы конкурентных преимуществ и конкурентоспособности регионов позволяют более объективно и реально охарактеризовать потенциально значимые конкурентные преимущества Еврейской автономной области в целях повышения эффективности и устойчивого развития региональной социально-экономической системы, обусловленные ее природно-климатическими, географическими, ресурсными и некоторыми другими особенностями, реализация которых может обеспечить заметное ускорение социально-экономического развития региона с учетом трансформационных процессов, которые происходили в ЕАО в реформенный период и наиболее четко определить стратегию развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. 
В предреформенный период Еврейская автономная область относилась к числу дальневосточных регионов, обладавших наиболее диверсифицированной промышленной структурой и значительными перспективами экономического роста. Отраслевая специализация ЕАО, сложившаяся в советское время, ориентировалась на легкую, пищевую, лесоперерабатывающую, горную промышленность, промышленность строительных материалов, машиностроение, агропромышленное производство и транспорт. По данным 1990 года в области производилось 100 % бруситов, 97 % зерно-и кормоуборочных комбайнов на гусеничном ходу бывшего СССР, пятая часть силовых трансформаторов и комплектных трансформаторных подстанций, произведенных в СССР в то время, имела марку «сделано в Биробиджане». Предприятия легкой промышленности области в 1990 г. производили 100 % чулочно-носочных, 32 % трикотажных, 25 % швейных изделий и 46 % обуви в Дальневосточном экономическом районе. В силу благоприятных природно-климатических условий для развития сельского хозяйства и территориальной близости к Хабаровскому краю, агрокомплекс области формировался как молочная и картофельно-овощная база (в 1990 г. 26 % произведенного в области картофеля, 40,5 % овощей и 43,7 % молока было вывезено в Хабаровский край), а соеводство имело общесоюзное значение. 
Экономика Еврейской автономной области с начала 1980-х годов и вплоть до начала реформ развивалась устойчивыми темпами. По сравнению с 1985 г., к 1991 г. значительно увеличились объемы промышленного и сельскохозяйственного производства (на 27,8 % и 31,2 %, соответственно); возросли объемы оказания платных услуг населению и объем розничного товарооборота (на 121 % и на 59 % соответственно). 
Казалось, что диверсифицированная структура экономики позволит удержать социально-экономическое развитие автономной области и в переходный период. Однако этого не произошло. Начало российских широкомасштабных экономических реформ совпало в области с началом периода прогрессирующей депрессии. 
В 1991 — 1998 гг. спад производства в ЕАО стал исключительно резким и по силе, и по длительности не только среди дальневосточных, но и среди российских регионов. Индекс объема продукции сельского хозяйства в 1998 году составил 46,1 % от 1990 года, а уровень промышленного производства по итогам 1998 года равнялся лишь 9 % от объема 1990 года. После 1998 года область вошла в число отсталых по уровню развития экономики и состоянию социальной сферы 
регионов РФ5. Оценивая результаты деятельности экономики ЕАО, следует отметить, что она, по-прежнему, находится в кризисном состоянии (табл.). 
Таблица 
Основные социально-экономические показатели по РФ, ДФО и ЕАО 
(2006г., ВРП - 2005г.)6 
Регион Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел Численность ППП, тыс.чел Объем промышленной продукции и на душу населения, тыс. руб. 13 и итс о н очС ы г о а в ВРП на душу населения, руб Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб. Среднемесячная начисленная заработная плата ППП, руб Доля основных фондов промышленности, % Степень износа основных фондов в промышленности, % Число организаций, выполняющих исследования и разработки,ед. Удельный вес убыточных организаций в промышленности, % Рентабельность промышленности, % 
РФ 66407,2 119777 78,1 31,2 102005,1 19,5 7865 24,4 50,6 3656 40,9 17,9 
ДФО 3266,5 499 62,3 31,3 103500,8 28,6 10707 21,3 43,6 146 47,3 14,1 
ЕАО 82,1 8 13,3 7,3 60685,9 17,7 5067 6,9 53,0 1 73,0 5,2 
За годы реформ, удельный вес области в промышленном потенциале России снизился к 2006 г. до 0,01 % или в 15 раз по сравнению с 1990 г. Если в 1990 г. доля ЕАО в общем объёме промышленной продукции Дальнего Востока составляла 2,2 %, то в 2006 г. уменьшилась до 0,05 %. Объём промышленного производства региона на душу населения в 5,5 раз ниже по сравнению с ДФО и почти в 7 раз меньше, чем в среднем по России. Уровень объёма ВРП на душу населения в 2 раза ниже по сравнению со средними значениями по России и ДФО. 
Наметившийся в 2004 — 2007 гг. экономический рост («период оживления») не является достаточным для того, чтобы диагностировать выход региона из числа отсталых субъектов РФ. В 2006 г. индекс промышленного производства по сравнению с предыдущим годом составил в ЕАО 101,1 %, в 2007 году 100,4 % к 2006 году. Объёмы агропромышленного производства не превысили 60 % от уровня 1990 г. 
Сегодня необходимо ответить на вопросы: существуют ли реальные возможности к преодолению отмеченных проблем? Существует ли у ЕАО потенциал экономического роста? По нашему мнению такое состояние в экономике ЕАО, в целом, возможно преодолеть на основе мобилизации имеющихся, создания и наращивания новых конкурентных преимуществ, путём проведения мероприятий санации экономики области, определения не только макроэкономических, но и конкретных промежуточных целей, выделения «точек роста» и экономических механизмов их инициализации. 
В систематизированном виде конкурентные преимущества ЕАО можно представить следующим образом: 
1) выгодное экономико-географическое положение, связанное с большими возможностями для расширения межрегионального взаимодействия с субъектами Федерации Дальнего Востока, для приграничного, внешнеэкономического и торгового сотрудничества со странами АТР и СВА; 
2) наличие значительных запасов лесных, водных ресурсов; минеральносырьевых ресурсов: железных и марганцевых руд, полиметаллов, золота, платины, кобальта, олова, брусита, талька, графита, пигматита, угля, торфа, кирпичных и керамзитовых глин, цементного и карбонатного сырья, песчано-гравийных смесей, строительных и облицовочных камней, мрамора и гранита, кальцефира, дацитов, базальтов, 
5 Корсунский, Б.Л., Леонов, С.Н. Депрессивный район в переходной экономике / Б.Л. Корсунский, С.Н. Леонов. — Владивосток: Дальнаука, 1999. — 155 с. 
6 Регионы России. Социально-экономические показатели. — М.: Росстат, 2006. 
доломитов, перлитов, обсидианов, сланцев, кислых вулканитов и др.; минеральных источников (высокотермальных, кремнисто-фтористых, щелочных, хлоридно-гидро-карбонатных, натриевых минеральных вод, лечебных грязей и т.д.). Это самое перспективное и наиболее значимое конкурентное преимущество; 
3) агропромышленный комплекс автономии — традиционно системообразующий и приоритетный сектор её экономики, состояние и развитие которого во многом будет определять конкурентоспособность региона. К сожалению, сегодня незначительна роль местных производителей продовольствия на региональном и дальневосточном рынке. Сохраняющиеся стагнационные явления в животноводстве, картофелеводстве, овощеводстве и в пищевой промышленности свидетельствуют о сложной ситуации в региональном АПК; 
4) важное конкурентное преимущество области связанно с человеческой личностью и с теми факторами, которые непосредственно обеспечивают жизнедеятельность человека. Природно-климатические и экологические условия, наличие свободных земель для расширения строительства современных объектов здравоохранения, образования, дошкольных учреждений, жилья, учреждений культурно-бытового, социального, инфраструктурного, оздоровительного назначения, развлекательных центров с возможностью создания на юге Дальнего Востока в г. Биробиджане с прилегающими к нему муниципальными образованиями «Биробиджанский район», «Сми-довичский район» привлекательного для жизни и обустройства людей опорного центра с целью внедрения вахтового метода освоения северных территорий ДФО; 
5) достаточно квалифицированные (при относительно низкой оплате труда) трудовые ресурсы, возможность привлечения и применения в разумных пределах дешёвой иностранной рабочей силы, прежде всего, из Китая и Северной Кореи. 
6) реальная возможность создания высокоэффективной локальной свободной экономической производственно-технологической и таможенной зоны в п. Нижне-Ленинское на Амуре; 
7) более привлекательные для инвесторов (чем в остальных автономных образованиях Дальнего Востока и Забайкалья) условия, характеризующие инвестиционные параметрические риски, являющиеся её реальным конкурентным преимуществом. Оно совместно с географическим и природно-ресурсным положением и активной позицией региональных органов власти по массовому привлечению крупных инвесторов, создаёт благоприятные условия действенной мотивации инвесторов; 
8) потенциал вполне конкурентоспособных не только на внутрирегиональном рынке, рынке ДФО, но и на российском рынке отраслей промышленности ЕАО (строительной индустрии, горной, лёгкой и электротехнической промышленности), реальная возможность создания конкурентных региональных и межрегиональных кластеров; 
9) формирование привлекательной региональной промышленно-транспортной логистической системы, международного транспортного коридора «п. Нижне-Ленинское на Амуре (РФ) — г. Тунцзян (КНР)», который явится важнейшей и наиболее эффективной и востребованной транспортной артерией для регионов Дальнего Востока, Сибири и Урала в расширении экспорта и импорта, внешнеторгового сотрудничества со странами АТР и СВА. 
В годы реформ влияние приведённых конкурентных преимуществ на социальноэкономическое развитие Еврейской автономной области оставалось недостаточным. В настоящее время появились возможности превратить конкурентные преимущества из разряда потенциальных в реальные на основе формирования и задействования организационного, социальноэкономического и институционального механизма их реализации. При всей сложности социально-экономической ситуации ЕАО, обладая конкурентными преимуществами, может выступить в качестве района поляризованного развития и перейти к устойчивому динамическому экономическому росту при условии концентрации необходимых инвестиций. 
Суть предлагаемой модели в том, что ресурсы государства, региона и частного бизнеса концентрируются в тех «точках», где они могут принести наибольшую отдачу. В таком случае эти «полюсы развития» и могут стать при их поддержке каркасом-опорой реформирования региональной и, вслед за ней, отечественной экономики. 
Сегодня к таким полюсам роста можно отнести важнейшие инвестиционные проекты: разработка железорудных месторождений и строительство Кимкано-Сутарского горнообогатительного комбината; строительство железнодорожного мостового перехода через р. Амур в районе п. Нижне-Ленинское (РФ) и г. Тунцзян (КНР); строительство газопровода от г. Хабаровска до г. Облучье; создание локальной производственно-технологической и таможенной свободной экономической зоны в районе п. Нижне — Ленинское на Амуре. 
Резюмируя, отметим, что формирование, мобилизация и наращивание конкурентных преимуществ и конкурентоспособности региона, вывод экономики из сложившегося положения невозможен без продуманной государственной экономической политики, которая должна предусматривать взаимную увязку со стратегией социально-экономического развития конкретных регионов в условиях развития экономики в целом по стране. Для этого одним из основных направлений должен явиться стратегический подход на долгосрочной основе, рассчитанный на перспективу не менее 15 лет. При этом стратегия регионального развития должна перейти от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поддержки «опорных регионов», своеобразных точек индустриального, технологического и инфраструктурного роста. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию условий, при которых инвестиции, инновации и их интеграция смогут «притягивать» друг друга, обеспечивая высокие конкурентные позиции региона, появление на рынке новых продуктов и услуг, тем самым, обеспечивая дальнейший подъем экономики регионов и государства в целом7. 
Применительно к отсталым, сверхдотационным регионам, каковым является Еврейская автономная область, лишь эффективные управленческие решения позволят перевести преимущества региона из потенциальных в реальные, вывести региональную социально-экономическую систему на путь стабильного, высокоэффективного экономического роста. 
THE ESTIMATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF A REGION 
A.S. GOLIK 
Far Eastern State Academy for Humanities and Social Studies 
B.L. KORSUNSKIY 
The conceptual bases of competitive advantages and competitiveness of regions are considered. The elements of a system of ensuring of a regional competitiveness are allocated. There was traced dependence of competitive advantages of a region from its socio-economic potential. The complex algorithm of realization and escalating of competitive advantages of a region is developed. There was formed an estimate of potentially significant competitive positions of the Jewish Autonomous Region. The mobilization of these positions will allow backward region to change over to stable economic growth. 
e-mail: terraecon@mail.ru 
Key words: a region as a subject of competitive interaction, competitiveness of a region, competitive advantages of a region, competitive positions of a region, socio-economic potential of a region. 
7 Корсунский, Б.Л., Леонов, С.Н. Управление развитием проблемного региона / Б.Л. Корсунский, С.Н. Леонов. — Хабаровск: РИОТИП, 2006. — 276 с. 
 
 
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-konkurentnyh-preimuschestv-regiona#ixzz3XlkrMCN8


Информация о работе Оценка конкурентных преимуществ региона