Оценка конурентосопособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы: «Оценка конкурентоспособности промышленных предприятий» обусловлена тем, что в современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего, руководители предприятий находятся в постоянных поисках адекватных условиям конкуренции, инструментов управления предприятием и рычагов повышения конкурентоспособности. Цель курсовой работы - провести оценку уровня конкурентоспособности ООО «Востокнефтепровод» и предложить рекомендации по ее повышению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..............3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗ И ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………5
1.1. Конкурентоспособность предприятия и факторы внешней среды, влияющей на нее …………………………………………………………………………………5
1.2.Обзор существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………………...10
1.3. Современная концепция упраления конкурентоспособностью предприятий………………………………………………………………………...17
2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ВОСТОКНЕФТЕПРОВОД»……………………………………………………...21
2.1.Общая характеристика предприятия………………………………………….21
2.2. Анализ внешней среды ООО «Востокнефтепровод»……………………….26
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия………………………………30
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ВОСТОКНЕФТЕПРОВОД»……………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………40

Файлы: 1 файл

оценка конкурентоспособности.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая Оценка конкурентоспособности  предприятия

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..............3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  АНАЛИЗ И ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………5

1.1. Конкурентоспособность  предприятия и факторы внешней  среды, влияющей на нее …………………………………………………………………………………5

1.2.Обзор существующих  методов оценки конкурентоспособности  предприятия………………………………………………………………………...10

1.3. Современная концепция  упраления конкурентоспособностью  предприятий………………………………………………………………………...17

2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ВОСТОКНЕФТЕПРОВОД»……………………………………………………...21

2.1.Общая характеристика  предприятия………………………………………….21

2.2. Анализ внешней  среды ООО «Востокнефтепровод»……………………….26

2.3. Оценка конкурентоспособности  предприятия………………………………30

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ООО «ВОСТОКНЕФТЕПРОВОД»……………………………………………………..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………40

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях одной из наиболее характерных особенностей социально-экономического развития России является усиление конкуренции. В советское время конкуренция была подавлена планом, следовательно, экономика была лишена важнейшей движущей силой. Отсутствие конкурентной  борьбы привело к сверхмонополизированной и сверхконцентрированной экономике, для которой характерны не только крупные по объемам производства предприятия, но и их незначительное количество в отрасли.

В свою очередь, наличие  конкуренции способствует лучшему использованию знаний, опыта, а также наиболее полному удовлетворению человеческих потребностей путем рационального поведения на рынке. Конкуренция, как фундамент рыночных отношений ведения хозяйства является основой формирования и проявления конкурентоспособности на всех уровнях.

Особенностью современной  ситуации в России состоит в отсутствии универсальных схем поведения на рынке, в связи с чем?  особую актуальность для России сегодня приобретает проблема создания конкурентоспособного предприятия, которое является ее успешное развитие.

Достижение конкурентоспособности  – стратегическая цель каждого предприятия. Для руководства любого предприятия  очень важно знать, какие факторы  способствуют  повышению уровня конкурентоспособности, чтобы уметь  управлять или, или наоборот, отказаться от бесперспективного соперничества в тех областях, где шансы на победу невелики.

Актуальность темы курсовой работы: «Оценка конкурентоспособности  промышленных предприятий» обусловлена  тем, что в современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего, руководители предприятий находятся в постоянных поисках адекватных условиям конкуренции, инструментов управления предприятием и рычагов повышения конкурентоспособности.

Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями.

В настоящее время  на многих российских предприятиях отсутствует  целенаправленная, постоянно действующая, научно-обоснованная комплексная система  оценки его конкурентоспособности, а также система стратегического  управления по взаимосвязанным целям  и показателям, что весьма негативно сказывается на эффективности деятельности предприятия в целом.

Цель курсовой работы - провести оценку уровня конкурентоспособности ООО «Востокнефтепровод» и предложить рекомендации по ее повышению.

Для реализации указанной  цели в рамках работы предусматривается решить следующие задачи:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдержки из работы:

По-мнению В.А. Черкасова, под конкурентоспособностью предприятия понимается экономическая категория, которая характеризует способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию при лучшем, чем у конкурентов, использовании своего потенциала. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром – лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем [15;c.20].

В то же время, потребность  в оценке конкурентоспособности  того или иного предприятия существует. Изучение конкурентов и условий  конкуренции в отрасли требуется предприятию, в первую очередь, для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества. Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях [9;c.80]:

Целью управления конкурентоспособностью предприятия является обеспечение жизнеспособности и постоянного функционирования предприятия при любых экономических, политических, социальных и других изменениях в его внешней среде.

Клиентами ООО «Востокнефтепровод»  являются крупные нефтепроводные компании, одним из основных клиентов предприятия является АК «Транснефть». АК «Транснефть» и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой нефтепроводов (в том числе нефтепровод «Дружба»), длина которой составляет 47 455 км, а также сетью нефтепродуктопроводов, ранее принадлежавших «Транснефтепродукту» длиной 19 476 км. Важнейшим текущим проектом «Транснефти» является проектирование и строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (30 млн. тонн в первой очереди). В осуществлении данного проекта участвует и ООО «Востокнефтепровод».

Таблица 2.2 - Структура рынка  в области строительства и эксплуатации нефтепроводов  в 2011 г., в Сибири

Наименование фирмы

Доля рынка, %

1. ОАО «Сибнефтепровод»

 

2. ООО «Востокнефтепровод»

 

3.ОАО «СЗМН»

 

4. ОАО «Транссибнефть»

 

5.ООО «Трансспресс»

 

Другие

 

 

Итак, ООО «Востокнефтепровод» относится к группе рыночных последователей, т.е. фирм, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 1 до 3. Рассматриваемое промышленное предприятие проводит политику следования за отраслевым лидером,  оно не рискует, но и не проявляют пассивности. Такие предприятия копируют деятельность лидера, но действуют более осмотрительно и рассчитывают на меньшие ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная концепция управления конкурентоспособностью промышленного предприятия основывается на использовании базовых положений науки управления, соответственно которым основными элементами системы управления является цель, объект и субъект, методология и принципы, процесс и функции управления.

Процесс управления конкурентоспособностью предприятия включает в себя следующие действия:

- мониторинг конкурентной среды и оценку конкурентной ситуации в отрасли и на рынке;

диагностику конкурентоспособности предприятия и его основных соперников;

- конкурентное позиционирование предприятия – выбор стратегических хозяйственных подразделов с преимуществами в конкурентной борьбе;

- разработку концепции и стратегии управления конкурентоспособностью предприятия; реализация конкурентной стратегии предприятия.

Оценив конкурентоспособность ООО «Востокнефтепровод» были сделаны следующие выводы: ООО «Востокнефтепровод» относится к группе рыночных последователей, т.е. фирм, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 1 до 3. Рассматриваемое промышленное предприятие проводит политику следования за отраслевым лидером,  оно не рискует, но и не проявляют пассивности. Такие предприятия копируют деятельность лидера, но действуют более осмотрительно и рассчитывают на меньшие ресурсы.

Предприятие имеет следующие конкурентные преимущества:

1.Большой ассортимент  предоставляемых услуг.

2.Хорошая материально-техническая  база.

3.Большие финансовые  возможности.

Для повышения конкурентоспособности  ООО «Востокнефтепровод» было предложено  разработать стратегию фирмы по увеличению объемов реализованной продукции за счет расширения клиентской базы. Осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную, по отношению к отдельным категориям  заказчиков, снижать себестоимость на предприятии за счет повышения трудовой дисциплины, снижения потерь рабочего времени,  за счет устранения причин возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие  расходы, экономия всех видов ресурсов, внедрить организационную структуру фирмы маркетинговый отдел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. – 239 с.

2.Баумгартен Л.В. Анализ  методов определения конкурентоспособности  организации и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. -   2009. - № 4, - С.21. – 29.

3.Белоусов В.Л. Методика оценки конкурентоспособности предприятия. – М.: Экономика, 2008. – 224 с.

4.Бочарова Т. Как повысить конкурентоспособность организации? // Управление персоналом. - 2009. - №4. - С.38-39.

5.Волонцевич Е.Ф. Конкурентоспособность  фирм. -  Минск, 2008. – 230с.

6.Друкер Ф.Ф. Рынок:  как выйти в лидеры. М.: Дело, 2001. – 352 с.

7.Захаров А.Н. Экономическая сущность и механизмы повышения конкурентоспособности предприятия. (Мировой опыт) // Внешнеэкономический бюллетень. - 2009. - №4. - С.11-20.

8.Захарченко В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. – 127 с.

9.Иванова Е.А. Оценка  конкурентоспособности предприятия.  – Ростов на Д.: Феникс, 2008. – 298 с.

10.Лебедев, О.Т. Основы маркетингаю – СПб.: МиМ, 2008. – 224 с.

11.Мисаков В.С. Анализ конкурентоспособности фирмы / В.С. Мисаков. — М.: Финансы и статистика, 2006. – 225 с.

12.Петрищев  М. В.Природа и механизм рыночной конкуренции. Ярославль, 2006. – 231с.

13.Фатхутдинов Р.А.  Конкурентосчпособность организации. -  М.: Экзамен, 2006. – 340 с.

14.Философова Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: ЮНИТИ, 2007. - 271 с.

15.Черкасов В.А. Теоретические основы конкурентоспособности. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. – 209 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Оценка конурентосопособности предприятия