Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:44, курсовая работа
Сбыт – всего лишь одна из многих функций маркетинга, причем зачастую не самая существенная. Если деятель рынка хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, то товары наверняка пойдут легко.
1 Теоретические основы методов и каналов распределения предприятия
1.1 Понятие о сбыте и сбытовой политике
Сбыт – всего лишь одна из многих функций маркетинга, причем зачастую не самая существенная. Если деятель рынка хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, то товары наверняка пойдут легко.
Понятие “сбыт” в литературе по маркетингу употребляется в двух аспектах: в широком смысле – как целостный процесс доведения товара от производителя до конечного потребителя, а в узком – как собственно продажа.
Cбытовая политика – направление на создание системы распространения товаров, обеспечивающих доступность продукта для целевых потребителей.
Сбыт как элемент товародвижения включает:
Цели сбыта:
потребителем (16, с. 90).
Сбытовая сеть может быть определена как структура, сформированная партнерами, которые участвуют в процессе конкурентного обмена с целью предоставления товаров и услуг в распоряжение индивидуальных потребителей или производственных пользователей. Этими партнерами являются изготовители, посредники и конечные пользователи (потребители) (3, с. 160).
Многие компании зачастую уделяют слишком мало внимания каналам распределения своих товаров, и это нередко приводит к большим потерям. Зато, создав эффективную систему сбыта, компании могут получить огромные конкурентные преимущества (1, с. 482).
Ниже в таблице 1, представлены основные функции сбытовой политики и их описание.
Таблица 1 – Основные функции сбытовой политики
Функции |
Описание функции |
Транспортировка продукции |
Физическое перемещение от производителя к потребителю |
Деление |
Любые действия по обеспечению доступности товаров в количестве и форме, соответствующих потребностям пользователя |
Хранение продукции |
Организация создания и поддержание необходимых её запасов |
Доработка продукции |
Подбор, сортировка, сборка готового изделия и прочее, что повышает степень доступности и готовности продукции к потреблению |
Контакты с потребителями |
Действия по физической передачи товара, оформлению заказов, организации платёжно-расчетных операций, юридическому оформлению передачи прав собственности на товар |
Информирование |
Любые действия, которые повышают знания потребности рынка и условий конкурентного обмена |
Таким образом, сбытовая политика осуществляет 6 основных функций: транспортировка продукции, деление, хранение продукции, доработка продукции, контакты с потребителями и информирование.
Роль сбыта:
Итак, под сбытом в маркетинге понимают транспортировку, хранение, складирование, доработку, информирование, контакты с потребителями (предпродажную подготовку и продажу товара), т.е. сбыт – это система всех мероприятий, которые производятся после выхода продукции за ворота предприятия и завершаются продажей.
Таким образом, сбытовая политика всех участников сбытовой деятельности должна в максимальной мере удовлетворять потребности покупателей, причем с наибольшим удобством для них, и одновременно учитывать фактор давления со стороны конкурентов, проявляющийся в их сбытовой политике и практике.
1.2 Структура и типы каналов распределения
Главные задачи в разработке сбытовой политике - выбор канала распределения товара (сбытового канала) и принятие решения о стратегии сбыта (15, с. 96).
Под распределением понимается деятельность фирмы по доведению товара до потребителя. В основном этот процесс сводится к выбору оптимальной схемы доставки товара от производителя к потребителю и ее воплощения (транспортировка, хранение, обработка груза). Самым важным здесь является выбор типа канала распределения (8, с. 354).
Канал распределения – совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю (13, с. 361).
Канал распределения это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Благодаря ему устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться. Члены канала распределения выполняют ряд очень важных функций, представленных с их описанием ниже в таблице 2.
Таблица 2 – Функции выполняемые членами каналов распределения
Функция |
Описание функции |
Исследовательская работа |
Сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена |
Стимулирование сбыта |
Создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре |
Установление контактов |
Налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями |
Приспособление товара |
Подгонка товара под требования покупателей (это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка) |
Проведение переговоров |
Попытки согласования цен и прочих условий для последующего осуществления |
Организация товародвижения |
Транспортировка и складирование товара |
Финансирование |
Изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала |
Принятие риска |
Принятие на себя ответственности за функционирование канала |
Вопрос не в том, нужно ли эти функции выполнять, нужно и обязательно, а скорее в том, кто должен их выполнять.
Используются различные варианты распределения товаров: с участием промежуточных звеньев (косвенный канал) или без них (прямой канал) (32, с. 175).
Прямой метод. Производитель продукции вступает в непосредственные отношения с ее потребителями и не прибегает к услугам независимых посредников. Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют свою маркетинговую программу и располагают ограниченными целевыми рынками.
Косвенный метод. Для
организации сбыта своих товаро
Комбинированный (смешанный). Объединяет черты первых двух каналов товародвижения. В качестве посреднического звена используются организации со смешанным капиталом, включающим как средства фирмы-производителя, так и другой независимой компании.
Критерии, характеризующие каналы сбыта:
При выборе канала распределения принятие решения, как правило, проходит несколько этапов.
Одним из главных из рассматриваемых этапов является определение параметров канала распределения. Этими параметрами являются длина (протяженность) и ширина. Под длиной канала подразумевают число промежуточных звеньев, выполняющих работу по движению товара от производителя к потребителю.
Длину канала распределения можно охарактеризовать по числу составляющих его уровней. Уровень канала распределения - это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Поскольку определенную работу выполняют и сам производитель, и конечный потребитель, они тоже входят в состав любого канала (13, с. 363).
В зависимости от количества посредников различают четыре типа традиционных каналов сбыта, которые представлены ниже в таблице 3.
Таблица 3 – Традиционные типы каналов сбыта
Канал сбыта |
Особенности канала сбыта |
Канал нулевого уровня (канал прямого маркетинга) |
Состоит из производителя, продающего товар непосредственно потребителям. Три основных способа прямой продажи: торговля вразнос, посылочная торговля и торговля через принадлежащие производителю магазины |
Одноуровневый канал |
Включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения им нередко оказывается агент по сбыту или брокер. |
Двухуровневый канал |
Включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становятся оптовые и розничные торговцы, на рынках промышленного значения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры. |
Трехуровневый канал |
Включает в себя трех посредников. Мелкие оптовики покупают товары у крупных оптовых торговцев и перепродают их небольшим предприятиям розничной торговли, которые крупные оптовики, как правило, не обслуживают. |
Существуют каналы и с большим количеством уровней, но они встречаются реже. С точки зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его.
Продажа товара небольшими партиями – важная функция посредников, продлевающая жизнь длинным цепочкам распределения (30, с. 167).
Другой характеристикой канала товародвижения является его ширина, то есть количество посредников на каждом уровне, участвующих в распространении продукции. Поэтому любой фирме предстоит решить, какое количество посредников будет использовано на каждом уровне канала.
Наиболее важные факторы, которые следует учесть при выборе канала, представлены ниже в таблице 4.
Таблица 4 – Наиболее важные факторы при выборе канала товародвижения
Фактор канала товародвижения |
Особенности, которые он в себя включает |
По потребителям |
Количество, концентрация, размер средней покупки, размещение и время работы магазинов, необходимость помощи торгового персонала, условия кредита, основные сегменты и их характеристики |
Интересы компании |
Контроль, прибыль, время, гибкость в ресурсах, потребность в сервисе, специализация, эффективность, отношения в каналах сбыта и опыт в продвижении |
По товару или услугам |
Стоимость за единицу, техническая сложность, сохранность, частота отгрузок, объем, масса, разделяемость |
По конкурентам |
Число, концентрация, ассортимент, потребители, методы товародвижения и продвижения, взаимоотношения в каналах сбыта |
По каналам товародвижения |
Прямой или косвенный, количество, выполняемые функции, традиции, доступность, размещение, юридические аспекты |
Для достижения различных целевых рынков производители могут использовать одновременно несколько каналов распределения. В ряде случаев даже для поставки одного и того же товара на один и тот же рынок производитель может параллельно использовать несколько каналов. Главным при этом является обеспечение высокого уровня удовлетворения запросов потребителей при стремлении снизить издержки производственно-сбытовой деятельности (9, с. 189).
Ниже, в таблице 5 представлены и описаны особенности трёх типов распределения.
Таблица 5 – Типы распределения
Тип распределения |
Особенности распределения |
Интенсивное |
Метод сбыта, при которой организация стремиться обеспечить запасы своих продуктов в возможно большем числе торговых точек, чтобы сделать их доступными для потребителей. Предполагает использование разветвленной сети торговых посредников, что может обусловить увеличение издержек распределения. |
Селективное |
Метод сбыта, основанный на реализации продуктов производителей через ограниченное число торговых точек. занимает промежуточное место между интенсивным и эксклюзивным распределением. Оно позволяет производителю добиваться достаточно широкого охвата рынка при более жестком контроле над ним и с меньшими издержками, чем в случае интенсивного распределения. |
Эксклюзивное |
Производитель предоставляет ограниченному числу дилеров исключительные права на распределение товаров фирмы в рамках их сбытовых территорий. Обычно способствует возвышению образа товара и позволяет производить на него более высокие наценки. |
Информация о работе Оптимизация методов и каналов распределения