Организационная структура управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Предприятие представляет собой производственно-хозяйственную, социальную и экологическую развивающуюся целеустремленную систему. Такое определение объекта управления означает, что:
1) система управления предприятием имеет многоцелевой характер;
2) цели управления имеют различную природу (производственные, экономические, социальные, экологические и технические цели);
3) результатом деятельности предприятия являются эффекты различной природы, характеризующие степень достижения целей;

Файлы: 1 файл

организационнаяструктура управления нормальная.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)
  • Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и её техническо-организационной уровень. К структурам относится звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности.

Для оценки эффективности  управления важное значение имеет определение  соответствия системы управления и  её организационной структуры объекту  управления. Это находит выражение  в сбалансированности состава функций  и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

Важными требованиями, являются, способность адекватного отражения  динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления допускается использование основных требований к их выбору – максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта.[11]

1.4. Корректировка организационных структур

 

В большинстве  случаев решения о корректировке  структур принимаются высшими руководителями организации как часть их основных обязанностей. Значительные по масштабам организационные предприятия не осуществляется до тех пор, пока не появится твёрдая корректировка структуры или разработка нового проекта.

Неудовлетворительное  функционирование предприятия. Наиболее распространенной причинной необходимости  разработки нового проекта организации  являются неудачи в попытке снижения роста издержек, повышения производительности, расширения всё сужающихся внутренних и внешних рынков или в привлечении новых финансовых ресурсов. Обычно прежде всего предпринимаются изменения в составе и уровне квалификации работающих, разработка специальных программ. Но причина неудовлетворительной деятельности предприятия заключается в определённых недостатках организационной структуры управления.

Перегрузка  высшего руководства. Если меры по изменению  методов и процедур управления не позволяют уменьшить нагрузку, не приводят к продолжительному облегчению, то весьма эффективным средством решения этой задачи становится перераспределение прав и функций, корректировки и уточнения в формах организации.

Отсутствие  ориентации на перспективу. Будущее  развитие предприятия требует со стороны высших руководителей всё  большего внимания стратегическим задачам. В то же время до сих пор многие руководители продолжают уделять основное время оперативным вопросам. Что приведёт к простой экстраполяции текущих тенденций в будущем. Высший руководитель должен осознавать, что его важнейшая обязанность заключается в том, чтобы сделать предприятие способным разработать и реализовать стратегическую программу.

Разногласия по организационным вопросам. Каждый опытный  руководитель знает, что стабильность в организационной структуре предприятия существует внутренняя гармония. Эта структура затрудняет достижение целей, допускает несправедливое распределение власти и т.д. Когда возникают глубокие и устойчивые разногласия по поводу организационной структуры, единственным выходом является тщательное изучение структуры. Смена руководства часто вызывает решение о реорганизации. Группа которая придёт на смену, может найти такую форму совершенно не соответствующей её подходу к проблемам предприятия.

 

Глава 2. Проблема выбора организационной  структуры

2.1. Линейная организационная структура

Линейная организационная структура  основывается на принципе единства распределения  поручений, согласно которому право  отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, то есть каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной.

Преимуществами такой структуры  можно назвать:

  • простое построение;
  • однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности;
  • жесткое руководство органами управления;
  • оперативность и точность управленческих решений.

Недостатки:

  • затруднительные связи между инстанциями;
  • концентрация власти в управляющей верхушке;
  • сильная загрузка средних уровней управления.

Линейная структура  управления используется мелкими и  средними фирмами, осуществляющими  несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между  подразделениями.

Эта структура ориентирована  лишь на реализацию текущих задач, для нее характерны отсутствие гибкости, склонность к бюрократизму, возможность искажения информации при передаче с одного уровня управления на другой. [15, c.77]

2.2. Функциональная организационная  структура

 

Функциональная организационная  структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.

Например, рабочий в  цехе получает поручения не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, то есть действует принцип многократной подчинённости. Поэтому такую организационную структуру называют многолинейной.

Функциональная структура  управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся  рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности. [11, c.148]

К преимуществам такой  структуры можно отнести:

  • сокращение звеньев согласования;
  • уменьшение дублирования работ;
  • укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней;
  • высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций.

К недостаткам: [18, c.92]

  • неоднозначное распределение ответственности;
  • затруднённая коммуникация;
  • длительная процедура принятия решений;
  • возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место.

Рост сложности и  масштабов производства, дифференциация функций управления привели к  появлению линейно-штабной организационной  структуры. [15, c.79]

2.3. Линейно-штабная структура

 

Линейно-штабная структура (штабное управление) представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.

Эти штабы могут:

  • ограничиваться центральными уровнями управления (штабы руководства);
  • находиться в нескольких уровнях управления;
  • образовывать штабную иерархию на всех уровнях управления.

Штабы на нескольких уровнях  иерархии должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями.

Чем крупнее фирма  и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации  деятельности функциональных служб  или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами.

Недостатки:

  • затрудняет горизонтальное согласование;
  • с трудом реагирует на изменение.

Линейно-штабная структура  позволяет более квалифицированно решать проблемы управления, но порождает  опасность подмены линейных руководителей в процессе принятия решений. [15, c.79]

2.4. Линейно-функциональная  структура

 

Диверсификация производства и специализация управления привели  к появлению комбинированных  структур, наиболее распространенной из которых стала линейно-функциональная. Она сочетает основные достоинства как линейной, так и функциональной системы, обеспечивает развитие специализации управленческой деятельности, сохраняя в то же время авторитет линейных руководителей, отвечающих за результаты производства.

Благодаря своим преимуществам  линейно-функциональная структура  управления получила широкое распространение, являясь практически единственным вариантом организации предприятия  в России, и в полнее соответствовала  командно-административным принципам и методам управления. Ее преимущества реализуются в условиях стабильной технологии, массового и крупносерийного производства.

В быстро меняющихся макроэкономических условиях, предпочтениях и ценностях  потребителей, конкуренции, при преобладании экономических методов управления, преимущества линейно-функциональной структуры не столь очевидны, а недостатки становятся более ощутимы.

Недостатки линейно-функциональной структуры: [11, c.150]

  • медленное движение информации и, соответственно, принятий решений;
  • конфликт интересов линейных и функциональных руководителей;
  • конфликт интересов линейных и функциональных руководителей, что влияет не только на скорость, но и на качество принимаемых решений;
  • узкая специализация руководителей среднего звена, ограничивающая их кругозор и отторгающая нововведения;
  • стремление руководителей снизить риск и не брать на себя большую ответственность при принятии управленческих решений.

В этой структуре руководители линейного и функционального  отделов имеют право на совместное принятие решений для соответствующего отдела предприятия. Например, право по найму рабочей силы для цехов принадлежит совместно начальнику отдела кадров и начальнику технического отдела. Если они не приходят к соглашению, то должна вмешаться вышестоящая инстанция.

2.5. Дивизиональная организационная  структура

 

В настоящее время  в промышленно развитых странах  наблюдается отход от линейно-функциональной структуры (классический тип этой организации  сохранился лишь в мелких и средних  предприятиях, работающих в традиционных областях бизнеса) [15, c.80]. Среди крупных компаний преобладает дивизиональный тип организационной структуры.

К факторам, обусловившим переход к этому типу организационной  структуры, относят: [18, c.153]

  • рост диверсификации предпринимательской деятельности;
  • специализация управления;
  • международное разделение труда;
  • рост информированности, самооценки и ожиданий менеджеров среднего звена и т.п.

Для дивизиональной организационной  структуры характерна децентрализация  управленческих функций: производственным подразделениям придаются автономные структуры, осуществляющие основные функции управления (учет, планирование, финансовое управление, маркетинг и т.п.). Это позволяет производственным подразделениям решать самостоятельные задачи, связанные с разработкой, производством и сбытом собственной продукции. Высшее руководство предприятия может при этом сосредоточиться на постановке и решении стратегических задач.

Дивизиональная структура  отличается от линейно-функциональной большей гибкостью, что обеспечивает скорость принятия решений и является ее основным преимуществом в условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры и технологических нововведений. Основные достоинства обеих структур представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1.

Сравнительные достоинства  линейно-функциональной и дивизиональной структур

Линейно-функциональная

Дивизиональная

1. Стабильность (наиболее  эффективна в стабильной среде)

1. Гибкость (наиболее  эффективна в динамичной среде)

2. Экономия на управленческих  расходах

2. Оперативность принятия  решений

3. Специализация и  компетентность

3. Междисциплинарный  подход

4. Быстрое решение  простых проблем, находящихся  в компетенции одной функциональной  службы

4. Быстрое решение  сложных межфункциональных проблем

5. Ориентация на стабильную  технологию и сложившейся рынок

5. Ориентация на новые  рынки и технологии

6. Ориентация на ценовую  конкуренцию

6. Ориентация на неценовую  конкуренцию

Информация о работе Организационная структура управления