Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:03, контрольная работа
Основными вопросами организации маркетинга на предприятии можно определить следующие:
- Определение комплекса маркетинговых функций, их содержательное наполнение;
- Распределение маркетинговых функций среди структурных подразделений и персонала организации, закрепление их в соответствующих должностных инструкциях;
- Определение функциональных связей между сотрудниками, которые реализуют маркетинговые функции;
1.Организация маркетинга на предприятии. Основными вопросами организации маркетинга на предприятии можно определить следующие:
- Определение комплекса
- Распределение маркетинговых
функций среди структурных
- Определение функциональных
- Создание системы
На практике развертывание (построение) организационной структуры компании происходит сверху вниз. То есть сначала определяется структура верхнего уровня управления, а затем шаг за шагом выстраивается организационная структура на низших уровнях. Причем процесс этот является творческим, индивидуализированным, это приводит к тому, что каждое предприятие имеет свои особенности организационного построения.
Должность первого руководителя в исполнительных органах предприятия может иметь следующие варианты названий: директор, генеральный директор, председатель правления и тому подобное. Первый руководитель, как правило, имеет заместителей (или директоров по направлениям) с производственных, финансовых, маркетинговых (коммерческих), общих и других вопросов. Кто-то осуществляет общее управление маркетингом на предприятии (варианты: заместитель по маркетингу, заместитель по коммерческим вопросам, заместитель по вопросам развития, первый заместитель).
Каждый из заместителей непосредственно
руководит определенными
Основными способами организационного построения маркетинговой службы предприятия являются:
1) функциональная
3) рыночная организационная
Функциональная модель построения маркетинговой службы предусматривает функциональную структуризацию маркетингового подразделения, то есть выделение подфункций.
Функциональная модель управления считается простым в плане административной построения. Специализация сотрудников маркетинговой службы позволяет постоянно совершенствовать их соответствующие знания и навыки. Понятно, что человек, который постоянно занимается, скажем РR-акциями, имеет шансы стать PR-менеджером высокого уровня. Другой является ситуация, когда человек одновременно занимается как РR-акциями, так и рекламой, стимулированием сбыта, маркетинговыми исследованиями.
Общую координацию маркетинговой деятельности компании в функциональной модели, принятия стратегических маркетинговых решений осуществляет первый руководитель или его заместитель, отвечающий за маркетинговую деятельность.
Функциональная модель не предусматривает персонификацию ответственности за рыночные результаты относительно конкретных товаров (товарных направлений) компании. Каждая структурная единица в службе маркетинга привязывается к определенной функции (и одновременно ко всей совокупности товаров), а не к конкретному товарного (рыночного) направления деятельности компании. То есть результаты деятельности каждого отдельно взятого сотрудника (их групп) не имеют конкретного рыночного выражения, а является рыночным успехом или неудачей всей службы маркетинга в целом.
Считается, что функциональная модель построения маркетингового управления является наиболее адекватной для тех компаний, которые имеют ограниченный ассортимент товарной продукции.
Товарная (продуктовая) модель построения маркетингового управления предусматривает определенное сочетание функциональной и Товарной специализации сотрудников.
Менеджеры товаров (торговых марок, товарных
категорий) являются ответственными лицами
за рыночные результаты для определенных
конкретных товаров. Происходит персонификация
ответственности, что может рассматриваться
как один из стимулов достижения эффективности.
Кроме того, на уровне управляющих
товарными направлениями
Товарная специализация в
Рыночная модель маркетингового управления предполагает концентрацию внимания на особенностях поведения различных групп потребителей (сегментов рынка). Сегментным критерием может быть тип, региональное размещение, доходы, возраст потребителей и др.. Так, например, хорошо известно, что на многих рынках одновременно имеются две группы (типы) потребителей - организации и домашние хозяйства. Они являются разными потребителями, требующие различных маркетинговых подходов. Именно наличие важных особенностей в рыночном поведении различных сегментов обусловливает целесообразность использования рыночной (сегментной) модели маркетингового управления.
Маркетинговые руководители должны хорошо знать свои группы потребителей. Модель потенциально приближает управленцев до потребителей; именно на последних фокусируется внимание управленческих подразделений компании. Управляющий определенного рыночного направления одновременно руководит отдельными товарами (линиями, знаками), что создает предпосылки координации деятельности в контексте потребностей соответствующих групп потребителей, включая проведение совместных маркетинговых мероприятий - коммуникационных, акций по стимулированию сбыта и т.д..
Матричная организационная модель предполагает комбинацию функционального и товарного подходов. То есть ее можно считать гибридной - функционально-товарной моделью.
По вертикали осуществляется функциональное управленческое влияние на процессы, по горизонтали - специализированно-товарный. Горизонтальное управление предполагает наличие групп людей, ответственных за определенные товары (торговые марки, товарные категории и т.д.). Они должны взаимодействовать с "функциональными" маркетологами - специалистами по рекламе, РИ, маркетинговых исследований и т.п.. Руководитель маркетинговой службы должна обеспечивать соответствующую координацию. Основное преимущество этой модели заключается в сочетании двух "специализаций" - функциональной и товарной, в сочетании двух взглядов на ситуацию - "внутреннего" (специалистов, отвечающих за конкретный товарный направление) и "внешнего" (специалистов маркетингово-функционального характера). "Фронт" плюс "штаб" могут создавать предпосылки эффективного управления. Вместе с тем, в такой модели происходит "раздвоение" ответственности, повышается значение фактора эффективной координации деятельности, за обилия выделенных товарных направлений возрастает нагрузка непосредственно на руководителя службы маркетинга.
Итак, проанализировав основные, наиболее распространенные способы (модели) организации маркетинговой деятельности на предприятиях, отметим: каждая отдельно взятая компания - это "свой мир", свое видение "правильного" ("наиболее адаптированного") маркетингового управления, поэтому общие схемы приобретают определенную специфику , локального управленческого колорита.
2. Служба маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия, подчиняется непосредственно коммерческому директору и руководствуется в своей деятельности действующим законодательством, указаниями и приказами, утвержденными планами работ.
2.3 Основные функции
Маркетинговая деятельность, проводимая предприятиями, связана с выполнением функций, которые можно объединить в три группы:
К первой группе относятся функции, связанные с проведением исследований:
-внутреннего состояния фирмы, ее сильных и слабых сторон;
-рынка, его особенностей и конъюнктуры по каждому товару фирмы;
-потребителей, их нужд и потребностей, а также уровень доходов;
-товар, его свойства, определяющие конкурентоспособность на рынке;
-поставщики и посредники, эффективность их работы с точки зрения конечных результатов деятельности фирмы, конкурентов, их стратегий деятельности на рынке.
Ко второй группе относятся организационные функции, связанные с доведением товаров до потребителей. Фирма должна организовать:
-распределение товаров через сеть торговых точек:
-продвижение товаров на рынке, решив вопросы их транспортировки и складирования;
-систему стимулирования сбыта, прежде всего, через рекламу и с помощью других методов;
-систему оказания сервисных услуг через сеть соответствующих пунктов.
Выполнение данных функций должно обеспечить предприятию:
-реализацию возможно большего количества товаров с обеспечением необходимой прибыли;
-максимальное удовлетворение потребителей с формированием у него желания приобретать товары фирмы не только сегодня, но и завтра.
В третью группу функций входят функции разработки стратегий деятельности фирмы в области: товара; ценообразования; организации и стимулирования сбыта.
В эту же группу можно отнести и разработку общей стратегии деятельности фирмы на рынке.