Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:12, реферат
С точки зрения классической экономической теории человеческую деятельность можно разделить на две крупные сферы: коммерческую и некоммерческую. В первой функционируют предприятия (фирмы, компании) различных форм собственности и направлений деятельности, а также физические лица с целью достижения экономического эффекта, который чаще всего выражается в виде прибыли (коммерческие субъекты). Деятельность во второй сфере осуществляют некоммерческие образования и физические лица (некоммерческие субъекты) с целью достижения определенного социального эффекта. Эта сфера охватывает такие важнейшие области человеческой деятельности, как государственная власть и управление, оборона и безопасность, здравоохранение, образование, религия, наука, культура, благотворительность, спорт и т. д.
Основы концепции маркетинга некоммерческих субъектов
С точки зрения классической
экономической теории человеческую
деятельность можно разделить на
две крупные сферы: коммерческую
и некоммерческую. В первой функционируют
предприятия (фирмы, компании) различных
форм собственности и направлений
деятельности, а также физические
лица с целью достижения экономическ
Все некоммерческие субъекты можно разделить на три вида.
1. Государственные
некоммерческие субъекты (органы
государственной,
2. Негосударственные
некоммерческие субъекты (политические
партии и движения; профсоюзные
организации; некоммерческие
3. Физические лица,
занимающиеся некоммерческой
Некоммерческий маркетинг представляет собой деятельность некоммерческих субъектов в конкурентной среде, основанную на принципах классического маркетинга. Цель некоммерческой деятельности — это достижение социального эффекта, а некоммерческого маркетинга — максимизация этого эффекта при рациональном использовании необходимых ограниченных ресурсов общества.
Социальный эффект — это результат деятельности некоммерческого субъекта, направленный на благо общества в целом или отдельных групп населения, не связанный с получением прибыли.
В различных областях
некоммерческой деятельности социальный
эффект проявляется различным образом.
Так, например, предвыборная деятельность
политических партий и движений направлена
на получение определенного
Другой пример: некоммерческое высшее учебное заведение, осуществляющее деятельность по привлечению абитуриентов, нацелено на социальный эффект, выражающийся в количестве заявлений, поданных на актуальные для общества специальности.
Социальный эффект,
с точки зрения некоммерческого
маркетинга, служит своеобразным аналогом
экономического эффекта в традиционном,
классическом маркетинге. Точно так
же, как коммерческая фирма не может
существовать и развиваться, не зарабатывая
прибыли, не может существовать и
развиваться некоммерческий субъект,
не достигающий социального
Социальный эффект,
достигаемый некоммерческим субъектом,
может быть большим или меньшим,
более или менее значимым для
общества. В зависимости от этого
деятельность некоммерческого субъекта
должна в большей или меньшей
степени финансироваться и
В Гражданском кодексе
РФ отсутствует понятие “
Некоммерческие
организации могут осуществлять
предпринимательскую
Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов” (Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая (с алфавитно-предметным указателем). — М., Издательская группа ИНФ. М-НОРМА, статья 50, пп. 3 и 4, с. 44).
В этом определении для нас особый интерес представляет абзац, допускающий осуществление некоммерческими организациями предпринимательской (коммерческой) деятельности.
Действительно, наряду
с выполнением своих основных,
некоммерческих функций, органы федеральной
и местной исполнительной власти,
негосударственные фонды и
Таким образом, деятельность некоммерческих субъектов в подавляющем большинстве случаев включает две составляющие: некоммерческую и коммерческую. Причем, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, превалирует некоммерческая деятельность, а коммерческая призвана лишь ее обеспечивать и развивать. То есть, в конечном счете, коммерческая составляющая должна быть нацелена одновременно как наэкономический, так и на социальный эффект деятельности субъекта. При этом экономический эффект непосредственным образом влияет на состояние внутренней среды некоммерческого субъекта и косвенно — на создание социального эффекта. Социальный эффект, являющийся главным результатом деятельности некоммерческого субъекта, всегда нацелен на внешнюю среду, способствуя решению проблем общества в целом или отдельных групп населения (например, результаты деятельности фонда “АнтиСПИД”, организации Green Peace и т. д.).
На сегодняшний день существует довольно обширная зарубежная и отечественная литература, имеющая отношение к некоммерческому маркетингу. Например, такие работы, как Kotler P. and Andersen A. R. Strategic Marketing For Non-Profit Organizations; Kinnel M. and Mac Dougall J. Marketing In The Not-For-Profit Sector; Панкрушин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании; Кабаков В. С., Крылов В. И. Маркетинговый подход в системе управления городом; Мудряченко М. Ф. Значение маркетинга в сфере экономической деятельности войскового звена и др.
Как правило —
это работы, представляющие собой
локальные прикладные исследования
в области отдельных
В 1998 г. мы предприняли
попытку разработать целостную
концепцию некоммерческого
Если говорить о маркетинге некоммерческих субъектов, его можно схематично представить следующим образом (см. рисунок)
Неискушенный читатель может провести полную аналогию между понятиями “некоммерческий маркетинг” и “маркетинг некоммерческих субъектов”. В действительности сходство между ними — чисто терминологическое. В существе же этих понятий кроется весьма значительное различие.
Концепция некоммерческого
маркетинга содержит систему взглядов
на его теорию и методологию, адаптирует
основные рыночные категории и маркетинговые
понятия к специфическим
В настоящее время на первый план выступает проблема симбиоза некоммерческой и коммерческой составляющих как деятельности некоммерческих субъектов, так и их маркетинга. Она связана с актуальными вопросами, назревшими в российском обществе: “Как должны расходоваться государственные средства, чтобы приносить максимальную пользу обществу? В каком соотношении должна осуществляться некоммерческая и коммерческая деятельность государственных и негосударственных некоммерческих субъектов, чтобы достигать максимального социального эффекта? Как при этом наиболее рационально расходовать ограниченные ресурсы общества? Как процедуры и инструменты маркетинга могут помочь в решении этих задач?”.
В основе достижения
максимального социального
Дата публикации: 02.08.2000
Информация о работе Основы концепции маркетинга некоммерческих субъектов