Особенности формирования маркетинга в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 01:52, сочинение

Описание работы

Однако, как показывает опыт многих стран, превращение зарубежного, международного, будь то товар, информация или партнер по бизнесу, в нечто обыденное для повседневного бытия на самом деле имеет поистине революционный характер. Приобщение к международному сообществу ведет не только ведет к кардинальным изменениям в производстве и потреблении, но и решительно меняет наши представления о современном мире, заставляет ставить и осмысливать новые проблемы и в конечном итоге требует нового мировоззрения, поведения, квалификаций и знаний.

Файлы: 1 файл

эссе Особенности формирования маркетинга в РФ.docx

— 25.81 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное             учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

 

                             

 

 

 

 

Эссе

по дисциплине «Маркетинг»

 

на тему:

«Особенности формирования маркетинга в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы Н3-1

Ховалыг Ш.В.

                                             

Научный руководитель:

Овсейчук О.Н.

 

 

 

 

 

Москва 2014

 

 

 

В России интерес к маркетингу в современном смысле этого слова возник в середине 1970-х гг. Процесс политических и экономических преобразований в России достаточно многогранен и противоречив. И одно из наиболее ярких достижений - это переход к открытому для внешнего мира обществу.

Однако, как показывает опыт многих стран, превращение зарубежного, международного, будь то товар, информация или партнер по бизнесу, в нечто обыденное для повседневного бытия на самом деле имеет поистине революционный характер. Приобщение к международному сообществу ведет не только ведет к кардинальным изменениям в производстве и потреблении, но и решительно меняет наши представления о современном мире, заставляет ставить и осмысливать новые проблемы и в конечном итоге требует нового мировоззрения, поведения, квалификаций и знаний.

В условиях советской административно-командной системы, которая основана на жестком централизованном подходе к системе управления, планирования и распределения, не давала возможности использовать маркетинговые технологии на отечественном рынке. Поэтому первым полигоном для российского маркетинга стала внешняя торговля — на то время единственный островок рыночных отношений.

Коренной перелом в отношении к маркетингу наступил в 1975 г. после подписания в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, включающего в себя, в том числе, и раздел “Маркетинг”. В этом же году Президиум Торгово-промышленной палаты принял решение о создании секции маркетинга, которое было реализовано в феврале 1976 г. Основными задачами секции было распространение информации о маркетинге, методическая помощь предприятиям и организациям по вопросам практического применения маркетинга, организация международного сотрудничества в сфере маркетинга.

Таким образом, 1975 г. стал отправной точкой для российского маркетинга, получившего официальное признание как система хозяйствования, учитывающая интересы потребителей.

Однако до применения маркетинговых принципов в российской экономике было еще далеко. Более или менее адекватные условия для реализации маркетингового подхода на практике (изменение отношений собственности, введение системы хозрасчета, развитие внешнеэкономических связей и др.) стали формироваться только после 1985г. Изменение экономической ситуации усилило интерес к маркетингу, что наглядно проявилось в издании немалого числа статей и монографий как российских, так и зарубежных авторов, попытках ряда производителей переориентировать свое производство в сторону большего учета реальных запросов потребителей. В 1989 г. Министерство высшего и среднего специального образования включило в перечень утвержденных специальностей “социалистический маркетинг”. Был объявлен набор в Московский институт народного хозяйства (МИНХ) им. Плеханова на переподготовку по этой специальности лиц, имеющих высшее образование.

Но действительно надежную базу отечественный маркетинг приобрел только в период реформ 1990-х гг., когда были заложены три основных системообразующих свойства новой российской экономики, призванные трансформировать ее из социалистической в рыночную. Это, во-первых, частная собственность на экономические ресурсы, дающая свободу предпринимательству и позволяющая регулировать отношения производителей и потребителей через рынок. Во-вторых, создание рынка как саморегулятора экономической системы. В-третьих, развитие экономики в парадигме спросоограничительной системы (приоритета спроса над предложением), ориентированной на потребителя. Несмотря на то, что российскую экономику по-прежнему называли экономикой переходного типа, “рыночные отношения в ней стали преобладающими и в основном созданы предпосылки для перехода к одному из вариантов капитализма как целостной системе”.

По мнению Президента Российской ассоциации маркетинга А. Бравермана, первые российские маркетологи-практики стали действовать на отечественном рынке после либерализации цен в 1991 г. К этому времени относится и зарождение маркетинговых служб на тех предприятиях и фирмах, которые занимались производством товаров массового спроса, и производственный цикл которых базировался на западных технологиях (компании пищевого сектора, сектора потребительских товаров и т.п.). Характерной особенностью данного периода являются также рассвет маркетинговых исследований и выпуск широкого спектра литературы по маркетингу. Постепенно маркетинг в России превращался в инструмент изучения и регулирования коммерческой деятельности не только на микроуровне (отдельная фирма), но и на макроуровне (экономика России в целом и отдельных регионов).

Однако до сих пор существует множество факторов, ограничивающих развитие маркетинга в России. Основными из них являются следующие:

  1. Сложная социально-экономическая ситуация.

Хронически “переходный” характер экономики, высокая степень монополизации отдельных рынков, “половинчатость” и низкий темп экономических реформ; неопределенность политической ситуации — все эти факторы, отрицательно влияющие на экономическое развитие, не могут не тормозить развитие отечественного маркетинга.

  1. Специфическая психология российского бизнеса.

Также немаловажным является и тот факт, что основные цели российского бизнеса не всегда носят чисто рыночный характер. До сих пор нередки примеры того, что ведущей целью деятельности предприятия являются сохранение трудового коллектива, поддержание объемов выпуска продукции и т.п. По-прежнему многие российские фирмы строят свою стратегию, ориентируясь не на развитие, а на выживание. Основные тенденции развития современного рынка.

  1. Нехватка квалифицированных кадров.

Отечественному бизнесу не хватает квалифицированных специалистов по маркетингу. В силу специфичности российской экономической ситуации применение западных маркетинговых технологий далеко не всегда способствует эффективному функционированию предприятия на рынке. А собственные маркетинговые стратегии и методики способны разработать только профессионалы. Подготовка маркетологов в вузах страны, на первый взгляд, идет быстрыми темпами. Однако пока уровень теоретической подготовки выпускников и, тем более, умение применить свои знания в конкретной рыночной ситуации оставляют желать лучшего.

4)Недостатки государственной системы правового регулирования и слабость общественных организаций.

Существенной проблемой является неразвитость институциональных предпосылок для функционирования современного маркетинга, отсутствие эффективного правового регулирования хозяйственных отношений, соблюдения прав потребителей и т.п. Недостаточно пока сильны и общественные организации, отстаивающие интересы потребителей “снизу” (общества потребителей, экологические движения и т.п.).

В силу этих и других причин далеко не все российские предприятия и фирмы сегодня имеют возможность строить свою маркетинговую деятельность в соответствии с современной парадигмой маркетинга, ориентированного на потребителя. Большинство участников российского рынка, в лучшем случае придерживаются одной из устаревших концепций маркетинга. Неудовлетворительный уровень доходов значительной части населения заставляет их ограничиваться таким аргументом привлечения потребителей, как низкие цены, нередко при невысоком качестве продукции.

Тем не менее, маркетинг - современная концепция рыночного управления, без учета основных принципов которой невозможна организация отечественного рынка.

И для широкого внедрения маркетинга на российский рынок необходимы некоторые условия, такие как:

а) наличие полноценного рынка потребителя, на котором предложение товаров и услуг всегда превышает спрос. Таким образом, одной из главных задач экономических реформ в России следует считать создание единого рынка потребителя, связывающего все регионы страны и ближнего зарубежья.

б) вторым условием существования и объективной необходимости российского маркетинга является создание отечественной системы предпринимательства, особенно мелкого и среднего, непосредственно работающего на рынок потребителя, Ведь, по выражению А. Смита, рынок - это естественный регулятор, при котором люди действуют в личных и своекорыстных целях и тем самым решают проблемы всех и каждого.

в) третье условие широкого распространения маркетинга - это рождение технологий производства и адекватных им рыночных технологий, создающих проекцию предпринимательства на ось рынка. Маркетинг должен оказывать воздействие на проектирование, планирование, выпуск, экономический анализ равно как на рекламу, распределение, сбыт, предоставление услуг по продукту.

 

 


Информация о работе Особенности формирования маркетинга в РФ