Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:03, шпаргалка
Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений – задачи, человек, управленческая деятельность. Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.
Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений – задачи, человек, управленческая деятельность. Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.
Вопрос о том, когда управленческая деятельность перестала быть только косвенным проявлением власти и превратилась в самостоятельную, давно интересует историков менеджмента (Л. Маммфорд, Р. Ходжеттс и др.).
Согласно концепции Р.Ходжеттса, менеджмент, как вид деятельности, сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности, которые пробили определенную "нишу" для его существования.
1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э., суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности: на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взымать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников.
2. Светско-административная. Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».
3. Производственно-строительная. Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах.
Гай Авре́лий Вале́рий Диоклетиа́н (лат. Gaius Aurelius Valerius Diocletianus, 245 Далмация — 3 декабря 313) (имя при рождении — Диокл (лат. Dioclus)) — римский император с 20 ноября 284 по 1 мая 305.
Диоклетиан
приступил и к административной
реформе провинциального
Разделение империи на четыре части привело к преобразованию всего провинциального управления. Империя была раздроблена на большое количество округов управления, но так, что известная их сумма была подчинена ведению более крупного правительственного центра. Именно, вся империя была разделена на 12 диоцезов, каждый из которых был разделен на известное число провинций: самый меньший, Британия — на четыре провинции, а самый большой, Восток (Oriens) — на 16. Такое устройство управления требовало умножения чиновников, а умножение чиновников вело к увеличению тягостей населения. Тем не менее, эта реформа удовлетворяла потребностям времени и была удержана преемниками Диоклетиана.
Изменение диоклетиановской системы управления провинциями произошло только в правление Юстиниана.
Никколо Макиавелли (1469-1527) – политический мыслитель, историк и писатель. В XX веке ученые проявили интерес к Макиавелли как к одному из теоретиков теории управления. Маккиавелли пишет о лидере и теории лидерства, выделяя основные принципы и правила успешного лидера. Макиавелли писал в эпоху Ренесанса, когда работодатель еще не был исключительно предпринимателем, а мыслил себя скорее деятелем культуры и прогресса. В целом Ренессанс характеризовался копированием идеалов и ценностей Античной Греции. Произведения Макиавелли относились скорее к управлению страной, чем у управлению коллективом. Основными постулатами учения маккиавелли считают:
1) авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников;
2) подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожидает от них;
3) лидер должен обладать волей к выживанию;
4) лидер –
всегда образец мудрости и
справедливости для своих
Лидер должен знать психологию своих последователей. Одинаково опасны и стремящиеся потерять накопленное, и стремящиеся получить то, чего у них нет. И богатые, и бедные стремятся к власти. Если восстаное привело к массовым погромам, необходимо умножать их и идти до конца, т.к. в этом случае ответственных найти невозможно, виновных много и никого не накажут. Победителей не судят, победа не вызывает позора вне зависимости от ее цены. Стремление к власти приводит к социальным беспорядкам, пришедший к власти старается ухватить побольше. Наряду с властью ценностью является свобода. Если власть стремятся захватить, свободу стремятся удержать. Свободу лучше всего доверять охранять простым людям, а не дворянам, т.к. они меньше стремятся к власти, и хотят лишь уйти от угнетения. Толпа состоит из профанов, которые принимают видимость за реальность и хотят только видимости.
Правителю лучше не питать иллюзий и заранее предполагать всех людей злыми. Страх прочнее и надежнее любви. Руководитель не должен быть щедрым, т.к. щедрость порождает зависимость. Вознаграждай постепенно, наказывай сразу. Управление относительно: выбор средств соотносится с ситуацией, оценка результата – со средствами, наконец, все вместе – цель, средства, ситуация — должны соотноситься между собой.
Вклад Макиавелли в историю социальной мысли, в теорию и практику управления огромен. Одним из первых он обосновал понятие гражданского общества и применил термин «государство» так, как принято сейчас – для обозначения политической организации общества. Многие из его идей довольно дикие по современным меркам. Но тем не менее, многие «рекомендации» в контексте современного топ-менеджмента вполне могут быть осмыслены и переведены на новый лад:
Итальянский стиль управления тесно связан с понятием семьи. Итальянцы придают большое значение семье не только в частной жизни; они считают семью важным фактором промышленного развития. Представления о семье они переносят в сферу бизнеса, ожидая от работников организации единства, лояльности и выполнения обязательств, а также проводя четкую границу между «своими» и «чужими». Такой перенос мог бы объяснить, почему итальянцы предпочитают личные контакты: они стремятся создать сети доверенных лиц, аналогичные семье. Понятие семьи часто используется итальянскими менеджерами, когда их просят описать организацию, в которой они работают. Нередко владельцы, управляющие и рабочие тесно связаны с тем или иным регионом, а сама компания напоминает большую семью, объединяющую многочисленных «членов». Именно поэтому многие итальянские компании ориентированы на очень отдаленное будущее и привержены своему делу, так как бизнес и семья в более широком смысле соединены крепкими узами.
Итальянский стиль управления, подобно французскому, является более патерналистским. Итальянские менеджеры стремятся к ясности и контролю над неопределенностью. Они особенно подозрительно относятся к сомнительным структурам, таким как матричная организация, искажающая четкие линии командования и компетенции при принятии решений. Стиль их руководства отличается властностью, акцентирует иерархию. Руководители итальянских компаний имеют право на привилегии, а их подчиненные охотнее принимают неравенство, чем шведы, подчеркивающие ценности равноправия. Подчиненные сильно зависят от своих начальников и ожидают от них автократических действий. Право принимать решения принадлежит главным образом высшему руководству или хозяину компании, участвующему во всех аспектах ее деятельности.
В целом, в итальянском подходе к управлению внимание акцентируется на зависимости и автократии, личных отношениях и четком иерархическом порядке, что сводит на нет конфликты.
Несложно понять культуру управления в Италии, если разобраться в уровне бюрократии. Италия широко известна своими лабиринтами правил и норм. Большинство фирм, включая некоторые крупные международные компании, находятся в собственности семьи. Поэтому совершенно нормально найти своих родственников, работающих в той же самой компании, в том же самом отделе. Несмотря на то, что к бизнесу относятся достаточно серьезно, семья как неформальная группа иногда более важна, чем следование правилам. Фактически, знание правильных людей может позволить находить творческие решения бюрократических проблем.
4. Итальянская модель управления
интересна по ряду причин.
В общем, промышленность
В Италии процветает предпринимательство. Итальянцы очень хотят быть независимыми и не боятся рисковать. В этой атмосфере интенсивного соперничества между малыми и средними фирмами постоянно появляются новые компании.
5. В Италии важно иметь ввиду, что абсолютно у каждого человека есть своя отличительная роль (в пределах организации). Выполняя эту роль, менеджеры вносят свой ключевой вклад в заказ (товар/услугу). Люди полагают, что консультация с младшими по званию людьми по поводу принятия решения бесполезна, так как у них заведомо меньше опыта и знаний, чем у вышестоящих людей. В Италии (как и в других иерархических обществах) менеджеры относятся несколько патерналистски к своим служащим. Они могут показывать беспокойство о служащих, не связанное с профессиональной деятельностью, а касающееся, например, личных проблем.
6. В течении долгого времени межкультурная адаптируемость Италии и готовность к изменениям развиваются. Замечено, что в Италии есть средняя терпимость к изменению и риску. Для введения новшеств важно иметь послужной список или историю, отмечающую выгоду, если это новшество должно быть принято и осуществлено.
В такой готовой к риску
Эффективность культурного управления поддерживается строгой иерархией в фирме. Статус человека основан на семейных традициях и социальных контактах. Часто они могут быть в приоритете, чем вышестоящий титул. В фирмах находящихся в собственности семьи (такие как Фиат), большинство членов семьи вовлечено в ежедневное управление операции, а значит решения принимает практически каждый работник фирмы, только на разных уровнях.
Итальянцы вполне хорошо работают в командах. Коммуникация в пределах команды вообще довольно коллегиальна, несмотря на то что слишком примитивная. Ролевое распределение в пределах команды вообще вполне ясно определено, и люди берут на себя большую ответственность за свою собственную задачу, чем за групповую.
Успешное культурное управление зависит от способности человека использовать талант группы, и развить любые получающиеся совместные действия. Лидеру подчиняется как окончательное решение, так и любые промежуточные решения. При чем, хвалить принято как всю группу, так и каждого отдельного человека.