Общая характеристика
монополистической конкуренции
Монополистическая
конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной
конкуренции, при котором множество фирм
производят дифференцированные товары.
Продукция этих фирм является близкой,
но не полностью взаимозаменяемой, т.е.
каждая из множества мелких фирм производит
продукт, несколько отличающийся от продукции
ее конкурентов.[2] Это распространённый
тип рынка, наиболее близкий к совершенной
конкуренции.[1]
Примерами монополистических
конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов,
рынок сетевой связи и тому подобные отрасли.
Монополистическая конкуренция похожа
на ситуацию монополии, поскольку отдельные
фирмы обладают способностью контролировать
цену своих товаров. Она также похожа на
совершенную конкуренцию, так как каждый
товар продается многими фирмами, а на
рынке существует свободный вход и выход.[3]
[
[1].
Особенности монополистической
конкуренции:
- Большое число покупателей и продавцов. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и её конкурентами.
- Невысокие барьеры для вступления в отрасль. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму в отрасли или покинуть рынок – вход на данный отраслевой рынок не затруднён такими барьерами, какие ставят на пути новичка монополия и олигопольные структуры. Однако этот вход не настолько лёгок, как при совершенной конкуренции, поскольку вновь пришедшие фирмы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками. Примерами отраслей с преобладанием монополистической конкуренции могут служить рынки женской, мужской или детской одежды, ювелирных изделий, обуви, безалкогольных напитков, книг, а также рынки различных услуг – парикмахерские и т.п.
- Производство дифференцированной продукции имеющей много заменителей. Хотя на отраслевом рынке продаются товары (или реализуются услуги) одного типа, при монополистической конкуренции продукт каждого продавца обладает специфичными. Специфичность товара даёт каждому продавцу определённую степень монопольной власти над ценой: на престижные товары (например, часы «Ролекс», ручки «Монт Бланк», духи «Шанель») цены всегда устанавливаются выше, чем на аналогичные товары, не имеющие столь знаменитой торговой марки или не столь блестяще разрекламированные.
- Наличие неценовой конкуренции. Очень часто в условиях монополистической конкуренции фирмы, соперничая друг с другом, не используют ценовую конкуренцию, но зато активно применяют различные способы неценовой конкуренции и в особенности рекламу. При неценовой конкуренции эпицентром соперничества между производителями становятся такие неценовые параметры продукции, как её новизна, качество, надёжность перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство эксплуатации, условия послепродажного обслуживания и др. Фирмы на рынках с монополистической конкуренцией стремятся всеми способами убедить потребителя в том, что их товары отличаются от товаров конкурентов в лучшую сторону.[4]
Практический пример монополистической
конкуренции
Одним из рынков монополистической
конкуренции, несомненно, является рынок
мобильной связи. В настоящее
время он в России все еще находится
на взлете. Предположительно за три
квартала этого года было подключено
около 12,3 млн. новых абонентов, соответственно
по нашей стране сейчас обращается
более 110 млн. sim-карт. И у сотового
рынка все еще есть весьма большие
перспективы для роста и развития.На
этом рынке существует множество
различных компаний, которые находятся
в постоянной и жесткой конкуренции
между собой.Так, по данным "J'son&Partnes"
в Поволжском, Сибирском и Центральном
(без учета Московской лицензионной зоны)
регионах лидером была компания "ВымпелКом",
в Дальневосточном, СевероКавказском
и Уральском регионах лидерство сохраняет
МТС. На северо-западе больше всего абонентов
у "МегаФона". [3]
Недостатки:
- Общество бесполезно тратит ограниченные редкие ресурсы на создание бессмысленной разницы в продуктах одного типа. Так, аспирин остается аспирином, хотя за некоторые его запатентованные и разрекламированные марки потребителю приходится платить вдвое и более. Потребителям в действительности не нужны, скажем, 50 различных сортов мыла или зубной пасты, которые по сути своей одинаковы. В результате потребители оплачивают и излишнее дифференцирование продукта, и рекламу. Расходы на рекламу составляют подчас до 50% и более от продажной цены товара.
- Информация, содержащаяся в рекламе, по меньшей мере минимальна и недостаточна, а часто бывает и намеренно обманчивой.
- Реклама своего продукта становится обязательной для фирмы, не желающей проиграть в конкурентной борьбе. Фирмы вынуждены расходовать колоссальные средства непроизводительно: эти расходы не увеличивают спрос на их продукт на рынке, но их отсутствие приведет к потере места на рынке.
Достоинства:
- Дифференциация продукта помогает наиболее полно удовлетворять потребности людей во всем их многообразии.
- Постоянное совершенствование продукта ведет к повышению уровня жизни.
- Дифференциация продукта развивается в направлении улучшения его качества и повышения эффективности производства.
- Реклама снабжает потребителя ценной информацией о качестве продукта, его цене, способе использования и т.д.[5]
Вывод:Монополистическая конкуренция
очень близка по многим показателям к
конкуренции совершенной, практически
не встречающейся в реальной жизни. Монополистическая
конкуренция – это наиболее распространенный
тип рыночных отношений. Он преобладает
в сфере общественного питания, книгоиздании,
производстве и продаже мебели, фармацевтических
препаратов и т.д. Число фирм в этих отраслях
составляет от 500 до 10 000. Монополистические
тенденции при данной модели выражены
достаточно слабо, а потому считается,
что государство может практически не
регулировать рынок подобной структуры.
Список использованной
литературы:
- ru.wikipedia.org
- Учебное пособие для подготовкик итоговому междисциплинарному экзаменупрофессиональной подготовки маркетолога.Под общей ред. В.Е. Ланкина.Таганрог: ТРТУ, 2006.
- e-college.ru – статья "Монополистическая конкуренция"
- Журавлёва Г.П., ”Экономика: учебник ” . Москва: Юристъ, 2001г.
- Сажина М.А., Чибриков Г.Г., Экономическая теория: учебник для вузов 2-е издание. – М.: Норма, 2007.