Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:44, реферат
Прежде чем говорить о специфике и особенностях книжных клубов, дадим определение этому понятию. Итак, книжный клуб - это, предприятие, осуществляющее продажу книжных товаров ограниченного (читательским интересом или издательством) ассортимента в основном постоянным, клубным покупателям на основе выбранных принципов директ-маркетинга.1 Как и многие термины, это определение многозначно. Вот еще одно трактование:
Книжный клуб — это формальная или неформальная организация, которая объединяет любителей чтения в разных городах и странах мира. Основная цель книжных клубов
1. Книжные клубы как явление
Прежде чем говорить о специфике и особенностях книжных клубов, дадим определение этому понятию. Итак, книжный клуб - это, предприятие, осуществляющее продажу книжных товаров ограниченного (читательским интересом или издательством) ассортимента в основном постоянным, клубным покупателям на основе выбранных принципов директ-маркетинга.1 Как и многие термины, это определение многозначно. Вот еще одно трактование:
Книжный клуб — это формальная
или неформальная организация, которая
объединяет любителей чтения в разных
городах и странах мира. Основная
цель книжных клубов — обеспечить
читателям возможность
Согласно последнему определению, книжные клубы можно разделить на несколько категорий:
1. Клуб — представительство
одного или нескольких
2. Клуб, сочетающий в себе
магазин и издательство. Отличие
его от первой разновидности
в том, что клуб не только
выступает посредником между
сторонним издательством и
3. Клуб - «библиотека», посредник
в обмене книгами и накопитель
литературы. Главная задача такого
клуба — обеспечение
4. Клуб культурно-социального
значения, основной задачей которого
является повышение
5. Клуб как способ проведения
досуга. Особенность его в регулярных
и продолжительных встречах
Все разновидности книжных клубов подразумевают активное общение книголюбов между собой. Там, где личные встречи нереальны (в силу, к примеру, огромных расстояний), работают интернет-форумы, обеспечивающие возможность обмениваться мнениями, собственным творчеством и взаимодействовать с администрацией клубов.
Членам книжного клуба зачастую предоставляются различные привилегии: скидки (от небольших до существенных), возможность принимать участие в розыгрышах призов, подписка на серии книг, доступ к ценной, уникальной литературе.
Значительная часть клубов
первой и второй категории устанавливает
для читателей некоторые
Условия членства в клубах категорий 3-4 разнятся. В основном, желающие участвовать в деятельности клуба обязуются вносить некоторую сумму денег, которая расходуется на обеспечение деятельности клуба, реставрации и хранения книг, аренды помещения, организации культурных событий.
И наконец, определение, интересующее нас больше всего: книжные клубы – это одна из форм доведения специального ассортимента книг до группы читателей, объединенных некоторыми внутренними клубными договоренностями, обязательными к исполнению теми членами клуба, кто принял эти правила игры.3
Родилась традиция книжного клуба (как, впрочем, и любого другого клуба) в Англии, в XIX веке; бурное развитие клубной деятельности за рубежом началось в послевоенный период. Но в какой бы стране ни находились книжные клубы, работают они практически по одним и тем же принципам. . Как правило, обязательства членов клуба очень просты: они обязаны покупать хотя бы одну книгу из клубного каталога, который приходит им по почте (обычно четыре раза в год), а также приобретать что-нибудь из так называемого специального предложения клуба. Взамен они получают возможность недорого приобретать эксклюзивные издания (клубные книги практически не попадают в обычные магазины), участвовать в лотереях и розыгрышах. За невыполнение клубных обязательств читателя могут исключить из клуба.
Все клубы можно разделить на несколько видов: литературные, специализированные (нетрадиционная медицина, садоводство, экология и так далее), профессиональные, религиозные и детские. Большинство книжных клубов (а самые крупные – все без исключения) действуют как независимые филиалы фирм-издателей книг или журналов.
В зависимости от масштабов деятельности клуба и количества экземпляров книги, которое клуб хотел бы иметь в наличии, клубное издание может быть изготовлено тремя путями: клуб может издать книгу самостоятельно, дозаказать основной тираж или приобрести готовое издание со склада издателя. Крупные клубы считают наиболее экономичным выпуск собственных изданий. При этом по контракту издатель обязан безвозмездно передать клубу пленки с текстом, иллюстрации и оригинал суперобложки. Клубы поменьше, наоборот, предпочитают присоединиться к основному издательскому тиражу в тот момент, когда тираж уже отпечатан, и закупают необходимое количество экземпляров готовой книги со склада издательства по так называемой «поэкземплярной» цене, включающей стоимость печати, переплета и бумаги, а наборные процессы всегда полностью оплачивает издатель. Книжные клубы таким образом экономят средства, и неважно при этом, какой из трех способов подготовки издания будет ими выбран. За счет экономии клуб может в известной степени компенсировать затраты в любой иной области своей деятельности — выпуске бюллетеней, улучшении работы с членами клуба и так далее.
Клубы обычно опираются при отборе на уже устоявшиеся критерии. Например, охотно приобретают книги авторов, произведения которых положительно уже оценивались клубменами; стремятся покупать права на издания по проблематике, близкой его членам. Большое значение в принятии решения приобрести книгу имеет информация о том, что издание привлекло внимание репринтеров, или зарубежных издателей, или известной кинокомпании. Тем не менее, книжные клубы довольно часто приобретают то, чего приобретать не следовало, и, наоборот, нередко упускают книгу, которая имела бы бесспорный успех у членов клуба.
Основное активное читательское ядро книжных клубов составляют читатели, которые полностью доверяют редакторам в отборе книг и считают более удобным для себя получать книги по почте, а не ходить за ними в магазин (естественно, при условии основного преимущества членства клуба – высоких скидок на книги).
В настоящее время можно говорить о значительных перспективах развития книжных клубов в России. Книжный рынок в нашей стране до сих пор не сформирован окончательно, книжная реализация в регионах находится в плачевном состоянии, а чтобы ее восстановить, нужны миллиарды долларов и годы времени. В этих условиях книжный клуб, который практически может дойти до любого адресата в любом населенном пункте, вплоть до самой маленькой деревни, где есть отделение связи, вещь, конечно, очень полезная.
Но для благоприятного развития клубов в России важно состояние всей почты в целом. Клуб должен получить деньги от членов клуба, далее - вернуть их издателям. Все это должно оборачиваться в определенные сроки. На сегодняшний день этого не происходит. Деньги от членов клуба приходят спустя три-четыре месяца после того, как отправлена посылка.
В любой западной стране самые дешевые книги - в книжных клубах, они дешевле, чем в магазинах. В России же они обычно дороже за счет почтовых расходов.
Но вернемся к признакам книжных клубов. Согласно мнению Б.С. Есенькина и Ю.Ф. Майсурадзе, основными признаками клубов являются:
Теперь давайте немного поговорим об экономических условиях на которых основана данная форма книжной торговли. Во-первых, как уже говорилось, это прямой контакт с покупателем, минуя посредников в лице оптовых фирм и предприятий розничной торговли. Это позволяет находить ресуры для стимулирования членов клуба на покупки. Во-вторых, тиражи. Всем известно, что издавать книги большими тиражами гораздо выгоднее, чем малыми. Отсюда особенности ассортимента книжных клубов. В основном это так называемые бестселлеры, массовая литература (мы не говорим сейчас об организациях, подобных «Монплезиру» издательства «Терра», там действуют несколько другие законы). Например, если просмотреть каталог «Клуба XXI век» за 2000 год, можно увидеть, что его основу составляют такие издания «Самый современный сонник. Толкование 10 000 снов», «Большая книга гаданий» и далее в том же жанре. Выбор не случаен и не удивителен. Именно подобные издания интересовали читательскую публику в начале века, что и создало их массовый приток на рынок. На современном этапе развития книжного дела интересы у людей немного поменялись. Сейчас на передний план выходят издания по психологии (разумеется, помимо всяческого рода бестселлеров в художественной литературе вроде книг Стефани Майер, Бориса Акунина и так далее). Люди стали интересоваться данной областью науки с целью применения ее принципов на практике. Отсюда – популярность изданий с названиями в стиле «Формула успеха», «Как подняться по карьерной лестнице» и др.
Еще одним важным экономическим условием являются льготы, предоставленные рядом правительств стран для рассылки книг по почте. Такие льготы существуют, например в Канаде и США. В России они тоже предусмотрены законом «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания российской федерации», но в действие не введены.
Распространенное для книжных клубов явление – работа с определенной однородной аудиторией: учителями, специалистами определенных отраслей производства, врачами, учеными конкретных областей наук. Условия обслуживание подобных покупателей в основном не отличается от рыночных по стоимостным показателям. Но здесь всегда важна своевременная информация о выходе того или иного издания и моментальная его доставка при необходимости.
В России широкое распространение получили клубы массовой литературы или определенных книг конкретных издательств.
В работе книжных клубов
имеется ряд специфических
Каталоги обычно печатаются строго по числу членов данного клуба и рассылаются бесплатно.
Финансовый цикл книжного клуба начинается с закупки прав на издание, его печати и рассылки по почте или доставки тиражей в отделения, представляющие клубы в других городах. Затем члены клуба получают переводы или покупают книги в отделениях, после чего платежи переводятся в клуб. Этот цикл растягивается на 3-4 месяца, а иногда и больше, но он обеспечивает устойчивость работы клуба. Любые колебания в ценах на книги и неустойчивость в работе почты приводят к возникновению проблем в работе клуба.
Поговорим немного о покупателях. Для массовой клубной аудитории характерно, что покупателями российских книжных клубов являются жители сельских районов и городов с численностью около 10 000 человек. Здесь можно говорить о просветительской, культурологической миссии книжных клубов. Однако здесь есть свои минусы. Эта читательская категория обычно заказывает книги определенной тематики, что существенно влияет на формирование ассортимента клуба. Так же члены клуба могут влиять на ассортимент непосредственно своими письмами, запросами. Но есть и такие клубы, которые ориентируются на уже готовые книги своего издательства, единственная сложность – подобные клубы всегда должны балансировать между пользой от книжной работы и имиджем, создаваемым ею.
1 Майсурадзе, словарь
2 Википедия
3 Майсурадзе, кн. рынок