Переходная экономика: основные концепции и закономерности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. В настоящее время изучение переходной экономики несомненно является актуальным, так как в конце XX века начался процесс системного перехода бывших социалистических стран от командно-административной к рыночной экономике, который является одним из величайших и интереснейших. Население стран бывшего СССР в полной мере почувствовало прямое воздействие переходного процесса на экономическую, социальную, политическую, культурную сферы своей жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… ……….4
1 Общая характеристика переходной экономики…………………………… .......6
1.1 Понятие и основные черты переходной экономики … ..……..6
1.2 Главные задачи переходной экономики и пути их решения……. ..…...........9
1.3 Роль государства в трансформационной экономике……………… ….........11
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в
отдельных странах…………………………………………………………….……15
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных
странах………………………………………………………………………………15
2.2 Модель шоковой терапии……………………………… ………………..……18
3 Особенности трансформационной экономики
Республики Беларусь……………………………………………………………….23
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь………………....23
3.2 Белорусская модель перехода к рынку………………..………….....………...29
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………….. 36
Приложение А Основные социально-экономические показатели
Республики Беларусь в разрезе мирового сообщества…...……………………...38
Приложение Б Уровень безработицы в странах СНГ, в процентах к
экономически активному населению………………………..……….…………...39
Приложение В Основные макроэкономические показатели стран с
переходной экономикой………………………………….…………...……………40
Приложение Г Важнейшие показатели экономической безопасности в
Беларуси……….…………………….…………………….…………..……………41
Приложение Д Основные показатели социал

Файлы: 1 файл

Менько курсовая работа.doc

— 521.50 Кб (Скачать файл)

 

Примечание ― Источник: собственная разработка на основе [8], [21], [22].

 

Анализируя опыт первых реформ в  странах с различным уровнем  социально-экономического развития, можно сделать вывод о том, что экономическая стабилизация в странах с переходной экономикой приобрела региональные оттенки, сгруппировав станы в зависимости от географического положения и групповых целей.

Можно выделить станы Центральной  и Восточной Европы, которые поставили  целью своей переходной экономики достижение европейских стандартов и вступление в Евросоюз. Эта проблема является объектом многих научных исследований, например, в 1996 году на эту тему была опубликована работа Джеффри Сакса и Эндрю Вагнера, авторы три сценария экономического развития трех трансформационных стран – Венгрии, Чехии и Польши – на пути к достижению 70% и 90% от среднего уровня доходов в ЕС в 1995 году. Движущей силой развития стран стал также малый и средний бизнес. Во всех развитых странах на мелкий средний бизнес приходится от 70% до 80% ВВП, а на такие крупные компании, как Microsoft и Boeing, — лишь 20%. Возникновение сектора малого и среднего бизнеса в странах ЦВЕ произошло благодаря приватизации крупных государственных предприятий и дробления их на мелкие. [22, с.19]

Вторая группа - страны СНГ, которые либо ориентировали свою экономику на укрепление торгово-экономических связей с южными соседями ( Узбекистан, Азербайджан, Армения), либо сохранили отдельные элементы старой системы торговых связей ( Киргизия, Казахстан, Таджикистан), Россия же выбрала целью своей переходной экономики капитализм, однако в связи со сложным этапом адаптации к рыночным условиям, сопровождавшимся активизацией коррупции и криминальных группировок, капитализм в России приобрел форму «бандитского», аналогичную цель выбрала для себя Украина, что привело к тому, что возникшее рыночное мышление опередило реальные механизмы функционирования рынка, Республика Беларусь выбрала сохранение государственной собственности на стратегические экономические объекты, обеспечила социальную защищенность своих граждан, однако в ущерб созданию дееспособного финансового рынка как механизма приватизации.

Однако стабилизация в трансформационных  странах ЦВЕ и СНГ имела  общее направление на внедрение  рыночных принципов и реализовывалась, как правило, тремя вариантами:

1) Первым вариантом, которым воспользовалось большинство стран с переходной экономикой, стала «шоковая терапия» профессора Гарвардского университета Дж. Сакса в рамках программы структурных реформ Международного валютного фонда. Эта политика предполагала ускоренную экономическую либерализацию с параллельно проводимыми мерами экономической стабилизации. « Шоковая терапия оказалась действенной для борьбы с гиперинфляцией, но не для решения возникших социальных проблем.

2) Вторым вариантом стала возможность внедрения рыночных механизмов с помощью либерализации экономики в зависимости от степени готовности народного хозяйства к структурным преобразованиям. Однако всеобщее стремление отречься от элементов старой системы и получить мгновенные результаты не позволяло в полной мере реализовать данную стратегию. В связи с этим немногим странам с переходной экономикой хватило терпения провести поэтапную, а не мгновенную либерализацию.

3) Третьим вариантом перехода экономики к рыночным принципам является декларация достижения не общих рыночных механизмов через экономическую либерализацию и стабилизацию, а конкретных макроэкономических показателей (прирост ВВП, уровень инфляции).

Таким образом, можно сделать вывод  о том, теория этого вопроса очень спорна и вызывает массу дискуссий. А выбор подходящей модели развития переходной экономики зависит от множества факторов, важнейшими из которых являются специфические особенности страны и состояние экономики в ней. Однако ни одна модель не может быть реализована в чистом виде.

Далее рассмотрим особенности белорусской  модели перехода к рынку.

 

3 Особенности трансформационной экономики Республики

Беларусь.

 

3.1 Социально-экономическое  развитие Республики Беларусь

 

 

Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идёт к ним своим путём, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, менталитета народа, а также общей стратегии развития.

Республика Беларусь находится во втором пятилетии XXI века, в котором необходимо обеспечить переход на инновационный путь устойчивого социально-экономического развития страны. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием воздействия общества на природу в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами мира.

Республика Беларусь имеет достаточно весомые предпосылки для устойчивого  развития. Об этом свидетельствуют  экономические показатели в расчете на душу населения в сравнении с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) и мировым сообществом в целом, представленные в Приложении А.

Основу экономики страны составляют крупнейшие предприятия, специализирующиеся на производстве продукции машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической отраслей промышленности, на долю которых приходится подавляющая часть всего экспорта страны. В Беларуси экспорт товаров и услуг составляет более 68 процентов ВВП, тогда как в Российской Федерации  –  35, Германии  –  38, Украине –  61, Литве  –  53, Латвии  –  42, Польше  –  34, Великобритании  –  25 процентов. [2, с.7]

Согласно данным ПРООН по индексу  развития человеческого потенциала, характеризующему достигнутый уровень социально-экономического развития, Беларусь занимает 67 место среди 177 стран мира и входит в группу государств со средним уровнем развития человеческого потенциала, опередив все государства - участники СНГ, кроме России. [13]

Более высокие темпы экономического роста в Республике Беларусь могут обеспечить ее постепенное приближение в 2010 году к европейским странам по уровню производства ВВП в расчете на душу населения, который в 2002 году составил 23,3 процента от соответствующего показателя ЕС-25, по итогам за

2005 год  – на уровне 29,4, в 2010 году  –  прогнозируется 40 процентов (рисунок 4).


Рисунок 4 ―  ВВП на душу населения по ППС 2002 года в Республике Беларусь и ЕС-25

Примечание ― Источник: [19, с.17]

 

Результаты функционирования экономики страны в 1996-2007 гг. достаточно впечатляющие. ВВП вырос в 2,3 раза, продукция промышленности - в 3.0, инвестиции в основной капитал - в 3,7, реальные денежные доходы населения в 4,7 раза. Уровень производства промышленной продукции докризисного периода (1990 г.) был превышен в 2000 г., реальных денежных доходов населения - в 2001 г.; ВВП - в 2003 г., инвестиций в основной капитал - в 2006 г. В итоге за 1991-2007 гг. рост ВВП составил 151%, продукции промышленности - 185, инвестиций в основной капитал - 142, реальных денежных доходов населения - 241%. Производство продукции сельского хозяйства вплотную приблизилось к уровню 1990 г - 99%. .[28, с].

Для сравнения можно сказать, что в России в 2007 г. только один из названных показателей превысил уровень 1990 г. - ВВП (104%). Производство промышленной продукции составило лишь 81%, сельскохозяйственной - 77, а инвестиции в основной капитал - 56%. Из всех республик СНГ кроме Беларуси и России уровень производства 1990 г. превзошли Азербайджан, Армению, Казахстан и Узбекистан.[28 с.4-5]. Динамика ВВП в странах СНГ представлена в таблице 2.

Очевидно, что значительная положительная динамика ВВП в рассматриваемом периоде сопровождалась в Беларуси и наращиванием объемов инвестиций, а это позволяет говорить о неплохих перспективах развития экономики страны в ближайшее время, но при обязательном условии - существенном изменении отраслевой и технологической структуры капиталовложений.

 

Таблица 2 ― Индексы физического объёма ВВП в процентах к прошлому году в

странах СНГ

 

Страна

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Азербайджан

110,6

111,2

110,2

126,4

134,5

125

Армения

113,2

114

110,5

113,9

113,3

113,7

Беларусь

105

107

111,4

109,4

110

108,2

Грузия

101,8

104,8

105,5

109,6

109,4

112,7

Казахстан

109,4

113,5

109,8

109,7

110,7

108,5

Кыргызстан

100

107

106,6

99,8

103,1

108,2

Молдова

107,8

106,6

107,4

107,5

104,4

104

Россия

104,7

107,3

107,2

106,4

107,4

108,1

Таджикистан

110,8

111

110,3

106,7

107

107,8

Узбекистан

103,8

104,2

104

104,4

107,7

109,5

Украина

105,2

109,6

113,1

102,6

107,1

107,3


 

Примечание ― Источник: [3, с.124]

 

Кроме отмеченных положительных тенденций, в рассматриваемом периоде в нашей стране были решены задачи обеспечения населения рабочими местами, минимизации уровня безработицы, стабилизации курса национальной валюты и ухода от его множественности, диверсификации внешнеэкономической деятельности, существенного снижения инфляции, роста благосостояния населения, улучшения положения в аграрном секторе и др.  Все это было достигнуто преимущественно за счет использования экстенсивных факторов экономического роста, усиления дисциплины труда, улучшения организации производства, мобилизации административных ресурсов.

Прошлое пятилетие было направлено на выполнение заданий Программы  социально-экономического развития на 2001-2005 годы, реализацию ежегодных прогнозов социально-экономического развития. Основные результаты выполнения прогнозных показателей за 2001-2005 годы представлены в Таблице 3.

Итоги 2001–2005 годы свидетельствуют о том, что большинство предусмотренных Программой основных показателей, в том числе все важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития, ежегодно утверждаемые Указом Президента Республики Беларусь, были выполнены, а по большинству из них было обеспечено превышение.

В прошедшее пятилетие в нашей  стране большое внимание уделялось  созданию макроэкономических условий  для обеспечения перехода национальной экономики на инновационный путь развития, расширения производственной и инвестиционной деятельности посредством снижения инфляции и налоговой нагрузки, обеспечения стабильности национальной валюты, расширения банковского кредитования.

 

Таблица 3 ―  Выполнение основных макроэкономических показателей, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001  –  2005 годы

 

Показатели

Показатели Программы %

Выполнение показателей Программы, %

2005 год

к уровню 1990 года

к

уровню

1995  
года

Валовой внутренний продукт

135 -140

143,1

127

1,9 раза

Продукция промышленности

128 -132

151,8

153

2,5 раза

Продукция сельского хозяйства

122 -128

125,7

90

1,2 раза

Инвестиции в основной капитал

160 -170

184

96,2

2,5 раза

Производство потребительских  товаров

142 - 147

150,4

166

2,8 раза

Объем внешней торговли (с учетом услуг по методологии платежного баланса)

142 - 150

229

-

3,3 раза

экспорт

143 -152

237,6

-

3,4 раза

импорт

141 - 149

220,8

-

3,1 раза

Реальные денежные доходы населения

158 - 163

176,7

174,7

3,4 раза

Реальная заработная плата

180 - 185

205,5

195,3

3,5 раза

Платные услуги населению

160 -165

171,6

93

2,6 раза


 

Примечание ― Источник: [19, с.32]

 

Благодаря постепенному переходу к  более жесткой денежно-кредитной  политике в сочетании с мерами ценового регулирования произошли  позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, существенно снижены темпы инфляции и девальвации. Если в 2000 году снижение обменного курса белорусского рубля к доллару США составило 269%, то за 2005 год произошло номинальное его укрепление. Кроме того, Национальному банку практически удалось обеспечить выполнение целевого значения обменного курса белорусского рубля к доллару США на уровне 2155 рублей в 2005 году. В базисном пятилетии обеспечена стабильность потребительского рынка. Прирост индекса потребительских цен в 2005 году составил 8 % по сравнению с 107,5 % в 2000 году. [19, с.45]

В 2006 году успешно стартовала реализация Программы социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы. В прошедшем 2007 году объем валового внутреннего продукта увеличился по сравнению с 2006 годом в сопоставимых ценах на 8,2%. Денежные доходы населения составили 47,2 трлн. рублей и увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 24,2% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 7,9%. В результате реальные денежные доходы (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились на 15,2% при прогнозе роста на год - на 7,5-8,5%; реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом налогов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен) - на 15,4%. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики в 2007 г. составила 688 тыс. рублей, увеличилась на 3,5%.Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-октябре 2007 г. по сравнению с январем-октябрем 2006 г. увеличилась на 9,8%.

Численность безработных зарегистрированных в органах по труду и занятости и социальной защите, наконец, 2007 г 45,2 тыс. человек, что на 14% меньше, чем в 2006 г. [14] Более подробные данные о безработице в разрезе СНГ представлены в приложении Б.

Вместе с проведением государственной  политики повышения заработной платы  и доходов, высокий рост в трудоемких секторах обеспечил использование результатов экономического роста на благо широких слоев населения. Результатом стало быстрое снижение уровня бедности, показатель неравенства которого остается стабильно низким. По данным Мирового Банка коэффициент Джини составил 0,262 в 2006 году.  Уровень бедности снизился с 41,9 процентов населения в 2000 году до 11,1 процентов в 2006 году. В 2007 году уровень бедности снизился еще больше (7,7%), коэффициент Джини увеличился лишь незначительно (до 0,274), а уровень зарегистрированной безработицы достиг рекордно низкого уровня (1% экономически активного населения).[15]

Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и закономерности