Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:28, курсовая работа
Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. В настоящее время изучение переходной экономики несомненно является актуальным, так как в конце XX века начался процесс системного перехода бывших социалистических стран от командно-административной к рыночной экономике, который является одним из величайших и интереснейших. Население стран бывшего СССР в полной мере почувствовало прямое воздействие переходного процесса на экономическую, социальную, политическую, культурную сферы своей жизни.
Введение…………………………………………………………………… ……….4
1 Общая характеристика переходной экономики…………………………… .......6
1.1 Понятие и основные черты переходной экономики … ..……..6
1.2 Главные задачи переходной экономики и пути их решения……. ..…...........9
1.3 Роль государства в трансформационной экономике……………… ….........11
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в
отдельных странах…………………………………………………………….……15
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных
странах………………………………………………………………………………15
2.2 Модель шоковой терапии……………………………… ………………..……18
3 Особенности трансформационной экономики
Республики Беларусь……………………………………………………………….23
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь………………....23
3.2 Белорусская модель перехода к рынку………………..………….....………...29
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………….. 36
Приложение А Основные социально-экономические показатели
Республики Беларусь в разрезе мирового сообщества…...……………………...38
Приложение Б Уровень безработицы в странах СНГ, в процентах к
экономически активному населению………………………..……….…………...39
Приложение В Основные макроэкономические показатели стран с
переходной экономикой………………………………….…………...……………40
Приложение Г Важнейшие показатели экономической безопасности в
Беларуси……….…………………….…………………….…………..……………41
Приложение Д Основные показатели социал
Примечание ― Источник: собственная разработка на основе [8], [21], [22].
Анализируя опыт первых реформ в странах с различным уровнем социально-экономического развития, можно сделать вывод о том, что экономическая стабилизация в странах с переходной экономикой приобрела региональные оттенки, сгруппировав станы в зависимости от географического положения и групповых целей.
Можно выделить станы Центральной и Восточной Европы, которые поставили целью своей переходной экономики достижение европейских стандартов и вступление в Евросоюз. Эта проблема является объектом многих научных исследований, например, в 1996 году на эту тему была опубликована работа Джеффри Сакса и Эндрю Вагнера, авторы три сценария экономического развития трех трансформационных стран – Венгрии, Чехии и Польши – на пути к достижению 70% и 90% от среднего уровня доходов в ЕС в 1995 году. Движущей силой развития стран стал также малый и средний бизнес. Во всех развитых странах на мелкий средний бизнес приходится от 70% до 80% ВВП, а на такие крупные компании, как Microsoft и Boeing, — лишь 20%. Возникновение сектора малого и среднего бизнеса в странах ЦВЕ произошло благодаря приватизации крупных государственных предприятий и дробления их на мелкие. [22, с.19]
Вторая группа - страны СНГ, которые либо ориентировали свою экономику на укрепление торгово-экономических связей с южными соседями ( Узбекистан, Азербайджан, Армения), либо сохранили отдельные элементы старой системы торговых связей ( Киргизия, Казахстан, Таджикистан), Россия же выбрала целью своей переходной экономики капитализм, однако в связи со сложным этапом адаптации к рыночным условиям, сопровождавшимся активизацией коррупции и криминальных группировок, капитализм в России приобрел форму «бандитского», аналогичную цель выбрала для себя Украина, что привело к тому, что возникшее рыночное мышление опередило реальные механизмы функционирования рынка, Республика Беларусь выбрала сохранение государственной собственности на стратегические экономические объекты, обеспечила социальную защищенность своих граждан, однако в ущерб созданию дееспособного финансового рынка как механизма приватизации.
Однако стабилизация в трансформационных странах ЦВЕ и СНГ имела общее направление на внедрение рыночных принципов и реализовывалась, как правило, тремя вариантами:
1) Первым вариантом, которым воспользовалось большинство стран с переходной экономикой, стала «шоковая терапия» профессора Гарвардского университета Дж. Сакса в рамках программы структурных реформ Международного валютного фонда. Эта политика предполагала ускоренную экономическую либерализацию с параллельно проводимыми мерами экономической стабилизации. « Шоковая терапия оказалась действенной для борьбы с гиперинфляцией, но не для решения возникших социальных проблем.
2) Вторым вариантом стала возможность внедрения рыночных механизмов с помощью либерализации экономики в зависимости от степени готовности народного хозяйства к структурным преобразованиям. Однако всеобщее стремление отречься от элементов старой системы и получить мгновенные результаты не позволяло в полной мере реализовать данную стратегию. В связи с этим немногим странам с переходной экономикой хватило терпения провести поэтапную, а не мгновенную либерализацию.
3) Третьим вариантом перехода экономики к рыночным принципам является декларация достижения не общих рыночных механизмов через экономическую либерализацию и стабилизацию, а конкретных макроэкономических показателей (прирост ВВП, уровень инфляции).
Таким образом, можно сделать вывод о том, теория этого вопроса очень спорна и вызывает массу дискуссий. А выбор подходящей модели развития переходной экономики зависит от множества факторов, важнейшими из которых являются специфические особенности страны и состояние экономики в ней. Однако ни одна модель не может быть реализована в чистом виде.
Далее рассмотрим особенности белорусской модели перехода к рынку.
3 Особенности трансформационной экономики Республики
Беларусь.
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь
Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идёт к ним своим путём, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, менталитета народа, а также общей стратегии развития.
Республика Беларусь находится во втором пятилетии XXI века, в котором необходимо обеспечить переход на инновационный путь устойчивого социально-экономического развития страны. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием воздействия общества на природу в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами мира.
Республика Беларусь имеет достаточно
весомые предпосылки для
Основу экономики страны составляют крупнейшие предприятия, специализирующиеся на производстве продукции машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической отраслей промышленности, на долю которых приходится подавляющая часть всего экспорта страны. В Беларуси экспорт товаров и услуг составляет более 68 процентов ВВП, тогда как в Российской Федерации – 35, Германии – 38, Украине – 61, Литве – 53, Латвии – 42, Польше – 34, Великобритании – 25 процентов. [2, с.7]
Согласно данным ПРООН по индексу развития человеческого потенциала, характеризующему достигнутый уровень социально-экономического развития, Беларусь занимает 67 место среди 177 стран мира и входит в группу государств со средним уровнем развития человеческого потенциала, опередив все государства - участники СНГ, кроме России. [13]
Более высокие темпы экономического роста в Республике Беларусь могут обеспечить ее постепенное приближение в 2010 году к европейским странам по уровню производства ВВП в расчете на душу населения, который в 2002 году составил 23,3 процента от соответствующего показателя ЕС-25, по итогам за
2005 год – на уровне 29,4, в 2010 году – прогнозируется 40 процентов (рисунок 4).
Рисунок 4 ― ВВП на душу населения по ППС 2002 года в Республике Беларусь и ЕС-25
Примечание ― Источник: [19, с.17]
Результаты функционирования экономики страны в 1996-2007 гг. достаточно впечатляющие. ВВП вырос в 2,3 раза, продукция промышленности - в 3.0, инвестиции в основной капитал - в 3,7, реальные денежные доходы населения в 4,7 раза. Уровень производства промышленной продукции докризисного периода (1990 г.) был превышен в 2000 г., реальных денежных доходов населения - в 2001 г.; ВВП - в 2003 г., инвестиций в основной капитал - в 2006 г. В итоге за 1991-2007 гг. рост ВВП составил 151%, продукции промышленности - 185, инвестиций в основной капитал - 142, реальных денежных доходов населения - 241%. Производство продукции сельского хозяйства вплотную приблизилось к уровню 1990 г - 99%. .[28, с].
Для сравнения можно сказать, что в России в 2007 г. только один из названных показателей превысил уровень 1990 г. - ВВП (104%). Производство промышленной продукции составило лишь 81%, сельскохозяйственной - 77, а инвестиции в основной капитал - 56%. Из всех республик СНГ кроме Беларуси и России уровень производства 1990 г. превзошли Азербайджан, Армению, Казахстан и Узбекистан.[28 с.4-5]. Динамика ВВП в странах СНГ представлена в таблице 2.
Очевидно, что значительная положительная динамика ВВП в рассматриваемом периоде сопровождалась в Беларуси и наращиванием объемов инвестиций, а это позволяет говорить о неплохих перспективах развития экономики страны в ближайшее время, но при обязательном условии - существенном изменении отраслевой и технологической структуры капиталовложений.
Таблица 2 ― Индексы физического объёма ВВП в процентах к прошлому году в
странах СНГ
Страна |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Азербайджан |
110,6 |
111,2 |
110,2 |
126,4 |
134,5 |
125 |
Армения |
113,2 |
114 |
110,5 |
113,9 |
113,3 |
113,7 |
Беларусь |
105 |
107 |
111,4 |
109,4 |
110 |
108,2 |
Грузия |
101,8 |
104,8 |
105,5 |
109,6 |
109,4 |
112,7 |
Казахстан |
109,4 |
113,5 |
109,8 |
109,7 |
110,7 |
108,5 |
Кыргызстан |
100 |
107 |
106,6 |
99,8 |
103,1 |
108,2 |
Молдова |
107,8 |
106,6 |
107,4 |
107,5 |
104,4 |
104 |
Россия |
104,7 |
107,3 |
107,2 |
106,4 |
107,4 |
108,1 |
Таджикистан |
110,8 |
111 |
110,3 |
106,7 |
107 |
107,8 |
Узбекистан |
103,8 |
104,2 |
104 |
104,4 |
107,7 |
109,5 |
Украина |
105,2 |
109,6 |
113,1 |
102,6 |
107,1 |
107,3 |
Примечание ― Источник: [3, с.124]
Кроме отмеченных положительных тенденций, в рассматриваемом периоде в нашей стране были решены задачи обеспечения населения рабочими местами, минимизации уровня безработицы, стабилизации курса национальной валюты и ухода от его множественности, диверсификации внешнеэкономической деятельности, существенного снижения инфляции, роста благосостояния населения, улучшения положения в аграрном секторе и др. Все это было достигнуто преимущественно за счет использования экстенсивных факторов экономического роста, усиления дисциплины труда, улучшения организации производства, мобилизации административных ресурсов.
Прошлое пятилетие было направлено на выполнение заданий Программы социально-экономического развития на 2001-2005 годы, реализацию ежегодных прогнозов социально-экономического развития. Основные результаты выполнения прогнозных показателей за 2001-2005 годы представлены в Таблице 3.
Итоги 2001–2005 годы свидетельствуют о том, что большинство предусмотренных Программой основных показателей, в том числе все важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития, ежегодно утверждаемые Указом Президента Республики Беларусь, были выполнены, а по большинству из них было обеспечено превышение.
В прошедшее пятилетие в нашей стране большое внимание уделялось созданию макроэкономических условий для обеспечения перехода национальной экономики на инновационный путь развития, расширения производственной и инвестиционной деятельности посредством снижения инфляции и налоговой нагрузки, обеспечения стабильности национальной валюты, расширения банковского кредитования.
Таблица 3 ― Выполнение основных макроэкономических показателей, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы
Показатели |
Показатели Программы % |
Выполнение показателей Программы, % |
2005 год | |||
к уровню 1990 года |
к уровню 1995 | |||||
Валовой внутренний продукт |
135 -140 |
143,1 |
127 |
1,9 раза | ||
Продукция промышленности |
128 -132 |
151,8 |
153 |
2,5 раза | ||
Продукция сельского хозяйства |
122 -128 |
125,7 |
90 |
1,2 раза | ||
Инвестиции в основной капитал |
160 -170 |
184 |
96,2 |
2,5 раза | ||
Производство потребительских товаров |
142 - 147 |
150,4 |
166 |
2,8 раза | ||
Объем внешней торговли (с учетом услуг по методологии платежного баланса) |
142 - 150 |
229 |
- |
3,3 раза | ||
экспорт |
143 -152 |
237,6 |
- |
3,4 раза | ||
импорт |
141 - 149 |
220,8 |
- |
3,1 раза | ||
Реальные денежные доходы населения |
158 - 163 |
176,7 |
174,7 |
3,4 раза | ||
Реальная заработная плата |
180 - 185 |
205,5 |
195,3 |
3,5 раза | ||
Платные услуги населению |
160 -165 |
171,6 |
93 |
2,6 раза |
Примечание ― Источник: [19, с.32]
Благодаря постепенному переходу к
более жесткой денежно-
В 2006 году успешно стартовала реализация
Программы социально-
Численность безработных зарегистрированных в органах по труду и занятости и социальной защите, наконец, 2007 г 45,2 тыс. человек, что на 14% меньше, чем в 2006 г. [14] Более подробные данные о безработице в разрезе СНГ представлены в приложении Б.
Вместе с проведением
Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и закономерности