План маркетингового исследования рыночного потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 09:19, доклад

Описание работы

Маркетинг — любая деятельность, направленная на доведение товара от сферы производства до сферы потребления, т.е. на удовлетворение потребностей в соответствии с покупательским спросом. Цель маркетинга — удовлетворять покупательский спрос путем научно обоснованной и эффективной организации процесса купли-продажи товаров.

Файлы: 1 файл

План маркетингового исследования рыночного потенциала.docx

— 196.85 Кб (Скачать файл)

План маркетингового исследования рыночного потенциала

Маркетинг — любая деятельность, направленная на доведение товара от сферы производства до сферы потребления, т.е. на удовлетворение потребностей в соответствии с покупательским спросом. Цель маркетинга — удовлетворять покупательский спрос путем научно обоснованной и эффективной организации процесса купли-продажи товаров.

Маркетинговое исследование — деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей рынка и его структур. Оно включает сбор информации, ее интерпретацию, оценочные и прогнозные расчеты. Исследование рынка и рыночных процессов — необходимое условие функционирования маркетинга и экономики в целом.

Конъюнктурная оценка масштаба рынка проявляется в характеристике потенциала рынка. Потенциал рынка показывает, какое количество товаров при определенных условиях может быть предложено рынку, сколько товаров рынок сможет поглотить. Потенциал рынка подразделяется на производственный (товарное предложение) и потребительский (емкость рынка).

Производственный потенциал рынка характеризует предельные возможности товарного предложения. Производственный потенциал рынка определяется по следующей формуле:

Π = ∑(Ni ×Wi) + Fj ,

где Ni — единица производства; Wi — удельная мощность производственной единицы; Эр — коэффициент эластичности предложения от цен; Fj — прочие факторы и элементы потенциала; n — число i-х единиц производства или потребления.

Производственный потенциал характеризует производство товаров при полном использовании мощностей (предельный потенциал) и одновременно фактическое товарное предложение, который рассчитывается по формуле:

Q =∑ (Ni ×Wi× Di ×Ri × [Тпр.цен Эр] ×K) − D −Cи ,

где Ni — производственное предприятие или группа предприятий, выпус-

кающих i-й товар; Wi — средняя мощность предприятия (группы предприятий) по выпуску i-го товара; Di — средняя степень загрузки производственных мощностей; Ri — степень обеспечения производства ресурсами, необходимыми для реализации производственной программы;

[Тпр. цен × Эр] — поправка на изменение оптовых цен, где Тпр цен. — темп прироста цены, а Эp — коэффициент эластичности предложения от цен на

сырье и готовые изделия; К — поправка на конкурентоспособность товара;

В — внутреннее производственное потребление (по нормативу); Си — конкурирующий импорт; n — число i-х производственных предприятий.

Производственный потенциал рынка характеризуется объемом и структурой производства товаров, а также импортными возможностями.

На практике часто используется упрощенная модель производственного потенциала. Она имеет следующий вид:

Q = ∑[( qi j ×[ Тпр. цен × Эр) − В],

где qi j — объем i-ой продукции, запланированной к выпуску на j-м производственном предприятии в соответствии с портфелем заказов;

 n — число j-х предприятий, с которыми заключен (или предполагается заключить) контракт на поставку i-го товара.

Конъюнктурные опросы менеджеров/владельцев предприятий позволяют оценить состояние и тенденции портфеля заказов, а также охарактеризовать структуру поставщиков. Это позволяет определить или спрогнозировать потенциал развития рыночной ситуации. Когда заполненность портфеля заказов не превышает норматива и проявляется рост или хотя бы стабильность заказов, то перспективы потенциала рынка достаточно оптимистичны. Состав поставщиков характеризуется на основе опроса менеджеров/владельцев сбытовых, оптовых и розничных торговых предприятий, являющихся покупателями товаров. Такой анализ дает

возможность оценить процесс формирования товарного потенциала рынка как в экономическом пространстве (доля поставщиков-производителей и поставщиков-дистрибьюторов) и географическом пространстве (доля поставщиков из различных отечественных и зарубежных регионов).

Ключевой проблемой рынка является оценка потенциального количества товаров, которое способен поглотить рынок. Спрашивается, сколько товаров могут и хотят производители и торговые посредники? От этого, в конечном счете, зависит здоровье рыночной экономики, сбалансирована ли продажа и покупка товаров. Иными словами, необходимо определить покупательский потенциал. Расчет потенциала рынка необходим для разработки стратегических и оперативных планов маркетинга. Он является составным элементом оценки рыночной конъюнктуры. Покупательский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка. Емкость рынка характеризуется тем количеством товара, которое рынок в конкретных условиях планирует и реально способен поглотить (купить) за определенный период времени.

Емкость рынка — количество товаров, которое рынок способен поглотить

(приобрести) за определенный  срок и при данных условиях

Расчет емкости рынка базируется на потребительском принципе: определяется численность потребителей и прогнозируется средний уровень потребления.

Расчет емкости рынка j-го товара производственного назначения исходит из нормативов удельного потребления (использования сырья, материалов, оборудования на единицу i-го изготавливаемого изделия). При этом делаются поправки на технологические процессы, которые приводят к изменению нормативов (экономия материалов, использование ресурсов заменителей и т.п.):

E пр = ∑ (N i ×q i ×w i × Кнтп ) − Зij − Пij −C,

где Епр. — емкость рынка i-го товара производственного назначения; Ni — число производственных или иных предприятий, потребляющих (использующих) i-й товар производственного назначения; qi — количество изготавливаемых i-х изделий (объем деятельности), для которого необходим j-й товар; wi — норматив удельного расхода j-го товара на изготовление i-й единицы изделия; Кнтп — коэффициент поправки на технологические изменения; ∆Зi — средний размер изменения товарных запасов j-го товара;

Пi — потери j-го товара в пределах норматива; С — часть рынка, приходящаяся на долю конкурента, в том числе импортера.

Рынок испытывает сильное влияние структурных факторов, поэтому расчет емкости рынка следует дифференцировать осуществлять по каждой группе (отраслевой, социальной или возрастной). Рассмотрим развернутую формулу модели емкости потребительского рынка:

где Епотр. — емкость потребительского рынка; Si — численность потребителей i-й социальной или возрастной группы; Пi0 — потребление на душу в i-й группе потребителей в базисном периоде; Тпр. цен и Тпр. дохода — темпы прироста соответственно цен и дохода; Эi p — эластичность спроса i-й группы населения от изменения цен; дохода Эi — эластичность спроса i-й группы населения от изменения дохода; Dстим. — искусственно стимулированный прирост спроса, в частности, за счет продажи в рассрочку;

Н — насыщенность рынка (наличие товаров у потребителей); Иф и Им — износ товара соответственно физический и моральный;

А — альтернативные нерыночные формы потребления (например, потребление продуктов собственного производства), а также потребление товаров-заменителей; С — часть рынка, захваченная конкурентами, в том числе импортерами; n — число i-х групп потребителей.

В основе формулы емкости потребительского рынка лежит зависимость объема потребления от числа потребителей:

П = f(S).

Значительную роль в анализе рыночной ситуации и моделировании емкости рынка играет показатель насыщенности рынка. Его можно рассматривать в качестве индикатора обеспеченности населения товарами потребительского назначения. Насыщенность рынка ограничивает его емкость.

Насыщенность рынка — наличие в продаже товаров, пользующихся достаточным спросом.

В виде компенсации спрос стимулируется расширением кредита на приобретаемые товары. Моральный износ также повышает покупательский спрос в результате прекращения использования годного еще к употреблению изделия (выход из моды, появление нового, более совершенного и более привлекательного для потребителя товара и т.п.). Моральный износ является косвенным фактором увеличения спроса (С):

Им = f (С)

Моральный износ товара — замена его в спросе более совершенным и привлекательным.

Для того, чтобы выяснить степень насыщения рынка товарами, используются специальные выборочные обследования домашнего имущества, в том числе на основе панельных обследований. Выбытие рассчитывается по нормативам средней службы изделия.

Физический износ определяется по технологическим нормативам. Здесь же проявляется действие фактора уровня жизни: малообеспеченные семьи стремятся полностью выработать ресурс купленного изделия, до его полного разрушения. Физический износ товара — выбытие товара в результате невозможности его дальнейшего использования.

В расчете наличия товаров длительного пользования используют балансовую фор-

мулу:

Нк = Нн + П – В,

где Нк и Нн — наличие товаров соответственно на конец и на начало периода; П — поступление товаров за период; В — выбытие за период.

Оценка потенциала рынка может быть дополнена результатами опросов оптовых и розничных предпринимателей. В них дается характеристика экономического положения, состояния финансовых и товарных ресурсов, связей с поставщиками и клиентами. У руководителей предприятий должно сложиться мнение о перспективах изменения рыночной ситуации, которую можно выявить путем опроса.


Информация о работе План маркетингового исследования рыночного потенциала